Технологическая карта урока в 5 классе
план-конспект урока по математике (5 класс)

Бондаренко Ольга Валентиновна

Технологическая карта урока в 5 классе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме

« Объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».

Учитель математики: Бондаренко О. В.

Цель: Формирование образовательных компетенций  учащихся в предметной области «Математика» по теме « Прямоугольный параллелепипед. Объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда и куба».

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: единицы измерения объёма и соотношения между ними; Знать, что такое  прямоугольный параллелепипед, куб и  их сопутствующие понятия, уметь изображать  графически изучаемые тела

Уметь:  Уметь строить  прямоугольный параллелепипед, куб и уметь  находить  их объема и площадь поверхности.

Уметь применять знания при решении прикладных задач. Вычислять объёмы куба и прямоугольного параллелепипеда, используя формулы. Выражать одни единицы измерения объёма через другие. Моделировать изучаемые геометрические объекты

Личностные: Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности, уважительное отношение к иному мнению при ведении диалога        

Метапредметные:

а) регулятивные - Определять цели учебной деятельности; обнаруживать и формулировать проблему вместе с учителем и  работают по составленному плану,  составляют план выполнения заданий вместе с учителем

б) познавательные - Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений.

в) коммуникативные – формировать ответственное отношение к учению, развивать графическую культуру, образное мышление. Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; дают положительную самооценку и оценку результатов учебной деятельности; Объясняют себе свои наиболее заметные достижения

Оборудование: геометрические тела: куб,  прямоугольный параллелепипед,  карточки-задания, компьютер, медиапроектор,  интерактивная доска.

Методы обучения: работа в парах, практическая работа, эвристическая беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, устный счет, выполнение тренировочных упражнений, работа с учебником, проблемное обучение.

Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

§    в знакомой ситуации (типовые)

§    в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Этап урока и его задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат взаимодействия

Формируемые УУД

1. Оргмомент. Самоопределение к деятельности

- Создать благоприятный

психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

-Здравствуйте, ребята, садитесь!

Ну-ка проверь дружок
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- А с каким настроением вы пришли на урок?

-Пожалуйста, возьмите ручку и отметьте свое настроение в начале урока.

-Спасибо!

Чем мы занимались на прошлом уроке?

Мотивирует учащихся на начало урока

-Какая цель нашего урока?

-А что, мы для этого должны знать? Какие задачи вы перед собой поставили бы, чтобы достичь нашу цель?

Учащиеся включаются в деловой ритм урока.

Познакомились с параллелепипедом, его ребрами, вершинами, гранями, находили площадь прямоугольника и  квадрата, поверхности параллелепипеда, объем параллелепипеда

Девиз урока: «Расскажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню,

дай мне действовать самому и я пойму!»

Формулируют тему урока. Ставят каждый  цели перед собой

 Цель урока: учиться решать задачи с применением знаний о параллелепипеде

-вспомнить определения, измерения, формулы площади полной поверхности, объёма куба и прямоугольного параллелепипеда ,

-вспомнить единицы измерения объема

-научиться применять формулы при решении задач

Настроили учащихся на работу на уроке

 Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: ответ на вопрос

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели

2.Актуализация знаний.

Открываем тетради, записываем число, классная работа

В математике есть такие понятия, которые прежде чем понять, надо выучить и их знать. Что это? (Формулы)

 Задание 1. Записать все формулы по теме «Прямоугольный        параллелепипед»

Работа в группе.

Запишите на вашем листочке фамилию того, кто лучше всех знает формулы.

Сами честно напишите свою фамилию, если формулы вы знаете плоховато

Сдаём листок

Учащиеся получают один листок на группу, записывают формулы. Работают в группе. Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки, проверяют по слайду

Выполняют работу в группе

Познавательные, коммуникативные

Предметная рефлексия (повторение ранее изученного)

3. Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

Задание 2. Блиц-опрос (на карточке)

1) Прямоугольный параллелепипед – это (плоская, объемная) фигура.

2) Стороны граней параллелепипеда называются………………………………………

3) У параллелепипеда……вершин,

4)  …….ребер,

5)  …….граней.

6) Каждая  грань параллелепипеда – это…………………

7) Прямоугольный параллелепипед имеет (сколько?)……………………измерений.

8) Измерения прямоугольного параллелепипеда называются.

………………………………………

9)Прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения равны, называется………………………………………..

10) Гранями куба являются…………………………

11) Каждая грань параллелепипеда содержит (сколько?)…………..ребер.

12) Каждое ребро параллелепипеда содержит (сколько?)………… вершин.

Критерии оценок

«5» - 11- 12б

«4» - 9-10 б

«3» - 6-8б

«2»- 1-5 б

Учащиеся подписывают карточку Выполняют  задание по карточке. Вместо точек вставляют пропущенные слова и числа

Выполняют задание индивидуально

Учащиеся проверяют свою работу и самостоятельно оценивают ее

Вспомнили знания о прямоугольном параллелепипеде, кубе, усвоили понятия грань, вершины, ребра, выделили свойства противолежащих граней параллелепипеда, граней куба.

Регулятивные, познавательные

Работа в парах

Задание 3. Вспомним единицы измерения

1)Выразите в мм2:  35см2 78мм2

2)Выразите в см2:  4м7дм2

3)Выразите в см3:  13дм17см3

4)Выразите в см3:   2000мм3

5)Выразите в дм3:  9м8000см3

б) Выразите в дм3: 29л

Критерии оценок:

«5» - 6 правильных ответов

«4» -5 правильных ответов

«3»- 3-4 правильных ответов

Если те, кто получил «5» усомнились в своём решении снижают себе оценку на 1 балл

Выполняют работу, обмениваются тетрадями и проверяют задание по готовым ответам

В готовых ответах есть ошибки

Выполняют взаимопроверку, самопроверку

Коммуникативные. Познавательные. Личностные

4.

Постановка проблемы

в измененной ситуации (конструктивные)

Мы с вами вспомнили необходимые нам формулы, единицы измерения.

Сейчас я предлагаю применить ваши знания на практике.

Выдвигает перед учащимися проблему в виде задачи:

Учебный кабинет является основным местом проведения уроков в школе. В кабинете проходит большая часть времени, проведённого в школе, поэтому к гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования.. Основные нормы отражены в Санитарных правилах, утвержденных СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 июня 2011 г.. В классной комнате во время урока возрастает концентрация углекислоты и падает содержание кислорода. Минимальная кубатура воздуха, приходящаяся на одного школьника-  достигает 4 куб. м.  Соответствуют ли размеры нашего класса и его наполняемость воздухом нормам СанПиН? 

Что для этого необходимо знать?

Длина – 8м

Ширина – 6 м

Высота -3 м

Рисунок (прямоугольный параллелепипед) на интерактивной доске

1)V=3*6*8=144(м3) – Объём классной комнаты

2)144 : 24 =6(м3) -хватит

Отвечают на вопрос:

Объём кабинета и количество людей, находящихся в кабинете

Применили формулы  для решения задачи. Научились правильно проводить практическую работу, правильно сделали выводы,

Познавательная активность.  Формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задач. Умение структурировать знания осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

5. Физкультминутка

Физкультминутка:

Быстро встали, улыбнулись

Выше, выше потянулись

Ну-ка, плечи распрямите

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

Работаем дальше.

6. Практическая работа

У нас наступила самая интересная  часть нашего урока. Практическое применение вашего опыта. Теперь командой будет  каждая парта .

У вас на парте находиться модель прямоугольного параллелепипеда, которые вы сами и делали дома, а также карточки, которые вы заполните.

Задания будут заключаться в следующем, нужно будет измерить  длину, ширину и высоту параллелепипеда, результаты округлить до целых чисел, занести в карточку, найти площадь поверхности и объем данного параллелепипеда. Постарайтесь распределить роли в команде, чтобы каждый что-то делал, ведь работа в команде идет быстрее и эффективнее. За это задание отметка пойдет в журнал.

Сдавайте карточки.

Учащиеся слушают задание

Работают в паре над практической работой.

Технология коллективного взаимодействия

Регулятивные:

учащиеся учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,

Коммуникативные:

учатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания, контролировать действия партнера

Познавательные:

учащиеся учатся осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире; использовать модели для решения задач

Личностные :

у учащихся формируется ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ  и самоконтроль результата

7. Дифференцированная Самостоятельная работа

(карточки)

На «3»

Вариант 1

  1. Найти объем и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны: 4 м, 30 м,  8м.
  2. Чему равны объем и площадь поверхности куба, ребро которого 4 см?

Вариант 2

1) Найти объем и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны: 6 дм, 5 дм и 4 дм.

2) Чему равны объем  и площадь поверхности куба, ребро которого 7 см?

     

На «4»        

Вариант 1

1)Найти объем прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны: 24 м, 30 м и 450 дм.

2) Объем физкультурного зала 1800 м3. Его высота 5 м. Какова площадь пола?

  1.  Чему равен объем куба, ребро которого 11 см?

Вариант 2

1) Найти объем прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны: 26 дм, 25 дм и 4 м.

2)  Объем ящика 13600 см3. Найдите площадь дна этого ящика, если его высота 16 см.

3) Чему равен объем куба, ребро которого 12 см?

На «5»

 Вариант 1                                    

Вычислить объём и площадь поверхности фигуры

3AE3C11ECB674975A66566E3077CAx16/img1.pngОписание: b9.71

        

Вариант 2

Вычислить объём и площадь поверхности фигуры

3AE3C11ECB674975A66566E3077CA3x3/img1.pngОписание: b9.91

Выполняют выбранное задание на «3», «4», «5» используя формулы, проверяют правильность выполнения.

Проведена диагностика усвоения учащимися изученного материала.

Регулятивные.

Наблюдение, опыт, выдвижение гипотезы, осознание целесообразности теоретических знаний через их применение в решение практических задач. Развитие самостоятельности

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

-Какую тему мы повторили сегодня на уроке?

-А какую цель мы для себя ставили?

-Наша цель достигнута?

Дает возможность самим ученикам оценить себя, затем оценивает учащихся с комментированием.

Смайлик каждому ученику

             

-«V прямоугольного параллелепипеда»

- Закрепить полученные знания по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда» и научиться применять их при решении задач

-Да

Подводят итог урока,

-  Оцените свое отношение к уроку и насколько комфортно вы себя чувствовали на нем. Изобразите в зависимости от вашей самооценки в тетрадях один из вариантов смайликов Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цели и результаты, степень их соответствия

Итог урока подведен. Дети изображают  в тетрадях смайлики.

Регулятивные

Навыки рефлексии, умение выражать настроение, анализировать его изменение в течение урока.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

9. Домашнее задание

Задает домашнее задание, комментирует его.

Творческое Задание:

 1.Найти площадь полной поверхности и объем вашей комнаты. Вычислить, какое количество  плитки размером 50*50 см понадобится, чтобы оклеить потолок в вашей комнате.

2. №515

Записывают домашнее задание

Прогнозирование, самоопределение по выполнению домашнего задания. Развитие умений формулировать вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..

Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 4 класс Тема урока: «There is no better place than home»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6Предмет: английский языкБазовый УМК: “Enjoy English”  М.З. Биболетовой. 4 классТема урока: «There is no better place than home»  (Нет лу...