Рабочая программа по внеурочной деятельности 8 класс " Нестандартные задачи по математике".
рабочая программа по математике (8 класс)
Рабочая программа содержит тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности 8 класс математика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_po_matematike_8_klass.docx | 44.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Ульяновска
«Средняя школа №6 им. И.Н. Ульянова»
Рассмотрено Руководитель ШМО ___________________ Ф.И.О. подпись протокол №________ от «___» ________20__ г. | Согласовано Заместитель директора школы по УВР ___________________ Ф.И.О. подпись «___» ________20__ г. | Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета протокол №________ от «___» ________20__ г. | Утверждаю Директор __________ Ф.И.О. подпись приказ №________ от «___» ________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Вид деятельности «Нестандартные задачи по математике»
Уровень обучения(класс) 8А
Срок реализации: один год
Количество часов: 34
Учитель: Трифонова Т. А. высшая квалификационная категория.
Ульяновск
2019-2020 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Содержание программы и планируемые результаты освоения по темам.
3. Результаты освоения содержания программы.
4. Тематическое планирование.
5. Литература. Интернет-ресурсы.
1. Пояснительная записка
Общеразвивающая программа для 8 класса по математике «Нестандартные задачи» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Программа содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Цель программы – создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
- в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
- в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
- в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи:
- научить правильно применять математическую терминологию;
- подготовить учащихся к участию в олимпиадах;
- совершенствовать навыки счёта, применения формул, различных приемов;
- научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
- формировать навыки самостоятельной работы;
- воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету;
- формировать приемы умственных операций школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;
- развивать у детей вариативность мышления, воображение, фантазии, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Программа способствует:
- развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;
- созданию условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- выявлению одаренных детей;
- развитию интереса к математике.
В основу составления программы положены следующие педагогические принципы:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- доброжелательный психологический климат на занятиях;
- личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
- подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
- оптимальное сочетание форм деятельности;
- доступность.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год.
2. Содержание программы и планируемые результаты освоения по темам
Элементы математической логики. Теория чисел. Логика высказываний. Диаграммы Эйлера-Венна. Простые и сложные высказывания. Высказывательные формы и операции над ними. Задачи на комбинации и расположение. Применение теории делимости к решению олимпиадных и конкурсных задач. Задачи на делимость, связанные с разложением выражений на множители. Степень числа. Уравнение первой степени с двумя неизвестными в целых числах. Графы в решении задач. Принцип Дирихле.
Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность:
уметь решать логические задачи;
отображать логические рассуждения геометрически;
записывать сложные высказывания, формулировки теорем, аксиом, используя символы алгебры и логики;
уметь применять графы и принцип Дирихле при решении задач;
анализировать и осмысливать текст задачи, моделировать условие с помощью схем, рисунков, графов;
строить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль.
уметь решать задачи повышенной сложности;
применять различные способы разложения на множители при решении задач;
научится решать уравнения и системы уравнений первой степени с двумя переменными.
Геометрия многоугольников. Площади. История развития геометрии. Вычисление площадей в древности, в древней Греции. Геометрия на клеточной бумаге. Разделение геометрических фигур на части. Формулы для вычисления объемов многогранников. Герон Александрийский и его формула.Пифагор и его последователи. Различные способы доказательства теоремы Пифагора. Пифагоровы тройки. Геометрия в древней индии. Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи. О делении отрезка в данном отношении. Задачи на применение подобия, золотое сечение. Пропорциональный циркуль. Из истории преобразований.
Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность:
распознавать и сопоставлять на чертежах и моделях геометрические фигуры;
уметь разделять фигуры на части по заданному условию из частей конструировать различные фигуры;
уметь решать задачи на нахождение площади и объема фигур, знать старинные меры измерения площадей;
познакомиться с историческими сведениями о развитии геометрии, расширить кругозор в области изобразительного искусства, архитектуры, получить практические навыки изображения увеличенных картин;
научиться работать над проектами, развивая исследовательские навыки.
Геометрия окружности. Архимед о длине окружности и площади круга. О числе Пи. Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах.
Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность:
распознавать и сопоставлять на чертежах и моделях окружности;
уметь решать задачи на применение свойств окружности, касательной, вписанных углов и др.
Теория вероятностей. Место схоластики в современном мире. Классическое определение вероятности. Геометрическая вероятность. Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач.
Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность:
иметь представление об элементарном событии уметь вводить обозначения для элементарных событий простого опыта, интерпретировать условия задач в виде схем и рисунков;
знать, что сумма вероятностей всех элементарных событий равна единице;
понимать что такое объедение и пересечение событий, что такое несовместные события;
уметь решать вероятностные задачи с применением формул сложения вероятностей для несовместных событий, формулы умножения вероятностей независимых событий.
Уравнения и неравенства. Уравнения с параметрами – общие подходы к решению. Разложение на множители. Деление многочлена на многочлен. Теорема Безу о делителях свободного члена, деление «уголком», решение уравнений и неравенств. Модуль числа. Уравнения и неравенства с модулем.
Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность:
познакомиться с методами решения уравнения с параметрами, простых и более сложных, применением графического способа решения;
овладеть навыками разложения на множители многочленов 5,3,4 степеней;
научиться решать уравнения и неравенства с модулем, «двойным» модулем;
Проекты. Что такое проект. Виды проектов (индивидуальный, групповой). Как провести исследование. Работа над проектами.
Планируемые результаты. Обучающийся получит возможность:
спланировать и подготовить творческий проект по выбранной теме, получат опыт публичных выступлений;
познакомиться с основами исследовательской деятельности, приобретет опыт работы с источниками информации, интерпретировать информацию (структурировать, презентовать с помощью таблиц, диаграмм и пр.), обрабатывать информацию с помощью компьютерных программ, ресурсов Интернет;
приобретет навыки самостоятельной работы для решения практических заданий, опыт коллективной работы в сотрудничестве.
Примерная тематика проектов:
Роль математики в архитектурном творчестве.
Архитектура – дочь геометрии.
Симметрия знакомая и незнакомая.
Пропорции человеческого тела. Золотое сечение.
Задачи о мостах. Понятие эйлерова и гамильтоновых циклов.
Логические задачи – мой задачник.
Дерево решений - применение для вероятностных задач.
Приложение теории графов в различных областях науки и техники.
Мой задачник – уравнения и неравенства с модулем.
Квадратные уравнения – многообразие методов решения.
3. Результаты освоения содержания программы
У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
- умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
- первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
1) Регулятивные.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять план и последовательность действий;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
- предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
2) Познавательные.
Учащиеся получат возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
- выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
- интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
3) Коммуникативные.
Учащиеся получат возможность научиться:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
- взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
- уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
- выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Распределение учебных часов по разделам программы
№ | Тема | Количество часов |
1. | Элементы математической логики. Теория чисел. | 7 |
2. | Геометрия многоугольников. | 9 |
3. | Геометрия окружности. | 4 |
4. | Теория вероятностей. | 5 |
5. | Уравнения и неравенства. | 6 |
6. | Проекты. | 3 |
Итого | 34 часа |
4. Тематическое планирование.
8 класс « Нестандартные задачи по математике»
№ | Тема занятия | Форма и вид деятельности. | Кол-во часов |
Тема 1. Элементы математической логики. Теория чисел. | 7 | ||
Логика высказываний. Диаграммы Эйлера-Венна. | Беседа-лекция, Решение занимательных задач. | 1 | |
Простые и сложные высказывания. Высказывательные формы и операции над ними. | Беседа. Практическая работа в группах. | 1 | |
Задачи на комбинации и расположение. | Решение задач, индивидуальная работа. | 1 | |
Применение теории делимости к решению олимпиадных задач. | Мини-лекция. | 1 | |
Задачи на делимость, связанные с разложением выражений на множители. | Решение задач, работа в группах. | 1 | |
Степень числа. Уравнение первой степени с двумя неизвестными в целых числах. | Решение задач, работа в группах. | 1 | |
Графы в решении задач. Принцип Дирихле. | Мини-лекция Решение задач, работа в группах. | 1 | |
Тема 2. Геометрия многоугольников. | 9 | ||
Площади. История развития геометрии. Вычисление площадей в древности, в древней Греции. | Беседа. Знакомство с научно-популярной литературой. Практическая работа в группах. | 1 |
Геометрия на клеточной бумаге. Разделение геометрических фигур на части. | Практическая работа в группах | 1 | |
Формулы для вычисления объемов многогранников. Герон Александрийский и его формула. | Практическая работа в группах, | 1 | |
Пифагор и его последователи. Различные способы доказательства теоремы Пифагора. | Беседа. Работа с источниками информации. | 1 | |
Различные способы доказательства теоремы Пифагора. Пифагоровы тройки. Геометрия в древней индии. | Мини-лекция. Беседа, работа с источниками информации. | 1 | |
Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи. | Творческая работа в группах | 1 | |
Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи. | Решение занимательных задач, Творческая работа в группах | 1 | |
О делении отрезка в данном отношении. Задачи на применение подобия, золотое сечение. | Творческая работа в группах. | 1 | |
Пропорциональный циркуль. Из истории преобразований. | Мини-лекция Практическая работа | 1 | |
Тема 3. Геометрия окружности | 4 | ||
Архимед о длине окружности и площади круга. О числе Пи. | Беседа. | 1 | |
Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах. | Решение олимпиадных и занимательных задач | 1 | |
Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах. | Решение олимпиадных и занимательных задач. | 1 | |
Что такое проект. Виды проектов (индивидуальный, групповой). Как провести исследование. | Мини-лекция. Выполнении е коллективного мини проекта. | 1 | |
Тема 4. Теория вероятностей. | 5 | ||
Место схоластики в современном мире. Классическое определение вероятности. | Мини-лекция. Беседа. Решение задач. Практическая работа в группах | 1 | |
Геометрическая вероятность. | Мини-лекция. | 1 | |
Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач. | Решение олимпиадных и занимательных задач. | 1 | |
Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач. | Практическая работа. | 1 |
Работа над проектом. Как провести исследование. Работа с источниками информации. | Проективная работа, индивидуальная работа над проектами. | 1 | |
Тема 5. Уравнения и неравенства. | 6 | ||
Уравнения с параметрами – общие подходы к решению. | Мини-лекция. Решение заданий в парах. | 1 | |
Разложение на множители. | Беседа. Практическая работа в группах. | 1 | |
Деление многочлена на многочлен. Теорема Безу о делителях свободного члена, деление «уголком» | Мини-лекция Практическая работа в парах. | 1 | |
Решение уравнений и неравенств. | Решение задач, работа в группах. | 1 | |
Решение уравнений и неравенств. | Работа с источниками информации. | 1 | |
Модуль числа. Уравнения и неравенства с модулем. | Практическая работа. | 1 | |
Тема 6. Проекты. | 5 | ||
Работа над проектами. | Работа с источниками информации. Беседа. | 1 | |
Защита проектов. | 1 | ||
Защита проектов. | 1 |
5. Литература:
- Глейзер Г.И. История математики в школе 7–8 кл.: Пособие для
учителей / Г.И. Глейзер.– М.:Просвещение,1982. – 240с.
- Гусев В.А. и др. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. Под ред. С.И. Шварцбурда, М.:Просвещение, 1977 – 288с.
- Виленкин Н.Я. и др. Факультативный курс. Избранные вопросы математики (7-8 класс). М.:Просвещение, 1978. – 192с.
- Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2000.-79с.
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя.-М.:Просвещение, 2001.-96.
- Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Математические головоломки и задачи для любознательных):книга для учащихся – М.: Просвещение, 1996. – 144с.
- Криволапова Н.В. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. -М.: Просвещение. 2012. – 117с.
- Марков С.И. курс истории математики / С.И. Марков. – Иркутск, 1995.
- Майер Р.А. История математики. Курс лекций. Ч.1, Ч. 2. Красноярск, 2001, 2006.
- Михайленко Е.А., Тумашева О.В. Методика обучения схоластической линии в школьном курсе математики: учебно-методическое; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, - Красноярск, 2009.- 116с.
- Фрибус Е.А. Старинные задачи с историко-математическими экскурсами: Методические рекомендации в помощь учителям математики /Е.А. Фрибус. – Абакан, 1988-1990. – Ч1,2.
- Фрибус Е.А. Избранные старинные задачи науки о случайном: Методические рекомендации /Е.А. Фрибус. – Абакан, 1989.
- Энциклопедия для детей. Т.11. Математика / глав. ред. М.Д Аксёнов. - М.: Аванта+ , 2002.
- Энциклопедический словарь юного математика / сост. А.П. Савин.- М.: Педагогика, 1989.
Материально-техническое обеспечение курса:
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Интерактивная доска.
Интернет ресурсы:
http://fgosreestr.ru/ Реестр примерных образовательных программ (ФГОС)
http://school.znanika.ru/ - страница электронной школы «Знаника».
http://russian-kenguru.ru/konkursy/kenguru/zadachi/2016goda русская страница конкурсов для школьников.
http://www.yaklass.ru/ страница образовательного проекта «Я-класс»
http://www.unikru.ru/ страница «Мир конкурсов от уникум» . Центр интеллектуальных и творческих состязаний.
http://nsportal.ru/ страницы учительского портала Социальной сети работников образования
http://www.rosolymp.ru/ Всероссийская олимпиада школьников материалы, результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение математических задач» 7 класс
Одним из направлений в обучении математики является расширение кругозора, повышение мотивации учения и самообучения. Это возможно только при условии учёта индивидуальных особенностей ребёнка и его спо...
Рабочая программа курса по выбору Решение нестандартных задач по математике для 8-го класса (2017-2018)
Рабочая программа курса по выбору Решение нестандартных задач по математике для 8-го класса (2017-2018)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Решение нестандартных задач по математике» для учащихся 6 класса
Цель программы: Создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности учащегося на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика в задачах и экспериментах» 7 класс (базовый уровень) «Точка Роста»
Направленность программы – цифровая лабораторияУровень программы – базовый.Возраст обучающихся: от 13 лет до 14 лет.Срок реализации программы: 1 год, 34 часа.Реализация программы обеспечив...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Решение нестандартных задач по математике"
Рабочая программа по курсу "Решение нестандартных задач по математике" для 7 класса. Программа содержит календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по внеурочной деятельности: «Решение олимпиадных задач по математике»
Программа по внеурочной деятельности: «Решение олимпиадных задач по математике»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение географических задач» 9 класс
Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Решение географических задач».Программа составлена для обучающихся 9 классов, которые выбрали предмет «География&ra...