Методическая разработка внеурочного занятия по математике «МАТЕМАТИКА БЕЗ ФОРМУЛ»
методическая разработка по математике (10 класс)
Развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; раскрытие способностей и поддержка одарённости обучающихся; организация интеллектуальных и творческих соревнований, участие в окружной конференции; воспитание у обучающихся устойчивого интереса к изучению математики, развитие творческого и математического мышления обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 110.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа
«Ямальский многопрофильный колледж»
Методическая разработка внеурочного занятия по математике
«МАТЕМАТИКА БЕЗ ФОРМУЛ»
Составитель: Атавова Р.Ш.,
преподаватель математики,
ГБПОУ ЯНАО «ЯМК»
Рассмотрен на заседании кафедры
естественнонаучных и математических дисциплин
протокол № «_» ____ 201_г.
__________/Л.А. Степанченко
Салехард 2019 г.
Методическая разработка внеурочного занятия по математике
«МАТЕМАТИКА БЕЗ ФОРМУЛ»
Цель внеурочного занятия: способствовать расширению кругозора обучающихся, развивать фантазию, воображение, творческие способности, формировать доброжелательное отношение к членам команды и соперникам, способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
Формируемые компетенции:
ОК.2 | Организовывать собственную деятельность | Чётко определяет цель своей профессиональной деятельности, ставит задачи, планирует свою деятельность по достижению цели |
ОК.4 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Анализирует рабочую ситуацию в соответствии с заданными критериями, указывая её соответствие/несоответствие эталонной ситуации; Самостоятельно задаёт критерии для анализа рабочей ситуации на основе заданной эталонной ситуации, самостоятельно принимает решения |
ОК.6 | Работать в коллективе и команде | Использует особенности личности для групповой работы; Высказывает свою точку зрения на поставленную проблему; Находит пути решения той или иной проблемы, избегая конфликтных ситуаций |
ОК.7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий | Распределяет роли ответственности за результат выполненной работы, осуществляет контроль за выполненной группой работой и вносит коррективы |
Оснащение: компьютер; мультимедийное оборудование; раздаточный материал.
Форма организации работы:
- Фронтальная
- Групповая
Педагогическая технология (её элементы): интерактивные технологии (дидактическая игра), элементы здоровьезберегающих технологий.
Методическое обеспечение:
- Методическая разработка внеурочного занятия
- Раздаточный материал
Средства обучения: компьютер; мультимедийное оборудование.
Этапы работы
- Подготовительный этап
- Беседа с обучающимися по обсуждению темы внеурочного занятия, формы его проведения.
- Разделение обучающихся на команды и выбор ими капитана.
- Подготовка и оформление кабинета для проведения мероприятия.
- Основной этап
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
- Вступительное слово преподавателя
- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались на интеллектуальную игру, которую назвали «Математика без формул». Математика без формул? Не перехватили ли мы? Ведь это что-то вроде географии без карт или оперы без музыки! Что ж, опера без музыки, в самом деле, ничто. А что касается карт... Разве в них соль географии? Когда ты смотришь видовой фильм, слушаешь бывалого путешественника или путешествуешь сам - разве ты не пополняешь свои географические познания? К тому же все это гораздо интереснее, чем карты. Хотя, конечно, они подают информацию в чётком, концентрированном виде. Так же и формулы. При всей их чёткости и ёмкости - не в них душа математики. Наша встреча посвящена самой точной, самой важной, самой нужной из наук – математике!
Математика – наука
Она – гимнастика ума.
Цифры, буквы и … игра.
Тот, кто учит, понимает,
Что наука нам нужна.
Так как в трудной жизни нашей
Без неё никак нельзя.
Математика повсюду, математика везде
Тот, кто учит, понимает –
И порядок в голове.
В чем же она, эта загадочная душа математики? Ну, хорошо. Формулы не душа математики. Но все-таки язык! Родной язык! Математические формулы для непосвященного – те же иероглифы. Да и доказательства для него не понятнее иероглифов. Эти бесконечные «если... то... для любого... по крайней мере».
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну Математики. Наш математический экспресс следует по маршруту «Станция Историческая – станция Капитан». Математический экспресс делает в пути следования всего 5 остановок.
В ходе путешествия вы будете работать в командах. Для этого вы уже сформировали свои команды и выбрали себе капитана. Давайте выберем название вашим командам.
Выполняя различные задания, каждая команда набирает призовые баллы. Отмечать их будем в оценочном листе. По окончании путешествия определим знатоков математики.
Помогать и поддерживать вас будут болельщики. Для них тоже будут задания.
Не будем терять времени и отправляемся в путь.
- Ход игры
Первая наша остановка – Станция «Историческая»
Вопросы этой категории о знаменитых людях, так или иначе, связанных с математикой. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
- Кто из ученых участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою? (Пифагор)
- Кто из знаменитых людей является автором учебника для детей под названием «Арифметика»? (Л.Н. Толстой)
- Этот великий математик – практик, механик, был убит при взятии римлянами Сиракуз. Защитники города использовали техническое средство этого учёного. (Архимед)
- Этот знаменитый учёный измерил высоту египетской пирамиды, не влезая на неё. Кто он? (Фалес)
- С кем из этих знаменитых людей произошёл следующий случай…. «… на его камзоле протёрлись локти. Повстречавший его придворный щёголь ехидно заметил по этому поводу:
- Учёность выглядывает оттуда…
- Нисколько, сударь, - немедленно ответил он, - глупость заглядывает туда!»
(М.В. Ломоносов)
- Его теорема самая известная и наиболее применимая при решении задач. (Пифагор)
- Прямоугольная система координат связана с именем этого учёного. (Декарт)
- Ему принадлежат слова: «Математика – царица наук, арифметика – царица математики». (Гаусс)
- Этот учёный много сделал в математике: ввёл термины – функция, координаты, алгоритм, создал знаки дифференциала и интеграла, додумался до двоичной системы чисел – азбуки современной вычислительной техники. Он много путешествовал, лично встречался с Петром Великим и вёл с ним переписку. (Лебниц)
- Этот учёный прославил своё имя не только как математик, но и как физик. (Ньютон)
Подводим итоги 1 конкурса
Вторая наша остановка – Станция «Загадочная»
Расшифруйте какое математическое понятие здесь зашифровано. За каждый правильно расшифрованный ребус команда получает 1 балл. После выполнения задания команды меняются листочками с ответами, и идёт взаимопроверка, (ответы появляются на слайдах).
Минус
Число
Уравнение
Ответ
Пример
Задача
Степень
Периметр
Квадрат
Пока команды разыгрывают ребусы, болельщикам предлагается ответить на несложные вопросы:
- Какая мера длины определяется двумя нотами? (Миля)
- Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби)
- Что есть у слова, растения и уравнения? (Корень)
- В каком числе столько же цифр, сколько букв в написании? (Сто)
- Какие ноты при соединении обозначают только часть чего-либо? (Доля)
- Какое получится ядовитое вещество, если длиннохвостая грызунья встретит длинношерстного быка? (Мышьяк)
- Часть геометрии, занимающаяся изучением плоских фигур. (Планиметрия)
- Чтоб одеть тепло сыночков, Не хватает двух носочков. Сколько же в семье сынков, Если в доме шесть носков? (Четверо)
- Сколько книжек у ребяток, Сколько у Алёши пяток. Принесла ребяткам Галя Мячик, книжку, мишек. Вы ребята, посчитали, Сколько стало книжек? (Три)
- К трём лягушкам у болота Прибежали 2 енота, прискакала тётя жаба И пришла наседка Ряба. Сколько в камышах болотных Оказалось земноводных? (Четверо)
- Я к реке иду из дома, А навстречу – сто знакомых. Вдруг один из ста ребят, тот, что был с сачком в руке, Повернуть решил назад. Сколько нас идёт к реке?
- Чтобы слово написать, Его надо отгадать. Кричат солдаты на параде иль ребятишки, когда рады. К нему предлог поставим, Частицу к ним добавим, и чтобы слово завершить, К нему ты «НИЕ» допиши. (Уравнение)
- Света принесла из школы Три пятёрки за глаголы, За предлоги – тройку, А за суффикс – двойку. Сколько в дневнике у Светы Положительных отметок? (Четыре)
- У родителей пять сыновей. У каждого из них есть сестра. Сколько всего детей в семье? (5 сыновей и одна дочь)
- Два отца и два сына съели за завтраком три яйца. Причём каждому досталось одно целое яйцо. Как это могло случиться? (Сын, отец, дед)
- Что весит больше: один килограмм пуха или один килограмм гвоздей? (Одинаково)
- Представьте себе корабль со спущенной на воду вдоль борта лестницей. У лестницы 10 ступенек. Расстояние между ступеньками 30 см. самая нижняя ступенька касается воды. Начинается прилив, который поднимает воду каждый час на 20 см. через какое время покроется водой третья ступенька? (Никогда)
- У трёх маляров был брат Прокоп, а у Прокопа братьев не было. Как такое могло случиться? (Маляры – сёстры Прокопа)
- На столе лежало пять яблок. Каждое разрезали пополам. Сколько теперь яблок на столе? (Пять)
- В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько же всего кошек в комнате? (4 кошки)
- Верблюд в течении одного часа выдерживает ношу 10 пудов. В течение какого времени он выдержит ношу 1000 пудов? (Не выдержит)
Подводим итоги 2 конкурса
Третья наша остановка – Станция «Сообразительных»
Капитаны команд получают карточки с заданиями, на выполнение даётся 5 минут, каждый правильный ответ 1 балл, по выполнению идёт обмен ответами и выполняется взаимопроверка.
Математическая викторина « Все ли вы знаете о великих математиках»
1. Кто из ученых не был математиком?
а) Гаусс; б) Виет; в) Колумб; г) Пифагор;
2. Кто погиб на дуэли в 20 лет?
а) Галуа; б) Абель; в) Паскаль; г) Эйлер;
3. Кто из писателей был автором книжки «Математика»?
а) Лев Толстой; б) Тарас Шевченко; в) Иван Франко; г) Александр Пушкин;
4. Кто из математиков принимал участие в кулачном бою на 58 Олимпиаде в 548 году до н.э.?
а) Фалес; б) Ньютон; в) Пифагор; г) Абель;
5. Кто первым предложил нумерацию кресел в театре по рядам и местам?
а) Пифагор; б) Ньютон; в) Эйлер; г) Декарт;
6. Кто был первой женщиной – математиком?
а) Гортензия Лепот; б) София Ковалевская; в) Гепатия Александрийская; г) София Жермен;
7. Кто из ученых был первым астрономом?
а) Декарт; б) Пифагор; в) Эвклид; г) Фалес;
8. Именем, какого математика названа теорема, которая помогает решить прямоугольные треугольники?
а) Декарт; б) Эвклид; в) Виет; г) Пифагор;
9. Кто впервые приблизительно вычислил диаметр Земли?
а) Виет; б) Пифагор; в) Эратосфен; г) Эвклид;
10. Кого из великих математиков называют «Королем математики»?
а) Пифагор; б) Виет; в) Гаусс; г) Эвклид;
11. Кого из великих математиков называют «отцом алгебры»?
а) Гаусс; б) Галуа; в) Виет; г) Декарт;
12. В какой стране напечатана первая математическая книга?
а) Германия; б) Россия; в) Египет; г) Франция;
13. Кто из математиков составил таблицу простых чисел?
а) Декарт; б) Виет; в) Пифагор; г) Эратосфен;
14. Кто из первых математиков сказал: «Не тронь моих кругов!»
а) Пифагор; б) Архимед; в) Фалес; г) Ньютон;
15.Кому принадлежат слова: «В геометрии нет царских путей!»?
а) Эвклид; б) Пифагор; в) Эйлер; г) Фалес;
16.Где родилась метрическая система измерения?
а) Германия; б) Италия; в) Франция; г) Россия.
Ответы:
- В
- А
- А
- В
- Г
- В
- Г
- Г
- В
- В
- В
- Б
- Г
- Б
- А
- В
Чтобы болельщики не скучали, предлагаю старинный фокус. Тот, кто желает принять участие, прошу выйти ко мне. (Выходит желающий)
Фокус. Вот тебе монета – 10 рублей, а вот монета – 1 рубль. Спрячь в одну руку монету – 10 рублей, а в другую – монету – 1 рубль. А я отгадаю в какой руке у тебя монета – 10 рублей, а в какой монета – 1 рубль.
Числовое значение монеты, которая у тебя в правой руке умножь на 4, а числовое значение монеты, что лежит в левой руке умножь на 7. Сделал?
Сложи эти числа и скажи чётное или нечётное число ты получил?
(если число чётное, то значит в правой руке 1 рубль, а в левой руке 10 рублей, если нечётное число, то наоборот).
Подводим итоги 3 конкурса
Четвертая наша остановка – «Художественная»
Изобразить используя только математические фигуры, символы, знаки, числа (учитывается количество символов).
Подводим итоги 4 конкурса
Пятая наша остановка – Капитан!
Конкурс капитанов
Давайте проверим наших капитанов на внимательность, быстроту реакции, пространственное воображение, сообразительность.
Задание капитанам
Каждый участник получает задание, в котором набор слов, из которых он должен правильно составить «Золотые мысли» - высказывание знаменитого человека и вспомнить его автора.
Набор высказываний:
- Существую, мыслю, следовательно, я, мыслю, я.
Ответ: « Я мыслю - следовательно, я существую». Декарт
- Порядок, в, ум , нужно, учить , проводит, математика, уже, потому, что, она,
Ответ: «Математику уже потому учить нужно, что она ум в порядок приводит»
Ломоносов.
- Основание, арифметика, есть, математика, всей,
Ответ: «Арифметика… есть основание всей математики». Л.Н.Толстой
- Назначение, математика, высшее, находить, в, хаосе, порядок, нас, окружает,
Ответ: «Высшее назначение математики - находить порядок в хаосе, который нас окружает». Норберт Виннер.
- Сделано, ничего. Не, если, недоделанным, что-то, осталось.
Ответ: «Нечего не сделано, если хоть что-то осталось недоделанным». Карл Гаусс
- Рука, правая, химия, еЁ, глаза, математика, физика.
Ответ: «Химия – правая рука физики, а математика - её глаза». М.В.Ломоносов,
Пока наши капитаны заняты поиском, мы с вами вспомним, где можно встретить математику.
Назовите пословицы, поговорки, сказки, кинофильмы, где встречаются числительные. (Ребята по очереди называют пословицы, поговорки, сказки, кинофильмы).
Например:
Бог троицу любит. В трёх соснах заблудился. Для бешеной собаки семь вёрст не круг. Для любимого дружка семь вёрст не околица. За семь вёрст киселя хлебать. За семью печатями. Лук – от семи недуг. Макару поклон, а Макар на семь сторон. Не велик городок, да семь воевод. Один в поле не воин. Один с сошкой, а семеро с ложкой. От горшка – три вершка. Рос нос на семерых – а одному достался. Седьмая вода на киселе. Семеро ворот и все в огород. Семеро одного не ждут. Семеро по лавкам. Семи смертям не бывать, а одной не миновать. Семь бед – один ответ. Семь без четырёх да три улетело. Семь вёрст до небес и всё лесом. Семь мудрецов дешевле опытного человека. Семь потов сошло. Семь пядей лбу. Семь пятниц на неделе. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семь раз поели, а за столом не сидели. Семь футов под килем. Тайна за семью печатями. У семи нянек дитя без глазу.
Подводим итоги 5 конкурса
- Подводим итоги соревнования между командами.
Выявляем знатоков математики. Сегодня победила любознательность, логика, находчивость, дружба.
Команду победителей награждаем призами.
Дополнительный конкурс на звание «Математик»
Наш экспресс благополучно проехал все остановки. А теперь возвращаемся домой. А чтобы не было скучно, давайте посоревнуемся.
Задание «Составь слова». Из слова «АРИФМЕТИКА» нужно составить как можно больше слов. Каждую букву разрешается использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове, т.е. букву «Е» - два раза, а остальные по одному разу. Тот, кто назовёт последнее слово, - победит. На выполнение задания отводится 4 минуты. Старайтесь придуманные вами слова не обсуждать с окружающими, так как призовые баллы засчитываются только тому обучающемуся, у которого принял ответ преподаватель. Время пошло…..
Возможные варианты ответов:
Акр, Ар, Арка, Арфа, Икра, Камера, Кара, Карат, Карта, Катер, Кит, Кифара, Крем, Мак, Марка, Мера, Мерка, Метка, Метр, Метрика, Мир, Миф, Мрак, Рак, Ракета, Рама, Река, Ритм, Ритмика, Риф, Рифма, Тара, Тариф, Тема, Тик, Тир, Тиф, Фа, Фара, Ферма, Фирма, Фрак
Самому активному болельщику вручаем приз
- Заключительный этап
- Подведение итогов занятия
- Рефлексия
Продолжите предложение «Математика для меня – это…»
Заключительное слово преподавателя.
Я бы хотела закончить нашу встречу словами:
Запомни, что Гаусс всем сказал:
Наука математика – царица всех наук.
Не зря, поэтому он завещал –
Творить в огне трудов и мук.
Безмерна роль её в открытии законов,
В создании машин, воздушных кораблей.
Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов,
Каких дала история до наших дней.
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы может быть,
Но будешь ты рабочим, иль учёным,
И будешь честно Родине служить.
Спасибо всем за активное участие!
Приложение 1
Оценочный лист
1 конкурс | 2 конкурс | 3 конкурс | 4 конкурс | 5 конкурс | Итог | |
1 Команда | ||||||
2 Команда |
Верный ответ на вопрос – 1 балл
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеурочного занятия по английскому языку "Путешествие по радуге" для 1 класса
Данное занятие обобщает знания обучающихся по темам "Любимый цвет", "Мои игрушки", "Путешествие в зоопарк". Занятие проходит в игровой форме с использованием мультимедиа презентации....
Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Методическая разработка внеурочного занятия по музыке "В гостях у Осени"
Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Конспект внеурочного занятия по музыке с использованием ЦОР "В гостях у Осени" для 2 класса + презентация с музыкальным и видеоматериалом....
Методическая разработка внеурочного занятия по «Краеведению» ко Дню народного единства
Учитель МБОУ СОШ №7: Козленко О.П. Методическая разработка внеурочного занятия по «Краеведению»ко Дню народного единстваЦель мероприятия: воспитание чувства патриотизма, ...
методическая разработка внеклассного мероприятия по математике Математика вокруг нас
В настоящее время одной из задач качества образования становится развитие творческого потенциала обучающихся, формирование умения выходить из различных нестандартных ситуаци...
Внеурочное занятие по математике «Математика в профессиях»
открытый урок по внеурочной деятельности по формированию математической грамотности в 9 классе...
Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.
Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения....
Методическая разработка внеурочного занятия «Дорогою добра. Путь к мечте» (курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность против коррупции»), 6 класс
Представленное занятие проводится в рамках курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность против коррупции» для учащихся 6 класса. Это курс гуманитарного направления, целью которого...