Рабочая программа по внеурочной деятельности «Решение нестандартных задач по математике» для учащихся 6 класса
рабочая программа по математике (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vud_6_klass_matematika_polyakova_ga.doc | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта
образовательной программы
Название ОУ: | Филиал федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации» в г. Санкт- Петербурге» |
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное Вид программы: программа по внеурочной деятельности Наименование программы: «Решение нестандартных задач по математике» Срок освоения: 1 год
Для каких классов: 6 Кол-во часов в неделю: 3 Регламент занятий: 2 раза в неделю (2+1 академических) или 3 раза в неделю по 1 академическому часу | |
Краткая аннотация: Цель программы: Создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности учащегося на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности. В результате усвоения программы воспитанницы:
|
1. Пояснительная записка
1. Направление развития личности | Курс «Решение нестандартных задач по математике» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. |
2. Нормативно-правовые, учебно-методические документы | Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
«О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы в 2020/2021 учебном году»
|
3. Актуальность (педагогическая целесообразность) программы | Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа поможет детям изучить вариативные методы решения нестандартных задач по математике. При этом планируется использовать интегральный метод изучения материала: на каждом занятии изучается материал по двум, а чаще, по трём темам и более. |
4. Цель | Создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности учащегося на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности. |
5. Задачи |
|
6. Режим занятий | 3 часа в неделю |
7. Адресат программы | Программа адресована обучающимся 6 классов |
8. Объем программы | 105 часов в год |
9. Срок усвоения программы | 1 год |
10. Результаты усвоения курса | Личностными результатами изучения курса «Решение нестандартных задач по математике» являются формирование следующих умений и качеств:
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:
|
11.Форма аттестации | Оценивание достижений проводится в процессе:
|
12. УМК | Методическое обеспечение курса «Решение нестандартных задач по математике»: Б.М. Верещагин, А.Б. Верещагин Задачник школы «Интеллект», II курс. Мурманск. МГПИ. 2006 |
2. Содержание программы
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
В разделе «Математические игры, софизмы и головоломки» учащиеся совершают исторический экскурс с изучением математического фольклора разных стран, знакомятся с арифметическими ребусами, софизмами, числовыми и геометрическими головоломками, геометрическими упражнениями со спичками. Учащимся предлагаются для решения не только широко известные софизмы и головоломки, но и ставится задача сконструировать (придумать) свои задания.
В разделе «Делимость и остатки» при решении задач рассматриваются: Простые и составные числа. Свойства остатков. Признаки делимости. Свойства S(X) суммы цифр числа X. Уравнения с S(X). Разные задачи. На первом этапе учащиеся должны понять, что свойства делимости полностью определяются разложением числа на простые множители. Далее актуализируются определения взаимно простых чисел, наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного, определение деления одного целого числа на натуральное число с остатком.
Раздел «Четность и нечетность»: воспитанницы изучат понятие четности, применение идеи четности в известных утверждениях. Четность суммы и разности нескольких чисел. Идея «разбиения на пары». Задачи "по календарю". Знакомство учениц с тремя подходами решения задач, в которых используется понятие четности: разбиение на пары, чередование, чет – нечет.
Решение задач основано на простом наблюдении: сумма четного числа нечетных чисел – четна. Обобщение этого факта: четность суммы нескольких чисел зависит лишь от четности числа нечетных слагаемых: если количество нечетных слагаемых (не)четно, то и сумма – (не)четна.
Изучая раздел «Элементы теории графов», учащиеся знакомятся с основными понятиями: степени вершин и подсчет числа ребер, Эйлеровы графы, элементы графа, Деревья, ориентированные графы. Главная цель при решении задач - научить школьниц видеть граф в условии задачи и грамотно переводить это условие на язык теории графов. Кроме того, важно, чтобы ученицы правильно применяли теорему о четности числа нечетных вершин графа, понимали, что такое компонента связности и умели пользоваться критерием Эйлеровости.
В разделе «Инварианты при решении задач» учащиеся познакомятся с инвариантами арифметических действий, с инвариантами – остатками, с решением олимпиадных задач на раскраску.
В разделе «Элементы математической логики. Логические задачи» формируется умение составлять “цепочку рассуждений”, логически мыслить, составлять таблицы для решения задачи. Знакомство с правилами и способами рассуждений: закон противоречия, закон исключения третьего, определения высказывания, их классификация на истинные и ложные, отрицание высказываний и составление отрицаний высказываний, двойное отрицание, решение логических задач с помощью отрицания высказываний. Рассматриваются широко распространенные типы логических задач:
- Задачи, в которых на основании серии посылок, сообщающих те или иные сведения о действующих лицах, требуется сделать определенные выводы.
- Задачи о «мудрецах».
- Задачи о лжецах и тех, кто всегда говорит правду и т.п.
Раздел «Принцип Дирихле» научит школьников применять этот принцип не только при решении простейших задач, но и в теории делимости и при решении геометрических задач.
В разделе «Круги Эйлера» учащиеся знакомятся с биографией Л.Эйлера, с помощью кругов Эйлера учатся решать логические, нестандартные, старинные задачи и задачи с лабиринтом. В разделе «Элементы комбинаторики и теории вероятностей», ученики изучат метод "окошечек" нахождения количества комбинаций. Размещения и перестановки. Сочетания. Понятие вероятности событий.
Раздел «Геометрические задачи на разрезания» помогает как можно раньше формировать геометрические представления у школьников на разнообразном материале. Рассматриваются такие задачи, как разрезания фигур на клетчатой бумаге, в которых разрезание фигур (в основном это квадраты и прямоугольники) идет по сторонам клеток. Далее задачи, связанные с фигурами-пентамино. Задачи разбиения плоскости, в которых нужно находить сплошные разбиения прямоугольников на плитки прямоугольной формы, задачи на составление паркетов, задачи о наиболее плотной укладке фигур в прямоугольнике или квадрате, задачи, в которых одна фигура разрезается на части, из которых составляется другая фигура. Универсального метода решения таких задач не существует и каждый, кто берется за их решение, может в полной мере проявить свою смекалку, интуицию и способность к творческому мышлению. Учитывая, что здесь не требуется глубокое знание геометрии, любители могут иногда даже превзойти профессионалов-математиков. При решении таких задач возникает ощущение красоты, закона и порядка в природе.
В разделе «Геометрия в пространстве» учащиеся решают различные задачи на развертки куба, проекции фигур, знакомятся с пространственными телами, правильными многогранниками, делают модели многогранников.
При изучении раздела «Элементы теории игр» рассматриваются так называемые «конечные игры с полной информацией», теория которых проста и доступна школьникам. На занимательном материале учащиеся знакомятся с такими важными понятиями теории игр, как «стратегия» и «выигрышная стратегия», а также на простом и наглядном примере «изоморфизма игр» - с важнейшим для всей математики понятием изоморфизм. Поиск выигрышной стратегии требует настойчивости и упорства в достижении поставленной цели, развивает логические, комбинаторные и вычислительные способности учащихся. При изложении их решения, необходимо, во-первых, грамотно сформулировать стратегию, а во-вторых, доказать, что она, действительно, ведет к выигрышу. Поэтому, задачи-игры чрезвычайно полезны для развития речевой математической культуры и четкого понимания того, что значит решить задачу.
Особое внимание в работе уделяется подготовке детей к участию в олимпиадах и различных конкурсах. Этому посвящен раздел «Решение задач олимпиад», где изучаются приемы решения олимпиадных задач и интеллектуальных конкурсов.
3. Учебный план
Наименование разделов | ||
Математические игры, софизмы и головоломки. Старинные задачи. | 14 | |
Приемы устного счета. Делимость и остатки. | 6 | |
Четность и нечетность. | 5 | |
Элементы теории графов. | 8 | |
Инварианты при решении задач. | 6 | |
Элементы математической логики. Логические задачи. | 10 | |
Принцип Дирихле. | 4 | |
Элементы комбинаторики и теории вероятности, круги Эйлера. Решение комбинаторных задач по геометрии. | 14 | |
Геометрические задачи на разрезания. | 8 | |
Геометрия в пространстве. | 12 | |
Элементы теории игр. | 8 | |
Решение задач олимпиад. | 10 | |
Всего | 105 |
Занятия по данной программе должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т. д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы объединения, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.
Данная практика поможет ребенку осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии.
Для эффективности работы необходимо применять работу в группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. При этом планируется использовать интегральный метод изучения материала: на каждом занятии изучается материал по двум, а чаще, по трём темам и более.
- Тематическое планирование (рабочая программа)
6 класс | ||||
№ урока | Дата урока | Раздел/ Тема урока | Цель | Формы организации и контроля |
1 2 3 | Набор в объединение. Презентация деятельности объединения. Вводный инструктаж по ТБ. Игра. | Познакомить учащихся с программой работы кружка. Формировать навыки решения простейших логических задач. | Беседа. Математическая игра «Давайте познакомимся! Проба сил». | |
4 5 6 | Решение арифметических ребусов. Приемы устного счета. Элементы теории графов. | Рассмотреть правила составления и решения числовых ребусов, формировать умение обоснованных логических рассуждений. Изучить правила и приемы быстрого счета: умножение на 25, метод Гаусса. Познакомить учащихся с основными элементами графов: степени вершин и подсчет числа ребер. | Обсуждение. Мини-соревнование. Практикум. | |
7 8 9 | Математические фокусы. Софизмы. Старинные египетские задачи. | Задачи-фокусы “Угадай задуманное число”, “Угадайте возраст и дату рождения”, софизмы “2+2=5”, “Сравнение прямой и кривой” и т.д. Познакомить учащихся с историческим материалом, способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. | Игра. Моделирование. Игра-путешествие. | |
10 11 12 | Четность и нечетность. Задачи по календарю. Решение арифметических ребусов. Приемы устного счета. | Рассмотреть закономерности и приемы решения задач по календарю. Продолжить работу с криптарифмами. Изучить правила и приемы быстрого счета: возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5, умножение на 125. | Беседа. Практикум. | |
13 14 15 | Табличный способ решения логических задач. Головоломки со спичками. | Рассмотреть табличный способ решения логических задач. Формировать пространственное воображение при решении различных задач со спичками. | Составление алгоритма действия. Практикум. Самостоятельная работа. | |
16 17 18 | Элементы теории графов. Четность и нечетность. Приемы устного счета. | Познакомить учащихся с ориентированными графами, обходы графа. Рассмотреть понятие четности, четность суммы и разности нескольких чисел. Применение идеи четности: известные утверждения. Изучить правила и приемы быстрого счета: деление на 91, умножение на 11, 111 и др.. | Обсуждение, конструирование. Практикум. Соревнование. | |
19 20 21 | Задачи на переливания. Геометрия в пространстве. Делимость и остатки. | Познакомить учащихся с табличным методом решения задач на переливания; с задачами на развертки куба и проекции фигур; с понятиями простые и составные числа. Изучить свойства остатков и признаки делимости при решении задач. | Проблемные задания. Отработка алгоритма действий. Практическая работа. | |
22 23 24 | Элементы теории графов. Геометрические задачи на разрезания. Задачи на взвешивания. | Рассмотреть решение задач методом графов; задач на разрезания фигур на клетчатой бумаге, правило крайнего; методы решения задач на взвешивания. | Проблемные задания. Обсуждение. Практикум. | |
25 26 27 | Элементы математической логики. Четность и нечетность. Элементы комбинаторики и теории вероятности. | Изучить правила и способы рассуждений: закон противоречия, закон исключения третьего и т.д.; три способа решения задач, в которых используется понятие четности и метод "окошечек" нахождения количества комбинаций, дерево возможных вариантов. | Беседа, дифференцированные задания. Игра «Монета на весах». Практикум. | |
28 29 30 | Геометрия в пространстве. Логические задачи. Геометрия в пространстве. | Формировать умение решать задачи на развертки куба и проекции фигур, логических задач. Познакомить учащихся с пространственными телами: многогранниками и круглыми телами, их развертками. | Практикум. Работа с демонстрационным материалом. Обсуждение. | |
31 32 33 | Элементы теории игр. Делимость и остатки. Элементы комбинаторики и теории вероятности. | Изучить примеры различных стратегий игр; свойства S(X) суммы цифр числа X, методы решения уравнений с S(X); понятие вероятности событий, основные правила подсчета вероятности. | Исследовательская работа «Как играть, чтобы не проигрывать». Практикум. | |
34 35 36 | Принцип Дирихле. Геометрические задачи на разрезания. Решение олимпиадных задач по материалам конкурса "Математический бой". | Познакомить учащихся с применением принципа Дирихле при решении простейших задач, с решениями задач, связанных с фигурами-пентамино. | Проблемные задания. Обсуждение. Игра-соревнование | |
37 38 39 | Геометрические задачи на разрезания. Круги Эйлера. Делимость и остатки. | Изучить методы решения задач на составление паркетов, логических задач с помощью кругов Эйлера, задач на делимость. | Мини-проект «Паркеты и творчество М.Эшера». Практикум. | |
40 41 42 | Принцип Дирихле. Геометрия в пространстве. Элементы теории игр. | Познакомить учащихся с использованием принципа Дирихле при решении простейших задач, с задачами на развертки куба и проекции фигур, с задачами на линейные стратегии. | Проблемные задания. Практическая работа | |
43 44 45 | Геометрия в пространстве. Круги Эйлера. Элементы теории графов. | Познакомить учащихся с правильными многогранниками, теорией четырех стихий мироздания, учением Платона. Рассмотреть методы решения нестандартных задач с помощью кругов Эйлера, методом графов. | Мини-проект «Великолепная пятерка!» | |
46 47 48 | Геометрические задачи на разрезания. Элементы теории игр. Решение задач олимпиад. | Изучить методы решения задач о наиболее плотной укладке фигур в прямоугольнике или квадрате, способы решения задач на линейные стратегии, олимпиадных задач. | Практикум. Самостоятельная работа. | |
49 50 51 | Элементы комбинаторики и теории вероятности. Инварианты при решении задач. Логические задачи. | Познакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения и сочетания при решении задач; инвариантами арифметических действий, методами решения логических задач. | Работа с демонстрационным материалом. Игра «Остров рыцарей и лжецов» | |
52 53 54 | Решение комбинаторных задач по геометрии. Геометрия в пространстве. Старинные задачи древних стран и народов. | Формировать умение решать комбинаторные задачи по геометрии, задачи на развертки и проекции фигур, нестандартные задачи математического фольклора (Древней Греции, Китая, Вавилона и др.). | Практикум. Игра-путешествие. | |
55 56 57 | Геометрические задачи на разрезания. Круги Эйлера. Инварианты при решении задач. | Формировать умение решать задачи на разрезания. Изучить применение кругов Эйлера для решения старинных задач и задач с лабиринтом; решение задач с инвариантами – остатками. | Практикум. Проект «Галлерея великих математиков». Обсуждение. | |
58 59 60 | Элементы теории графов. Геометрия в пространстве. Принцип Дирихле. | Рассмотреть старинные задачи, решаемые методом графов, задачи на развертки и проекции фигур, применение принципа Дирихле в теории делимости. | Практическая работа. Исследовательская работа. | |
61 62 63 | Элементы комбинаторики и теории вероятности. Четность и нечетность. Задачи по календарю. Решение олимпиадных задач по материалам олимпиады "Покори Воробьевы горы". | Продолжить изучение методов решения комбинаторных задач, задач по календарю и олимпиадных задач. | Практикум Игра-соревнование | |
64 65 66 | Геометрия в пространстве. Элементы теории игр. Решение олимпиадных задач по материалам конкурса "Кенгуру". | Формировать умение решать задачи на развертки и проекции фигур, задачи на линейные стратегии игр. | Практикум Игра-соревнование | |
67 68 69 | Геометрические задачи на разрезания. Элементы теории графов. | Формировать умение решать задачи на разрезания. Познакомить учащихся с Эйлеровыми графами. | Практическая работа. Работа с демонстрационным материалом | |
70 71 72 | Решение олимпиадных задач по материалам конкурса "Кенгуру". Элементы теории игр. | Познакомить школьников с понятием изоморфизм | Блиц-турнир Работа с демонстрационным материалом | |
73 74 75 | Элементы математической логики. Решение комбинаторных задач по геометрии. Инварианты при решении задач. | Изучить определение высказывания, их классификация на истинные и ложные, отрицание высказываний и составление отрицаний высказываний, двойное отрицание. Формировать умение решать комбинаторные задачи по геометрии, олимпиадные задачи на раскраску | Обсуждение. Исследовательская работа. | |
76 77 78 | Геометрические задачи на разрезания. Старинные математические задачи на Руси. | Формировать умение решать задачи на разрезания. Познакомить учащихся со старинными задачами математических рукописей 17 века, задачами из книги Л.Ф.Магницкого “Арифметика” 18 века. | Проект «Галлерея великих математиков». Игра-путешествие | |
79 80 81 | Принцип Дирихле. Геометрия в пространстве. Геометрия в пространстве. | Изучить применение принципа Дирихле при решении геометрических задач. Изготовление моделей многогранников. | Практикум. Моделирование. | |
82 83 84 | Элементы математической логики. Элементы теории графов. Решение олимпиадных задач по материалам олимпиады "Покори Воробьевы горы". | Рассмотреть двойное отрицание высказывания, решение логических задач с помощью отрицания высказываний; решение задач методом графов, и олимпиадных задач. | Практикум. | |
85 86 87 | Круги Эйлера. Элементы теории игр. Решение олимпиадных задач по материалам конкурса "Математический бой". | Формировать умение решать логические задачи и задачи с лабиринтом с помощью кругов Эйлера. Изучить наглядные примеры «изоморфизма игр» при решении задач. | Работа с демонстрационным материалом Игра-соревнование | |
88 89 90 | Геометрия в пространстве. Геометрия в пространстве. Инварианты при решении задач. | Изготовление моделей многогранников | Моделирование. | |
91 92 93 | Элементы математической логики. Решение комбинаторных задач по геометрии. Инварианты при решении задач. | Познакомить учащихся с проблемой четырёх красок и инвариантами при решении задач. | Исследовательская работа. | |
94 95 96 | Элементы теории игр. Геометрические задачи на разрезания. Элементы теории графов. | Формировать умение решать задачи на стратегии линейных игр, задачи на разрезания, задачи методом графов. | Практическая работа | |
97 98 99 | Четность и нечетность. Инварианты при решении задач. Решение олимпиадных задач по материалам олимпиады "Формула Единства". | Рассмотреть решение задач, в которых используется понятие четности, задач на раскраски, олимпиадных задач.
| Работа с демонстрационным материалом Построение алгоритма решения задания | |
100 101 102 | Решение комбинаторных задач по геометрии. Элементы теории игр. Итоговая олимпиада. | Изучить методы решения комбинаторных задач по геометрии, задач на стратегии линейных игр. | Практикум. Самостоятельная работа. | |
103 104 105 | Разбор решения задач олимпиады. Итоговое занятие, игра «Интеллектуальный МИКС». | Формировать умение решать нестандартные и олимпиадные задачи. | Математическая игра «Интеллектуальный МИКС». | |
Всего – 105 ч | Теоретических – 40 ч | Практических – 65 ч |
Литература:
- Избранные занимательные задания из книги И.Г. Сухина "1200 головоломок с неповторяющимися цифрами". М., АСТ, Астрель, 2005, 400с.
- Гаврилова Т.Д. Занимательная математика/Учитель, 2005.
- Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики/М.: Просвещение, 2009.
- Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Математика/Волгоград: Учитель, 2014.
- Трошин В.В. Занимательные задачи, упражнения и игры со спичками в средней школе на уроках и внеклассных занятиях. Волгоград: Учитель, 2008.-221 с.
- Иченская М.А. Отдыхаем с математикой: внеклассная работа по математике в 5-11 классах. Волгоград: Учитель,2006.-107 с.
- Заболотнева Н.В. Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. Волгоград: Учитель,2007.-99с.
- Кононова Е.Г. Математика. Поступаем в вуз по результатам олимпиад. 5-8 класс. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко.- Ростов-на-Дону: Легион; Легион-М, 2016.-112 с.
- Журнал "Квант".
- Генкин С.А. и др. Ленинградские математические кружки. Киров, 2004.
- Верещагин А.Б., Верещагин Б.М., Задачник школы "Интеллект” Мурманск, МГПИ, 2006.
- Гальперин Г.А., Толпыго А.К. Московские математические олимпиады. М., "Просвещение", 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике для 6 классов
Может быть использована для кружка по математике в 6 классе...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика" для 5 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика" для 5 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика" для 6 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живая математика" для 6 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса
Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы.Программа расчитана на 35 часов из расчета 1 учебного часа в неделю. Новизна данной ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике в 6 классе
Программа курса внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике в 5 классе
Внеурочная деятельность 5 класс...
рабочая программа по внеурочной деятельности по математике 10,11 класс
Рабочая программа и календарно тематическое планирование по внеурочной деятельности по математике 10,11 классы...