Конспект урока по математике в 6 классе "Умножение положительных и отрицательных чисел"
план-конспект урока по математике (6 класс)
Сформировать умения умножения положительных и отрицательных чисел, научить применять полученные знания при решении примеров и задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass.odt | 69.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по математике
в 6 классе
«Умножение положительных и отрицательных чисел»
подготовила:
учитель математики 6кл
Валеева Нажия Закарьевна
Место работы: школа №13 г.Копейск
2019 год
Тема и номер урока в теме
Умножние положительных и отрицательных чисел, 1урок из 3.
Базовый учебник
Математика. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.
Авторы Виленкин Н.Я., Жохов В.И. И др.
Цель: сформировать умения умноженияположительных и отрицательных чисел, научить применять полученные знания при решении примеров и задач.
Задачи:
Образовательная:
вывести правила умножения положительных и отрицательных чисел;
сформировать умения и навыки умножения чисел с разными знаками;
обучать учащихся поиску различных способов и методов решения практических задач.
Воспитательная:
максимально приблизить учащихся к практическому применению математических знаний в повседневной жизни. Развивать интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание; выработать самостоятельность в освоении новых знаний.
Развивающая:
воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, волевые качества;
формировать эмоциональную культуру и культуру общения, воспитывать чевство дружественной атмосферы в классе и умение работать в группах.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать свою работу на уроке.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, совместнодоговариваться о правилах общения в паре и следовать им.
Позновательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний и умений; отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя информацию полученную на уроке.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные : уметь осуществлять самооценку на основе критерия усспешности учебной деятельности; ориентироваться на успех в учебной деятельности.
Межпредметные
Регулятивные — уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя ; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленому плану; оценивать правильность выполнения действия. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета сделанных ошибок ; высказывать свое предположения.
Коомуникативные- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Позновательные- уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое знание от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию.
Предметные: уметь умножать числа сразными знаками , умножать отрицательные числа; применять правило умножения положительных и отрицательных чисел при решении упражнений, закреить правила умножения десятичных и обыкновенных дробей.
Тип урока: открытия новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная и фронтальная работа , работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: компьютер.
Ход урока
I..Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте! Присаживайтесь! На столах у вас лежат смайлики настроения.
Выберите и покажите , какое у вас сейчас настроениена начало урока.
Французкий писатель 19 столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Пусть эти слова послужат девизом сегодняшнего урока. Настраиваемся на хорошую работу на уроке.
С какими числами вы работалина предыдущих уроках?.
Ученики: С положительными и отрицательными числами.
Учитель: какие числа называются положительными? Отрицательными? Какие действия вы научились делать с этими числами?
Ученики: Сложение, вычитание.
Учитель: Сегодня продолжаем работать с положительными и отрицательными числами . Скажите, где в нашей жизни встречаются положительные и отрицательные числа?
Ученики: Температура воздуха выражается положительным и отрицательным числом; прибыль-положительное число, а долг-отрицательное; увеличение величины выражается положительным числом , а ее уменьшениие — отрицательным.
Учитель:Какое сейчас время года?
Ученики: Осень
Учитель: Назовите первые признаки осени?
Ученики:Дни стали короче. Листья выпадают. Понижается температура воздуха.
Учитель:Какая сейчас температура воздуха на улице?
Ученики: -4°С
Учитель: Понижение температуры выражается положительным или отрицательным числом?
Ученики:Отрицательным.
Учитель: А повышение температуры?
Ученики: Положительным
Учитель: Я позволю себя вас спросить , если сегодня температура воздуха равнна -4°С, то какой будет температура воздуха через двое суток, если каждые последующие сутки она будет понижатьсяна два градуса.
Ученики:-4°-2°-2°= -8°
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Устный счет.
Учитель: Выполните действия и назовите только ответы.
1 2
1)-3-- +(-5 -)
3 3
2) -5,7-9,6
3) -5/12+(-7/12)
4) 7,9+(-2,5)
5) -10-(-9,1)
6) -1/3+2
7) 4,7-(-0,3)
8) -2,14-1,6
Учитель: Какие правила вы применяли при решении этих примеров?
Ученики: Правила сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками , правило вычитания отрицательных чисел.
Учитель: Решение уравнения (с объяснением)
а) -4,9+Х= 2
б)х:(-2)= -4
(При решении последнего уравнения учащихся фиксмруют разные ответы, отсутствие правила для их обоснования).
Ученики: Мы не знаем, как умножить рациональные числа
Ш. Постановка учетной задачи
Учитель: Какая проблема встала перед вами?
Ученики: мы не знаем, как умножать отрицательные числа .
Учитель: Как вы думаете, какая цель стоит перед нами?
Ученики: Научиться умножать отрицательные числа.
Учитель: А какие еще можно умножать числа?
Ученики: Положительные и отрицательные
Учитель: какя же тема нашего урока?
Ученики: Умножение положительных и отрицательных чисел.
Учитель: запишите тему урока в тетради.
IV. Открытие новых знаний
Учитель: Наша задача научиться умножать положительные и отрицательные числа. На партах у вас лежат термометры. Я вам читаю условия задачи, вы предлогаете решение. Я записываю решениена доске, а вы в тетрадях.помогать нам будутпри рашении задач термометры.
( На доске висит модель термометра. Звучит музыка. Прогноз погоды).
Задача 1. Температура воздуха повышается каждый день на 5°. Сейчас термометр показывает 0°.
Какую температуру воздуха будет показывать термометр через 3 дня?
Учитель: Под словами «Повышается на 5°» мы понимаем , что величина изменится на +5.
Как записать решение одним действием?
Ученики: 5°+5°+5°=15°
Учитель: Как вычислить быстрее?
Ученики: 5°*3=15°
Задача №2. Температура воздуха понижается каждый день на 5°. Сейчас термометр показывает 0°.
Какую температуру воздуха будет показывать термометр через 3 дня?
Учитель: какую температуру будет показывать термометр ? Как записать решение задачи с помощью умножения ? Если температура понижается, то это изменение температуры выражается каким числом?
Ученики: -5°*3=-15°
Задача №3
Температура воздуха повышалась каждый день на 5°. Сейчас термометр показывает 0°. Какую температуру воздуха, термометр показывал 3 дня назад?
Учитель: Что значит 3 дня назад? Переведите на математический язык и решите задачу.
Ученики: 5°*(-3)= -15°
Задача № 4. Температура воздуха понижалась каждый день на 5°. Сейчас термометр показывает 0°.
Какую температуру воздуха показывал термометр 3 дня назад?
Учитель: Если температура понижалась, и сейчас 0°, то она была выше или ниже нуля?
Ученики: -5°*(-3)= 15°
Учитель: Сравните полученные равенства и попытайтесь сформулировать правило умножения положительных и отрицательных чисел.
Ученики: дают свои варианты ответа.
Выводы:
- Чтобы умножить два числа с разными знаками, надо умножить модули этих чисел и поставить перед полученным произведением знак «-».
- Чтобы умножить два числа с одинаковыми знаками, надо умножить модули этих чисел и поставить перед полученным произведением знак «+».
Учитель : Таким образом , мы получили правила умножения положительных и отрицательных чисел. Теперь сравните эти выводы с правиломпрведенным в учебниках. Стр.190-191(повторяют несколь ко человек).
Учитель: Итак , вы самостоятельно вывели правило и запишем теперь в виде алгоритма.
Блок схема вычисления произведения двух чисел
a*b |
↓
|a|*|b|
↓
да ← → нет
a+b |
↓ ↓
знак «+» знак «*-»
Учитель: А вот древние употребляли правило умножения: + друг; - враг.
«Друг моего друга — мой друг»
+*+=+
«Враг моего врага — мой друг»
-*- =+
«Друг моего врага — мой враг»
+*- = -
«Враг моего друга-мой враг»
-*+= -
Учитель: так как же решить уравнение
х/(-2)= -4?
Учащиеся находят корень уравнения .
Физкультминутка.( Музыка, прогноз погоды).
Давайте немного передохнем и выполним физкультминутку. Встаньте у парты и выполняйте действия, которые я буду произносить.
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали, а теперь мы дружно встали , свои косточки размяли.
На сечт раз кулак сожмем,
на счет два в локтях сожмем.
На счет три- прижмем к плечам,
На 4 — к небесам.
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
- Первичное закрепление учебного материала.
Учитель: устный счет покажет , как вы поняли правила
7*(-6)= -42 0,7*(-5)= -3,5
-8*(-4)= 32 -0,6*(-0,9)=0,54
-10*11= -110 2,5*(-4)= -10
-1,34*0=0 -1,34*(-1)=1,34
Учитель: Молодцы, рябята, а теперь поработаем на доске и в тетрадях.
Решаем №1123. задания заранее написаны на доске, выполняются с комментариям с места в тетрадях , учитель пишет на доске.
№1123
а) -2/3*3/8;
б) 4/15*(-5/8);
в) -5/9*(-12/25);
1
г)-3 --- * (-4/7);
2
1 1
д) 1 --- * (-5 --- ) ;
8 3
3 1
е) -3-- * 6 – ;
5 4
1
ж)-3 – * 1,2;
5
1
з) 1,8* (-1-- );
3
2
и) -2--- * (-6,25);
15
Ответ:
1*1 1
а) -2/3*3/8= -2/8= 1/4 б) 4/15*(-5/8)= ----- = - --
3*2 6
5*12 4 4
в)-5/9*(-12/25)= ------- = ------- = ------
9*25 3*5 15
1 4 7*4
г.) -3 ---- * (- ---) = ------ = 2
2 7 2*7
д)
1 1 9*16
1---* (-5--- ) = - ------- = -6
8 3 8*3
3 1 18*25 45 1
е) -3--- * 6 --- = - ---------- = - ----- = -22----
5 4 5*4 2 2
1
ж) -3 --- 1,2= -3,21,2= -3,84
5
1 18*4 12
з) 1,8* (-1---- ) = 0 - -------- = - ----- = -2,4
3 10*3 5
2 32*25 8*5 40 1
и) -2 ----- * (-6,25)= ---------- = -------- = ---- = 13 -----
15 15*4 3*1 3 3
- Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.
Учитель. Предлагаю вам проверить правильность понимания правил по новой теме, в ходе выполнения самостоятельной работы.
Вариант 1 вычислите
- -64*10
- 69*(-0,1)
10 7
- - ---* ----
21 25
- -11*(-8)
- -9*(-7)
Вариант 2 вычислите
1. -58*10
2. -19*(-0,1)
14 9
3. ---- * (- ---- )
27 35
- -13*(-7)
5. -15*(-1)
Ответы: 1 вариант:
- -640
- -6,9
2
- - ----
15
- 88
- 63
Ответы 2 вариант:
1.-580
2.-1,9
2
3.- ----
15
- 91
- 45
Учитель: Поменяйтесь тетрадями и проверьте по образцу (решение в презентации). Если верно, поставьте знак «+», если неверно , то «-»;
После взаимопроверки выставляются оценки в тетради и дневнике.
- Включение в систему знаний и повторение
- Вычислить
-3,2*4*12,6=
5,3*1,2*1,2*0,3=
- Домашнее задание (по выбору)
«5» «4» «3»
№1132,1150 №1128,1132(г,д) «1127(а-г), 1128 (а,б,в)
IX. Рефлексия деятельности (итог урока)
Сегодня на уроке
Я узнал
Я научился
Мне было трудно
Я выполнил задания
Я смог
Я понял, что теперь я могу
Учитель:
Если вы остались довольны уроком, то на термометре поставьте температуру выше 0, если не очень понравился урок , то поставьте на термометре температуру ниже 0.
Итак, ребята, урок мы провели, все сделали мы с вами, что смогли. Желаю к математике вам прилагать старанье. Всего вам доброго, ребята , и до свидания!
Список использованной литературы:
Виленкин Н.Я. Математика 6кл.
Гайштут А.Г. Математика в логических упражнениях.
Киев. Радянська школа 1985, 9рус)
Ким Е.А. Нестандартные уроки математики 5-6 классы.
Поурочные планы
Волгоград : Учитель -АСТ, 2015
Фарков А.В.
Внеклассная работа по математике. М: Айрис-пресс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Повторение. Умножение и деление отрицательных чисел"
Умножение и деление отрицательных чисел...
Конспект урока по математике в 6 классе "Умножение отрицательных чисел и чисел с разными знаками"
Технологическая карта урока и презентация по математике в 6 классе по ФГОС к УМК под редакцией Виленкина Н.Я....
Урок по математике-проект «Применение положительных и отрицательных чисел»
Тема «Применение положительных и отрицательных чисел»Тип урока: урок комплексного применения метапредметных и предметных знанийДата урока:___________________2015г.Образовательные ресурсы: проектор, но...
Конспект урока с УУД по теме "Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая." , 6 класс
Конспект урока с УУД по теме " Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая." , 6 класс....
Конспект урока в 6 классе "Сложение и вычитание отрицательных чисел"
Урок математики в 6 классе в соответствии с ФГОС по теме: « Сложение и вычитание целых чисел». (3 урок по теме) Учебник: С.М. Никольского- 2013 г.Тип урока: урок обобщения и системати...
Конспект урока по теме "Действия с положительными и отрицательными числами" 6 класс
Цели:Образовательные: обобщить знания учащихся о правилах действий над положительными и отрицательными числами; закрепить полученные навыки;Воспитательные: воспитание познавательного интерес...
Конспект урока в классе по теме "Положительные и отрицательные числа"
Конспект урока математики в 6 классе по теме «Положительные и отрицательные числа», разработанный с использованием проектной технологии.Урок обобщения и систематизации знаний. 6 клас...