ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА: «РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ОКРУЖНОСТИ.»
план-конспект урока по физике (10 класс)

Чередниченко Евгений Юрьевич

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  ПО ТЕМЕ: «РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ОКРУЖНОСТИ.», КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОВЕДЕН В ДЕСЯТОМ КЛАССЕ ИЛИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИКА" НА ПЕРВОМ КУРСЕ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konp._otkr._ur.docx218.61 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение Колледж Петербургской моды

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ТЕМА: «РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ОКРУЖНОСТИ.»

Дисциплина   физика, 1курс

Преподаватель Чередниченко Е.Ю.

Г. Санкт-Петербург

Цели и задачи урока:

Цели урока:

дать обучающимся представление о равномерном криволинейном движении, частоте, угловом перемещении, угловой скорости, периоде, центростремительном ускорении; познакомить с формулами для нахождения этих величин и единицами их измерения; расширить и углубить знания по разделу «Механика». 

Задачи урока:

- образовательные: дать обучающимся представление о равномерном  криволинейном движении его траектории, величинах его характеризующих, единицах измерения этих величин и формулах для вычисления.

- развивающие: продолжить формирование умений применять теоретические знания (при решении задач, при объяснении явлений – связь с жизнью); развивать интерес к предмету;  способствовать развитию логического мышления, умственных способностей студентов путем повторения, обобщения и систематизации изученного, установления причинно-следственных связей и развития умения делать выводы(изменение направления скорости – причина, а ее следствие – появление центростремительного ускорения и т.д.).

- воспитательные: продолжать развивать кругозор обучающихся; наблюдать, замечать закономерности явлений, аргументировать свои выводы; воспитательные моменты - продолжать развивать умение вести записи в тетрадях,  воспитание настойчивости в преодолении трудностей; политехническая направленность материала – политехническая подготовка (ускорители элементарных частиц).

Межпредметные связи: математика - скалярные и векторные величины, правила действий над векторами, проектирование векторов на оси координат; виды математических зависимостей между  физическими величинами; правила выполнения математических расчетов.

Наглядные пособия: компьютерная презентация.

ТСО:  мультимедиапроектор.

Раздаточный материал: опорный конспект, задания для первоначального осмысления  изученного учебного материала и закрепления полученных знаний.

ТЕМА. «РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ОКРУЖНОСТИ.»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Осуществляется приветствие и обращение ко всем с просьбой обратить внимание на экран, где включается демонстрация  с приглушенным звуком видеоролика о движениях разных тел. Во время демонстрации  производится проверка  присутствующих. Таким образом  осуществляется проверка наличия студентов и общей готовности к занятию, а также организация включения в учебный процесс.

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

Вопросы для фронтальной беседы демонстрируются на экране.

(Демонстрация слайдов презентации к уроку с вопросами для фронтальной беседы…)

  • Что продемонстрировалось и что общего в разных фрагментах видеоролика? (Фрагменты демонстрируют разные виды движений).
  • Как вы считаете: почему именно с демонстрации движений мы начинаем сегодняшний урок? Какой раздел физики мы изучаем сейчас с вами? (механику) 
  • Механика – это  раздел физики, изучающий  ЧТО? (механические явления, т. е. механическое  движение).
  • А что представляет собой механическое движение?(это изменение положения тела относительно других тел в пространстве с течением времени)

– Мы изучаем сейчас первый  основной  раздел механики – кинематику. Давайте вспомним:

  • Кинематика – раздел механики, изучающий механическое  движение  КАК? (без причин, которые его вызывают).
  • Основной вопрос в кинематике КАКОЙ: КАК или ПОЧЕМУ? («Как?» , т.е. «Как тело движется?»)

– Изучая кинематику, мы научились отвечать на вопрос: «Как тело движется, как по изученным уравнениям решить ОЗМ».

(Демонстрация слайда с формулами кинематики ПРД, ПРУД для систематизации ранее полученных знаний). 

  • Какие же виды движений ПО ТРАЕКТОРИИ  мы уже изучили? (прямо- и криволинейное). А ПО ХАРАКТЕРУ ИЗМЕНЕНИЯ СКОРОСТИ СО ВРЕМЕНЕМ?(равномерное и неравномерное, В ЧАСТНОСТИ – равноускоренное).
  • А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, все ли это движения из тех, которые существуют вокруг нас? ДАВАЙТЕ ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН! Можно ли считать изученными нами  движения планет вокруг Солнца, стрелок и маятника часов, машины на повороте, струйки воды, вытекающей из трубы под углом к горизонту, самолета  при выполнении фигуры высшего пилотажа(мертвая петля), элементарных частиц при их разгоне в ускорителях элементарных частиц и т.д.?(связь с жизнью). Что является траекторией движения этих тел?(траектория этих тел - кривая линия).

ЗНАЧИТ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЧТОБЫ ЗНАТЬ О ДВИЖЕНИЯХ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В ПРИРОДЕ И ТЕХНИКЕ,  ВСЁ, КРОМЕ ПРЯМОЛИНЕЙНЫХ ДВИЖЕНИЙ, НАМ НУЖНО ИЗУЧИТЬ ЕЩЕ КРИВОЛИНЕЙНОЕ ДВИЖЕНИЕ

(Демонстрация слайда  ПРИСТУПАЕМ К ИЗУЧЕНИЮ… равномерного криволинейного движения. ТЕМА. «РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ОКРУЖНОСТИ.»). Сообщается тема  и цель урока. 

Сегодня мы познакомимся с равномерным криволинейным движением, с величинами, которые  его характеризуют. А изучим мы его на примере равномерного движения по окружности.

Дату и тему урока  обучающиеся записывают в тетрадях.

АКТУАЛИЗАЦИЯ  ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Все мы знаем, что изучить и понять что-то новое легче, основываясь на уже имеющихся знаниях, причем не только по физике, но и по математике, ВЕДЬ МАТЕМАТИКА – ЯЗЫК ФИЗИКИ (межпредметные связи).

ДАВАЙТЕ-КА ВСПОМНИМ:

Повторение ранее изученных сведений проводится в форме фронтальной беседы. 

Демонстрируется серия  слайдов «Вспомним изученное ранее»

  • Как в математике и в физике называют величины, которые имеют только числовое значение и не имеют направления?(скалярные).
  • А имеющие  еще и направление?(векторные).

По слайду «блиц-опрос» назовите векторные величины(скорость, перемещение, ускорение, сила) и скалярные(путь, масса). (Словарная работа с физическими терминами)

  • Чем отличаются модуль вектора от его проекции на ось?(модуль не может быть отрицательным, а проекция - может).
  • Проекция какого вектора на рисунке «+», а какого «-»? ()

  • А что такое МОДУЛЬ ВЕКТОРА? (Это его ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ или ДЛИНА).

(По слайду  «БЛИЦ-ОПРОС»…осуществляется словарная работа: «путешествие» по терминам, относящимся к основным понятиям  кинематики. 

•  Материальная точка — это тело, размерами и формой котрого можно пренебречь(не учитывать) в данных условиях:

1)когда размеры тела  намного меньше  расстояния;

2) при  поступательном движении.

•   Системой отсчета называют:

1) тело отсчета;

2) систему координат;

3) часы.

•   Траектория — линия, по которй движется тело.

•   Путь  — это длина траектории.

•  Перемещение тела  — это направленный отрезок(вектор), который соединяет начальное и конечное положение тела.

Скорость   - векторная физ. величина, характеризующая быстроту движения.БЫСТРОТУ ДВИЖЕНИЯ.

 •   Ускорение   - векторная физ. величина, характеризующая БЫСТРОТУ ИЗМЕНЕНИЯ СКОРОСТИ.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Демонстрируется серия слайдов ЗНАКОМИМСЯ С НОВОЙ ТЕМОЙ…

• Криволинейное движение – это движение по кривой линии(криволинейной траектории).

Если присмотреться, то можно разбить кривую на дуги окружностей и прямолинейные участки Т.о. это движение можно рассматривать как последовательность движений, происходящих по дугам окружностей различного радиуса.. Значит:  

• Криволинейное движение – это движение по дугам окружностей.

• Равномерное криволинейное движение – это движение с постоянной ПО МОДУЛЮ скоростью.

А КАКИМ БУДЕТ НАПРАВЛЕНИЕ СКОРОСТИ В РАЗНЫХ ТОЧКАХ КРИВОЛИНЕЙНОЙ ТРАЕКТОРИИ?

Если прижать к вращающемуся точильному камню конец стального прутика, то раскаленные частицы, отрывающиеся от камня, будут видны в виде искр. Эти частицы летят с той скоростью, которой они обладали в момент отрыва от камня. Хорошо видно, что направление движения искр совпадает с касательной к окружности в той точке, где пруток касается камня. По касательной движутся брызги от колес буксующего автомобиля. Таким образом, мгновенная скорость тела в разных точках криволинейной траектории имеет различное направление.

Т.К. направление скорости изменяется, то несмотря на обманчивое название «равномерное», движение по окружности(криволинейное) – это движение с ускорением (ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНОЕ , т. к. оно направлено по радиусу к центру окружности ). Его модуль .

Если представить, что на вращающемся велосипедном колесе корректором нарисовали точку, и она переместилась из положения 1 в положение 2, то при этом радиус, проведенный в эту точку(спица колеса) повернется на угол поворота , а сама точка пройдет путь l, равный дуге окружности.

• Угол поворота  – это угол, на который за время t повернется радиус R вместе с материальной точкой .

В СИ  . 180° =  рад(3,14 рад).

ВАЖНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЯ ПО ОКРУЖНОСТИ – ПЕРИОД И ЧАСТОТА:

Период Т –  это время  одного оборота. В СИ.

, где t – время, N – число оборотов.

Частота n ( или(читается ню))–  это число оборотов в единицу времени(т. е. в 1с):

В СИ

Период  Т и частота n обратно пропорциональны:

или

ВАЖНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЯ ПО ОКРУЖНОСТИ – ЛИНЕЙНАЯ И УГЛОВАЯ СКОРОСТЬ:

Линейная скорость  – это векторная ф/в, модуль которой равен отношению пути  ко времени:

Угловая скорость  (читается омега). – ф/в, равная отношению угла поворота ко времени:

В СИ ;

• Связь между линейной скоростью  , периодом Т и частотой вращения n:

ОФОРМЛЕНИЕ ЗАПИСЕЙ

ТЕМА.  РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ОКРУЖНОСТИ

• Криволинейное движение (дв-е) – это дв-е по кривой линии (по дугам окружностей).

• Равномерное криволинейное дв-е – это дв-е с постоянной по модулю скоростью. Но направление скорости изменяется, поэтому ускорение есть! (ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНОЕ)

• Угол поворота  – это угол поворота радиуса R:

В СИ  . 180° =  рад(3,14 рад).

Путь — это длина  траектории (дуги ):

Период Т   время  одного оборота. В СИ .

где t – время, N – число оборотов.

Частота n ( или( ню))  число оборотов за  единицу времени(.за 1с):

В СИ

Т и n обратно пропорциональны:

или

Линейная скорость  – векторная ф/в, модуль которой равен отношению пути  ко времени:

В СИ  , направлена по касательной,(   .)

Угловая скорость  (омега). – ф/в, равная отношению угла поворота ко времени:

.

.

• Связь  и

Аналогично

• Связь ,  , Т и  n:

Модуль :

 Связь , Т  и n:

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ИЗУЧЕННЫХ ПОНЯТИЙ

Демонстрируется слайд: «РЕШАЕМ ЗАДАЧИ»

Решается задача на  применение одной из формул центростремительного ускорения на  первоначальное осмысление и закрепление знаний

Задача. 

Ответ. 0,83 м/с 2.

Даются ответы на вопросы на экране:

Демонстрируются соответствующие слайды.

1. С каким движением мы сегодня познакомились?

(равномерное криволинейное движение или равноменое движение по окружности)

2. Какие величины характеризуют это движение?

(линейная и угловая скорость, период частота и центростремительное ускорение).

3. Почему частицы грязи из-под колес буксующего автомобиля и искры от точильного камня отлетают по касательной к колесу и камню?

(потому, что по касательной к окружности направлена их линейная скорость в момент отрыва)

4. А как направлено ускорение  при движении по окружности и как оно называется?

(центростремительное ускорение,  направлено по радиусу к центру окружности).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ. СООБЩЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Подводя итог занятия, я хочу услышать ваше мнение выполнили ли мы поставленную нами задачу по знакомству с новым видом движения – равномерным криволинейным движением, и  с его характеристиками? Заслушиваются ответы.  Производится анализ работы на занятии.

Сообщается домашнее задание(дифференцированное):

- выучить теоретический материал темы в соответствии с опорным конспектом;

- решить домашние задачи(условия задач будут сброшены в телеграмм-группу).

Даются комментарии по выполнению домашнего задания.

Задача 1(для обязательного выполнения).

Каково центростремительное ускорение поезда, движущегося по закруглению радиусом 800 м, со скоростью 20 м/с?

Эта задача аналогична разобранной.

Задача 2( решить по желанию)

Вал диаметром 20см делает 2 оборота за 0,8с. Определите период и частоту вращения вала, а также линейную и угловую скорость точек на поверхности вала и их центростремительное ускорение.

При решении задачи применить все разобранные сегодня расчетные формулы.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Урок окончен. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока физики "Реактивное движение. Ракеты"

План - конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов по теме: "Реактивное движение. Ракеты".В конспекте отражены цели и задачи урока. Тип урока: комбинированный. По ходу урока и...

Равномерное движение по окружности. Решение задач.

Данная презентация предназначена для демонстрации алгоритма решения задач по физике в 9 классее при изучении темы "Равномерное движение по окружности".В презентации показано решение нескольких задач....

Самостоятельная работа по теме "Равномерное движение по окружности"

Самостоятельная работа по теме "Равномерное движение по окружности"...

План-конспект интегрированного урока "Механическое движение" 7 класс

Интегрированный урок сочетает возможности изучения двух предметов: физики и английского языка.   При изучении физики обучающиеся получают представления о законах  Ньютона, знание ...

Презентация по теме "Равномерное движение по окружности"

Презентация к уроку по теме "Равномерное движение по окружности"...

Самостоятельная работа "Равномерное движение по окружности"

Самостоятельная работа в 10 классе по теме "Равномерное движение точки по окружности"...