Авторская система оценивания учебных достижений учащихся на уроках музыки
методическая разработка по теме
Я нашла для себя метод отслеживания сформированности данных критериев при помощи компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_sistema_ocenivaniya_obuchayushchihsya.doc | 220.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Система оценивания обучающихся.
Другой стороной работы является формирование ключевых и предметных компетенций обучающихся – эстетической и культурологической. Умение работать с разными источниками информации и применять их на практике помогает систематизировать знания, полученные на уроке, коммуникативная компетенция реализуется через презентации своих работ и работу в группе. Но что может послужить на моих уроках критерием оценивания культурологической и эстетической компетенции, ведь эти предметные компетенции, на мой взгляд, являются наиболее сложными с точки зрения оценивания и отслеживания их сформированности.
Государственный стандарт образования для 12- летней школы дает следующие критерии:
Я нашла для себя метод отслеживания сформированности данных критериев при помощи компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ). Один мудрец сказал: «Умеющий мыслить – умеет задавать вопросы». Вопрос в КОЗ, который отвечал бы всем требованиям, предъявляемым его функции развития ключевых и предметных компетенций должен удовлетворять потребностям двух субъектов обучения - ученика и учителя
Кроме того вопросы должны иметь разноуровневый характер заданий, непременно нести в себе две задачи образования академическую и социальную или «ежедневную» (в мировой педагогике эти понятия были выделены Л. Выготским), и затрагивать когнитивные и аффективные области обучения. Как это совместить в одном проблемном задании? Здесь на помощь пришла таксономия Б. Блума.
Но если строить задания только на когнитивных вопросах, то предметные компетенции – культурологическая и эстетическая - останутся не отслеженными. Поэтому необходимо, чтобы вопросы затрагивали и аффективную область. Эта область была выделена Д. Кротволем. Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели — формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.
В эту область входят несколько категорий: восприятие, реагирование, усвоение ценностной ориентации, организация ценностных ориентаций, распределение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность.
Таким образом, составляя вопросы для компетентностного задания я предусматриваю пять уровней согласно таксономии и четыре уровня затрагивающих аффективную область. Примерная шкала оценивания КОЗ выглядит следующим образом:
№ п.п учащегося ФИО обучающегося | Уровень КОЗ (от 1 до 5 – согласно таксономии Блума) | Информацион ная компетент ность | Итоговый балл (за каждый пункт 1 балл, максимально-4) | Компетентность решения проблемы коммуникативная компетентность | Предметные компетенции – культурологическая и эстетическая | Итоговый балл за каждый пункт 1 балл, максимально-3) | Категория аффективной области(от 1 до4) | Итоговый балл |
Использование источников информации | Умение анализировать источники, взвешивать, сопоставлять. | Нахождение противоречий, делает выводы на основе критического задания | Использование дополнительных источников информации и обоснование их использование | Выбор технологии деятельности (отразить форму или способ) | Нестандартные способы доказательства точки зрения(какой) | Речевое оформление, использование вспомогательных средств | Итоговый балл(за каждый пункт 1 балл, максимально-3) | Эмоционально-ценностное восприятие описания | Нравственно эстетическое отношение к музыкальным явлениям выраженное в собственных рассуждениях | Готовность учащихся использовать в жизни полученные знания об искусстве ( на основе суждений в ответе) |
Категории оценивания могут меняться в зависимости от КОЗ. Согласно данной шкалы оценивания составлена следующая разбалловка:
Максимальное количество баллов – 19.
17-19 баллов – «5» - высокий уровень.
12-16 баллов – «4» - достаточный.
6-11 баллов – «3» - удовлетворительный.
Двоек за КОЗ не бывает, если учащийся набрал меньше шести баллов, то учителю достаточно проанализировать уровень КОЗ по таксономии и предложить учащемуся выполнить задание более легкого уровня в качестве домашнего задания. Часто бывает, что обучающийся показывает третью и четвертую категорию аффективной области, но уровень задания по таксономии выбрал низкий, в этом случае он поощряется дополнительными баллами. Как правило, многие учащиеся сразу берут задание с высоким уровнем, но здесь действует железное правило, которое мы приняли с детьми – вопросы по содержанию задания не принимаются! Другими словами не понятно задание – выбирай более легкий уровень.
Таким образом, я нашла систему объективного оценивания по моему предмету. Данную шкалу я заполняю по каждому заданию отдельно и в конце года без труда заполняю карту развития каждого учащегося.
Взаимопроникновение урочной и внеурочной работы.
Одним из важных компонентов урока при работе по технологии критического мышления – это фаза осмысления (рефлексии). Как правило, она осуществляется через ряд фокусированных творческих заданий, позволяющих проследить степень погружения в тему урока обучающимся. Стратегии RWCT осуществляют дифференциацию заданий не только по уровню сложности, но и по предпочтениям обучающегося. Одним из которых является исследование и проект. Технология является предтечей для проектной и исследовательской деятельности, зарождая посредством критического мышления интерес к дальнейшей работе над проблемой.
Изначально ученики заваливали огромным количеством дополнительного материала, который необходимо было систематизировать, исследовать и проектировать. Здесь на помощь мне пришли дистанционные курсы INTEL «Метод проектов», которые дали четкую структуру работы по методу проекта. Поэтому факультативный курс, который я веду третий год, носит название «Я-исследователь». За этот период было разработано и защищено порядка двенадцати проектов, пять из которых завоевали призовые места на городских и областном конкурсах исследовательских и творческих проектов «Зерде» («Значение казахских народных инструментов в современной жизни», «Времена года» (по музыке Чайковского), «Хоровое искусство Казахстана» и мн др).
Цели факультативного курса:
Вооружить обучающегося умениями, навыками и знаниями в области исследовательской деятельности, а так же современной теорией о способах проектирования, практическими приёмами диагностики и самодиагностики, навыками моделирования нетрадиционных типов презентаций собственных знаний, через занятия научно-исследовательской деятельност.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская система оценивания учебных достижений учащихся на уроках музыки
Я нашла для себя метод отслеживания сформированности данных критериев при помощи компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ)....
Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся 10 класса по литературе
Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся 10 класса по литературе...
Система оценивания учебных достижений учащихся.
Много проблем существует в образовательном процессе, но самая главная из них - это оценивание учащихся....
Система оценивания результатов достижений учащихся на уроках физкультуры
Достижения в обучении физической культуре во многом зависят от заинтересованности учеников, физических способностей и их активности. А залогом этого, в свою очередь, служат конкретные и посильные цели...
Системы оценивания образовательных достижений учащихся на уроках бурятского языка
Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и о...
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках музыки
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измере...
Система оценивания учебных достижений учащихся
Система оценивания учебных достижений учащихся...