РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «МАТЕМАТИКА» КЛАСС 5
рабочая программа по математике (5 класс)
Данная рабочая программа по математике в 5 классе разработана на основе:
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с принятыми изменениями; - Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области «Ильичевская средняя общеобразовательная школа» -2-е издание(принята на заседании педагогического совета – Протокол №1 от 29.08.2016г. и утверждена на заседании совета школы – Протокол №2 от 31.08.2016г. и директором школы – Приказ №46-ОД от 01.09.2016г.).
- УМК: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. «Математика, 5»: Москва. «Мнемозина», 2019
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «МАТЕМАТИКА» КЛАСС 5 | 178.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
«Ильичевская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «МАТЕМАТИКА»
КЛАСС 5
Сроки реализации программы: 2019-2020 учебный год
Разработала:
Горбань Алла Ивановна
Учитель математики
МБОУ «Ильичевская СОШ»
с.Ильичевка, 2019 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по математике в 5 классе разработана на основе:
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с принятыми изменениями; - Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области «Ильичевская средняя общеобразовательная школа» -2-е издание(принята на заседании педагогического совета – Протокол №1 от 29.08.2016г. и утверждена на заседании совета школы – Протокол №2 от 31.08.2016г. и директором школы – Приказ №46-ОД от 01.09.2016г.).
- УМК: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. «Математика, 5»: Москва. «Мнемозина», 2019
Данная программа является рабочей программой по предмету «Математика» в 5 классе базового уровня.
Математика играет важную роль в формировании у школьников умения учиться.
Обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
В ходе преподавания математики в 5 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики основной школы отводит 5 часов в неделю, всего 175 уроков.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;
понимание роли математических действий в жизни человека;
интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;
понимание причин успеха в учебе;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;
общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;
самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
понимания чувств одноклассников, учителей;
представления о значении математики для познания окружающего мира. Метапредметные:
Регулятивные:
Ученик научится:
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
выполнять действия в устной форме;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные:
Ученик научится:
осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
использовать рисуночные и символические варианты математической записи; кодировать информацию в знаково-символической форме;
на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;
строить небольшие математические сообщения в устной форме;
проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;
строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
Ученик получит возможность научиться:
под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;
работать с дополнительными текстами и заданиями;
соотносить содержание схематических изображений с математической записью;
моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
строить рассуждения о математических явлениях;
пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.
Коммуникативные:
Ученик научится:
принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
допускать существование различных точек зрения;
стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
использовать в общении правила вежливости;
использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
контролировать свои действия в коллективной работе;
понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
корректно формулировать свою точку зрения;
проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.
Предметные:
Выпускник научится:
• понимать особенности десятичной системы счисления;
• оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
• выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
• сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
• выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
• использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
Выпускник получит возможность:
• углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Цели изучения:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
- систематическое развитие понятия числа;
- выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики; подготовка обучающихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные преставления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Усвоенные знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей основного общего математического образования:
- Формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- Развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; пространственного воображения; математической речи; умения вести поиск информации и работать с ней;
- Развивать познавательные способности;
- Воспитывать стремление к расширению математических знаний;
- Способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- Воспитывать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
а) Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа.
Ученик научится:
понимать особенности десятичной системы счисления;
сравнивать и упорядочивать натуральные числа;
выполнять вычисления с натуральными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
использовать понятия и умения, связанные процентами, в ходе решения математических задач, выполнять несложные практические расчёты.
Ученик получит возможность:
познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
углубить и развить представления о натуральных числах;
научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
б) Измерения, приближения, оценки
Ученик научится:
использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
Ученик получит возможность:
понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения.
в) Уравнения
Ученик научится:
решать простейшие уравнения с одной переменной;
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
Ученик получит возможность:
овладеть специальными приёмами решения уравнений;
уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
г) Неравенства
Ученик научится:
понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства;
применять аппарат неравенств для решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
уверенно применять аппарат неравенств, для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;
д) Описательная статистика.
Ученик научится использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.
Ученик получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.
е) Комбинаторика
Ученик научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Ученик получит возможность научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
ж) Наглядная геометрия
Ученик научится:
-распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
-распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
-строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
-вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Ученик получит возможность:
-научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
-углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах.
з) Геометрические фигуры
Ученик научится:
-пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
-распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
-находить значения длин линейных фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;
-решать несложные задачи на построение.
Ученик получит возможность:
-научится пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
-распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
-находить значения длин линейных фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;
-решать несложные задачи на построение.
и) Измерение геометрических величин
Ученик научится:
-использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
-вычислять площади прямоугольника, квадрата;
-вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, формулы площадей фигур;
-решать задачи на применение формулы площади прямоугольника, квадрата.
Ученик получит возможность научиться:
-использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
-вычислять площади прямоугольника, квадрата;
-вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, формулы площадей фигур;
-решать задачи на применение формулы площади прямоугольника, квадрата.
к) Координаты
Ученик научится:
-находить координаты точки.
Ученик получит возможность:
-овладеть координатным методом решения задач.
Работа с информацией
Ученик научится:
-заполнять простейшие таблицы по результатам выполнения практической работы, по рисунку;
-выполнять действия по алгоритму;
-читать простейшие круговые диаграммы.
Ученик получит возможность научиться:
-устанавливать закономерность расположения данных в строках и столбцах таблицы, заполнять таблицу в соответствии с установленной закономерностью;
-понимать информацию, заключенную в таблице, схеме, диаграмме и представлять ее в виде текста (устного или письменного), числового выражения, уравнения;
-выполнять задания в тестовой форме с выбором ответа;
-выполнять действия по алгоритму; проверять правильность готового алгоритма, дополнять незавершенный алгоритм;
-строить простейшие высказывания с использованием логических связок «верно /неверно, что ...»;
-составлять схему рассуждений в текстовой задаче от вопроса.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на каждую тему
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | Фактически | |||
I. Натуральные числа и шкалы | 15 | |||
1-3 | Обозначение натуральных чисел | 3 | ||
4-6 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник | 3 | ||
7-8 | Плоскость. Прямая. Луч | 2 | ||
9-11 | Шкалы и координаты | 3 | ||
12-14 | Меньше или больше | 3 | ||
15 | Контрольная работа №1 | 1 | ||
II. Сложение и вычитание натуральных чисел | 21 | |||
16-20 | Сложение натуральных чисел и его свойства | 5 | ||
21-24 | Вычитание | 4 | ||
25 | Контрольная работа №2 | 1 | ||
26-28 | Числовые и буквенные выражения | 3 | ||
29-31 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | 3 | ||
32-35 | Уравнение | 4 | ||
36 | Контрольная работа №3 | 1 | ||
III. Умножение и деление натуральных чисел | 27 | |||
37-41 | Умножение натуральных чисел и его свойства | 5 | ||
42-48 | Деление | 7 | ||
49-51 | Деление с остатком | 3 | ||
52 | Контрольная работа №4 | 1 | ||
53-57 | Упрощение выражений | 5 | ||
58-60 | Порядок выполнения действий | 3 | ||
61-62 | Степень числа. Квадрат и куб числа | 2 | ||
63 | Контрольная работа №5 | 1 | ||
IV. Площади и объёмы | 12 | |||
64-65 | Формулы | 2 | ||
66-67 | Площадь. Формула площади многоугольника | 2 | ||
68-70 | Единицы измерения площадей | 3 | ||
71 | Прямоугольный параллелепипед | 1 | ||
72-74 | Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда | 3 | ||
75 | Контрольная работа №6 | 1 | ||
V. Обыкновенные дроби | 23 | |||
76-77 | Окружность и круг | 2 | ||
78-81 | Доли. Обыкновенные дроби | 4 | ||
82-84 | Сравнение дробей | 3 | ||
85-86 | Правильные и неправильные дроби | 2 | ||
87 | Контрольная работа №7 | 1 | ||
88-90 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 3 | ||
91-92 | Деление и дроби | 2 | ||
93-94 | Смешанные числа | 2 | ||
95-97 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 3 | ||
98 | Контрольная работа №8 | 1 | ||
VI. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | 13 | |||
99-100 | Десятичная запись дробных чисел | 2 | ||
101-103 | Сравнение десятичных дробей | 3 | ||
104-108 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 5 | ||
109-110 | Приближённые значения чисел | 2 | ||
111 | Контрольная работа №9 | 1 | ||
VII. Умножение и деление десятичных дробей | 26 | |||
112-114 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | 3 | ||
115-119 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 5 | ||
120 | Контрольная работа №10 | 1 | ||
121-125 | Умножение десятичных дробей | 5 | ||
126-132 | Деление на десятичную дробь | 7 | ||
133-136 | Среднее арифметическое | 4 | ||
137 | Контрольная работа №11 | 1 | ||
VIII. Инструменты для вычислений и измерений | 17 | |||
138-139 | Микрокалькулятор | 2 | ||
140-144 | Проценты | 5 | ||
145 | Контрольная работа №12 | 1 | ||
146-148 | Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник | 3 | ||
149-151 | Измерение углов. Транспортир | 3 | ||
152-153 | Круговые диаграммы | 2 | ||
154 | Контрольная работа №13 | 1 | ||
Повторение | 21 | |||
155-174 | Итоговое повторение курса математики 5 класса | 20 | ||
175 | Контрольная работа №14 | 1 |
Содержание учебного предмета.
1. Натуральные числа и шкалы. Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
3. Умножение и деление натуральных чисел. Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.
4. Площади и объемы). Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
5. Обыкновенные дроби . Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей . Десятичная дробь. Сравнение, округление, слежение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
7. Умножение и деление десятичных дробей . Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
8. Инструменты для вычислений и измерений . Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Математика" 5 класс на 2011-2012 учебный год
Рабочая программа по математике ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов: Примерная программа основного общего образования по математике. Математ...
Рабочая программа учебного предмета «МАТЕМАТИКА» 5 класс
Рабочая программа учебного предмета «МАТЕМАТИКА»...
Рабочая программ по предмету "Математика" 5 класс по учебнику Н.Я.Виленкин и др.
Рабочая программа на 6 часов в неделю...
Рабочая программа по предмету «Математика» 5 класс (базовый уровень)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания по математике. Планирование разработано в соответствии с Примерной программой ...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 5 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Красноармейская основная общеобразовательная школа»Эртильский муниципальный район Воронежская область Принята: на педагогич...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «МАТЕМАТИКА» 5 класс
Рабочая программа по математике для 5 класса разработана с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и в соответствии с авторской программой А.Г. Мерзляк,...
Рабочая программа по предмету математика 9 класс( автор учебника Мордкович А.Г.)
Рабочая программа по математике разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая програм...