Региональная научно-практическая конференция статья "Интернет как средство расширения образовательного пространства для самообразования и саморазвития педагогов дополнительно образования", 2020 г.
статья

Паршина Любовь Васильевна

В статье представлен опыт работы МБУДО "Летский оздоровительно-образовательный спортивный центр" города Гбкина Белгородской области по развитию главного навыка будущего - стремления педагогов дополнительного образования к самообразованию и саморазвитию. Рассмотрены виды работы в данном направлении: пример педагога, использование личного блога, дистанционные курсы, сетевые проекты, дистанционные занятия и спортивные мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parshina_l.v._statya.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО РАСШИРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л.В.Паршина,

Почетный работник общего образования РФ,

методист

МБУДО «Детский оздоровительно-

образовательный спортивный центр»

Белгородская область, г. Губкин

3.0sd@inbox.ru

Аннотация: В статье представлен опыт работы МБУДО «Детский оздоровительного-образовательный спортивный центр» города Губкина Белгородской области по развитию главного навыка будущего – стремления педагогов дополнительного образования к самообразованию и саморазвитию. Показано, как с помощью интернета можно расширить свое образовательное пространство. Рассмотрены виды работы в данном направлении: пример педагога, использование личного блога, дистанционные курсы, сетевые проекты, дистанционные занятия и спортивные мероприятия.

Ключевые слова: образовательное пространство, самообразование, саморазвитие, интернет-ресурсы, блоги, аккаунты, безопасная сеть, сетевое взаимодействие.

 Человек не может по-настоящему

усовершенствоваться,

 если не помогает

усовершенствоваться другим.

Ч.Диккенс

Важнейшим условием профессионального успеха педагога является его постоянное стремление к самосовершенствованию, повышению своей профессиональной компетентности. Говоря словами одного мудреца: «Хорош лишь тот, в ком еще не умер ученик». А сейчас, в эпоху реформирования и модернизации образования вопрос повышения профессиональной компетентности педагога особенно актуален, поскольку по выражению Оскара Уайльда «Чего нет в творце, не может быть в творении».

Современная система образования столкнулась с беспрецедентной  в своей истории задачей. Современная школа должна готовить детей к жизни в новом мире, где дополнительное образование является неотъемлемой частью этого процесса, а педагог дополнительного образования – основным инструментом. Конечно же, востребованы адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные педагоги, умеющие наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

Одним из средств самообразования в современном мире стал интернет, который во много раз расширил образовательное пространство, как взрослого человека, так и обучающихся. Задача современного педагога дополнительного образования - научиться самому и научить детей использовать возможности интернета для самообразования и саморазвития.

Педагоги, с которыми мне приходилось и приходится работать, поняли важность и необходимость самообразования не только во время работы, но и в течение всей жизни. Часто цитирую слова Элвина Тоффлера, философа и социолога, известного своими работами о цифровой и информационной революции, технологическом перевороте: «В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться» [1].

Своим собственным примером я убеждаю педагогов в этом, участвуя  в проводимых в интернете конкурсах, научно-практических конференциях, вебинарах, а также в сетевых сообществах педагогов. Рассказываю, каким образом это влияет на повышение квалификации педагога. Очень хочу, чтобы они понимали, как здорово учиться! Учиться всю жизнь, несмотря на возраст! Учиться не только потому, что это нужно, а и потому, что это интересно! Как же это помогает в организации и проведении учебных занятий по различным видам спорта, как высоко ценят дети и их родители педагога креативного, знающего и умеющего.

Получив новые знания, демонстрирую их на методических заседаниях, учебе: тесты, тренажеры, интересные приемы и технологии. Даю возможность педагогам самим поучаствовать в практической части мероприятия, подвожу к понимаю значения возможностей интернета для самообразования.

А как же педагоги реагируют на подобные новшества? Как они используют интернет для расширения образовательного пространства? Прежде всего, создают свои личные учебные блоги, которые являются своеобразным «окошком» в огромный мир интернета, где их обучающиеся учатся ориентироваться, общаться, развиваться. К этой работе в обязательном порядке подключаются и родители, создавая аккаунты. Во время дистанционного обучения в связи с обострившейся эпидемиологической обстановкой учебные занятия педагоги  проводили заочно, размещая на личных страницах в социальных сетях сообщения, задания  при помощи которых учили создавать спортивные пазлы, диафильмы, открытки, буклеты, диаграммы и т.д.

Огромное значение имеет еще один момент в самообразовании педагогов – это изучение правил безопасности в интернете. Педагоги вместе с обучающимися создали фильм «Моя безопасная Сеть», который представляли на учебных занятиях для обучающихся различных учебных групп. Теперь дети знают, что в интернете, как и в реальной жизни, существуют опасности, понимают как их избежать.

Педагоги спортивного центра активные участники дистанционных конкурсов, викторин, акций,  посвященных 75-летию Великой Отечественной войны, а также многие из них приняли участие в написании диктанта Победы. В блоге каждого педагога размещены ссылки на сайты, где проводятся подобные проекты.

Наиболее востребованным является сайт Министерства просвещения Российской Федерации по адресу https://edu.gov.ru/distance для самостоятельного использования педагогами и обучающимися, где электронное обучение помогает формировать подборки образовательных, просветительских и развивающих материалов, онлайн-тренажеров.

Современный педагог использует возможности интернет-ресурсов не только  для своего самообразования, но и ищет духовную пищу для  саморазвития. Имея доступ к электронному библиотечному каталогу,  педагоги умеют ориентироваться  в информационном потоке, используя при этом различные информационные ресурсы и методики поиска.

В настоящее время педагоги готовятся принять участие в VIII Епархиальных Рождественских образовательных чтениях «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» [3].

        Читая исторический роман «Александр Невский» С. Мосияша, педагоги становятся как бы невольно соучастниками тех далеких событий и понимают, что наше подрастающее поколение является продолжением этого огромного мира, что его творит человеческий род, и кто-то из этого рода оказывает и формирует костяк и структуру современной личности.

            В настоящее время современное молодое поколение считает, что могут создать себя сами.   Но это пустой звук. Прежде всего потому, что впереди уже прошел кто-то этот путь, уже есть опыт, были чьи-то шаги. Вопрос в том, чьи шаги они услышат и кто им ближе?  

            Есть люди, создающие человеческий мир и основы мира; есть – украшающие его, есть люди – суть мира; есть – охранители, стражи мира. Так и педагоги. Замечательно, если на пути ребенка встречаются все вместе взятые. Но даже если встретится один, но очень значимый, можно не волноваться за судьбу этого ребенка. Он обязательно будет счастлив в этом мире, он построит свою жизнь по житейским правилам и передаст в свое время опыт другим поколениям.

Анализируя работу по самообразованию и саморазвитию, необходимо подчеркнуть зависимость между регулярным участием педагога в различных конкурсах, научно-практических конференциях и мониторингом его образовательной деятельности. Чем выше уровень участия, тем выше рейтинг педагога. Понимая это, многие самостоятельно проявляют инициативу, участвуя в спортивных соревнованиях, мероприятиях, конкурсах различного уровня. Так педагоги учебных групп по гиревому спорту являются постоянными участниками Первенства Белгородской области по гиревому спорту, занимая призовые места. Ими подготовлен КМС, они принимали участие в первенстве России по гиревому спорту среди юношей и девушек в г. Сургут, где обучающийся этой учебной группы занял    2 место.

С помощью личных блогов педагоги общаются с коллегами из других городов, обмениваясь своим опытом и приобретая новый для себя. Это дает возможность развивать сетевое взаимодействие, проводить Skype-встречи.

Огромной популярностью пользуется площадка ZOOM для проведения конференций. В связи с этим в спортивном центре  реализуется внутриучрежденческий проект «ZOOM – площадка для занятий и общения» (Развитие дистанционного образования МБУДО «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр»). Разработан дистанционный курс дополнительного образования «Легкая атлетика» в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», который размещен на портале дистанционного цифрового дополнительного образования Белгородской области (https://kursideti31.online/).

Очевидно, что актуальным в образовательном процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача педагога помочь обучающимся освоить способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности. Однако, не следует забывать и о здоровье детей, ведении здорового образа жизни. Используя возможности интернета, педагоги дополнительного образования данную задачу выполняют сполна. Даже во время дистанционного обучения педагоги постигали азбуку здоровья через интернет, понимая, что на смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек здоровый как телом так и духом [2,с.86;с.93]. Это и есть ответ на вопрос о современной личности педагога, потому что ведущей его деятельностью является поиск новых идей и новых проектов.

Одним из проектов, предложенных педагогами спортивного центра, является организация и проведение дистанционной воспитательной работы: проведение спортивных часов, посвященных знаменитым спортсменам Белгородской области и Губкинской территории, совместного проекта «Письмо сверстнику», спортивных акций «Передай  спортивную эстафету». Реализацией этого проекта прогнозируем не только повышение качества знаний обучающихся, но и дополнительное подтверждение значения возможностей интернета, продемонстрируем еще один вариант использования интернета для получения новых знаний в области воспитания подрастающего поколения. Физическое воспитание содержит в себе большой воспитывающий потенциал. Спортивные соревнования - это «продукт» совместной деятельности «педагог-обучающийся-родитель».

Таким образом, интернет, расширяя образовательное пространство, создает условия для самообразования и саморазвития педагогов дополнительного образования, учит оценивать потребность в дополнительной информации для решения педагогических проблем и самостоятельной познавательной деятельности, духовно-нравственного воспитания,  развивает главный навык будущего – стремление к постоянной учебе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тоффлер, Э. Цитаты для осмысления жизни. –Яндекс.Дзен|Блог-платформа

          2. Горцев, Г.В. Энциклопедия здорового образа жизни. –М.:Вече,2001-296с.  

          3. Мосияш, С.П.,  Исторический роман «Александр Невский». М.: Астрель, 2009, - 731с.

Интернет-ресурсы:

1. Сайт Министерства просвещения Российской Федерации  https://edu.gov.ru/distance

2. Портал дистанционного цифрового дополнительного образования Белгородской области (https://kursideti31.online/)

3. Сайт Российское образование. Федеральный образовательный портал http://www.edu.ru

4. Сайт МБУДО “Детский оздоровительно-образовательный центр» (http://doosc.3dn.ru)

       

     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального саморазвития педагога дополнительного образования Банцыкина Сергея Валентиновича

Программа содержит основные направления деятельности по повышению педагогического и профессионального мастерства учителя....

Страноведение как средство расширения образовательного пространства учащихся в изучении английского языка.

Статья написана для родителей и школьников с целью повысить интерес к изучению английского языка....

Доклад на областном научно-практическом семинаре "Интеграция детей с ОВЗ в образовательное пространство".

В нашем детском доме есть дети-инвалиды. У детей с ОВЗ совместное обучение и проживание ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полн...

Выступление к педсовету по теме: «Повышение квалификации, самообразования и саморазвития педагогов дополнительного образования»

Уровень профессиональной деятельности педагога зависит, с одной стороны, от самообразования и саморазвития, с другой - от системы методической работы в образовательном учреждении. В связи с этим возни...

План по саморазвитию педагога дополнительного образования

План по саморазвитию педагога дополнительного образования  по теме: «Классический экзерсис у станка как развитие танцевальной культуры»...

Программа саморазвития педагога дополнительного образования на 2019 - 2022 гг.

Саморазвитие  является  одной  из  фундаментальных  потребностей  личности,  однако пути и формы саморазвития индивидуальны и своеобразны.  Саморазвитие  п...

Программа профессионального саморазвития педагога дополнительного образования Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»

Тема программы саморазвития педагога: «Инструменты разработки и реализации учебных проектов».Сроки реализации: 2023 г.Цель: повысить свой научно – методический уровень, профессиональ...