Выступление по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»
статья по математике
Перемены, происходящие в современном обществе требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
Одной из главных задач современной системы образования является формирование универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Путь развития УУД основан на формуле: от действия к мысли. В основе концепции формирования УУД лежит системно-деятельностный подход.
Для того чтобы, процесс обучения был эффективным и результативным, необходимо сформировать у учащихся следующие виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Для формирования УУД на уроках математики можно выделить 4 этапа: 1 этап – вводно-мотивационный, 2 этап – открытие математических знаний, 3 этап – формализация знаний, 4 этап – обобщение и систематизация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedchtenii_shigabutdinovoy_g.g._docx.docx | 32.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»
Перемены, происходящие в современном обществе требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
Одной из главных задач современной системы образования является формирование универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Путь развития УУД основан на формуле: от действия к мысли. В основе концепции формирования УУД лежит системно-деятельностный подход.
Для того чтобы, процесс обучения был эффективным и результативным, необходимо сформировать у учащихся следующие виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Для формирования УУД на уроках математики можно выделить 4 этапа: 1 этап – вводно-мотивационный, 2 этап – открытие математических знаний, 3 этап – формализация знаний, 4 этап – обобщение и систематизация.
Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий.
Личностные УУД позволяют связать обучение с реальными жизненными ситуациями. К типовым заданиям, нацеленным на развитие личностных УУД можно отнести: текстовые упражнения, несущие духовно-нравственный смысл. Задания на умение доказать свою позицию, высказывание своего отношения к прочитанному материалу с аргументацией ответа, сопровождаемые инструкцией типа: «объясни», «обоснуй свое мнение», «сравни свой ответ с ответами других одноклассников», тексты задач и заданий, построенные на историческом и географическом содержании, творческие задания, проекты.
1) Согласно российским законам человек с каждого заработка обязан платить подоходный налог, который составляет 13% от заработанной суммы. Какой налог должен заплатить человек с зарплатой 6500 рублей? (учебник «Математика. Арифметика. Геометрия» Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, 6 класс, задача №1, стр.116).
2) При выборе президента школьного совета голоса между двумя кандидатами распределились в отношении 3:2. Какая часть школьников проголосовала за победителя? Сколько % получил победитель? (учебник «Математика. Арифметика. Геометрия» Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, 6 класс, задача №394, стр.123).
3) Площадь территории Италии примерно равна 300 тыс. кв. км, а Франции – 550 тыс.кв.км. Найдите: а) сколько примерно процентов от площади Франции составляет площадь Италии; б) сколько примерно процентов от площади Италии составляет площадь Франции (учебник «Математика. Арифметика. Геометрия» Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, 6 класс, задача №399, стр.123).
4) Можно ли в аквариум с измерениями 50 см, 30 см, 40 см налить 55 литров воды?
Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Формирование регулятивных учебных действий, которые обеспечивают организацию своей учебной деятельностью. Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов, действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний.
Для формирования регулятивных учебных действий на уроках можно использовать следующие виды заданий:
1) Постановка проблемной задачи. Проблемные ситуации строятся на затруднениях в выполнении новых заданий. Учащиеся сначала получают задания, которые могут решить. Затем дается задача, похожая на предыдущую задачу, при этом измененная так, что у детей возникает затруднение. Возникает вопрос «а почему мы не можем ее решить?». Это приводит к формулированию темы урока и целеполаганию.
2) Решение текстовых задач. На первом этапе учащиеся внимательно изучают условия задачи, ставят вопросы, исходя из которых, будет находиться способ решения. Результаты анализа представляются в виде краткой записи, схемы. Затем определяется способ решения. Как показывает практика, поиск нескольких способов решения одной задачи приносит больше пользы, чем решение одним способом группы однотипных задач.
3) Преднамеренная ошибка. Учащимся нравится, когда учитель дает задание на исправление преднамеренных ошибок в решении. Например: Коля делил число 156 на 8 и получил в частном 18, а в остатке 12. А Петя сказал, что деление выполнено неверно. Почему? (учебник «Математика. Арифметика. Геометрия » Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова, 5 класс, задача №394, стр.112). Неверно! Исправьте ошибку в цепочке и дайте верный ответ: 38*5=(30+8)*5=30*5+8=158 (учебник «Математика. Арифметика. Геометрия » Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова, 5 класс, задача №233, стр.72).
4) Задание на самоконтроль и взаимоконтроль. Для формирования регулятивных учебных действий можно использовать самоконтроль, контроль, взаимоконтроль. На уроках обобщения и систематизации знаний можно использовать маршрутный лист ученика.
5) Задание «оцени результат», «выполни прикидку». Прогнозирование ответа во многом способствует предупреждению ошибок. Задание из сборника «Тетрадь - экзаменатор», 5 класс, Н.В.Сафонова. 1) «Для каждой измеряемой площади подберите единицу измерения и занесите данные в таблицу:
А) комната В) сквер 1) кв.см 2) кв.м 3) га 4) кв.км
Б) книга Г) город
2) Перед новым годом разные магазины объявили разное снижение цен. В каком магазине – А или В – скидки больше, если:
а) магазин А снизил цены на 1/3, а магазин В – на 35%;
б) магазин А снизил цены на 1/6, а магазин В - на 15% (учебник «Математика. Арифметика. Геометрия» Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, 6 класс, задача №397, стр.123).
6) Работа с учебником. Поиск информации по разным источникам. В формировании регулятивных умений можно использовать работу с учебником, справочником, Интернет-ресурсом. Главное добиваться, чтобы учащийся умел осознанно излагать прочитанный материал.
Осмысление текстов, заданий, умение выделять главное, сравнивать, различать, обобщать, классифицировать, моделировать, проводить элементарный анализ и синтез, интерпретацию текста относится к познавательным УУД.
Широко на уроках математики развиваются логические УУД. В процессе вычислений, измерений и поиске решений задач у учеников формируются основные мыслительные операции.
К основным видам заданий, направленных на развитие познавательных УУД можно отнести: работу с таблицами и справочниками; задания на составление опорных схем, диаграмм; задание на поиск лишних элементов, поиск различий, задания «Лабиринты», «Цепочки»; все задания, сопровождаемые инструкцией: «Сравни…», «Разбей на группы…», «Найди истинное высказывание…»; занимательные и нестандартные задания. Например,
1) Какое из утверждений неверно? А) сумма двух нечетных чисел является нечетным числом. Б) Если число делится на 9, то оно нечетное; В) если в произведении один из множителей делится на 2, то произведение – число четное (Н.В.Сафонова «Тетрадь-экзаменатор», 5 класс, № 7, стр.32).
2) Какое из выражений является представлением числа 5036 в виде суммы разрядных слагаемых: 1) 5+0+3+6; 2) 5000+30+6; 3) 500+30+6; 4) 5000+36 (Н.В.Сафонова «Тетрадь-экзаменатор», 5 класс, № 2, стр.10).
Формирование коммуникативных УУД обеспечивает учащимся социальную компетентность в общении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Типовые задания, направленные на развитие коммуникативных УУД: подготовка устных рассказов или сказок на заданную тему, словесное рисование, составление отзыва на работу одноклассника, задания типа «Закончи предложение…». Задания для работы в парах или группах. Например, задание «Составить кроссворд». Использование трех видов диалога: диалог в большой группе «учитель – ученики», диалог в небольшой группе «ученик – ученики», диалог в паре «ученик – ученик». Задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Докажи…», «Обоснуй свое мнение…», «Приведи пример», «Приведи контрпример».
Примеры заданий:
1) Математическая эстафета. Класс делится на команды. Игроки каждой команды выполняют однотипные примеры на определенную тему. Выполненное задание каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.
2) Составить задачу на десятичные дроби и решить ее. Записать ответ. Предложить соседу составить задачу, решение которой будет иметь такой же ответ. Сравнить условия и решения придуманных задач.
3) Разбить класс на группы и предложить составить кроссворд по теме «Геометрические фигуры». После чего группы обмениваются кроссвордами, выполняют их, а затем делают вывод о том, что какая группа создала наиболее интересный и грамотный кроссворд.
Следует отметить, что формирование УУД успешно реализуется в процессе обучения математики. При этом знания, учения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий. Овладение УУД ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, получению умений и компетенций, включая самостоятельную организацию процесса усвоения знаний. Сегодня учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД. Если применять в системе образования современные технологии, методы и приемы, результат обязательно будет налицо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Ка...
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе
Материал представляет собой выступление на ШМО учителей математики и информатики...
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.
Презентация: Формирование универсальных учебных действий на уроках математики....
Задания на формирование универсальных учебных действий на уроках математики
Формирование УУД на уроках математики, как основа образовательного процесса. Работа с текстом....
Презентация"Формирование универсальных учебных действий на уроках математики"
Презентация выступления по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках математики" ...
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.
формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эфф...