Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение географических задач» 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс)
Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Решение географических задач».
Программа составлена для обучающихся 9 классов, которые выбрали предмет «География» для сдачи экзамена. Программа рассчитана на 1 год обучения (33 часа, 1 час в неделю).
В результате изучения курса «Решение географических задач» у учащихся 9 – х классов будут сформированы представления о практической значимости географических знаний; расширены и углублены теоретические знания обучающихся, за счёт обогащения их конкретными данными, полученными собственными усилиями.
Кроме того, учащиеся научатся алгоритму выполнения любого практического задания, умению объяснять полученные результаты, что позволит им за счёт установления причинно-следственных связей работать над формированием и совершенствованием логического мышления.
Изучение данного курса позволит усилить мотивацию к приобретению разносторонних знаний и стимулировать познавательный интерес к предмету география, через использование разного рода заданий; повысить уровень предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_9.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №2
к содержательному разделу ООП ООО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«ТОКСОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ им. ПЕТРОВА В.Я.» ВСЕВОЛОЖСКОГО РАЙОНА
«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» МО __________________ _________ ____________ Протокол № _______ от «___»___________2022 г. | «Утверждено» Приказ №_______ «____»___________2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Решение географических задач» 9 класс
Разработчик: учитель географии Стрельникова Т.В.
Токсово
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Решение географических задач»
В результате изучения курса «Решение географических задач» у учащихся 9 - го класса будут сформированы представления о практической значимости географических знаний; расширены и углублены теоретические знания обучающихся, за счёт обогащения их конкретными данными, полученными собственными усилиями.
Кроме того учащиеся научаться алгоритму выполнения любого практического задания, объяснять полученные результаты, что позволит им за счёт установления причинно-следственных связей работать над формированием и совершенствованием логического мышления.
Изучение данного курса позволит усилить мотивацию к приобретению разносторонних знаний и стимулировать познавательный интерес к предмету география, через использование разного рода самостоятельных, творческих и нестандартных заданий.
Учащиеся овладеют специальными умениями: анализировать, описывать, проводить различные измерения, собирать данные, использовать различные приборы, составлять разного рода графики, схемы, диаграммы.
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.
2. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку.
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
•анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
•выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
•ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
•обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
•определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
•обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
•определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
•составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
•определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
•описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определённого класса;
•планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
•систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
•отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
•оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
•находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Обучающийся сможет:
•определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
•анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
•свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
•оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определённым критериям в соответствии с целью деятельности;
•обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
•наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
•соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
•принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
•самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
•ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
•подбирать слова, соподчинённые ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
•выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчинённых ему слов;
•выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
•объединять предметы и явления в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
•определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств
выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
•строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
•объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
•выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
•обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
•определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
•создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
•строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
•строить доказательство: прямое, косвенное от противного.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
•находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
•ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
•устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
•резюмировать главную идею текста;
•критически оценивать содержание и форму текста.
9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
•определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
•осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
•формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
•соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
10. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Обучающийся сможет:
•определять возможные роли в совместной деятельности;
•играть определённую роль в совместной деятельности;
•принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
•определять свои действия и действия партнёра, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
•строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
•корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
•критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
•предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
•выделять общую точку зрения в дискуссии;
•организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
11. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
•определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
•представлять в устной или письменной форме развёрнутый план собственной деятельности;
•соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
•высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в рамках диалога;
•принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
•использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
•делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
12. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно - коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:
•выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
•выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Ученик научится:
•выбирать источники географической информации адекватные решаемым задачам;
•ориентироваться в источниках географической информации : находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую
информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
•представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико - ориентированных задач;
•использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео - и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико - ориентированных задач; расчёт количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
•проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
•различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
•различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
•использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
•описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
•различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
•использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико - ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
•оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
•различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
•использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, России для решения практико - ориентированных задач в контексте реальной жизни;
•уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
•приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии.
Ученик получит возможность научиться:
•создавать простейшие географические карты различного содержания;
•ориентироваться на местности;
•составлять описание природного комплекса;
•объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
•наносить на контурные карты основные формы рельефа;
•выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
•оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику;
•объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России;
•выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
•выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике.
Содержание курса «Решение географических задач»
Раздел 1. План и карта.
Ориентирование на местности. Азимут.
Определение сторон горизонта разными способами. Решение задач на определение азимутов по плану и на местности. Использование для ориентирования транспортира, компаса.
Виртуальные путешествия по азимуту по плану местности. Схематическое изображение пути следования (прямой и обратный путь).
Решение задач на движение по азимутам.
Масштаб. Измерение расстояний на плане местности.
Работа с масштабом. Решение задач на отработку умения переводить масштаб из численного в именованный, и обратно. Измерение расстояний на плане местности разными способами: с помощью линейки, курвиметра, циркуля-измерителя, без проведения измерений.
Решение задач на определение масштаба плана по предложенным расстояниям на местности.
Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа на плане местности.
Особенности определения абсолютной высоты и вычисления относительной высоты по плану местности. Решение задач на определение превышения высоты между отдельными точками на местности.
Изображение неровностей рельефа с помощью горизонталей и бергштрихов. Определение зависимости расстояния между горизонтами от крутизны склонов. Решение задач на определение крутизны и направления склонов.
Определение отметок горизонталей на плане. Решение задач на определение высоты сечения горизонталей на плане местности. Построение простых профилей холмов и впадин.
Тренировка умения читать рельеф по плану местности. Решение задач на определение взаимной видимости географических объектов на основе анализа топографической карты.
Географические координаты.
Определение местоположения объекта по одной координате. Решение задач на определение расстояний между пунктами по данным географических координат.
Решение задач на определение антиподов географических объектов (диаметрально противоположных объектов, расположенных на поверхности земного шара).
Раздел 2. Природа Земли.
Решение задач на определение длины экватора на глобусах разного масштаба.
Определение расстояния от объектов на земной поверхности до центра Земли.
Условные линии на Земле.
Решение задач на определение территорий на поверхности земного шара, где бывает Солнце в зените.
Решение задач на определение продолжительности ночи и дня. Решение задач на определение полуденной высоты Солнца.
Градусная сетка.
Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей. Решение задач на сравнение протяжённости параллелей и меридианов на глобусе и географической карте. Решение задач на сравнение времени совершения путешествий в различных широтах, в зависимости от направления движения, по разным меридианам и параллелям. Определение и анализ отличий расстояний на карте: с помощью масштаба, градусной сетки. Решение задач на определение искажений на различных картах.
Часовые пояса.
Решение задач по теме «Литосфера и рельеф Земли».
Отработка умения характеризовать горы и равнины по типовому плану.
Решение задач на определение наклона суши по географическим картам. Определение по географическим картам особенностей форм рельефа (основных отличительных черт).
Решение задач по теме «Атмосфера».
Выполнение заданий на отработку умения работать с температурными показателями: построение графиков хода температур различного уровня сложности; определение средних температур; определение амплитуд. Сравнение полученных данных средних температур с данными многолетних наблюдений (на местном материале). Анализ графиков показателей метеорологических элементов.
Решение задач на определение высоты гор, при условии, что известны данные температур у подножия и на вершине. Решение задач на определение температур на различной высоте в атмосфере. Решение задач с использованием данного атмосферного давления: определение высоты форм рельефа (использование данных разницы атмосферного давления у подножия и на вершине). Построение схемы движения ветра; решение задач на сравнение силы ветра. Анализ различных роз ветров.
Решение задач на определение относительной и абсолютной влажности. Определение влияния разных природных объектов на показатель насыщенности воздуха.
Отработка умений строить диаграммы и их анализировать. Определение годовой суммы осадков.
Работа с климатическими картами: чтение изотерм, определение количества осадков. Простейшие приёмы работы с синоптическими картами.
Решение задач по теме «Гидросфера Земли».
Мировой океан и его части.
Решение задач на сравнение и ранжирование географических объектов на глубине.
Решение задач на определение, сравнение и анализ солёности воды.
Воды суши.
Определение длины реки различными способами. Решение задач на определение зависимости характера реки от форм рельефа. Определение границ и площади бассейна реки по географической карте. Определение принадлежности бассейна реки к бассейну океана, бассейну внутреннего стока.
Составление описания водных объектов по карте. Решение задач по теме «Биосфера».
Определение зависимости видового состава произрастаемой растительности от характера почв. Механизмы приспособления растений и животных к определенным природным условиям.
Выделение компонентов природного комплекса (на местном материале), определение проявления взаимосвязи между компонентами на примере местных ПТК. Оценка изменений, происходящих под влиянием хозяйственной деятельности.
Раздел 3. Население Земли.
Построение и анализ диаграмм половозрастного состава населения. Определение естественного прироста и решение задач на сравнение показателей естественного прироста для разных стран.
Определение по статистическим данным тенденций изменения численности занятых в различных сферах хозяйства.
Решение задач на определение сальдо миграций.
Выполнение заданий на тренировку умения характеризовать расселение людей по территории планеты, определение плотности населения на заданной территории. Решение задач на выявление зависимости плотности населения на определенной территории от природных условий.
Раздел 4. Экономическая и социальная география России.
Экономическое районирование РФ. Критерии экономического районирования. Местоположение субъектов РФ. Территориальный состав экономических районов.
Решение заданий на определение региона России по описанию.
Ресурсная база экономики России. Ресурсообеспеченность России.
Отраслевая и территориальная структура хозяйства России.
География промышленности и сельского хозяйства России.
Тематическое планирование
9 класс (33 часа, 1 час в неделю)
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Практические работы | Контрольные работы |
1 | План и карта. | 13 | ||
2 | Природа Земли. | 15 | ||
3 | Население Земли. | 3 | ||
4 | Экономическая и социальная география России. | 2 | ||
Итого | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение математических задач» 7 класс
Одним из направлений в обучении математики является расширение кругозора, повышение мотивации учения и самообучения. Это возможно только при условии учёта индивидуальных особенностей ребёнка и его спо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика в задачах" 9 класс
Программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика и предназначен для повторения, обобщения и некоторого углубления отдельных тем математики, подготовки к ГИА...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Решение нестандартных задач по математике» для учащихся 6 класса
Цель программы: Создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности учащегося на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для реализаци...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РЕШЕНИЕ СОБЫТИЙНО-ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАЧ ПО ИСТОРИИ»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История: теория и практика» составлена в соответствии с ФГОС ООО, примерной...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Решение разноуровневых задач по физике" для обучающихся 7-х классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение разноуровневых задач по физике» согласована с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) об...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Решение геометрических задач"
Основное общее образование...