Конспект урока по теме "Действия с положительными и отрицательными числами" 6 класс
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Корнеева Лариса Альбертовна

Цели:

Образовательные: обобщить знания учащихся о правилах действий над положительными и отрицательными числами; закрепить полученные навыки;

Воспитательные: воспитание познавательного интереса к предмету; воспитывать культуру труда, математической речи, активность, самостоятельность, культуру общения.

Оборудование: компьютер; проектор; мультимедийная презентация; оценочные листы; бланки для ответов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deystviya_s_i_-_chislami.docx49.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Действия с положительными и отрицательными числами.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Класс: 6

Цели:

Образовательные: обобщить знания учащихся о правилах действий над положительными и отрицательными числами; закрепить полученные навыки;

Воспитательные: воспитание познавательного интереса к предмету; воспитывать культуру труда, математической речи, активность, самостоятельность, культуру общения.

Оборудование: компьютер; проектор; мультимедийная презентация; оценочные листы; бланки для ответов.

Ход урока:

Ребята, мы с вами долго и упорно изучали арифметику положительных и отрицательных чисел, и вот, пришло время подвести итоги. Так чему же вы научились?

Ученики отвечают: «Мы научились выполнять сложение и вычитание, умножение и деление положительных и отрицательных чисел и т.п.»

А к какой группе чисел можно отнести все положительные и отрицательные числа?

Ученики отвечают: «К рациональным числам!» 

Совершенно верно! Ну, тогда начнем наш урок! Сегодня вы узнаете много интересного и закрепите ранее изученный материал. Каждому из вас выдан бланк ответов, который вы будете заполнять в ходе урока. В последующем, вы сможете использоваться его как подсказку. А для начала пройдите блиц-опрос.

Блиц-опрос

  1. Сумма противоположных чисел равна…
  2. Какое из чисел больше: отрицательное или 0?
  3. Какое число больше: -15 или -9?
  4. Чему равна сумма чисел от -18 до 17?
  5. Если перемножить 5 положительных и 8 отрицательных чисел, то с каким знаком мы получим результат?
  6. При каких значениях x и y верно соотношение: ?

Вы можете сравнить свои ответы с ответами на экране. (Приложение 1)

Теперь вам нужно заполнить бланки-подсказки, затем сравнить свои ответы с ответами на экране (обучающиеся заполняют бланки):

Бланк-подсказка

1. Число, отличающееся от данного только знаком, называется                                                              

2. Сумма противоположных чисел равна                                                                                   

3. Сумма положительных чисел                                                                                                

4. Сумма отрицательных чисел                                                                                                 

5. Сумма чисел с разными знаками имеет знак числа                                                                 

6. Вычитание можно заменить действием сложения с числом                                                     

7. Произведение положительных чисел                                                                                     

8. Произведение четного числа отрицательных множителей                                                       

9. Произведение нечетного числа отрицательных множителей                                                                

10. a(bc) =                                       

11. a : (bc) =                                       

12. (a ± b)с =                                        или ас ± bc =                                       

13. (a ± b) : с =                                         или а : с ± b : c =                                       

В оценочном листе отметьте, какие знания вы приобрели в ходе изучения действий над рациональными числами и оцените их по пятибалльной шкале:

Оценочный лист

1. Я знаю правила сложения и вычитания рациональных чисел

 

2. Я знаю правила умножения и деления рациональных чисел

 

3. Я знаю свойства рациональных чисел

 

4. Я умею складывать рациональные числа

 

5. Я умею вычитать рациональные числа

 

6. Я умею умножать и делить рациональные числа

 

7. Я умею находить рациональные способы решения, используя свойства рациональных чисел

А теперь давайте обратимся к истории. Первые понятия об отрицательных величинах сложились примерно к I веку до нашей эры.

Примерно во II веке до н.э. с ними столкнулись китайские ученые, но император Ши Хуан Ди, разгневанный на ученых, повелел сжечь все научные книги, а их авторов казнить. Поэтому, до нас дошли лишь обрывки, откуда известно, что китайцы не знали правила знаков при умножении положительных и отрицательных чисел.

Одними из первых дали весьма естественное истолкование  этим числам индийские ученые. Они истолковывали их  как «имущество» и «долг». Например, математик и астроном Брахмагупта в книге «Брама- спутта –сидданта», состоящей из 20 книг, написанных в 628 году сформулировал математические действия так:

Правила сложения:

  • Сумма двух имуществ есть имущество: ;
  • Двух долгов – долг:  ;
  • Имущества и долга – их разность:  
  • Если они равны – нуль:  
  • Сумма нуля и долга – долг:
  • Имущества и нуля – имущество:

Правила вычитания:

  • Долг, вычтенный  из нуля, становится имуществом:
  • Имущество, вычтенное из нуля – долгом:  
  • Чтобы вычесть долг из имущества или имущество из долга, нужно составить их сумму: .

Попробуйте сами сформулировать правила умножения и деления положительных и отрицательных чисел на «языке Брахмагупты».

А сейчас давайте познакомимся еще с одним приемом действий с рациональными числами.

Таблица умножения положительных и отрицательных чисел:
   

+

*

+

=

+

+

*

-

=

-

-

*

-

=

+

Друг  это "+", враг это "", моего  это "=", мне - это знак "*"

А теперь решите примеры, использовав полученные приемы.

Вариант 1

Вариант 2

И на последок, решите следующую задачу: 

Бережливый хозяин должен хорошо знать как размер своего имущества, так и свои долги. И вот однажды ростовщик решил посчитать,  с прибылью для себя или с убытком он прожил этот месяц? Если:

  1. Первый человек отдал ему 32,4 лиры своего долга;
  2. второму он дал в долг  50% этих денег;
  3. На строительство башни он пожертвовал 30,8;
  4. Третий вернул 17,6 лиры;
  5. И последняя сделка принесла ему доход 10 лир.

Ребята, вот наш урок подошел к концу. Что мы с вами повторили? Что вы узнали нового? Как вы думаете, вы справитесь с контрольной работой?

Сдайте, пожалуйста, ваши оценочные листы и запишите домашнее задание. Спасибо за урок! До завтра!

Домашнее задание: №1257(а,г), №1222.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме «Действия с положительными и отрицательными числами»

Обобщающий урок по теме «Действия с положительными и отрицательными числами» с презентацией и приложениями к уроку....

Урок-путешествие "Полёт на планету МИФ" по теме "Действия с положительными и отрицательными числами", 6 класс.

Урок по теме "Действия с положительными и отрицательными числами", 6 класс....

Урок математики в 6 классе по теме "Действия с положительными и отрицательными числами"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме " Действия с положительными иотрицательными числами"...

Урок по математике по теме : «Действия с положительными и отрицательными числами.»

Цель: «Повторили все действия с положительными и отрицательными числами. Развили логическое мышление. Воспитали уважение друг к другу, к старшим.»...

Технологическая карта урока по математике в 6 классе по теме: «Действия с положительными и отрицательными числами»

Технологическая карта  урока по математике в 6 классе по теме: «Действия с положительными и отрицательными числами»...