Действия с векторными величинами и их применение к решению задач на расчет равнодействующей силы и второй закон Ньютона (9 класс)
методическая разработка по математике (9 класс)
Представлена методическая разработка интегрированного урока математики и физики, созданная в соавторстве Васильченко Татьяны Александровны, учителя математики, и Александровой Ирины Игоревны, учителя физики ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития» Санкт-Петербурга. Используется обучающая программа «Физика, 7 класс. Образовательный комплекс под редакцией Н.К.Ханнанова» на уроке решения задач в 9 классе совместно с интерактивной доской и мультимедийной системой "mimio". Содержится презентация слайдов к уроку, а также раздаточный материал для учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок математики и физики (9 класс) | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Александрова Ирина Игоревна, учитель физики,
Васильченко Татьяна Александровна, учитель математики,
ГБНОУ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ», г.Санкт-Петербург
Интегрированный урок физики и математики, 9 класс.
Тема: «Действия с векторными величинами и их применение к решению задач на расчет равнодействующей силы и второй закон Ньютона »
Цели:
Основная личностная цель педагога по отношению к индивидуальной самореализации учеников: приобретение обучающимися убежденности в возможности познания ими законов природы и в необходимости разумного использования знаний полученных из различных областей наук для дальнейшего развития техники, формирование отношения к математике и физике как к элементам общечеловеческой культуры.
Предметные цели:
1) Формирование представлений о методах научного познания природы;
2) Интеграция знаний из различных областей науки;
3) Формирование умений применять навыки решения математических задач к описанию физических явлений.
Оргдеятельностные цели: овладение навыками самореализации учебной деятельности – умение ставить перед собой цель, развитие навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, с ресурсами Интернета;
Оборудование:
Интерактивная доска с мультимедийной системой «Mimio»; обучающая программа: «Физика. 7 класс. Образовательный комплекс под редакцией Н.К.Ханнанова» - 1С: Школа; фирма «1С»,2006; презентация слайдов, созданная с использованием прикладных программных средств: «Физика. Библиотека наглядных пособий. Образовательный комплекс. 7-11 классы» - 1С: Школа; фирма «1С», 2004; «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Геометрия. 9 класс.» - фирма ООО «Кирилл и Мефодий», 2006.
раздаточный материал для учащихся: тексты заданий с чертежами и рисунками, список вопросов для итоговой рефлексии.
Ход урока.
1. Вступительное слово ( слайд 1 )
Объявляется тема урока
- Какие цели вы сами поставите для этого урока?
2. Сообщение учащегося об истории введения в науку понятия вектора.
C какими векторными величинами вы встречались ?Какие векторные величины вы знаете?
– Скорость, ускорение, сила.
3. Повторение правил сложения векторов. (слайд 2, 3)
4. Решение задач на сложение сил, направленных под углом друг к другу при помощи обучающей программы : «Физика. Образовательный комплекс под редакцией Н.К.Хананова»
В окружающем нас мире тела, как правило, испытывают действие нескольких сил одновременно. Поэтому для определения характера их движения необходимо уметь находить их равнодействующую, которая равна векторной сумме всех приложенных к телу сил.
На интерактивную доску проектируются задания из обучающей программы «Физика. Образовательный комплекс под редакцией Н.К.Хананова». Используя электронную указку, вызванные к доске ученики, выполняют предложенные задания, а затем, нажимая клавишу «готово» проверяют правильность ответа. Если ответ неверный, то программа дает подсказку для исправления ошибки.
Задача № 1)
Чему равен модуль F равнодействующей двух сил?
Задача № 2)
Задача № 3)
Задача № 4)
Задача № 5)
На рисунке представлены три вектора сил, приложенных к одной точке и лежащих в одной плоскости. Модуль вектора силы F1 равен 3Н.
Чему равен модуль равнодействующей векторов F1 , F2 и F3 ?
Ответ: F = 0
5. Динамическая пауза – гимнастика для глаз.
6. Решение задач на применение 2-го закона Ньютона (слайд 6, 7).
Что происходит со скоростью тела, если оно испытывает
действие сил со стороны других тел?
– Скорость тела изменяется.
Какая величина характеризует быстроту изменения скорости?
– Это ускорение, которое показывает, на сколько меняется скорость тела за единицу времени.
Какой закон устанавливает связь между ускорением тела и
приложенными к нему силами?
– 2-ой закон Ньютона.
Как формулируется 2-ой закон Ньютона? Как записать его в виде математического выражения?
– Равнодействующая всех сил, приложенных к телу, равна произведению массы тела на сообщаемое ему ускорение. = m
Как связано направление вектора ускорения тела с направлением вызвавшей его силы?
– Направление ускорения совпадает с направлением равнодействующей силы.
Задача 6: (слайд 8, 9, 10)
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Силы, с которыми Лебедь, Рак и Щука тянут воз, равны по 100 Н, а углы, которые силы составляют друг с другом по 120°. C каким ускорением начнет двигаться воз?
= m = 0. значит = 0
Кто виноват из них. Кто прав, – судить не нам:
Да только воз и ныне там.
Задача 7: (слайд 11, 12)
Заряженные частицы расположены в вершинах прямоугольного треугольника, как показано на рисунке.
Положительно заряженная частица А массой 1 мг помещена в электрическое поле, создаваемое двумя другими заряженными частицами, одна из которых - В имеет положительный заряд, а другая С – отрицательный. Модули сил, с которыми частицы В и С действуют на частицу А равны 2 мН. С каким ускорением начнет двигаться частица А и в каком направлении?
F = = = 2= 2• 1,4=2,8 мН = 2,8•10-3Н
F= ma; а = = =2,8•103 Ответ: а = 2,8•103
- Выводы:
- Повторили и закрепили правила сложения векторов.
- Научились применять векторные величины при решении задач на сложение сил и второй закон Ньютона.
- Пришли к пониманию взаимосвязи различных областей наук (математики и физики).
8. Домашнее задание
В учебнике физики из упр.11 ( 4 ) – на стр.47.
- Рефлексия – (слайд 13).
1. Удалось ли реализовать поставленную цель? | Да нет |
2. С какими трудностями Вы столкнулись? | |
3. Что не получилось? | |
4. Каков главный результат урока для Вас лично? | |
5. Каково Ваше настроение и впечатление от урока? | Интересно Скучно |
- Литература:
- Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д.Днепров, А.Д.Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
- Ханнанов Н.К. ГИА 2010. Физика: сборник заданий: 9 класс. – М.: Эксмо, 2010.
- Физика. 7 класс. Образовательный комплекс под редакцией Н.К.Ханнанова» - 1С: Школа; фирма «1С»,2006.
4) Физика. Библиотека наглядных пособий. Образовательный комплекс.
7- 11 классы – 1С: Школа; фирма «1С», 2004.
- Геометрия. 9 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия – фирма ООО «Кирилл и Мефодий», 2006.
6) Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 6. Интегрированные уроки. – Ростов-на-Дону: «Учитель», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Векторный метод и его применение к решению задач школьного курса геометрии
Выпускная квалификационная работа по специальности "Математика"...
Применение второго закона Ньютона в решении задач
Данная презентация подготовлена для использования учителем физики в 9 классе на уроке решения задач по теме "Второй закон Ньютона".1 слайд название темы урока "Применение второго закона Ньютона ...
Разработка урока физики по теме "Второй закон Ньютона" 9 класс
Разработка урока физики по теме "Второй закон Ньютона" (решение задач) 9 класс...
Разработка урока по теме "Второй закон Ньютона", 9 класс
Данный урок предназначен для проведения урока физики в 9 классе общеобразовательной школы (УМК А.В.Перышкин и Е.М.Гутник)...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема. Решение задач на определение архимедовой силы и условия плавания тел. 7 класс
Приемы выстраивания на уроке целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективн...
Проект интегрированного урока физики (физика-математика) в 7 классе по теме: "Решение задач на расчет Архимедовой силы".
Проект интегрированного урока физики (физика-математика) в 7 классе по теме:"Решение задач на расчет Архимедовой силы"....
Самостоятельная работа. Второй закон Ньютона. 9 класс.
Эту самостоятельную можно использовать на уроке для проверки степени усвоения материала. Так же можно использовать в качестве домашней самостоятельной работы....