Урок «Решение практических задач», 5 класс
учебно-методический материал по математике (5 класс)
Решение практических задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка | 19.34 КБ |
Сценарий урока | 234 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Представлена работа по естественно-математическому циклу. Тема урока: «Решение практических задач». Урок проводится в 5в классе.
Характеристика класса:
- Количественная: 23 человек. Присутствуют на уроке: 18.
- Социальная: возраст 11 лет; все дети из благополучных семей, дети мигрантов - 1; девочек - 5, мальчиков – 13.
- Психологическая: дети уравновешенные, 1 человек с математическим, 17 - с вербальным типом мышления. У 35% обучающихся рассеянное внимание. Математическая речь развита у 25%, скорость чтения недостаточно развита у 52%. У 10% учащихся самооценка занижена. Самокритичность присутствует у большинства.
- Класс среднего образовательного уровня развития.
- Используется общеобразовательная программа основного общего образования, линия И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича, 2011 г.
- Учебник: Математика 5, авт. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.
- Использованы разделы учебника: натуральные числа, дроби, проценты, математическая модель; масштаб, длина отрезка.
- Количество часов: 6 ч. в неделю, в год - 210 ч.
2015 год объявлен годом истории, литературы и русского языка в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. В 2015 году исполнилось 50 лет Самотлору. Этот урок проводится с целью приобщить учащихся к этим событиям, рассмотрев актуальную тему через предмет математики.
Методика обучения математике с использованием регионального компонента на уроке реализуется с помощью специально разработанных дидактических материалов практической направленности, задач регионального содержания на этапе обобщения знаний в конце учебного года. Весь дидактический материал основан на реальных данных, взятых из справочников, в том числе, электронных. Ярко выраженная практическая направленность урока помогает детям в осмыслении предмета математики как неотъемлемой части нашей повседневной жизни. Задания составлены самостоятельно учителем. Урок построен в виде путешествия по родному краю с целью формирования чувства патриотизма, повышения мотивации в обучении. Элемент творчества проявляется в составлении детьми текстовых задач, в решении которых отрабатываются вычислительные навыки, полученные в 5 классе. Используются справочные материалы (данные таблиц, диаграмм, текстовой информации). Предполагаемая трудность состоит в составлении сюжета задач, особенно с использованием процентов.
Используется метод беседы, включающий анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Урок построен с ориентацией на ФГОС нового поколения.
На уроке проводится диагностика «определение зоны ближайшего развития» в результате проведения устного решения базовых задач с записью ответов. С целью повышения мотивации применяется учебный элемент угадывания слова. Выполнение этого задания позволяет проверить степень усвоения базового материала всеми учащимися.
Диагностика обученности проводится по оценочным листам в конце урока в результате самооценивания. По окончании решения каждой задачи, учащиеся самостоятельно должны оценить свою работу:
"+" - справился с задачей без затруднений,
"±" - справился с задачей, но возникали сложности,
"-" - не справился с задачей.
В конце урока все отметки подсчитывается и результат вносится в карточку самооценивания.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Короткова Татьяна Александровна, учитель математики, категория высшая, МБОУ «СШ №13» г. Нижневартовска, Ханты-Мансийский автономный округ.
Предмет: математика
Класс: 5
Учебник (УМК): И. И. Зубарева, А.Г. Мордкович. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011.
Тема урока: Решение практических задач. Тип урока: урок обобщения знаний.
Форма проведения: урок-путешествие.
Форма деятельности: групповая.
Проблема урока: помочь обучающимся через решение практических задач увидеть важность математических знаний в жизни человека.
Цель урока: совершенствование вычислительных навыков при решении практико-ориентированных задач.
Задачи урока:
1. Закрепить навыки решения задач.
2. Развивать умение применять знания математики в различных жизненных ситуациях, формулировать условия задач.
3. Способствовать воспитанию патриотизма у обучающихся, формированию умения сотрудничать.
Оборудование: доска; карта Ханты-Мансийского округа; карточка ученика; карточка самооценивания, мультимедийный проектор, ПК, планшеты.
Формы обучения: -по источнику приобретения знаний-словесные, практические, наглядные.
-по уровню познавательной активности-частично –поисковые.
Используемые методики: КСО (авт. А.Г. Ривин), педагогика сотрудничества (авт. Ш.А. Амонашвили), деятельностный подход (авт. Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев), ИКТ (Ф. Майорф), методика зрительно-координационных упражнений (авт.В.Ф.Базарный).
В ходе урока формируется деятельность обучающихся: познавательная, коммуникативная, регулятивная.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся класса, для которого проектируется урок:
Обучающиеся владеют
• регулятивными УУД:
- формулируют вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов;
- преобразовывают практическую задачу в учебно-познавательную;
• познавательными УУД:
- собирают и выделяют информацию, существенную для решения задачи.
У большинства обучающихся находятся в стадии формирования:
• коммуникативные УУД:
- высказывают свою точку зрения;
- вступают в обсуждение общей проблемы в группе, в классе; делают выводы по полученному результату
• личностные УУД:
- осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Цели урока как планируемые результаты обучения:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие натурального числа, обыкновенной и десятичной дробей, длины отрезка, масштаба, процента | понимание, адекватное употребление в речи, воспроизведение |
умение решать основные типы задач | понимание, адекватное употребление в речи, воспроизведение | |
Регулятивные | Самостоятельно и в группе ставят новые учебные задачи, используя текст, таблицу, диаграмму из справочника; анализируют, делают выводы по полученному результату | самостоятельные и совместные действия обучающихся по заданному алгоритму |
планируют собственную деятельность, используют средства для ее осуществления | совместные действия обучающихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними | |
Познавательные | закрепляют навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты, на движение, при округлении чисел; обобщают знания при составлении и решении задач с использованием фактических данных. | самостоятельные и совместные действия обучающихся по применению математических знаний для составления и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач |
Коммуникативные | умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. | самостоятельные и совместные действия обучающихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Личностные | формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе. | самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм |
Структура и ход урока
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | 2 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Определение темы урока, постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Формулирование обучающимися темы и цели урока. Обеспечение мотивации учения детьми. | Подводит их к формулированию темы урока и к определению цели урока, мотивирует обучающихся к учебной деятельности. | Формулируют тему урока и цель урока. | 4 | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
3. Актуализация знаний. | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Организует устный счет и повторение основных вычислительных знаний. | Участвуют в работе по повторению счета, самостоятельно решают упражнения устного характера с записью ответа. Правильность выполнения проверяется найденным словом | 5 | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество со сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала |
4. Применение математических компетенций в ситуации задач с практическим содержанием. | Показать разнообразие тематических задач, решаемых в жизни с использованием регионального компонента. | Организует и контролирует процесс решения задач. | Работают в группах над поставленными задачами | 15 | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Физкультминутка (для глаз) | Смена деятельности. | Осуществляет смену деятельности, обеспечивает эмоциональную разгрузку обучающихся | Обучающиеся меняют вид деятельности и готовы продолжить работу. | 2 | |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Выявить «западающие» области. Дать рекомендации по работе класса и отдельных обучающихся | Помогает выявить уровень усвоения знаний, а также причины выявленных ошибок и пути их устранения | Обучающиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения. | 8 | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: умение вести диалог. Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | Помочь обучающимся дать оценку своей работы | Подводит итоги работы групп и класса в целом. | Обучающиеся заполняют карточки самооценивания. | 2 | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию | Обучающиеся делают пометки в рабочих листах по домашнему заданию. | 2 |
Сценарий урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – решение практических задач «Архимедова сила и плавание тел».
Урок практикум в 7 классе...
Конспект урока "Решение практических задач по теме "Треугольники""
Урок систематизации и обобщения материала по теме "Треугольники", направленный на повторение, подготовке к экзамену и умению решать задачи с практическим содержанием....
План – конспект урока решения практических задач в 8 классе по теме: "Законы и закономерности в цепи постоянного тока" с применением метода проектов
Приводится план-конспект урока физики с использованием метода проектов...
Разработка урока "Решение практических задач по математике" (9 класс)
Решение практических задач дают широкие возможности для реализации обще дидактических принципов в обучении математике в школе. Практика показывает, что практические задачи могут быть использован...
Технологическая карта урока "Решение практических задач по теме "Длина окружности.Площадь круга""
Описывает возможное проведение урока по данной теме....
Тема урока: Решение практических задач по плану и карте.
Создать условия для применения знаний и умений при решении задач по плану и карте....
Урок "Решение практических задач по теме: ПЛОЩАДИ И ОБЪЕМЫ ФИГУР" 5 класс
Урок "Решение практических задач по теме: ПЛОЩАДИ И ОБЪЕМЫ ФИГУР", 5 класс...