Урок «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» по ФГОС, 5 класс, УМК И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович
план-конспект урока по математике (5 класс)
Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.
Форма проведения урока: урок изучения нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 37.65 КБ |
prilozhenie_1.docx | 14.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Хлыстова Ирина Павловна
учитель математики филиала МБОУ СОШ с. Стегаловка в с. Стрелец Долгоруковского района Липецкой области.
Технологическая карта урока
Предмет: МАТЕМАТИКА
Уровень образования: общеобразовательный
Тема: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.
Форма проведения урока: урок изучения нового материала
Время проведения:
Участники: Обучающиеся 5 класса филиала МБОУ СОШ с. Стегаловка в с.Стрелец Долгоруковского района Липецкой области.
Цель: Сформулировать правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, формировать умение складывать и вычитать дроби с разными знаменателями, решать задачи практического содержания.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности; реализация принципа связи теории и практики;
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ истинности утверждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
Основные понятия: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Ресурсы:
- Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович10-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010.
- Сборник задач и упражнений по математике. 5 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных кчреждений/В.Г.Гамбарин, И.И.Зубарева. – 3-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2011.
Этапы урока. | Содержание учебного материала. Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. ФОУД. | Формирование УУД. |
1. Организационный момент. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький. (Конфуций) (слайд 2) Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Давайте вспомним что мы знаем о дробях. | Включаются в деловой ритм урока. Мы изучали тему «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» ФОУД - Ф | Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений. Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | - Как получить дробь m/n ? (слайд 3) - Сколько сантиметров составляет: - Клоун, чтобы посмешить публику, сказал, что рост у него 9/5000 км, а масса 2/25 т. Почему смеялась публика? Найдите рост и массу клоуна. (слайд 5) -К Васе в гости пришли 3 девочки и 4 мальчика. Какая часть торта достанется девочкам, а какая мальчикам? (слайд 6) - Вычислите:
(слайд 7) (слайд 8) - Какие правила вы использовали при решении? - Прочитайте эти правила. - Приведите дроби к новому знаменателю: (слайд 9)
| 1) Чтобы получить дробь m/n, надо единицу разделить на n равных частей и взять m таких частей. 2) Чтобы получить дробь m/n, надо число m разделить на число n. - ½ м = 50см, 2/5 м = 40см - ¼ ч = 15 мин, 5/12 ч = 25 мин - 1/10 т = 100кг, 27/1000 т = 27 кг - Клоун выбрал неподходящие единицы измерения. Его рост 180 см, а масса 80 кг. - Девочкам достанется 3/8 торта, а мальчикам 5/8 (вместе с Васей). - Решают самостоятельно с последующей проверкой - Использовали правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и сокращения дробей. - Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями надо сложить их числители, а знаменатель оставить без изменения. - Если и числитель, и знаменатель дроби разделить на одно и то же число (кроме нуля) ее величина не изменится. Такое преобразование называют сокращением дроби. - решают на слайдах с комментариями - Чтобы привести дроби к общему знаменателю надо и числитель и знаменатель дроби умножить на одно и то же число (кроме нуля). ФОУД – Ф, И | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником; управление поведением партнера – контроль, коррекция. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: контроль, корркция. |
3.Целеполагание и мотивация | - За первый день Денис прочитал 1/3 часть всей книги, а за второй – 1/4часть. Какую часть книги Денис прочитал за два дня? На сколько больше он ролчитал в первый день? (слайд 10) - Какая проблема у вас возникла? - Какова цель нашего урока? - Назовите тему урока. - Можем ли мы разрешить проблему? Какими известными нам правилами мы можем воспользоваться? | - Решение Проблема: как сложить и вычесть дроби с разными знаменателями? Цель урока: Сформулировать правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. Научиться складывать и вычитать дроби с разными знаменателями. Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». Гипотеза: Для то чтобы сложить дроби с разными знаменателями надо привести их к общему знаменателю и сложить дроби с одинаковыми знаменателями. ФОУД – Ф, И | Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; формулирование проблемы; выдвижение гипотез и их обоснование. |
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения | - Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете для себя открытие, выведя правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. (приложение 1)
| Выполняют лабораторно - практическую работу в парах, делают вывод, ответив на поставленные вопросы. Формулируют правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями: «Чтобы сложить дроби с разными знаменателями надо привести их к общему знаменателями, сложить их числители, а знаменатель оставить без изменения» ФОУД – П | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
5. Физкультминутка | Быстро встали, Подтянулись, Выше – выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, отпустите. Вправо, влево Повернитесь. Рук коленями коснитесь. Сели, встали, Сели, встали. И на месте побежали. ФОУД – Г | ||
6.Первичное закрепление | Задания № 441 - 44 4 (а) № 449- 451 (а)
| Решают у доски с комментариями: ФОУД – Ф, И | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
7. Организация первичного контроля | Самостоятельная работа. № 441, 44 4, 449 (б)
| Самостоятельное решение в тетради. Взаимопроверка. ФОУД – Ф, П | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
8. Подведение итогов урока. | -Что изучили сегодня на уроке? -Кто желает сформулировать правило сложения дробей с разными знаменателями? - Кто желает сформулировать правило вычитание дробей с одинаковыми знаменателями? | Отвечают. ФОУД – Ф | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; саморегуляция. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. |
9. Информация о домашнем задании | П. 24, № 440, 452 | Регулятивные: Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. | |
10. Рефлексия | Прошу вас теперь подвести итоги урока | На уроке
ФОУД –И | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
- Можем ли мы складывать дроби с разными знаменателями?
; ___________________________
- Какие дроби мы умеем складывать? _____________________________
- Что для этого необходимо сделать? ______________________________
- Что теперь мы можем сделать?
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.
- Закрасьте ⅓ часть прямоугольника красным цветом и ¼ часть – синим. Какую часть прямоугольника вы закрасили? ________
- Заштрихуйте ⅓ часть прямоугольника вертикальной штриховкой. Заштрихуйте ¼ часть прямоугольника горизонтальной штриховкой поверх вертикальной. Какая часть прямоугольника заштрихована только вертикальной штриховкой? ________
Сформулируйте правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями "
Цели: -Познакомиться с правилом сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями, формировать навыки применения правила при решении типовых упражнений; совершенствовать умен...
План-конспект урока "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Математика. 6 класс. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (урок с использованием ЭОР)....
План - конспект урока "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
План - конспект урока в 6 классе "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями". Первый урок по данной теме. В конспекте есть ссылки на используемые ЭОР ( http://school-collection.edu.ru/, htt...
Урок-зачет по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" в 6 классе по учебнику Н.Я. Виленкин и др.
Урок проверки уровня и качества усвоения материала по данным темам...
Рефлексия к уроку "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Рефлексия к уроку "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями", интерактивная презентация...
План - конспект урока по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" в 8 классе.
Материал содержит план - конспект урока по алгебре "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" в 8 классе....
6 класс Урок "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Урок открытия нового знания в 6 классе по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями". Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Перед учениками савится проблемный вопрос, с пом...