Урок «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» по ФГОС, 5 класс, УМК И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович
план-конспект урока по математике (5 класс)

Хлыстова Ирина Павловна

Тип урока:  Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.

Форма проведения урока: урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx37.65 КБ
Файл prilozhenie_1.docx14.42 КБ

Предварительный просмотр:

Хлыстова Ирина Павловна

учитель математики филиала МБОУ СОШ с. Стегаловка в с. Стрелец Долгоруковского района Липецкой области.

Технологическая карта урока

Предмет:  МАТЕМАТИКА

Уровень образования:  общеобразовательный

Тема:  «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»

Тип урока:  Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.

Форма проведения урока: урок изучения нового материала

Время проведения: 

Участники:  Обучающиеся 5 класса филиала МБОУ СОШ с. Стегаловка в с.Стрелец Долгоруковского района Липецкой области.

Цель: Сформулировать правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, формировать умение складывать и вычитать дроби с разными знаменателями, решать задачи практического содержания.                                                          

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности; реализация принципа связи теории и практики;

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных  инструментов ИКТ и источников информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ истинности утверждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль,  коррекция, оценка, саморегуляция.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом,  между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.

Основные понятия: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Ресурсы: 

  1. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович10-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010.
  2. Сборник  задач и упражнений по математике. 5 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных кчреждений/В.Г.Гамбарин, И.И.Зубарева. – 3-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2011.

Этапы урока.

Содержание учебного материала. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся. ФОУД.

Формирование УУД.

1.  Организационный момент.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Три пути ведут к знанию:

путь  размышления                          – это путь самый  благородный,

путь подражания                    – это путь самый легкий

 и путь  опыта –

это путь самый  горький.

                   (Конфуций) (слайд 2)

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Давайте вспомним что мы знаем о дробях.

Включаются в деловой ритм урока.

Мы изучали тему «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

ФОУД - Ф

Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений.

Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Как получить дробь  m/n ?

 (слайд 3)

- Сколько сантиметров составляет:
       ½ м,   2/5 м?
- Сколько минут составляет:
       ¼ ч,  5/12 ч?
- Сколько килограммов составляет:
       1/10 т,    27/1000 т? (слайд 4)

- Клоун, чтобы посмешить публику, сказал, что рост у него 9/5000 км, а масса 2/25 т. Почему смеялась публика? Найдите рост и массу клоуна. (слайд 5)

-К Васе в гости пришли 3 девочки и 4 мальчика. Какая часть торта достанется девочкам, а какая мальчикам? (слайд 6)

- Вычислите:

 

 (слайд 7)

 (слайд 8)

- Какие правила вы использовали при решении?

- Прочитайте эти правила.

-  Приведите дроби к новому знаменателю:

(слайд 9)

 

1) Чтобы получить дробь m/n, надо единицу разделить на n равных частей и взять  m таких частей.

2) Чтобы получить дробь  m/n, надо число m разделить на число n.

- ½ м = 50см,   2/5 м = 40см

- ¼ ч = 15 мин,  5/12 ч = 25 мин

- 1/10 т = 100кг,    27/1000 т = 27 кг

- Клоун выбрал неподходящие единицы измерения.

 Его рост 180 см, а масса 80 кг.

- Девочкам достанется 3/8 торта, а мальчикам 5/8 (вместе с Васей).

- Решают самостоятельно с последующей проверкой

- Использовали правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и сокращения дробей.

- Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями надо сложить их числители, а знаменатель оставить без изменения.

- Если и числитель, и знаменатель дроби разделить на одно и то же число (кроме нуля) ее величина не изменится. Такое преобразование называют сокращением дроби.

- решают на слайдах с комментариями

- Чтобы привести дроби к общему знаменателю надо и числитель и знаменатель дроби умножить на одно и то же число (кроме нуля).

ФОУД – Ф, И

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником; управление поведением партнера – контроль, коррекция.

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: контроль, корркция.

3.Целеполагание и мотивация

- За первый день Денис прочитал 1/3 часть всей книги, а за второй – 1/4часть. Какую часть книги Денис прочитал за два дня?

На сколько больше он ролчитал в первый день? (слайд 10)

- Какая проблема у вас возникла?

- Какова  цель нашего урока?

- Назовите тему урока.

- Можем ли мы разрешить проблему?  Какими известными нам правилами  мы можем воспользоваться?

- Решение

Проблема: как сложить и вычесть дроби с разными знаменателями?

Цель урока:  Сформулировать правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. Научиться складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.

Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

Гипотеза: Для то чтобы сложить дроби с разными знаменателями надо привести их к общему знаменателю и сложить дроби с одинаковыми знаменателями.

ФОУД – Ф, И

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; формулирование проблемы; выдвижение гипотез и их обоснование.

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения

- Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете для себя открытие, выведя правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. (приложение 1)

 

Выполняют лабораторно - практическую работу в парах, делают вывод, ответив на поставленные вопросы.

Формулируют правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями:

«Чтобы сложить дроби с разными знаменателями надо привести их к общему знаменателями, сложить их числители, а знаменатель оставить без изменения»

ФОУД – П

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

5. Физкультминутка

Быстро встали,

Подтянулись,

Выше – выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, отпустите.

Вправо, влево

Повернитесь.

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали,

Сели, встали.

И на месте побежали.

 ФОУД – Г

6.Первичное закрепление

Задания

№ 441  - 44 4 (а)

№ 449- 451 (а)

 

Решают у доски с комментариями:

ФОУД – Ф, И

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

7. Организация первичного контроля

Самостоятельная работа.

№ 441, 44 4, 449 (б)

 

Самостоятельное решение в тетради.

Взаимопроверка.

ФОУД – Ф, П

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

8. Подведение итогов урока.

-Что изучили сегодня на уроке?

-Кто желает сформулировать правило сложения дробей с разными знаменателями?

- Кто желает сформулировать правило вычитание дробей с одинаковыми знаменателями?

Отвечают.

ФОУД – Ф

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; саморегуляция.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

9. Информация о домашнем задании

П. 24, № 440, 452

Регулятивные: Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

10. Рефлексия

Прошу вас теперь подвести итоги урока

На уроке

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Мне понравилось…
  • Я затруднялся…
  • Мое настроение…

ФОУД –И

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

  1. Можем ли мы складывать дроби с разными знаменателями?

;          ___________________________

  1. Какие дроби мы умеем складывать?   _____________________________
  2. Что для этого необходимо сделать? ______________________________

  1. Что теперь мы можем сделать?

Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

  1. Закрасьте ⅓ часть прямоугольника красным цветом и ¼ часть – синим. Какую часть прямоугольника вы закрасили? ________

  1. Заштрихуйте ⅓ часть прямоугольника вертикальной штриховкой.  Заштрихуйте  ¼ часть прямоугольника горизонтальной штриховкой поверх вертикальной. Какая часть прямоугольника заштрихована только вертикальной штриховкой? ________

Сформулируйте правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями "

Цели: -Познакомиться с правилом  сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями, формировать навыки применения правила при решении типовых упражнений; совершенствовать умен...

План-конспект урока "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Математика. 6 класс. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (урок с использованием ЭОР)....

План - конспект урока "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

План - конспект урока в 6 классе "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями". Первый урок по данной теме. В конспекте есть ссылки на используемые ЭОР ( http://school-collection.edu.ru/, htt...

Урок-зачет по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" в 6 классе по учебнику Н.Я. Виленкин и др.

Урок  проверки  уровня  и  качества  усвоения  материала  по  данным  темам...

Рефлексия к уроку "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Рефлексия к уроку  "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями", интерактивная презентация...

План - конспект урока по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" в 8 классе.

Материал содержит план - конспект урока по алгебре  "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" в 8 классе....

6 класс Урок "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Урок открытия нового знания в 6 классе по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями". Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Перед учениками савится проблемный вопрос, с пом...