ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА: «РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ОКРУЖНОСТИ.»
план-конспект урока по физике (10 класс)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: «РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ОКРУЖНОСТИ.», КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОВЕДЕН В ДЕСЯТОМ КЛАССЕ ИЛИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИКА" НА ПЕРВОМ КУРСЕ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konp._otkr._ur.docx | 218.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Колледж Петербургской моды
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА: «РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ОКРУЖНОСТИ.»
Дисциплина физика, 1курс
Преподаватель Чередниченко Е.Ю.
Г. Санкт-Петербург
Цели и задачи урока:
Цели урока:
дать обучающимся представление о равномерном криволинейном движении, частоте, угловом перемещении, угловой скорости, периоде, центростремительном ускорении; познакомить с формулами для нахождения этих величин и единицами их измерения; расширить и углубить знания по разделу «Механика».
Задачи урока:
- образовательные: дать обучающимся представление о равномерном криволинейном движении его траектории, величинах его характеризующих, единицах измерения этих величин и формулах для вычисления.
- развивающие: продолжить формирование умений применять теоретические знания (при решении задач, при объяснении явлений – связь с жизнью); развивать интерес к предмету; способствовать развитию логического мышления, умственных способностей студентов путем повторения, обобщения и систематизации изученного, установления причинно-следственных связей и развития умения делать выводы(изменение направления скорости – причина, а ее следствие – появление центростремительного ускорения и т.д.).
- воспитательные: продолжать развивать кругозор обучающихся; наблюдать, замечать закономерности явлений, аргументировать свои выводы; воспитательные моменты - продолжать развивать умение вести записи в тетрадях, воспитание настойчивости в преодолении трудностей; политехническая направленность материала – политехническая подготовка (ускорители элементарных частиц).
Межпредметные связи: математика - скалярные и векторные величины, правила действий над векторами, проектирование векторов на оси координат; виды математических зависимостей между физическими величинами; правила выполнения математических расчетов.
Наглядные пособия: компьютерная презентация.
ТСО: мультимедиапроектор.
Раздаточный материал: опорный конспект, задания для первоначального осмысления изученного учебного материала и закрепления полученных знаний.
ТЕМА. «РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ОКРУЖНОСТИ.»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Осуществляется приветствие и обращение ко всем с просьбой обратить внимание на экран, где включается демонстрация с приглушенным звуком видеоролика о движениях разных тел. Во время демонстрации производится проверка присутствующих. Таким образом осуществляется проверка наличия студентов и общей готовности к занятию, а также организация включения в учебный процесс.
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА
Вопросы для фронтальной беседы демонстрируются на экране.
(Демонстрация слайдов презентации к уроку с вопросами для фронтальной беседы…) |
- Что продемонстрировалось и что общего в разных фрагментах видеоролика? (Фрагменты демонстрируют разные виды движений).
- Как вы считаете: почему именно с демонстрации движений мы начинаем сегодняшний урок? Какой раздел физики мы изучаем сейчас с вами? (механику)
- Механика – это раздел физики, изучающий ЧТО? (механические явления, т. е. механическое движение).
- А что представляет собой механическое движение?(это изменение положения тела относительно других тел в пространстве с течением времени)
– Мы изучаем сейчас первый основной раздел механики – кинематику. Давайте вспомним:
- Кинематика – раздел механики, изучающий механическое движение КАК? (без причин, которые его вызывают).
- Основной вопрос в кинематике КАКОЙ: КАК или ПОЧЕМУ? («Как?» , т.е. «Как тело движется?»)
– Изучая кинематику, мы научились отвечать на вопрос: «Как тело движется, как по изученным уравнениям решить ОЗМ».
(Демонстрация слайда с формулами кинематики ПРД, ПРУД для систематизации ранее полученных знаний). |
- Какие же виды движений ПО ТРАЕКТОРИИ мы уже изучили? (прямо- и криволинейное). А ПО ХАРАКТЕРУ ИЗМЕНЕНИЯ СКОРОСТИ СО ВРЕМЕНЕМ?(равномерное и неравномерное, В ЧАСТНОСТИ – равноускоренное).
- А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, все ли это движения из тех, которые существуют вокруг нас? ДАВАЙТЕ ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН! Можно ли считать изученными нами движения планет вокруг Солнца, стрелок и маятника часов, машины на повороте, струйки воды, вытекающей из трубы под углом к горизонту, самолета при выполнении фигуры высшего пилотажа(мертвая петля), элементарных частиц при их разгоне в ускорителях элементарных частиц и т.д.?(связь с жизнью). Что является траекторией движения этих тел?(траектория этих тел - кривая линия).
ЗНАЧИТ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЧТОБЫ ЗНАТЬ О ДВИЖЕНИЯХ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В ПРИРОДЕ И ТЕХНИКЕ, ВСЁ, КРОМЕ ПРЯМОЛИНЕЙНЫХ ДВИЖЕНИЙ, НАМ НУЖНО ИЗУЧИТЬ ЕЩЕ КРИВОЛИНЕЙНОЕ ДВИЖЕНИЕ
(Демонстрация слайда ПРИСТУПАЕМ К ИЗУЧЕНИЮ… равномерного криволинейного движения. ТЕМА. «РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ОКРУЖНОСТИ.»). Сообщается тема и цель урока. |
Сегодня мы познакомимся с равномерным криволинейным движением, с величинами, которые его характеризуют. А изучим мы его на примере равномерного движения по окружности.
Дату и тему урока обучающиеся записывают в тетрадях.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
Все мы знаем, что изучить и понять что-то новое легче, основываясь на уже имеющихся знаниях, причем не только по физике, но и по математике, ВЕДЬ МАТЕМАТИКА – ЯЗЫК ФИЗИКИ (межпредметные связи).
ДАВАЙТЕ-КА ВСПОМНИМ:
Повторение ранее изученных сведений проводится в форме фронтальной беседы.
Демонстрируется серия слайдов «Вспомним изученное ранее» |
- Как в математике и в физике называют величины, которые имеют только числовое значение и не имеют направления?(скалярные).
- А имеющие еще и направление?(векторные).
По слайду «блиц-опрос» назовите векторные величины(скорость, перемещение, ускорение, сила) и скалярные(путь, масса). (Словарная работа с физическими терминами) |
- Чем отличаются модуль вектора от его проекции на ось?(модуль не может быть отрицательным, а проекция - может).
- Проекция какого вектора на рисунке «+», а какого «-»? ()
- А что такое МОДУЛЬ ВЕКТОРА? (Это его ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ или ДЛИНА).
(По слайду «БЛИЦ-ОПРОС»…осуществляется словарная работа: «путешествие» по терминам, относящимся к основным понятиям кинематики. |
• Материальная точка — это тело, размерами и формой котрого можно пренебречь(не учитывать) в данных условиях: 1)когда размеры тела намного меньше расстояния; 2) при поступательном движении. • Системой отсчета называют: 1) тело отсчета; 2) систему координат; 3) часы. |
• Траектория — линия, по которй движется тело. • Путь — это длина траектории. • Перемещение тела — это направленный отрезок(вектор), который соединяет начальное и конечное положение тела. • Скорость - векторная физ. величина, характеризующая быстроту движения.БЫСТРОТУ ДВИЖЕНИЯ. • Ускорение - векторная физ. величина, характеризующая БЫСТРОТУ ИЗМЕНЕНИЯ СКОРОСТИ. |
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Демонстрируется серия слайдов ЗНАКОМИМСЯ С НОВОЙ ТЕМОЙ… |
• Криволинейное движение – это движение по кривой линии(криволинейной траектории).
Если присмотреться, то можно разбить кривую на дуги окружностей и прямолинейные участки Т.о. это движение можно рассматривать как последовательность движений, происходящих по дугам окружностей различного радиуса.. Значит:
• Криволинейное движение – это движение по дугам окружностей.
• Равномерное криволинейное движение – это движение с постоянной ПО МОДУЛЮ скоростью.
А КАКИМ БУДЕТ НАПРАВЛЕНИЕ СКОРОСТИ В РАЗНЫХ ТОЧКАХ КРИВОЛИНЕЙНОЙ ТРАЕКТОРИИ?
Если прижать к вращающемуся точильному камню конец стального прутика, то раскаленные частицы, отрывающиеся от камня, будут видны в виде искр. Эти частицы летят с той скоростью, которой они обладали в момент отрыва от камня. Хорошо видно, что направление движения искр совпадает с касательной к окружности в той точке, где пруток касается камня. По касательной движутся брызги от колес буксующего автомобиля. Таким образом, мгновенная скорость тела в разных точках криволинейной траектории имеет различное направление.
Т.К. направление скорости изменяется, то несмотря на обманчивое название «равномерное», движение по окружности(криволинейное) – это движение с ускорением (ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНОЕ , т. к. оно направлено по радиусу к центру окружности ). Его модуль .
Если представить, что на вращающемся велосипедном колесе корректором нарисовали точку, и она переместилась из положения 1 в положение 2, то при этом радиус, проведенный в эту точку(спица колеса) повернется на угол поворота , а сама точка пройдет путь l, равный дуге окружности.
• Угол поворота – это угол, на который за время t повернется радиус R вместе с материальной точкой .
В СИ . 180° = рад(3,14 рад).
ВАЖНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЯ ПО ОКРУЖНОСТИ – ПЕРИОД И ЧАСТОТА:
ВАЖНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЯ ПО ОКРУЖНОСТИ – ЛИНЕЙНАЯ И УГЛОВАЯ СКОРОСТЬ:
• Линейная скорость – это векторная ф/в, модуль которой равен отношению пути ко времени: • Угловая скорость (читается омега). – ф/в, равная отношению угла поворота ко времени: В СИ ; • Связь между линейной скоростью , периодом Т и частотой вращения n: |
ОФОРМЛЕНИЕ ЗАПИСЕЙ ТЕМА. РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ОКРУЖНОСТИ | |||||||||||
• Криволинейное движение (дв-е) – это дв-е по кривой линии (по дугам окружностей). • Равномерное криволинейное дв-е – это дв-е с постоянной по модулю скоростью. Но направление скорости изменяется, поэтому ускорение есть! (ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНОЕ) • Угол поворота – это угол поворота радиуса R: В СИ . 180° = рад(3,14 рад). • Путь — это длина траектории (дуги ): • Период Т – время одного оборота. В СИ . где t – время, N – число оборотов. • Частота n ( или( ню))– число оборотов за единицу времени(.за 1с): В СИ Т и n обратно пропорциональны:
• Линейная скорость – векторная ф/в, модуль которой равен отношению пути ко времени: В СИ , направлена по касательной,( .) • Угловая скорость (омега). – ф/в, равная отношению угла поворота ко времени: . . • Связь и Аналогично • Связь , , Т и n: Модуль : Связь , Т и n: |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ИЗУЧЕННЫХ ПОНЯТИЙ
Демонстрируется слайд: «РЕШАЕМ ЗАДАЧИ» |
Решается задача на применение одной из формул центростремительного ускорения на первоначальное осмысление и закрепление знаний
Задача.
Ответ. 0,83 м/с 2.
Даются ответы на вопросы на экране:
Демонстрируются соответствующие слайды. |
1. С каким движением мы сегодня познакомились?
(равномерное криволинейное движение или равноменое движение по окружности)
2. Какие величины характеризуют это движение?
(линейная и угловая скорость, период частота и центростремительное ускорение).
3. Почему частицы грязи из-под колес буксующего автомобиля и искры от точильного камня отлетают по касательной к колесу и камню?
(потому, что по касательной к окружности направлена их линейная скорость в момент отрыва)
4. А как направлено ускорение при движении по окружности и как оно называется?
(центростремительное ускорение, направлено по радиусу к центру окружности).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ. СООБЩЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Подводя итог занятия, я хочу услышать ваше мнение выполнили ли мы поставленную нами задачу по знакомству с новым видом движения – равномерным криволинейным движением, и с его характеристиками? Заслушиваются ответы. Производится анализ работы на занятии.
Сообщается домашнее задание(дифференцированное):
- выучить теоретический материал темы в соответствии с опорным конспектом;
- решить домашние задачи(условия задач будут сброшены в телеграмм-группу).
Даются комментарии по выполнению домашнего задания.
Задача 1(для обязательного выполнения).
Каково центростремительное ускорение поезда, движущегося по закруглению радиусом 800 м, со скоростью 20 м/с?
Эта задача аналогична разобранной.
Задача 2( решить по желанию)
Вал диаметром 20см делает 2 оборота за 0,8с. Определите период и частоту вращения вала, а также линейную и угловую скорость точек на поверхности вала и их центростремительное ускорение.
При решении задачи применить все разобранные сегодня расчетные формулы.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Урок окончен. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока физики "Реактивное движение. Ракеты"
План - конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов по теме: "Реактивное движение. Ракеты".В конспекте отражены цели и задачи урока. Тип урока: комбинированный. По ходу урока и...
План конспект урока Тема: Социальные движения второй половины XVII в.
Социальные движения второй половины XVII в....
Равномерное движение по окружности. Решение задач.
Данная презентация предназначена для демонстрации алгоритма решения задач по физике в 9 классее при изучении темы "Равномерное движение по окружности".В презентации показано решение нескольких задач....
Самостоятельная работа по теме "Равномерное движение по окружности"
Самостоятельная работа по теме "Равномерное движение по окружности"...
План-конспект интегрированного урока "Механическое движение" 7 класс
Интегрированный урок сочетает возможности изучения двух предметов: физики и английского языка. При изучении физики обучающиеся получают представления о законах Ньютона, знание ...
Презентация по теме "Равномерное движение по окружности"
Презентация к уроку по теме "Равномерное движение по окружности"...
Самостоятельная работа "Равномерное движение по окружности"
Самостоятельная работа в 10 классе по теме "Равномерное движение точки по окружности"...