Несовершенство пятибалльной системы оценивания учебных достижений школьников
статья по английскому языку по теме
Проблемой оценки знаний, умений и навыков на протяжении всего становления и развития школы занимались как учёные, так и директивные органы, но проблема оценочных суждений учителя редко выделялись в качестве самостоятельной.
Проблема достоверной оценки ЗУНов учащихся чрезвычайно важна и значима для образовательной системы.
Проблемой оценки ЗУНов учащихся представлены в трудах таких методистов, как Зайцев В., Симонов В.П., Черенков Е.Г.
Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью – проверка усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развивать у школьников умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Оценочные суждения в виде вербальных оценок, довольно куцы и сухи, что не позволяет оценивать многообразие учебного труда обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_ocenivaniya_uchebnyh_dostizheniy.docx | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема оценивания учебных достижений
Анализируя существующие инновационные процессы в образовании, которые касаются фактически всех его сторон, нельзя оставить без внимания проблему оценивания достижений учащихся, которая тоже должна претерпеть изменения. В своей работе я попыталась показать, как безболезненно перейти от существующей системы оценивания к более продуктивной- десятибалльный. На начальном этапе я подробно ознакомила обучающихся с новой системой оценивания и критериями выставления отметок. Совместно с ребятами анализировали некоторые виды деятельности и выставляли отметки как по 5-ти балльной, так и по 10-ти балльной шкале.
Такая система оценивания позволяет:
- расширить существующие рамки отслеживания знаний обучающихся;
- более объективно оценивать достижения обучающихся;
- содействует становлению и развитию самоанализа и самооценки;
- более наглядно осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения;
- ориентировать обучающихся на успех;
- формировать интерес к учёбе.
Проблемой оценки знаний, умений и навыков на протяжении всего становления и развития школы занимались как учёные, так и директивные органы, но проблема оценочных суждений учителя редко выделялись в качестве самостоятельной.
Проблема достоверной оценки ЗУНов учащихся чрезвычайно важна и значима для образовательной системы.
Проблемой оценки ЗУНов учащихся представлены в трудах таких методистов, как Зайцев В., Симонов В.П., Черенков Е.Г.
Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью – проверка усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развивать у школьников умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Оценочные суждения в виде вербальных оценок, довольно куцы и сухи, что не позволяет оценивать многообразие учебного труда обучающегося.
Я попыталась отобразить несовершенство существующей пятибалльной системы ( хотя фактически происходит использование только трёх положительных отметок, выставляемых в аттестатах), как различить такие показатели «знает весь программный материал», «знает весть требуемый программный материал».
А также возможность использования десятибалльной шкалы оценивания, где отметки «1», «2», «3»- являются положительными.
Возможность стимулирования ЗУНов при использовании более точной, в оценочных суждениях, десятибалльной системы оценивания.
Проверка и оценка достижений школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Это компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса ( содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования.
Достоверная оценка итогов учебно-познавательной деятельности обучаемых и соответствующее ей оценочное суждение учителя невозможны при использовании фактически трёхбалльной шкалы, а необходима, как минимум, либо вся пятибалльная шкала, либо другая, более подробная. В противном случае учителя вынуждены суррогатную шкалу (баллы трёхбалльной шкалы дополняемые ими знаками «плюс» и «минус») и оценивать одними и теми же баллами разный уровень обученности.
Баллами «3», «4», «5» и соответствующими им оценочными суждениями оцениваются: учащиеся гимнастических классов и классов для одарённых детей; учащиеся общеобразовательных классов и учащиеся классов коррекционно-развивающего обучения. Различить эти оценки, выставленные в документах об образовании, как показывает практика, просто невозможно, что является серьёзным противоречием. Следствием этого становится недостоверность оценки обученности человека в целом.
Структура и содержание десятибалльной системы оценки степени обученности учащихся, которая служит основой для разработки таких шкал по различным учебным предметам.
10-балльная шкала | Основные показатели СОУ(степень обученности учащихся) | Обученность в % | Уровни. |
1 балл- очень слабо | Присутствовал на занятии, слушал, смотрел, записывал под диктовку учителя и товарищей, переписывал с доски. | Около 1 % | Различие, распознавание (уровень знакомства) |
2 балла- слабо | Отличает какой-либо процесс или объект от их аналогов тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде. | От 2%до 4 % | |
3балла- посредственно | Запомнил большую часть текста, правил, определений, формулировок, законов, но объяснить ничего не может (механическое запоминание) | От 5% до 9% | Запоминание (неосознанное воспроизведение) |
4балла- удовлетворительно | Демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, математических и иных формул, однако затрудняется что-либо объяснить. | От 10% до 16% |
5баллов- недостаточно хорошо | Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мыслительные операции, как анализ и синтез. | От 17% до 25% | Понимание (осознанное воспроизведение) |
6 баллов- хорошо | Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, осознанность усвоенных теоретических знаний, способность к самостоятельным выводам. | От 26% до 36% | |
7 баллов- очень хорошо | Чётко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, умеет применять в простых случаях. | От 37% до 49% | Элементарные умения (репродуктивный уровень) |
8 баллов- отлично | Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет её на практике легко. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет. |
9баллов- великолепно | Легко выполняет практические задания на уровне переноса, свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности. | От 65% до 81% | Перенос (творческий уровень) |
10баллов- прекрасно | Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний, умений и навыков. | От 82% до 100% |
Использование на практике десятибалльной шкалы позволяет:
- Более эффективно использовать всё многообразие оценочных суждений как фактора стимуляции и положительной мотивации учащихся к учебно-воспитательной деятельности.
- Преодолеть синдром боязни отрицательных оценочных суждений и соответствующих отрицательных баллов типа «1» и «2», т.к. в данной шкале они тоже являются положительными и их надо определённым образом «заработать».
- Создать «слабым» и «трудным» учащимся более комфортные условия пребывания в учебных заведениях.
- Ликвидировать необоснованные притязания учащихся и родителей к оценке обученности их детей на основе простой и понятной им методике оценивания.
Трудности переходного периода от трёхбалльной шкалы к десятибалльной возникают только при выдачи документов об образовании, но они легко преодолимы.
Взаимосвязь десятибалльной шкалы с существующей и суррогатной шкалами.
Десятибалльная шкала | Суррогатная шкала | Пятибалльная шкала |
1 балл- очень слабо | «2+» (очень слабо) | 3балла (удовлетворительно) |
2 балла- слабо | «3-» (слабо) | |
3балла- посредственно | «3» (посредственно) | |
4балла- удовлетворительно | «3+» (удовлетворительно) | |
5баллов- недостаточно хорошо | «4-» (недостаточно хорошо) | 4 балла (хорошо) |
6 баллов- хорошо | «4» (хорошо) | |
7баллов- очень хорошо | «4+» (очень хорошо) | |
8 баллов- отлично | «5-» (отлично с минусом) | 5 баллов (отлично) |
9 баллов- великолепно | «5» (отлично) | |
10 баллов-прекрасно | «5+» (прекрасно, как исключение) |
Эта таблица позволяет ( пока существует пятибалльная, а фактически трёхбалльная шкала) выставлять итоговые оценки в аттестаты в соответствии с ней, т.е. в соответствии с пока существующим государственным эталоном. [Зайцев В. Стимулирует ли отметка // Народное образование-1991 №11 с. 32-33.]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская система оценивания учебных достижений учащихся на уроках музыки
Я нашла для себя метод отслеживания сформированности данных критериев при помощи компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ)....
Авторская система оценивания учебных достижений учащихся на уроках музыки
Я нашла для себя метод отслеживания сформированности данных критериев при помощи компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ)....
Семинар "Система оценивания учебных достижений школьников в традиционной школе и в свете модернизации образования"
Традиционная пятибалльная система оценивания не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности, которая признана ключевой компетенцией; затрудняет индивидуализацию обучени...
Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся 10 класса по литературе
Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся 10 класса по литературе...
Стендовый доклад. ФГОС: школьная система оценивания учебных достижений
Что оценивать и как оценивать учебные достижения по ФГОС?...
Рейтинговая система оценивания учебных достижений по французскому языкукак средство развития компетентности школьников
Расширить компетентность школьников в предметной области – французский язык;Развить у обучающихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию;Создать условия для успешной реализации еди...
Рейтинговая система оценивания учебных достижений школьников
В прикрепленном файле статья на тему "Рейтинговая система оценивания учебных достижений школьников"...