План - конспект урока по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" в 8 классе.
учебно-методический материал по алгебре (9 класс) по теме
Материал содержит план - конспект урока по алгебре "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" в 8 классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Избранные вопросы математики
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Энтузиастская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании ШМО учителей математики руководитель ШМО __________Куликова Г. В. протокол № ___________ от «____» _сентября__2013 г _____ | "Согласовано" Заместитель директора по ВР _________Кондратьева И. В «___» _сентября_2013 г | "УТВЕРЖДАЮ" Директор МБОУ "Энтузиастская ООШ» _______________ Холодова И. В.
приказ № от «_ _» _сентября___2013 г. |
Элективный курс
«Избранные вопросы математики»
Составила:
Учитель: Горская О. А.
2013 – 2014 год.
Пояснительная записка.
Математическая подготовка в современной школе необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе
Элективный курс «Избранные вопросы математики» предназначен для учащихся 9 класса. Основной задачей данного курса является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Успешную сдачу ГИА.
Наряду с решением основной задачи изучение данного элективного курса расширяет кругозор учащихся, развивает их творческие способности, логическое мышление, предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявляет и развивает их математические способности.
Элективный курс «Избранные вопросы математики» является в значительной степени ориентационным. На этом этапе ученику надо помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, с тем, чтобы по окончании 9 класса он смог сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углублённого либо обычного изучения математики.
Элективный курс рассчитан на 17 часов. Занятия проходят 1 раз в неделю во втором полугодии.
Учебный план.
3. Выражения и их преобразование – 3 часа.
Рациональные выражения. Тождественное преобразование рациональных выражений. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. Преобразование двойных радикалов.
2. Уравнения – 6 часов.
Целые уравнения. Уравнения с параметром. Уравнения с переменной под знаком модуля. Дробно – рациональные уравнения и дробно – рациональные уравнения с параметром. Иррациональные уравнения.
3. Неравенства – 3 часа.
Решение неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. Дробно – рациональные неравенства. Иррациональные неравенства.
4. Функции – 4 часов.
Дробно – линейная функция. Функции у = |f (x)| и y = f (|x|). Преобразование функций: растяжение и сжатие вдоль оси координат, параллельный перенос. Возрастание и убывание функций, чётные и нечётные функции.
5. Итоговая работа – тестирование - 1 час.
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Кол. час. | Дата |
1. Преобразование выражений – 3 ч. | |||
1 | Преобразование рациональных выражений. | 1 | |
2 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 1 | |
3 | Преобразование двойных радикалов. | 1 | |
2. Уравнения – 6 ч. | |||
4 | Целое уравнение и его корни. | 1 | |
5 | Целое уравнение с параметром. | 1 | |
6 | Дробно рациональные уравнения. | 1 | |
7 | Дробно рациональные уравнения с параметрами. | 1 | |
8 | Уравнения с параметром под знаком модуля. | 1 | |
9 | Иррациональные уравнения. | 1 | |
3. Неравенства – 3 ч. | |||
10 | Дробно – рациональные неравенства с одной переменной. | 1 | |
11 | Неравенства с переменной под знаком модуля. | 1 | |
12 | Иррациональные неравенства. | 1 | |
4. Функции – 4 ч. | |||
13 | Свойства функций. | 1 | |
14 | Растяжение и сжатие графиков функций. Параллельный перенос графиков функций. | 1 | |
15 | Дробно – линейная функция. | 1 | |
16 | Функции у = |f (x)| и y = f (|x|). | ||
17 | Итоговое тестирование | 1 |
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса:
Программа элективного курса обеспечивает достижение следующих результатов :
Личностные:
- сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач.
Метапредметные:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы;
- сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий (ИКТ – компетентности);
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные:
- свободно владеть техникой тождественных преобразований целых и дробных рациональных выражений, выражений, содержащих корни;
- выражать из формулы одну переменную через другую;
- находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком;
- проводить исследование функции;
- строить и читать графики функций, овладеть основными приёмами преобразования графиков и применять их при построении графиков;
- научиться решать уравнения и неравенства с переменной под знаком модуля. Решать уравнения и неравенства с параметрами, дробно – рациональные уравнения и неравенства с параметрами, иррациональные уравнения и неравенства.
Литература.
1. Алгебра. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г Нешков, И. Е. Феоктистов. – 8 – е изд., - М. : Мнемозина, 2008. – 384 с.: ил.
2. Алгебра. 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г Нешков, И. Е. Феоктистов. – 7 – е изд., - М. : Мнемозина, 2008. – 447 с.: ил.
3. Алгебра. Сборник рабочих программ. 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [составитель Т. А. Бурмистрова]. – М. :Просвещение, 2011. – 96 с.
Предварительный просмотр:
Тема: Арифметическая прогрессия.
Цели: - закрепить теоретические и практические знания учащихся по теме «Арифметическая прогрессия»;
- развитие вычислительных навыков.
Ход урока.
- Организационный момент. Сообщение темы урока. Слайд 1.
- Проверка выполнения д. з.
- Повторение – подготовка к ОГЭ. Слайд 2 – 7.
- Фронтальная работа. Слайд 8.
- Определение арифметической прогрессии.
- Является ли последовательность
0; 1; 8; 27; 64; ….
7; 5; 3; 1; -1; ….
2; 2,2; 2,6; 3, 2; 4; …
6; 12; 18; 24; 36;… арифметической прогрессией?
c. а1 = 4, а2 = 6. d - ?
d. 6; 2; а3 - ?
e. Перечислите члены последовательности, стоящие между хn – 2 и хn + 2; хn – 4 и хn + 2.
f. Найдите а5, если аn = -3n.
g. аn – последовательность кубов натуральных чисел. Какое из чисел не является членом этой последовательности:
1. 1000; 2. 625; 3. 125; 4. 8
5. Математический диктант – проверка знания формул n – го члена арифметической прогрессии и суммы первых n членов арифметической прогрессии.
a. Запишите формулу n – го члена арифметической прогрессии.
b. Запишите формулу для вычисления 8 – го члена арифметической. прогрессии.
- Запишите формулы для вычисления суммы первых n – членов арифметической прогрессии.
- Запишите формулы для вычисления суммы первых 10 членов арифметической прогрессии.
6. Проверка диктанта. Слайд 9.
7. Работа у доски и в тетрадях. Слайд 10.
1. Найдите разность арифметической прогрессии (аn), в которой а1 = - 50, а9 = 4.
2. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 5 и не превосходящих 300.
3. Найдите сумму членов арифметической прогрессии с 15 – го по 30 – й включительно, если 1- й член равен 10 и разность равна 3.
8. Самостоятельная работа. Слайд 11.
1 уровень.
- а1 = 1,d = 4, d10 - ?
- а6 = 6, а5 = 46, S5 - ?
- а1 = 0,2, d = - 0,3, S5 - ?
2 уровень.
Разность арифметической прогрессии равна 5. Сумма восьми первых членов равна 1540. Найдите первый член этой прогрессии.
9. Итог урока.
№ 612 | № 607 |
№ 601 (б) |
10. Д.з Слайд 12.
Предварительный просмотр:
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
Взаимное расположение графиков линейных функций.
Горская Ольга Анатольевна | |
МБОУ «Энтузиастская основная общеобразовательная школа». | |
Учитель | |
Математика | |
7 класс | |
Взаимное расположение графиков линейной функции; 2 урок. | |
Макарычев Ю. Н |
- Цель урока: Познакомить учащихся с взаимным расположением графиков линейных функций.
9. Задачи:
- обучающие: дать знания о взаимном расположении графиков линейной функции.
- развивающие: формирование навыка определения взаимного положения графиков линейной функции; развитие чертёжных навыков;
- воспитательные: прививание культуры речи.
- Тип урока: комбинированный.
- Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
- Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
- Структура и ход урока
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Организационный момент. Сообщение темы урока. Сообщение задач урока. | Сообщение учителя. | Принимают сообщение учителя. | 2 | |
2 | Актуализация знаний. | ЭОР- презентация «Взаимное расположение графиков линейных функций» - И и П слайд 2 | Демонстрация | Отвечают на вопросы. Выполнение заданий. | 5 |
3 | Объяснение учащимися нового материала. | слайд 3 - 4 | Демонстрация и объяснение. | Слушают объяснение темы урока. | 3 |
слайд 5 - 6 | Задаёт вопросы учащихся. | Отвечают на вопросы учителя. | 3 | ||
слайд 7 | Задаёт вопросы учащимся. | Отвечают на вопросы учителя. | 2 | ||
слайд 8 | Объяснение. | Слушают объяснение. | 2 | ||
слайд 9 - 10 | Даёт задание. | Коллективное выполнение задания. | 5 | ||
слайд 11 | Даёт задание. | Выполняют задание. | 3 | ||
слайд 12 | Задаёт вопросы. | Отвечают на вопросы. | 1 | ||
слайд 13 - 14 | Объяснение | Слушают. | 2 | ||
4 | Формулирование контрольного вопроса и задания | слайд 15 | Подведение итогов; задаёт вопросы. | Отвечают на вопросы. | 1 |
5 | Формулирование выводов. | слайд 16 - 20 | Задаёт вопросы. | Отвечают на вопросы. | 5 |
6 | Закрепление знаний. | слайд 21 | Даёт задание. | Коллективное выполнение задания. | 5 |
7 | Запись домашнего задания. | слайд 22 | Дает задание. | Записывают. | 1 |
Предварительный просмотр:
Тема: Решение задач по теме «Правильный многоугольник».
Цели: - сформировать навык применения формул, связывающих радиус окружности, вписанный в правильный многоугольник и описанной около правильного многоугольника, со сторонами многоугольника;
- формирование навыка решения задач;
- развитие вычислительных навыков.
Ход урока.
1. Орг. момент. Сообщение темы урока. Слайд 1.
2. Проверка выполнения д/з.
3. Устные упражнения – подготовка к ОГЭ. Слайд 2 – 4.
4. Повторение:
- дайте определение правильного многоугольника;
- дайте определение окружности, вписанной в правильный многоугольник, и окружности, описанной около правильного многоугольника;
- как расположены центры вписанной и описанной окружностей;
- около любого правильного многоугольника можно описать окружность, вписать окружность?
- назовите формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. (Выписать на доску).
5. Упражнения на формирование навыка.
вывести формулы, применяемые для вычисления: S; R; r; a
и заполнить таблицу: Слайд 5.
an | R | r | S | |
n = 3 | R√ 3 | a3/ √ 3 | 1/2 R | 3√ 3/4 R |
n = 4 | R√ 2 | a4 / √2 | √ 2/2 R | 2R2 |
n = 6 | R | a6 | √3/2 R | 3√ 3/2 R2 |
Подготовить заготовки таблицы для учащихся.
6. Решение задач: Слайд 6.
- Сторона правильного треугольника равна 4 см. Найдите радиусы вписанной и описанной окружностей.
- Радиус окружности, описанной около квадрата равен 4√ 3 см. Найдите сторону квадрата и радиус вписанной в него окружности.
- Радиус окружности, вписанной в правильный шестиугольник, равен 4√ 3 см. Найдите сторону шестиугольника и радиус описанной около него окружности.
7. Самостоятельная работа: Слайд 7.
Радиус окружности, описанной около правильного шестиугольника, равен 5√ 3 см. Найдите сторону шестиугольника и радиус окружности, вписанной в шестиугольник и площадь правильного многоугольника.
8. Проверка. Слайд 8
9. Итог урока.
10. Д/з. № 1087, п. 108. Слайд 9.
Предварительный просмотр:
План – конспект урока.
_Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Горская Ольга Анатольевна | |
МБОУ «Энтузиастская основная общеобразовательная школа». | |
Учитель | |
Алгебра | |
8 класс | |
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. 1й урок. | |
учебник: Макарычев Ю. Н |
- Цель урока: научить выполнять сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями.
9. Задачи:
- обучающие: сформулировать правила сложения и вычитания рациональных дробей с разными знаменателями, выполнение сложения и вычитания дробей;
- развивающие: формирование навыка нахождения общего знаменателя, дополнительных множителей, сокращения дробей;
- воспитательные: прививание культуры речи.
- Тип урока: комбинированный.
- Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Организационный момент. Сообщение темы урока. Сообщение задач урока. | Сообщение учителя. | Принимают сообщение учителя. | 1 |
2 | Актуализация знаний. Фронтальная работа с классом. | 1. Заполните пропуски: 3х2/ 5у2 = …/ 15ху2; 2х/(х – 2у) = …/ 3х -6у; 3/( a – b) = …/ a2 – b2 2. Назовите выражения, противоположное выражениям: a; a/ b; a – b; (a + b) | 1. Выполняют задания вместе с учителем. 2. Выполнение индивидуальных заданий по карточкам: сократите дроби:
3х + 3у/ 6
x2/( x – 4) – 16/ (x – 4)
| 6 |
3 | Изучение темы. | Объяснение темы. Формулирует алгоритм сложения и вычитания рациональных дробей. | Слушают объяснение темы урока. Рассматривают и решают примеры на сложение и вычитание дробей вместе с учителем. | 8 |
4 | Формирование навыка сложения и вычитания дробей. | Формулирует задание. | Знакомятся с заданием. Выполняют задания на сложение и вычитание дробей (фронтальная работа): № 73 – у; № 74; № 76 (ч. пр.) | 13 |
5 | Контролирует выполнение задания. | Задаёт вопросы учащимся. | Отвечают на вопросы учителя. | |
6 | Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися самостоятельной работы. | Объясняет задание. | Знакомятся с заданием и выполняют самостоятельно. № 75 (а); № 76 (б,г) | 7 |
7 | Проверка выполнения задания | Анализирует результаты выполнения учащимися заданий. | Исправление ошибок. | 3 |
9 | Подведение итогов урока | Анализирует ответы учащихся: как выполняется сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями. Оценивает их деятельность на уроке. | Отвечают на вопросы учителя | 1 |
10 | Домашнее задание | Задаёт задание и объясняет его выполнение. | Записывают д/з п. 4. № 77; № 106. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».
Цели урока: - повторение правил сравнения, сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми и разными знаменателями, приведение к общему знаменателю, основного свойства дроби;- закреп...
конспект урока по математике "Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
конспект урока по математике "Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для учащихся 5 классов. тип урока: изучение нового материала. литература: 1. Математи...
Конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями", 7 класс
Конспект урока математики в 7 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"....
План- конспект по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем"
Урок математики по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем" в 5 классе является первым из отведенных на данную тему.Урок построен в соответствии с системно-деятельностным мет...
6 класс Урок- презентация "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Данная презентация прилагается к уроку в 6 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"...
План-конспект урока математики "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"
План-конспект урока математики«Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» с применением ЭОРУрок «открытия» нового знания...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение алгебраической дроби в степень»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА«Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение алгебраической дроби в степень»...