Комплексная система оценивания учебных достижений по математике обучающихся 5-6 классов
статья по математике (5, 6 класс)
ФГОС впервые нацелил педагогическое сообщество на комплексную систему оценивания учебных достижений учащихся. При этом личностные результаты мы не оцениваем, а осуществляем мониторинг по выявлению изменений личностных качеств.
Комплексная система оценивания позволяет: сравнивать собственные прошлые достижения с настоящими; быть мотивирующим инструментом в поддержке учебной деятельности; способствовать самооценке; развивать самопознание и самосовершенствование личности. Говоря о системе оценивания учебных достижений учащихся 5-6 классов необходимо обратить внимание на то, что система оценивания остается такой же, как и в начальной школе: используются те же дифференцированные принципы. Однако ФГОС основного общего образования предъявляет особые требования к комплексной системе оценивания учебных и внеурочных достижений: это оценивание проектной деятельности обучающихся при переходе из одного класса в другой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnaya_sistema_otsenivaniya_uchebnyh_dostizheniy_po_matematike.docx | 33.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексная система оценивания учебных достижений по математике
обучающихся 5-6 классов.
ФГОС впервые нацелил педагогическое сообщество на комплексную систему оценивания учебных достижений учащихся. При этом личностные результаты мы не оцениваем, а осуществляем мониторинг по выявлению изменений личностных качеств.
Комплексная система оценивания позволяет: сравнивать собственные прошлые достижения с настоящими; быть мотивирующим инструментом в поддержке учебной деятельности; способствовать самооценке; развивать самопознание и самосовершенствование личности. Говоря о системе оценивания учебных достижений учащихся 5-6 классов необходимо обратить внимание на то, что система оценивания остается такой же, как и в начальной школе: используются те же дифференцированные принципы. Однако ФГОС основного общего образования предъявляет особые требования к комплексной системе оценивания учебных и внеурочных достижений: это оценивание проектной деятельности обучающихся при переходе из одного класса в другой.
- Виды деятельности обучающихся 5 классов на уроках математики
- Устная деятельность:
- формулирование правил, формул;
- устные ответы;
- проектная деятельность.
- Письменная деятельность:
- математический диктант;
- самостоятельная, проверочная работа;
- тесты;
- контрольная работа.
- Комплексная система оценивания учебных достижений
- Оценка устной деятельности.
Формулирование правил, формул:
Метапредметные достижения: если ученик самостоятельно приводит примеры использования данного правила на практике, умело применяет его в нестандартных условиях, владеет математическими рассуждениями, может привести пример по данному правилу, опираясь на учебник.
Отметка «5»:
- правильная формулировка правила по математике.
Отметка «4»
- ученик знает правила, умеет применять их, но допускает негрубые ошибки.
Отметка «3»
- ученик слабо знает правила, затрудняется их применять, допускает негрубые ошибки.
Отметка «2»
- ученик не знает правила, не умеет их применять, допускает грубые ошибки.
Отметка «1»
- ученик не знает правила, не умеет их применять.
Устные ответы
Отметка «5»
- полно раскрыто содержание материала в объёме, предусмотренном программой учебника;
- материал изложен грамотным языком, в определённой логической последовательности, с точным использованием математической терминологией и символикой;
- правильно выполнены рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- обучающийся отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
- обучающийся показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе навыков и умений.
Отметка «4»
- ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в ответах допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание;
- допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
- обучающийся показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания, но допустил один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе навыков и умений, опираясь на учебник.
Отметка «3»
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определённые «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятия, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2»
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «1»
- обучающийся обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемой теме.
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания,
- выявлена несформированность основных умений и навыков.
Проектная деятельность
Отметка «5»
- умение определять проблемы в области данного предмета, правильно использовать знания для глубокого отражения содержания проекта.
- умение формулировать цель, гипотезу, проектировать этапы деятельности, анализировать результат;
- проектная деятельность завершается грамотным проектом, полностью отражающим тему и цель проекта и успешной его защитой.
Отметка «4»
- умение определять проблемы в области данного предмета, правильно использовать знания для отражения содержания проекта, но при этом допущены неточности в содержании.
- проектная деятельность завершается в основном грамотным проектом, отражающим тему и цель проекта и достаточно хорошей его защитой.
Отметка «3»
- ученик определяет проблемы в области данного предмета при помощи учителя, слабо использует знания для отражения содержания проекта, допускает ошибки в содержании.
- проектная деятельность завершается проектом, слабо отражающим тему и цель проекта и сложностью в его защите.
Отметка «2»
- ученик не определяет проблемы в области данного предмета, не использует знания для отражения содержания проекта, допускает грубые ошибки.
- проектная деятельность завершается проектом, не отражающим тему и цель проекта и невозможностью его защиты.
Отметка «1»
- ученик не видит и не понимает проблем в области данного предмета, не использует знания для отражения содержания проекта, допускает грубые ошибки.
- результаты проектной деятельности отсутствуют.
- Оценка письменной деятельности
Единые нормы являются основой при оценке как контрольных, так и всех других письменных работ по математике. Они обеспечивают единство требований к обучающимся со стороны всех учителей образовательного учреждения, сравнимость результатов обучения в разных классах. Применяя эти нормы, учитель должен индивидуально подходить к оценке каждой письменной работы обучающегося, обращать внимание на качество работы в целом, а затем уже на количество ошибок и на их характер.
Самостоятельные и проверочные работы могут состоять:
- только из примеров;
- только из задач;
- из задач и примеров.
Содержание и объем материала, включаемого в контрольные письменные работы, определяются требованиями, установленными программой. Контрольные работы по математике проводятся только по ключевым разделам и темам учебного предмета. Контрольные работы, которые имеют целью проверку учебных достижений обучающихся по целому разделу программы, а также по материалу, изученному за четверть или за год, должны состоять из задач и примеров.
Оценивание письменной работы определяется с учетом, прежде всего ее общего математического уровня, оригинальности, последовательности, логичности выполнения, а также числа ошибок и недочетов и качества оформления работы.
Ошибка, повторяющаяся в одной работе несколько раз, рассматривается как одна ошибка.
За орфографические ошибки, допущенные учениками, отметка не снижается; Однако ошибки в написании математических терминов, уже встречавшихся учащимся, должны учитываться как недочеты в работе.
При оценивании письменных работ по математике следует различать грубые ошибки, негрубые ошибки и недочеты.
Грубыми в 5классах считаются ошибки, связанные с вопросами, включенными в «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» ФГОС начального общего образования, а также показывающие, что обучающийся не усвоил вопросы изученных новых тем, отнесенных ФГОС основного общего образования к числу обязательных для усвоения всеми обучающимися.
К грубым относятся ошибки в вычислениях, свидетельствующие о незнании таблицы сложения или таблицы умножения; связанные с незнанием алгоритма письменного сложения и вычитания, умножения и деления на одно- или двузначное число и т.п. Ошибки, свидетельствующие о незнании основных формул, правил и явном неумении их применять, о незнании приемов решения задач, аналогичных ранее изученным.
Недочетами и негрубыми ошибками являются ошибки, связанные с недостаточно полным усвоением текущего учебного материала, не вполне точно сформулированный вопрос или пояснение при решении задачи, отдельные погрешности в формулировке ответа в задаче, неточности при выполнении геометрических построений, нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решений задач, небрежное выполнение чертежей и схем; неполное сокращение дробей или членов отношения, обращение смешанных в неправильную дробь при сложении и вычитании, пропуск наименований, пропуск чисел в промежуточных записях, перестановка цифр при записи чисел, ошибки, допущенные при переписывании.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. В одно время при одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах она может рассматриваться как недочет.
2.2.1.Объем письменных работ:
Объем самостоятельных, проверочных и контрольных работ:
Возрастная категория учащихся | I ,II полугодие |
5 класс | Не более 9 заданий |
6 класс | Не более 10 заданий |
Объем тестов:
I полугодие | II полугодие | |
5 класс | не более15 заданий | не более 15 заданий |
6 класс | не более 20 заданий | не более 20 заданий |
Объем контрольного математического диктанта:
5 класс – 10 заданий
6 класс - 12 заданий
Каждый математический диктант не должен иметь задания на не изученные к данному моменту темы. Нецелесообразно включать в диктанты задания, которые находятся на стадии изучения.
Временные рамки написания письменных работ по математике:
Виды письменных работ | 5 класс | 6 класс |
Самостоятельная работа | 25 мин | 25 мин |
Проверочная работа | 30 мин | 30 мин |
Контрольная работа | 45 мин | 45 мин |
2.2.2.Критерии оценивания письменной работы по выполнению вычислительных заданий и алгебраических преобразований.
Метапредметные достижения: ученик должен демонстрировать овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений, умениями моделировать реальные ситуации на математическом языке.
Отметка «5»
-безукоризненное выполнение письменной работы:
- решение всех примеров верное;
- все действия и преобразования выполнены правильно;
- все записи хода решения расположены последовательно;
- сделана проверка решения в тех случаях, когда это требуется;
Примечание: отметка «5» может быть поставлена, несмотря на наличие одного-двух недочетов, если ученик дал оригинальное решение заданий, свидетельствующее о его хорошем математическом развитии.
Отметка «4»
-хорошее выполнение письменной работы:
- решение всех примеров верное,
- все действия и преобразования выполнены правильно;
- все записи хода решения расположены последовательно;
но при этом допущена одна негрубая ошибка или два-три недочета;
Отметка «3»
- все действия и преобразования выполнены правильно;
- все записи хода решения расположены последовательно, но
- в работе имеется одна грубая ошибка и не более одной негрубой ошибки;
- при отсутствии грубых ошибок, но при наличии от двух до четырех негрубых ошибок;
- если неверно выполнено не более половины объема всей работы.
Отметка «2»
- правильно выполнено менее половины всех заданий,
- при выполнении действий и преобразований допущено две и более грубых ошибок.
Отметка «1»
ученик совсем не выполнил работу.
2.2.3.Критерии оценивания письменной работы на решение текстовых задач. Метапредметные достижения: ученик должен демонстрировать практические умения использовать функциональные представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;
Отметка «5»
- задача решена правильно;
- ход решения задачи верен,
- все действия и преобразования выполнены верно и рационально;
- в задаче, решаемой с вопросами или пояснениями к действиям, даны точные и правильные формулировки;
- в задаче, решаемой с помощью уравнения, даны необходимые пояснения;
- записи правильны, расположены последовательно;
- дан верный и исчерпывающий ответ на вопросы задачи;
- сделана проверка решения в тех случаях, когда это требуется.
Примечание: отметка «5» может быть поставлена, несмотря на наличие недочета, если ученик дал оригинальное решение задачи, свидетельствующее о его хорошем математическом развитии.
Отметка «4»
-ход решения задачи верен,
- все действия и преобразования выполнены верно и рационально;
- в задаче, решаемой с вопросами или пояснениями к действиям, даны точные и правильные формулировки;
- в задаче, решаемой с помощью уравнения, даны необходимые пояснения;
- записи правильны, расположены последовательно;
- дан верный и исчерпывающий ответ на вопросы задачи;
- сделана проверка решения в тех случаях, когда это требуется, но
при правильном ходе решения задачи допущена одна грубая ошибка.
Отметка «3»
-ход решения задачи верен,
- все действия и преобразования выполнены верно и рационально;
- в задаче, решаемой с вопросами или пояснениями к действиям, даны точные и правильные формулировки;
- в задаче, решаемой с помощью уравнения, даны необходимые пояснения;
- записи правильны, расположены последовательно;
- дан верный и исчерпывающий ответ на вопросы задачи;
- сделана проверка решения в тех случаях, когда это требуется, но допущены:
- две-три грубые ошибки и не более 2-3 негрубых.
Примечание: отметка «3» может быть выставлена ученику, выполнившему работу не полностью, если он безошибочно выполнил более половины объема всей работы.
Отметка «2»
-ход решения задачи не верен,
- действия и преобразования выполнены нерационально;
- в задаче, решаемой с вопросами или пояснениями к действиям, даны неточные и неправильные формулировки;
- в задаче, решаемой с помощью уравнения, не даны необходимые пояснения;
- записи или неправильны, или не расположены последовательно;
- не дан верный и исчерпывающий ответ на вопросы задачи;
- не сделана проверка решения в тех случаях, когда это требуется,
- допущено более 3-х грубых ошибок и более 3-х негрубых.
Отметка «1»
ученик не выполнил ни одного задания работы.
2.2.4. Критерии оценивания контрольной (комбинированной) работы по математике
Метапредметные достижения: в случае усвоения материала
- ученик демонстрирует овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений, умениями моделировать реальные ситуации на математическом языке.
- ученик демонстрирует практические умения использовать функциональные представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок.
Отметка «5»
-безукоризненное выполнение письменной работы:
- решение всех примеров верное;
- все действия и преобразования выполнены верно и рационально;
- все записи хода решения расположены последовательно;
- сделана проверка решения в тех случаях, когда это требуется;
- ход решения задачи верен,
- в задаче, решаемой с вопросами или пояснениями к действиям, даны точные и правильные формулировки;
- в задаче, решаемой с помощью уравнения, даны необходимые пояснения;
- записи правильны, расположены последовательно;
- дан верный и исчерпывающий ответ на вопросы задачи;
- сделана проверка решения в тех случаях, когда это требуется.
- математические ошибки отсутствуют (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Примечание: отметка «5» может быть поставлена, несмотря на наличие недочета, если ученик дал оригинальное решение задачи, свидетельствующее о его хорошем математическом развитии.
Отметка «4»
-хорошее выполнение письменной работы:
- все действия и преобразования выполнены верно и рационально;
- все записи хода решения расположены последовательно;
- в задаче, решаемой с вопросами или пояснениями к действиям, даны точные и правильные формулировки;
- в задаче, решаемой с помощью уравнения, даны необходимые пояснения;
- записи правильны, расположены последовательно;
- дан верный и исчерпывающий ответ на вопросы задачи;
- сделана проверка решения в тех случаях, когда это требуется, но допущены:
- одна грубая ошибка при вычислении или одна-две негрубые ошибки, при этом работа в целом решена и оформлена абсолютно верно.
Отметка «3»
- большинство действий и преобразований выполнено верно и рационально;
- в задаче, решаемой с вопросами или пояснениями к действиям, даны точные и правильные формулировки;
- в задаче, решаемой с помощью уравнения, даны необходимые пояснения;
- записи правильны, расположены последовательно;
- дан верный и исчерпывающий ответ на вопросы задачи;
- сделана проверка решения в тех случаях, когда это требуется;
- допущены 2-3 грубые ошибки или 3-4 негрубые ошибки.
Примечание: отметка «3» может быть выставлена ученику, выполнившему работу не полностью, если он безошибочно выполнил более половины объема всей работы.
Отметка «2»
- ход решения задачи не верен,
- действия и преобразования выполнены нерационально;
- в задаче, решаемой с вопросами или пояснениями к действиям, даны неточные и неправильные формулировки;
- в задаче, решаемой с помощью уравнения, не даны необходимые пояснения;
- записи или неправильны, или не расположены последовательно;
- не дан верный и исчерпывающий ответ на вопросы задачи;
- не сделана проверка решения в тех случаях, когда это требуется,
- допущено более 3 грубых ошибок.
Отметка «1»
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
2.2.5.Критерии оценивания контрольного математического диктанта
Метапредметные достижения: ученик демонстрирует прекрасную память, устойчивое внимание, умение проводить классификации, логические обоснования.
Отметка «5»: безошибочное выполнение работы.
Отметка «4»: при выполнении заданий допущено 1 -2 ошибки.
Отметка «3»: при выполнении заданий допущено 3 ошибки.
Отметка «2»: при выполнении заданий допущено 4- 5 ошибок.
Отметка «1»: при выполнении заданий допущено более 5 ошибок.
2.2.6.Оценка тестов.
Тестовая форма проверки учебных достижений обучающегося позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов, эффективности проведения уроков математики, дает возможность обучающему провести самоконтроль знаний.
Метапредметные достижения: ученик демонстрирует умения отбирать и систематизировать содержание образования, обобщать и синтезировать знания, проявляет способность проектировать свою деятельность.
Отметка «5»:выполнено 100% - 90% заданий, без исправлений.
Отметка «4»:выполнено 89% - 60% заданий.
Отметка «3»:выполнено 59% - 35% заданий.
Отметка «2»:выполнено менее 35% заданий.
Отметка «1»:выполнено менее 20% заданий.
2.2.7.Оценка текущих письменных работ
При оценке повседневных обучающих работ по математике учитель руководствуется указанными нормами отметок, но учитывает степень самостоятельности выполнения работ обучающимися.
Письменные работы, выполненные в классе с предварительным разбором под руководством учителя, оцениваются более строго.
Домашние письменные работы оцениваются так же, как классные работы обучающего характера.
2.2.8. Промежуточная (отметка за четверть) и итоговая (за год) аттестация
В соответствии с особенностями математики как учебного предмета отметки за письменные работы и отметки за устные ответы оцениваются в соответствии с данным положением. При выставлении промежуточных и итоговых отметок приоритетными считаются отметки за письменные работы. Отметки за устные ответы учитываются при возникновении спорных ситуаций. Учитель должен учитывать фактический уровень учебных достижений обучающегося и при их оценивании должен действовать в интересах учащихся.
Итоговая отметка за год выставляется на основании отметок за четверти, но также с обязательным учетом фактического уровня учебных достижений обучающегося на конец учебного года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Несовершенство пятибалльной системы оценивания учебных достижений школьников
Проблемой оценки знаний, умений и навыков на протяжении всего становления и развития школы занимались как учёные, так и директивные органы, но проблема оценочных суждений учителя редко выделялис...
Авторская система оценивания учебных достижений учащихся на уроках музыки
Я нашла для себя метод отслеживания сформированности данных критериев при помощи компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ)....
Авторская система оценивания учебных достижений учащихся на уроках музыки
Я нашла для себя метод отслеживания сформированности данных критериев при помощи компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ)....
Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся 10 класса по литературе
Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся 10 класса по литературе...
Система оценивания учебных достижений по изобразительному искусству обучающихся
Оцениванию на уроках ИЗО подлежат не только специальные художественные способности школьника, но и его творчество, инициатива, составляющие основу созидательной деятельности. Важно наряду с худо...
Презентация "Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений обучающихся"
Презентация "Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений обучающихся"...
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ФОРМАТЕ ФГОС
Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературыОписание системы оценки результатов в соответствии с ФГОС...