Проект интегрированного урока физики (физика-математика) в 7 классе по теме: "Решение задач на расчет Архимедовой силы".
план-конспект урока по физике (7 класс)
Проект интегрированного урока физики (физика-математика) в 7 классе по теме:"Решение задач на расчет Архимедовой силы".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Физика 7 класс
Проект интегрированного урока (физика-математика) по теме:
«Решение задач на расчет Архимедовой силы»
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Цели урока: 1. Повторить и закрепить основные формулы по физике и
математике для решения вычислительных и экспериментальных
задач
на расчет силы Архимеда:
плотность вещества, вес тела, сила Архимеда, площадь
четырехугольника, пропорции и уравнения первой степени.
2. Установить связь физики и математики на всех этапах
решения вычислительной и экспериментальной задачи:
- Чтение и восприятие условия задачи.
- Понимание сути и физического смысла задачи.
- Выражение пути поиска искомой величины с помощью логического рисунка или схемы.
- Кодирование условия задачи с помощью условных обозначений физических величин, математических знаков и символов.
- Перевод исходных физических величин в систему СИ.
- Выбор расчетной формулы и ее преобразование с применением пропорций, и приемов решения уравнений первой степени с одним неизвестным.
- Замена в расчетной формуле условных обозначений физических величин на их числовые значения, вычисление искомой величины с применением непрограммируемого микрокалькулятора.
Планируемые результаты:
- Метапредметные: овладеть регулятивными универсальными учебными действиями при решении количественных и экспериментальных задач на определение силы Архимеда (целеполагание, планирование, самоконтроль). Овладевать познавательными действиями общеучебного характера: знаково-символическими, логическими (анализ-синтез объекта), строить речевое высказывание и внутренний диалог для решения вычислительной и экспериментальной задачи, рефлексия решения задач.
- Личностные: мотивация саморазвития и уважения к учебному труду, научиться принимать решения и обосновывать их, развивать практические умения, самостоятельно оценивать результаты своих действий.
- Предметные: применять при решении задач знание о силе Архимеда Применять математические знания для измерения веса тела, объема жидкости и выталкивающей силы, осуществления преобразований физических формул, перевод величин
в систему СИ, применение формул для вычисления искомой физической величины.
Оборудование урока (образовательные ресурсы): учебник «Физика». 7 класс (Перышкин А.В.), тетрадь, раздаточный материал для проверки знания формул для вывода закона Архимеда:
FA=ρЖgVT
Различные тела, измерительный цилиндр, сосуд с водой, динамометр, набор гирь по 100 г.
Ход урока:
Этапы урока | Содержание деятельности учителей физики и математики учитель (м) | Содержание деятельности учащихся |
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Учитель (ф) приветствует учащихся и представляет учителя (м) для проведения необычного, интегрированного урока по решению задач. лат. Integratio-объединение в целое (урок) каких либо частей (математика+физика) . Учитель (м) приветствует учащихся и сообщает на каких этапах урока необходимы математические знания. * преобразование формул и вывод рабочей формулы (пропорции, уравнения). * перевод величин в систему СИ (умножение, деление десятичных дробей на 10, 100,1000 и тд. Возведение в степень). Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта за счет анонсирования знакомой жизненной проблемной ситуации: « Вы все купались в реке и поднимали со дна камни. Почему они при подъеме в воде легкие, а на поверхности воды становятся тяжелыми ?». | Включаются в учебную деятельность, предвкушая что-то необычное. Концентрируют внимание на проблемном вопросе. Применяют жизненный опыт для решения проблемы. Отвечают на вопрос:
Повторяют правила математики перевода величин в СИ по рабочим тетрадям.
|
2.Проверка домашнего задания: Физический диктант на проверку знания физических формул Решение домашних задач (Упр.24(3), №544(Л) | Напишите формулы:
Учитель(ф) организует контроль знаний формул, раздав отдельные листы учащимся, проверку решения домашних задач по образцу организует учитель(м):№544(Л)(Сборник задач под редакцией В.И.Лукашика) Дано: Решение: Р1-сила, m=30 кг ρВ=1000 кг/м3 которую надо V=0,012м3 приложить для g=10Н/кг подъема камня, равную весу камня в воде. P1 - ? → Н; Р1=Р-FА, Р-вес камня в воздухе. Р=mg. FA=ρЖgV → FА=1000 ∙0,012∙10 (Н)= =120Н; Р=30∙10(Н) =300Н; P1=300Н – 120Н=180 Н; Ответ: Р1=180Н Упр.24(3) Дано: V=0,1дм3→(СИ) V=0,1∙ (0,1)3м3= =0,1,001м3=0,0001м3. ρК=800кг/м3 ρВ=1000кг/м3 g=9,8 Н/кг FА(вода)-? →Н FА(керосин)-? →Н Решение: FА(вода)=ρВ∙V∙g→ →FА(вода)=1000∙0,0001∙9,8 (Н)= =0,1∙9,8 (Н)=0,98Н; FА(вода)=0,98Н; FА(керосин)=800∙0,0001∙9,8(Н)= =0,08∙9,8(Н)=0,784Н; Ответ: 0,98Н; 0,784Н Учитель(м) следит за переводом величин в систему СИ, исправляет ошибки | На отдельных листах записывают формулы: ρ= m=ρV V= PЖ=mЖg p=ρgh F=pS FA =ρЖgVT P1=P-FА Проверка по образцу осуществляется взаимоконтролем в парах, вторую задачу, Упр.24(3) решают на доске (по желанию), показав связь с математикой на всех этапах решения задачи. |
3.Актуализация опорных знаний и жизненного опыта учащихся. (лат.actualis-важный, существенный, всегда нужный) Постановка учебной задачи. | Учитель(ф ) актуализирует мыслительные операции, необходимые для восприятия и понимания сути задач на определение выталкивающей силы, обращаясь к ученикам с вопросами:
Формулирует учебную задачу: «Исследовать вопрос расчета выталкивающей силы, действующей | Вступают в диалог с учителем, отвечая на вопросы: «Выталкивающая сила направлена против силы тяжести». Осознают важность знания физической формулы для расчета выталкивающей силы: FА=ρжgVт Умение применять математические знания для решения физических задач. |
на тело, погруженное в жидкость» | ||
4.Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока, формулирует цели и задачи урока.
(Виды деятельности)
(Образоватенльные результаты)
(Практическое применение образовательных результатов)
(Физика – явления жизни, математика – суть этих явлений. | Записывают в тетрадь тему урока. Привлекают в учебный процесс все образовательные ресурсы для получения навыков решения задач на расчет выталкивающей силы и выяснения условий плавания тел. |
5.Решение задач на данную тему | Учитель(ф) решает на доске задачу, комментируя все ее этапы. Организует обсуждение этапов восприятия, понимания, кодирования и записи условий задачи. Учитель (м) комментирует на примерах из математики вычислительные этапы решения задачи. Задача 1 Какую силу надо приложить, чтобы удержать камень объемом 500 000см3 в речной воде, и на сколько (Н) это труднее сделать в воздухе? Дано: V=500 000cм3→(СИ) V=500 000∙ ∙0,000001м3=0,5м3; ρВ=1000кг/м3 ρК=2200кг/м3 g=10Н/кг FВоде- ? →(Н) FВоздухе- ? →(Н) Решение: Удержать, значит приложить силу, равную по величине и направленную против силы тяжести в воздухе и в воде. 1.Рассчитаем силу в воздухе, которая равна силе тяжести. FВоздух=mg→m=ρК∙V=2200кг/м3∙0,5м3= =1100кг; FВоздух=1100∙10(Н)=11000(Н) 2. Рассчитаем силу в воде, которая меньше найденной силы на Архимедову силу. FВода=FВоздух- FA; FA=ρВ∙g∙V=1000∙10∙0,5(Н)=5000Н FВода=11000Н – 5000Н= 6000Н Ответ: 6000Н; 11000Н.Удержать в воде легче на 5000Н. Задача 2 ( решение в стандартной ситуации) С какой силой выталкивается из речной воды кусок мрамора, объемом 20см3? (Решение самостоятельное) Задача 3 (решение в измененной ситуации) Тело, погруженное в воду выталкивается с силой 50 Н. Определите объем погруженного тела (Решение самостоятельное). Задача 4 (решение в новой ситуации) На тело человека в пресной воде действует выталкивающая сила, равная 686Н. Какова будет выталкивающая сила морской воды?(Решение самостоятельное) Задача 5 Упр.24(4) стр. 120 Задача 6 Если позволяет время можно решить экспериментальную задачу: Определить Архимедову силу, действующую на камешек в воде с помощью динамометра. | Принимают участие в обсуждении начальных этапов решения задачи, осуществляют вычислительные действия по образцу. 2. Решение: FА=ρVg→FА=1000∙0,002∙ ∙10(Н) =20Н Ответ: 20Н 3.Решение: FA=ρVg →V=; V=м3=0,005м3 Ответ: 0,005 м3 4.Решение: Также как в задаче 3 преобразуем формулу Архимедовой силы, получив из нее формулу объема → V==0,0686м3 FA=1030∙10∙0,0686(Н)= =706,58Н Ответ:706,58Н 5.Решение: стр.117Рабочая тетрадь,2016 г. 6.Решение: Определить цену деления шкалы динамометра. Измерить вес камешка в воздухе и в воде. Архимедова сила – разность весов. |
6.Подведение итогов урока. Рефлексия (лат.reflexio-отражение, анализ собственного психологического состояния, своей деятельности) | Учитель(ф) организует подведение итогов урока обучающимися путем самоанализа своей деятельности на уроке, заполнив карточку рефлексии:
Побуждает учащихся к размышлению над вопросами:
| Заполняют карточку рефлексии: Отвечают на вопросы: |
7.Домашнее задание | Подготовка к выполнению лабораторной работы№9: «Выяснение условий плавания тела в жидкост軧50 §51 | |
Заполните таблицу | ||
ρТ ˃ ρЖ | ρТ ˂ρЖ | ρТ=ρЖ |
Если плотность погру женного в жидкость тела больше плотности жидкости, то тело в этой жидкости___________ ___________________ | Если плотность погруженного в жидкость тела меньше плотности жидкости, то тело в этой жидкости _______________________________ _________________________________ | Если плотность погруженного в жидкость тела равна плотности жидкости, то тело в этой жидкости___________ ____________________ |
Учитель(ф) дает комментарии к домашнему заданию, фиксирует направление будущей деятельности учащихся. В частности можно доказать, что неравенства, приведенные выше, можно получить исходя из неравенств, определяющих условия плавания тел, для FA и FT Докажите это! | ||
Урок окончен. Благодарим вас всех за работу | ||
Авторы проекта урока: Мустафин В.А. Белоусов Е.К. учителя физики и математики МКОУ «Новоалейская СОШ» 23.04.2018 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по химии в 8 классе по теме : Решение расчетных задач по теме "Количество вещества. Моль".
Решение расчетных задач по теме " Количество вещества. Моль."...
Интегрированный урок ( математика +история) в 7 классе по теме "Решение задач с помощью уравнения"
вырабатывать навыки Материал приурочен к году Истории. Данная методическая разработка в интересной форме позволит : закрепить навык составления уравнения по тексту задачи, умения решать...
Интегрированный урок по математике и физике в 7 классе по теме:«Решение физических задач с помощью линейных уравнений»
Математика настолько универсальна, что при желании может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке математике можно найти связь, с какой либо дисциплиной.Общие задачи интеграции выстроил...
Элективный курс по физике для 8-го класса по теме "Решение физических задач"
Пояснительная запискаРешение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные си...
Сценарий проведения урока математики в 5-м классе по теме: "Решение комбинаторных задач"
Урок проводится в быстром темпе и на высоком уровне сложности. Он знакомит учащихся с деревом возможных вариантов, правилом перемножения возможностей, перестановками, размещениями, сочетаниями, формул...
Конспект урока по алгебре в 9 классе по теме "Решение комбинаторных задач"
Урок обобщения по теме "Решение задач на использование формул перестановок, размещений"...