Разработка урока по теме "Второй закон Ньютона", 9 класс
методическая разработка по физике (9 класс) на тему

Данный урок предназначен для проведения урока физики в 9 классе общеобразовательной школы (УМК А.В.Перышкин и Е.М.Гутник)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vtoroy_zakon_nyutona.docx76.06 КБ
Файл mehanicheskie_kolebaniya_i_volny_-_moduli.docx100.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ВТОРОЙ ЗАКОН НЬЮТОНА.

Цель: Изучить второй закон Ньютона

Задачи:

 - образовательная: познакомить с формулировкой и математической записью II закона Ньютона, закрепить знания, полученные по теме;

 - развивающая: развивать логическое мышление, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающем мире; совершенствовать навыки решения качественных и расчётных задач;

 - воспитательная: формирование уважения к собственному труду, воспитание отвественного отношения к поручениям и чувства долга перед товарищами;

Оборудование: портрет И. Ньютона, компьютер, проектор, тесты, задачи;

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Физическая разминка. Ответить на вопросы (стр.43).

Проверка д/з: упр.10, с.42, 44 (новый)

 Постановка задачи.

 - Ответьте пожалуйста на вопрос: Почему тела изменяют скорость? В чём причина ускорения?

Чтобы ответить на это вопрос, вспомните и приведите примеры из своей личной практики, подтверждающие ответ на поставленный вопрос.

 - игра в бадминтон;

 - движение машины;

Показ презентации и видеороликов.

Выводы:

 - ускорение вызывается действием нескомпенсированных сил;

 - величина ускорение зависит от величины приложенной силы и от массы тела;(слайд - вывод)

Сила – причина возникновения ускорения.

 - Что мы знаем о силе? (слайд о силе)

Еще одна физическая величина, о которой мы должны вспомнить – это масса.

Из курса 7 класса мы знаем, что :

m – масса

Основной единицей измерения в системе СИ массы является – кг.

Мы знаем, что масса – это количественная характеристика инертности.

т. к. любое тело обладает массой, то скорость тела мгновенно изменить нельзя; чем массивнее тело, тем дольше происходит заданное изменение скорости при одинаковых воздействиях на него.

Массивные тела более инертны!!! (слайд о массе)

И так тема урока: II закон Ньютона.

Задача сегодняшнего урока: определить как взаимосвязанны друг с другом три физичекие велличины: силы(F), получаемое телом

под действием данной силы ускорение (а) и масса тела (m) на которое действует сила.

Проведем исследование (компьютерное моделирование).

1. Зависимость ускорения от величины приложенной силы.

2. Зависимость ускорения от массы тела.

Вывод: ускорение, которое получает тело под действием силы прямо пропорционально данной силе и обратно пропорционально массе тела, на которое действует данная сила.

В инерциальной системе отсчета ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу и обратно пропорционально его массе.

http://festival.1september.ru/articles/631638/f_clip_image012.gif

 

http://festival.1september.ru/articles/631638/f_clip_image011.gif 

Закрепление.

  1. Собеседование.
  2. Выполнить тест «Второй закон Ньютона» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
  3. Решить задачи (по карточкам). (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: §11, упр.11 (1-4)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Тест по теме: Второй закон Ньютона

1.Легкоподвижную тележку массой 4 кг толкают с силой 8 Н. Определите ускорение тележки.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 2 м/с2 2) 0,5 м/с2 3) 32 м/с2 4) 3,2 м/с2

2.При торможении грузовой автомобиль движется с ускорением 0,2 м/с2. Масса автомобиля 3 т. Определите значение тормозящей силы.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 0,6 Н 2) 3000 Н 3) 30 Н 4) 600 Н

3.Спустившись с горки, лыжник начинает тормозить с ускорением 1,5 м/с2. Определите величину тормозящей силы, если масса лыжника 70 кг.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 70 Н 2) 140 Н 3) 60 Н 4) 105 Н

4.В ИСО сила F сообщает телу массой т ускорение а. Как изменится ускорение тела, если массу тела и действующую на него силу увеличить в 3 раза?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Уменьшится в 18 раз 2) Увеличится в 9 раз 3) Не изменится 4) Уменьшится в 9 раз

5. Единица измерения силы в СИ -

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Дж 2) Кл 3) В 4) Н

6. Какие из величин (скорость, сила, перемещение, ускорение) при механическом движении всегда совпадают по направлению?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Сила и перемещение 2) Скорость и ускорение 3) Сила и скорость 4) Сила и ускорение.

7. На рисунке (а) представлены векторы скорости и ускорения тела. Какой из четырех векторов на рисунке (б) указывает направление вектора силы, действующей на это тело?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) 2    2) 1    3) 3     4) 4

8. В ИСО сила F сообщает телу массой т ускорение а. Как изменится ускорение тела, если массу тела увеличить в 3 раза, а действующую на него силу уменьшить в 3 раза?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Уменьшится в 9 раз 2) Увеличится в 3 раза 3) Уменьшится в 3 раза

4) Увеличится в 9 раз

9. В ИСО сила F сообщает телу массой т ускорение а. Как надо изменить массу тела, чтобы вдвое меньшая сила сообщала ему в три раза большее ускорение?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Уменьшить в 6 раз 2) Уменьшить в 2 раза 3) Увеличить в 6 раз 4) Оставить без изменений

10.Как будет двигаться тело массой 3 кг под действием единственной силы 6 Н?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Равноускорено, с ускорением 0,5 м/с2  2) Равномерно, со скоростью 0,5 м/с

3) Равномерно, со скоростью 2 м/с  4) Равноускоренно, с ускорением 2 м/с2

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

4

4

3

4

4

3

1

1

4

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Самостоятельная работа по теме  «Первый и второй законы Ньютона»Вариант 1

1.        При каком условии тело движется прямолинейно равномерно?

2.        Автомобиль тормозит  на горизонтальной дороге. Объясните причину его равнозамедленного движения?

3.        Какая сила сообщает ускорение 0,4 м/с2  телу массой 200 кг?

4.        Сила 50 Н сообщает телу ускорение 0,5 м/с2 . Какая сила сообщит этому телу ускорение 2,2 м/с2 ?

 _________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа по теме  «Первый и второй законы Ньютона»Вариант 2

1.        При каком условии тело движется прямолинейно равноускоренно?

2.        Автомобиль движется равномерно прямолинейно по горизонтальному участку дороги. Объясните причину его равномерного движения

3.        Чему равна масса тела, если под действием силы 20 Н оно получило ускорение 0,1 м/с2 ?

4.        Боевая реактивная установка БМ – 13 ( «Катюша») имела длину направляющих балок 5 м, массу каждого снаряда 42,5 кг и силу реактивной тяги 19,6 кН. Найдите скорость схода снаряда с направляющих балок.



Предварительный просмотр:

                                      Механические колебания.

Модуль 1. Колебательное движение. Колебательные системы. Маятники.

УЭ – 0 (Учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ  ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием учащиеся должны:

усвоить понятия: «колебательное движение», «свободные колебания», «колебательные системы»», «маятник»;

рассмотреть процесс колебания на примере пружинного маятника;

уметь объяснять причину  изменения скорости и ускорения тела при колебательном движении;

уметь работать самостоятельно с учебным материалом, выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Комментарии для учащихся

УЭ –1

Входной контроль

Цель: определить исходный уровень знаний по изучаемой теме.

  • Перечислите какие виды движений вы знаете.
  • Письменно ответьте на вопрос.

К какому виду движения относится:

  1. Движение автомобиля по прямолинейной дороге с постоянной скоростью.
  2. Движение качелей.
  3. Падение камня с высоты.
  4. Движение земной коры при землетрясении.
  5. Движение мотоцикла на повороте дороги.
  6. Движение звучащей струны на гитаре?
  • Проверьте правильность выполнения задания в ходе беседы.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ на вопрос поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте общее число баллов за выполненное задание.

Работайте самостоятельно в тетради

Участвуйте в беседе.

Занесите результат в лист учета.

УЭ –2 ИНМ

(Изучение нового материала)

Цель: усвоить понятие «колебательное движение», уяснить основной признак и особенности колебательного движения.

                                     Утро

           Рожденный пустыней колеблется звук.

           Колеблется синий на нитке паук.

           Колеблется воздух, прозрачен и чист.

           В сияющих звездах колеблется лист.

                                                 Н. Заболоцкий.

Мы живем в колеблющемся мире! Приглядись внимательно: колеблется лист на ветру, маятник в часах, сердце человека.  Все это примеры колебательных движений. Пополни этот список.

  • Письменно в тетради приведи примеры колебательных движений.
  • Обсудите выполненное задание в ходе беседы.

Колеблемся мы все:

И я, и ты, и маятник в часах.

Желаешь ты узнать,

Зачем все это так?

  • Прочитайте параграф 23 учебника
  • Письменно в тетради ответьте на вопросы:
  1. В чем состоит главное отличие (основной признак) колебательного движения от других видов движения?
  2. Что такое период колебаний?
  3. Какой общей чертой (кроме периодичности) обладают движения тел, изображенных на рисунке 48 учебника?
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ на вопрос поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте общее число баллов за выполненное задание
  • Запишите в тетради определение:

Колебаниями называются периодически или почти периодически повторяющиеся движения.       

Работайте в тетради.

Участвуйте в беседе

Самостоятельно работайте с учебником и в своей тетради.

Участвуйте в беседе.

Занесите результат в лист учета.

УЭ –3

Цель: усвоить понятия: «свободные колебания», «колебательная система», «маятник».

  • Прочитайте параграф 25 учебника.
  • Устно ответьте на вопросы 1 – 3 после параграфа на стр. 96 – 97 учебника.
  • Письменно  в своей тетради ответьте на вопросы 4 – 7 после параграфа на  стр. 97.
  • Правильность ответов проверьте в ходе беседы.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте общее число баллов за выполненное задание.

Работайте самостоятельно с учебником и в тетради.

Занесите результат в лист учета.

УЭ – 4

Выходной контроль

Цель: проверить уровень усвоения изученного материала.

  • Письменно в своей тетради выполните самостоятельно упр. 23 (1,2) после параграфа на стр. 92.
  • Сравните различные виды движений, для этого перечертите в свою тетрадь и  заполните таблицу по аналогии.

Вид движения

Скорость

Ускорение

                   

                  Прямолинейное равномерное движение

Vх= ,  

Vх = const

ах = 0

Прямолинейное равноускоренное движение

vx=v0x + aхt. 

sх = v0xt ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ РАВНОУСКОРЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ. УСКОРЕНИЕ..

ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ РАВНОУСКОРЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ. УСКОРЕНИЕ.

Равномерное движение по окружности

los6

а=

Колебательное

Главный признак колебаний.

  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ на вопрос поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте общее число баллов за выполненное задание.

Работайте самостоятельно в своей тетради

Участвуйте в беседе.

Занесите результат в лист учета

УЭ – 5

Оценка знаний

Цель: оценить свои знания.

  • Подсчитайте общее количество баллов, которое вы получили при выполнении всех заданий.
  • Поставьте себе оценку: «5»  - при общем количестве баллов   23 - 24 ,

«4» - при 20 – 22  ,  «3» - при   16 -19 , «2» - меньше16 баллов.

  • Лист учета сдайте учителю

Занесите результат в лист учета

ДЗ

Всем: выучить конспект параграфов 23. Упр.23 (1) – устно,

Запишите в дневник


                                               Механические колебания.

Модуль 2. Величины, характеризующие колебательное движение.

УЭ – 0 (Учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ  ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием учащиеся должны:

усвоить понятия основных характеристик колебательного движения: амплитуда, период, частота, фаза колебаний

рассмотреть процесс колебания на примере нитяного  маятника;

уметь определять период, частоту и амплитуду колебаний при колебательном движении;

уметь работать самостоятельно с учебным материалом, выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Комментарии для учащихся

УЭ – 1

Входной контроль

Цель: определить исходный уровень знаний по изучаемой теме.

  • Ответьте письменно на вопросы физического диктанта.
  1. Колебательное движение – это…
  2. Основное отличие колебательного движения от других видов движения – это…
  3. Колебательные системы – это системы тел, которые…
  4. Свободные колебания – это колебания, происходящие…
  5. Маятником называется твердое тело, совершающее…
  • Сдайте выполненное задание учителю.
  • Проверьте правильность выполнения работы, сверив  ответы со своей тетрадью.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте число баллов за выполненное задание.

Выполните работу на отдельных листочках.

Занесите результат в лист учета

УЭ –2

ИНМ

(Изучение нового материала)

Цель: получить знания об основных характеристиках колебательного движения: амплитуда, период, частота, фаза колебаний.

  • Прочитайте параграф 26 учебника.
  • Заполните таблицу в своей тетради:

Физическая величина

Буквенное обозначение

Определение

Формула

Ед. измерения

Амплитуда

Период

Частота

Фаза колеба
ий

  • Проверьте правильность заполнения таблицы в ходе беседы
  • Ответьте письменно  на вопросы:
  1. Координата шарика пружинного маятника изменяется от х1 = 5см   до  

х2 = - 5см.    Чему равна амплитуда колебаний?

  1. Как ты понимаешь, что означает «период колебаний равен 5 с»?
  2. Как ты понимаешь, что означает «частота колебаний рана 0,5 Гц»?
  1. Как зависят а) частота,  б) период свободных колебаний маятника от его длины?
  2. Как направлены по отношению друг к другу скорости двух маятников в любой момент времени, если эти маятники колеблются в противоположных фазах? В одинаковых фазах?
  • Проверьте правильность выполнения задания в ходе беседы.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ на вопрос поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте общее число баллов за выполненное задание.

Работайте самостоятельно с учебником и в своей тетради

Участвуйте в беседе

Работайте сам-но в тетради

Занесите результат в лист учета

УЭ –3

ИНМ

Цель: научиться находить амплитуду,  частоту и период колебаний.

  • Прочитайте, разберитесь и перепишите в свою тетрадь пример решения задачи.

Задача.  За одну минуту груз на пружине совершает 12 колебаний. Чему равны период и частота колебаний?

Дано:              СИ                    Решение:

t = 1 мин       60 с             По определению период колебаний равен

N =12                                промежутку времени, в течение которого совершается

                                                одно колебание, поэтому

        Т - ?                                 Т=         T = = 5 c

        - ?                                Частота связана с периодом колебаний формулой

                                                  =         = = 0,2 с-1 = 0,2 Гц

     Ответ: Т = 5 с, = 0,2 Гц.

  • Выполните письменно в тетради упр. 24 (1 – 5) на стр. 96 учебника.
  • Проверьте правильность выполнения задания в ходе беседы.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ на вопрос поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте общее число баллов за выполненное задание.

Работайте самостоятельно в тетради

Занесите  результат в лист учета

УЭ –4

Выходной контроль

Цель: Проверить уровень усвоения изученного материала.

  • Не глядя в учебник и тетрадь, ответьте на вопросы по вариантам:

Вариант1. 

  1. Шарик на пружине совершает свободные колебания около положения равновесия, перемещаясь из точки с координатой    0,1 м в точку с координатой  –0,1 м и обратно. Чему равна амплитуда колебаний шарика?

       А. 0 м        Б. 0,1 м          В. 0,2 м            Г. 0,4 м

  1. Период колебаний пружинного маятника 0,5 с. Чему равна частота

колебаний?

       А. 1 Гц        Б. 0,5 Гц                В. 2 Гц            Г. 4 Гц.

  1. Шарик на нити за 5 с   совершил 10 полных колебаний. Чему равен период колебаний?

А. 50 с           Б. 2 с               В. 0,5 с                Г. 5 с

  1. Какой путь проходит груз, подвешенный на пружине, за время, равное периоду колебаний?

А. 0           Б. 1 амплитуда            В. 2 амплитуды           Г. 4 амплитуды

  1. Какое перемещение совершает груз, подвешенный на пружине, за время равное периоду колебаний?

А. 0           Б. 1 амплитуда            В. 2 амплитуды           Г. 4 амплитуды

Вариант 2.

1.  Шарик на пружине совершает свободные колебания около положения  равновесия, перемещаясь из точки с координатой    0, 5 м в точку с координатой  –0,5 м и обратно. Чему равна амплитуда колебаний шарика?

       А. 0 м        Б. 1 м          В. 0,5 м            Г. 2 м

2.  Частота колебаний пружинного маятника 2 Гц. Чему равен период

колебаний?

       А. 1 с        Б. 0,5 с                В. 2 с            Г. 4 с.

3.  Шарик на нити за 5 с   совершил 10 полных колебаний. Чему равна частота колебаний?

А. 50 Гц           Б. 2 Гц               В. 0,5 Гц                Г. 5 Гц

4.  Какой путь проходит груз, подвешенный на пружине, за время, равное половине периода колебаний?

А. 0           Б. 1 амплитуда            В. 2 амплитуды           Г. 4 амплитуды

5.  Какое перемещение совершает груз, подвешенный на пружине, за время равное половине  периода колебаний?

А. 0           Б. 1 амплитуда            В. 2 амплитуды           Г. 4 амплитуды

  • Сдайте выполненное задание учителю.
  • Проверьте правильность выполнения задания по коду, записанному на доске.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ на вопрос поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте общее число баллов за выполненное задание.                                      

Выполните задание самостоятельно на отдельных листочках

Занесите результат в лист учета

УЭ –5

Оценка знаний

Цель: оценить свои знания.

  • Подсчитайте общее количество баллов, которое вы получили при выполнении всех заданий.
  • Поставьте себе оценку: «5»  - при общем количестве баллов  19 - 20 ,

«4» - при 17 – 18  ,    «3» - при   14 –16 ,    «2» - меньше14 баллов.

  • Лист учета сдайте учителю

Занесите результат в лист учета

ДЗ

Запишите дифференцированное домашнее задание:

Всем: выучить таблицу по параграфу  24, упр. 24 (3-6)

При оценке «4», «5» - нет.

При оценке «3», «2» дополнительно прочитать параграфы 26 учебника и отв. на вопросы после параграфа

Запишите в дневник


                                               Механические колебания.

Модуль 3. Лабораторная работа «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».

УЭ – 0 (учебный элемент)  ИНТЕГРИРУЮЩАЯ  ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием учащиеся должны:

уметь определять период, частоту и амплитуду колебаний при колебательном движении на практике;

выяснить зависимость периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.

уметь работать самостоятельно с учебным материалом, выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.

Учебный элемент

Учебный материал с указанием заданий

Комментарии для учащихся

УЭ – 1

Входной контроль

Цель: определить исходный уровень знаний по изучаемой теме.

Ответьте устно на вопросы:

  1. Что называется маятником?
  2. Какие типы маятников существуют?
  3. Что называется амплитудой колебания?
  4. Что называется периодом колебания?
  5. Что называется частотой колебания?
  6. Что такое одно полное колебание?
  • Проверьте правильность выполнения работы в ходе обсуждения.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте число баллов за выполненное задание.

Участвуйте в беседе.

Занесите результат в лист учета

УЭ -  2

Выполнение л/р

Цель: выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

  • Познакомьтесь с описанием лабораторной работы  №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины» в учебнике А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика – 9».
  • Выполните лабораторную работу по указаниям в учебнике.
  • Сделайте выводы о том, как зависят период и частота свободных колебаний маятника от его длины. Запишите эти выводы.
  • Проверьте правильность выполнения работы в ходе обсуждения.
  • Оцените свою работу по пятибалльной шкале.

Работайте самостоятельно в тетради для лабораторных работ

Занесите результат в лист учета.

УЭ – 3

Дополнительное задание к л/р

Цель: выяснить, какая математическая зависимость существует между длиной маятника и периодом его колебаний.

  • Познакомьтесь с дополнительным заданием в описании лабораторной работы  №3.
  • Выполните дополнительное задание по указаниям в учебнике.
  • Сделайте вывод о том, какая математическая зависимость существует между длиной маятника и периодом его колебаний. Запишите вывод.
  • Проверьте правильность выполнения работы в ходе обсуждения.
  • Оцените свою работу по пятибалльной шкале.

Работайте самостоятельно в тетради для лабораторных работ

Занесите результат в лист учета.

УЭ – 4

Резюме

Самостоятельно оцените, достигли ли вы цели. Для этого вернитесь к началу модуля и прочтите, какие перед вами стояли цели.

УЭ – 5

Выходной контроль

УЭ - 6

Цель: Проверить уровень усвоения изученного материала.

Ответьте письменно на вопросы:

     Обязательный уровень

1.Период колебаний математического маятника зависит от его длины

А. прямо пропорционально;    Б. обратно пропорционально;     В.  не зависит.

2.Частота колебаний  математического маятника зависит от его длины

А. прямо пропорционально    Б. обратно пропорционально;      В.  не зависит.

3.Период колебаний математического маятника сначала был 0,2  с, а после изменения длины стал 0,4 с. Увеличили или уменьшили его длину?

4.Частота колебаний математического маятника вначале была  5 Гц, а после изменения длины стала 10 Гц. Увеличили или уменьшили его длину?

Повышенный уровень

Из пяти приведенных утверждений выберите верное.

При уменьшении длины маятника в 4 раза период его колебаний: а) увеличивается в 4 раза; б) уменьшается в 4 раза; в) увеличивается в 2 раза; г) уменьшается в 2 раза; д) увеличивается в 10 раз. 

  • Проверьте правильность выполнения задания по ответам на доске.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ на вопрос поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте общее число баллов за выполненное задание.

Цель: оценить свои знания.

  • Подсчитайте общее количество баллов, которое вы получили при выполнении всех заданий.
  • Поставьте себе оценку: «5»  - при общем количестве баллов  21 - 19 ,       «4» - при  15– 18  ,    «3» - при   10 – 14 ,

     «2» - меньше 10   баллов.

  • Лист учета сдайте учителю

Работайте самостоятельно в тетради для лабораторных работ

Сдайте тетрадь учителю

Занесите результат в лист учета

Занесите результат в лист учета

ДЗ

Всем: повторить параграф 24,  решить Р – 409, 410.

По желанию:  Р – 411

Запишите в дневник


Механические  колебания.

Модуль 4. Гармонические колебания.

УЭ – 0 (Учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ  ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием учащиеся должны:

усвоить понятия: «гармонические колебания», «математический маятник»;

знать  условия возникновения гармонических колебаний, как меняется действующая на тело сила, его ускорение и скорость при совершении им гармонических колебаний;

уметь определять период, частоту и амплитуду колебаний при колебательном движении по графику зависимости координаты колеблющегося  тела от времени х (t);

уметь работать самостоятельно с учебным материалом, выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Комментарии для учащихся

УЭ –1

Входной контроль

Цель: определить исходный уровень знаний по изучаемой теме.

  • Ответьте письменно на вопросы физического диктанта.
  1. Амплитуда колебаний  – это…, обозначается буквой …, измеряется…
  1. Периодом колебаний называется…, обозначается буквой …, измеряется…
  2. Частотой называется…, обозначается буквой …, измеряется…
  3. Между периодом и частотой существует математическая зависимость, которая записывается формулой…
  4. Период и частота математического маятника зависит от… маятника и не зависит от …
  5. Если маятники колеблются в противоположных фазах, то скорость этих маятников по направлению…
  6. Если маятники колеблются в одинаковых  фазах, то скорости этих маятников по направлению…
  • Сдайте выполненное задание учителю.
  • Проверьте правильность выполнения работы, сверив  ответы со своей тетрадью.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте число баллов за выполненное задание.
  • Проверьте правильность выполнения домашней работы:  упр. 24 (6,7) в ходе обсуждения.

Выполните работу на отдельных листочках.

Занесите результат в лист учета

УЭ – 2

ИНМ

(Изучение нового материала)

Цель: усвоить понятия гармонического колебания, математического маятника. Получить знания об  условии возникновения гармонических колебаний и уяснить  как меняются действующая на тело сила, его ускорение и скорость при совершении им гармонических колебаний.

  • Прочитайте параграф 25 учебника.
  • Устно ответьте на вопросы  1, 2, 4, 6, 7 после параграфа 25 на стр. 112.  

и   письменно на вопросы 3,5.

  • Проверьте правильность выполнения работы в ходе обсуждения.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.

Подсчитайте число баллов за выполненное задание.

Работайте самостоятельно с учебником и в своей тетради

Участвуйте в беседе

Занесите результат в лист учета

УЭ – 3

ИНМ

Цель: научиться определять период, частоту и амплитуду колебаний при колебательном движении по графику зависимости координаты колеблющегося  тела от времени    х (t).

  • Прослушайте объяснение учителя как из графика зависимости х (t)  определить основные характеристики колебательного движения: амплитуду, период, частоту колебаний.

Х, см

      10

        0       0,1         0,3         0,5        t, c

     -10

  • Ответьте на вопрос: в чем отличие и сходство колебательных движений, графики которых представлены на рисунках  1, 2, 3.

Х, см                                          Х, см                                        Х, см          

      10                                             10                                               5

                                                                                             

        0       1     2     3       t, с                0     2       4     6    t, с                0      1     2     3        t, с

                                                 

    - 10                                           -10                                             - 5

                   Рис. 1                                      Рис. 2                                              Рис. 3

  • Проверьте правильность выполнения работы в ходе обсуждения.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте число баллов за выполненное задание.

Работайте в своей тетради

Работайте в своей тетради

Участвуйте в беседе

Занесите результат в лист учета.

УЭ – 4

Выходной контроль

Цель: Проверить уровень усвоения изученного материала.

  • Разбейтесь на три варианта, и не глядя в учебник и тетрадь  выполните задание по вариантам на отдельных листочках.

Задание. Из графика зависимости х (t)  определить основные характеристики колебательного движения: амплитуду, период, частоту колебаний.

Вариант   1.                                  Вариант 2.                                   Вариант 3.

Х, см                                          Х, см                                        Х, см          

        1                                             3                                              20

                                                                                             

         0      3     6      9      t, с               0     4      8     12    t, с               0      5     10   15      t, с

                                                 

      - 1                                              -3                                           - 20

  • Сдайте выполненное задание на  листочках учителю.
  • Проверьте правильность выполнения задания по ответам на доске.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ на вопрос поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте общее число баллов за выполненное задание.

Выполните задание самостоятельно на отдельных листочках

Занесите результат в лист учета

УЭ - 5

Цель: оценить свои знания.

  • Подсчитайте общее количество баллов, которое вы получили при выполнении всех заданий.
  • Поставьте себе оценку: «5»  - при общем количестве баллов  19 - 20 ,

       «4» - при 17 – 18  ,    «3» - при   14 – 16 ,    «2» - меньше 14 баллов.

  • Лист учета сдайте учителю

Занесите результат в лист учета

ДЗ

Запишите дифференцированное домашнее задание:

Всем:  параграф  28, устно ответить на вопросы на стр. 102, письменно упр. 25 (1, 2)

При оценке «4», «5» - нет.

При оценке «3», «2» еще раз прочитать параграф 27 учебника и отв. на вопросы после параграфа.

Запишите в дневник.


Механические колебания.

Модуль 5. Превращение энергии при колебательном движении.

              Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс.

УЭ – 0 (Учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ  ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием учащиеся должны:

усвоить понятия: «затухающие колебания», «вынужденные колебания», «вынуждающая сила»;

уметь  объяснять процесс преобразования энергии в колебательных системах на основе закона сохранения энергии, явление резонанса при механических колебаниях;

знать  условие возникновения резонанса, полезное и вредное проявления резонанса;

уметь работать самостоятельно с учебным материалом, выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Комментарии для учащихся

УЭ –1

Входной контроль

Цель: определить исходный уровень знаний по изучаемой теме.

  • Обсудите ответы  на вопросы  после параграфа 28.
  • Проверьте правильность выполнения домашнего упражнения  25 (1,2)
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ в упражнении  25 поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте число баллов за выполненное задание.

Участвуйте в беседе

Занесите результат в лист учета

УЭ –2

ИНМ

(Изложение нового материала)

Цель: усвоить понятия вынужденных колебаний, вынуждающей силы, научиться различать свободные и вынужденные колебания.

  • Прочитайте параграф 29.
  • Ответьте устно на вопросы после параграфа на стр. 104.
  • Объясните физический смысл пословиц:
  1. Как качели ни качай – придет время, остановятся.
  2. Без ветра камыш не качается.
  • Обсудите ответы в ходе беседы.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте число баллов за выполненное задание.

Работайте самостоятельно с учебником.

Участвуйте в беседе

Занесите результат в лист учета

УЭ - 3

ИНМ

Цель: получить знания о явлении механического резонанса, уяснить условия его возникновения, познакомиться с полезным и вредным проявлением резонанса.

  • Прослушайте рассказ учителя о явлении резонанса.
  • Запишите определение резонанса:

Резонанс – это явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний при совпадении собственной частоты колебаний системы с частотой вынуждающей силы.

Резонанс (лат.) – звучу в ответ, откликаюсь.

  • Запишите в таблицу примеры полезного и вредного проявлений резонанса.

Проявление резонанса

полезное

вредное

  • Сверьте свои примеры с примерами одноклассников.
  • Ответьте на вопросы.
  1. О каком физическом явлении идет речь в отрывке? Ответ поясните.

               А хочешь, в саду мы повесим качели?

               За пояс расшитый тебя потяну

               И так раскачаю, что ты в вышину,

               Как птица, взлетишь…

                                                        Капилар.

  1. «После налета фашистов мама заглянула в буфет и увидела, что один из бокалов составлял две равные, идеально поделенные половинки. Вся остальная посуда была в целости. Мы долго гадали, каким образом в закрытом буфете мог так ровно разбиться бокал. Вечером пришел папа и объяснил».  (К. Грушевая.  «Ничего не могу забыть»)

      Какое объяснение данному явлению дал папа?

  1. Как лучше переходить висячий мост: в одиночку или группами? Почему?
  • Прослушайте отрывок из произведения М. Песселя  «Заскар» о         путешественниках в Гималаях, которым пришлось переходить по висячему мосту длиной 70 м.
  • Обсудите ответы на вопросы в ходе беседы.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте число баллов за выполненное задание.

Работайте в своей тетради.

Участвуйте в беседе

Занесите результат в лист учета

УЭ – 4

Выходной контроль

Цель: проверить уровень усвоения изученного материала.

  • Не глядя в учебник и тетрадь, ответьте на вопросы.

Вариант 1.

  1. Какое из перечисленных колебаний является вынужденным?
  1. Колебание на нити груза, один раз отведенного от положения равновесия и отпущенного.
  2. Колебание качелей, раскачиваемых человеком, стоящим на земле.

А. Только 1.        Б. Только 2          В. 1 и 2              Г. Нет верного примера.

  1. При свободных колебаниях груза на пружине максимальное значение его потенциальной энергии 5 Дж, максимальное значение его кинетической энергии 5 Дж. В каких пределах изменяется полная механическая энергия груза и пружины?

А. От 0 до 5 Дж           Б. От 0 до 10 Дж.           В. Равна 5 Дж         Г. Равна 10 Дж

  1. На маятник действует внешняя сила. Частота вынуждающей силы 10 Гц. Какие колебания установятся в системе и каков их период?

        А. Свободные,  0,1 с.             Б. Вынужденные, 10 с.           В. Свободные, 10 с.

        Г. Вынужденные, 0,1 с.

  1. Нить математического маятника отклонили на небольшой угол и отпустили без толчка. Через какую часть периода колебаний  кинетическая энергия маятника достигнет максимума?

А.  1/4   Т             Б.1/2  Т            В. 1 Т                    Г. 2 Т

  1. Почему при определенной скорости  движения оконные стекла в трамвае начинают дребезжать?

Вариант 2.

1.Какое из перечисленных колебаний является свободным?

  1. Колебание на пружине груза, один раз отведенного от положения равновесия и отпущенного.
  2. Колебание поршня и шатуна ДВС при работе.

А. Только 1.        Б. Только 2          В. 1 и 2              Г. Нет верного примера.

2. При свободных колебаниях груза на пружине максимальное значение его потенциальной энергии 10 Дж, максимальное значение его кинетической энергии 10 Дж. В каких пределах изменяется полная механическая энергия груза и пружины?

А. От 0 до 20 Дж           Б. От 0 до 10 Дж.         В. Равна 10 Дж       Г. Равна 20 Дж

3.На маятник не действует внешняя сила. Частота колебаний 10 Гц. Какие колебания установятся в системе и каков их период?

        А. Свободные,  0,1 с.             Б. Вынужденные, 10 с.           В. Свободные, 10 с.

        Г. Вынужденные, 0,1 с.

4.Нить математического маятника отклонили на небольшой угол и отпустили без толчка. Через какую часть периода колебаний  потенциальная энергия маятника достигнет максимума?

А.  1/4   Т             Б.1/2  Т            В. 1 Т                    Г. 2 Т

5.Почему все вибрирующие установки ставят на специальные резиновые или массивные амортизаторы?

  • Сдайте выполненное задание на  листочках учителю.
  • Проверьте правильность выполнения задания по ответам на доске.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ на вопрос поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте общее число баллов за выполненное задание.

Выполните задание самостоятельно на отдельных листочках

Занесите результат в лист учета

УЭ – 5

Оценка знаний

Цель: оценить свои знания.

  • Подсчитайте общее количество баллов, которое вы получили при выполнении всех заданий.
  • Поставьте себе оценку: «5»  - при общем количестве баллов  24 - 25 ,

       «4» - при 21 – 23  ,    «3» - при   17 – 20 ,    «2» - меньше 17 баллов.

  • Лист учета сдайте учителю.

Занесите результат в лист учета

ДЗ

Запишите дифференцированное домашнее задание:

Всем:  письменно упр. 27 (1, 2, 3)

При оценке «4», «5» - нет.

При оценке «3», «2» еще раз прочитать параграф 28 - 30  учебника и

отв. на вопросы после параграфов.

Запишите в дневник


Механические волны. Звук.

Модуль 1. Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны.

УЭ – 0 (Учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ  ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием учащиеся должны:

усвоить понятия волны, продольной и поперечной волны, длины волны;

уметь  объяснять механизм образования волны, определять по графику волны  х (r)  ее длину;

знать  основное свойство бегущих волн, особенности поперечных и продольных волн, связь длины волны со скоростью ее распространения  и периодом;

уметь определять длину волны, период и скорость ее распространения по формуле, связывающей эти величины;

уметь работать самостоятельно с учебным материалом, выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Комментарии для учащихся

УЭ – 1

Входной контроль

Цель: определить исходный уровень знаний по изучаемой теме.

  • Ответьте устно на вопросы:
  1. Какое движение называется колебательным?
  2. В чем состоит главное отличие (основной признак) колебательного движения от других видов движения?
  3. Что называется периодом колебания?
  4. Что называется частотой колебания?
  • Обсудите ответы на вопросы в ходе беседы.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте число баллов за выполненное задание.

Участвуйте в беседе

Занесите результат в лист учета

УЭ – 2

ИНМ

(Изучение нового материала)

Цель: усвоить понятие волны, научиться объяснять механизм образования волны, уяснить основное свойство бегущих волн.

  • Прочитайте параграф 31 учебника.
  • Письменно ответьте на вопросы после параграфа на стр. 110.
  • Обсудите ответы на вопросы в ходе беседы.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте число баллов за выполненное задание.

Работайте самостоятельно с учебником и в тетради.

Участвуйте в беседе

Занесите результат в лист учета

УЭ – 3

ИНМ

Цель: усвоить понятия поперечных и продольных волн и их особенности.

  • Прочитайте параграф 32 учебника и заполните таблицу:

Вид волны

Рисунок

Определение

Особенности

Среда распространения

Продольная

Поперечная

  • Проверьте правильность заполнения таблицы в ходе беседы.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте число баллов за выполненное задание.

Работайте самостоятельно с учебником и в своей тетради

Участвуйте в беседе

Занесите результат в лист учета

УЭ – 4

ИНМ

Цель: усвоить понятие длины волны, познакомиться с формулой, связывающей длину волны со скоростью ее распространения  и периодом, научиться определять по графику волны х (r) ее длину.

  • Прочитайте параграф 33 учебника и заполните таблицу:

Характеристика волны

Буквенное обозначение

Единица измерения

Определение

График волны

Формулы

Длина волны

  • Проверьте правильность заполнения таблицы в ходе беседы.

  • Определите длину волны по графику волны  (рис 1).

                     Рис. 1                                                                             Рис. 2

         Х, м                                                                            Х, м

           5                                                                                    5

               0      10      20  30      r, м                                                0      4     8     12     t, с

                 

         - 5                                                                                  -5

  • Определите скорость распространения  этой волны, используя график колебаний (рис. 2)
  • Обсудите ответы на вопросы в ходе беседы.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте число баллов за выполненное задание.

Работайте самостоятельно с учебником и в своей тетради.

Участвуйте в беседе

Работайте на отдельных листочках

Сдайте выполненное задание учителю

Занесите результат в лист учета

УЭ - 5

Цель: научиться определять длину волны, период и скорость ее распространения по формуле, связывающей эти величины.

  • Прочитайте, разберитесь и перепишите в свою тетрадь пример решения задачи.

Задача. Рыболов заметил, что за 10 с поплавок совершил на волнах 20 колебаний, а расстояние между соседними гребнями волны 1,2 м. Какова скорость распространения волн?

Дано:                                 Решение:

t = 10 с                   По определению период колебаний равен  промежутку времени, в

N = 20                    в течение   которого совершается одно полное колебание, поэтому  

      = 1,2 м                                         Т=         T = = 0,5 c          

            v-?                      А скорость связана с длиной волны  формулой:      v = ,   поэтому

                                                       V=

 Ответ:  2, 4 м/с.

  • Решите самостоятельно в тетради следующие задачи:
  1. Расстояние между ближайшими гребнями волн в море 10 м. Какова частота ударов волн о корпус лодки, если их скорость 3 м/с?
  2. Лодка качается на волнах, распространяющихся со скоростью 2,5 м/с. Расстояние между двумя ближайшими гребнями волн 8 м. Определите период лодки.
  3. Мимо неподвижного наблюдателя за 10 с  прошло 5 гребней со скоростью  4 м/с. Какова длина волны и частота колебаний?
  • Проверьте правильность решения задач в ходе беседы.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ  поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте общее число баллов за выполненное задание.     

         

Работайте самостоятельно в своей тетради.

Участвуйте в беседе

Занесите результат в лист учета

УЭ – 6 Выходной контроль

Цель: проверить уровень усвоения изученного материала.

  • Не глядя в учебник и тетрадь, ответьте на вопросы.

Вариант 1.

  1. В каких направлениях совершаются колебания в продольной волне?

А. Во всех направлениях.    

                    Б. Только по направлению распространения волны

В. Только перпендикулярно распространению волны.            

Г. По направлению распространения волны и перпендикулярно этому направлению.

  1. В каких средах распространяется поперечная волна?

А.  В твердых                  Б. В жидких          

В. В газообразных          Г. Во всех средах.

  1. Чему равна длина волны по графику волны?

   Х, м                                                                           

            1                                                                          А.  1 м          Б. 2 м          В. 3 м        Г. 0,5 м                                                                                              

               0       1     2      3      r, м                                                                

                                                                                           

           - 1

  1. Лодка качается на морских волнах с периодом 2 с. Какова длина волны, если она распространяется со скоростью 4 м/с?

А. 2 м         Б. 8 м           В. 0.5 м             Г. 1 м.

  1. Скорость распространения волны 6 м/с, расстояние между соседними гребнями волны 3 м. Чему равна частота колебаний в этой волне?

А. 2 Гц             Б. 0,5 Гц         В. 18 Гц              Г. 0,2  Гц

          Вариант 2.

1     В каких направлениях совершаются колебания в поперечной волне?

А. Во всех направлениях.        Б. Только по направлению распространения волны

В. Только перпендикулярно распространению волны.            

Г. По направлению распространения волны и перпендикулярно этому направлению.

     2. В каких средах распространяется продольная волна?

А.  В твердых          Б. В жидких           В. В газообразных           Г. Во всех средах.

3.Чему равна длина волны по графику волны?

   Х, м                                                                           

            2                                                                          А.  1 м          Б. 2 м          В. 4 м        Г. 6 м                                                                                              

               0       2    4      6      r, м                                                                

                                                                                           

           - 2

4. Рыболов заметил, что поплавок на воде совершает колебания с частотой 0,5 Гц, а расстояние между соседними гребнями волн, равно 6 м. Чему равна скорость распространения этих волн?

      А. 6 м/с            Б. 12 м/с           В. 3 м/с                Г. 0,5 м/с

            5.Чему равен период колебаний волны, если ее длина 8 м, а скорость

               распространения 2 м/с?

       А. 16 с                Б. 0, 25 с             В. 4 с                 Г. 8 с

  • Сдайте выполненное задание на  листочках учителю.
  • Проверьте правильность выполнения задания по ответам на доске.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ на вопрос поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте общее число баллов за выполненное задание.

Выполните задание самостоятельно на отдельных листочках

Выполните задание самостоятельно на отдельных листочках

Занесите результат в лист учета

УЭ – 7

Оценка знаний

Цель: оценить свои знания.

  • Подсчитайте общее количество баллов, которое вы получили при выполнении всех заданий.
  • Поставьте себе оценку: «5»  - при общем количестве баллов  22 - 23 ,

       «4» - при 20 – 21  ,    «3» - при   16 – 19 ,    «2» - меньше 16 баллов.

  • Лист учета сдайте учителю.

Занесите результат в лист учета

ДЗ

Запишите дифференцированное домашнее задание:

Всем:  письменно упр. 28 (1, 2, 3), выучить конспект.

При оценке «4», «5» - нет.

При оценке «3», «2» еще раз прочитать параграфы  31  - 33  учебника и ответить на вопросы после параграфов.

Запишите в дневник


                                                Механические волны.   Звук.

Модуль 2. Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр и громкость звука.

УЭ – 0 (Учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ  ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием учащиеся должны:

рассмотреть процесс распространения механических колебаний в упругой среде на примере акустических явлений;

усвоить понятия звука, инфразвука и ультразвука;

уметь  объяснять механизм образования звука;

знать  основные характеристики звука: громкость, высота и тембр ;

уметь работать самостоятельно с учебным материалом, выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.

Учебный элемент

Учебный материал с указанием заданий

Комментарии для учащихся

УЭ – 1

Входной контроль

Цель: определить исходный уровень знаний по изучаемой теме.

  • Ответьте письменно на вопросы физического диктанта по вариантам:

Вариант 1.

1.  Волнами называются …

       2.  В бегущих волнах происходит перенос … без переноса …

       3.  Продольными волнами называются волны, в которых …

       4.  Упругие продольные волны распространяются  в … средах.

       5.   Длиной волны называется …, обозначается буквой …, измеряется …

Вариант 2.

  1. Упругие волны – это …
  2. Основное общее свойство бегущих волн любой природы заключается в том, что  они …
  3. Поперечными волнами называются волны, в которых …
  4. Упругие поперечные волны распространяются в … средах.
  5. Между длиной волны, периодом (частотой) существует математическая зависимость, которая выражается формулой …
  • Сдайте выполненное задание учителю.
  • Проверьте правильность выполнения работы, сверив  ответы со своей тетрадью.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте число баллов за выполненное задание.

Выполните работу на отдельных листочках.

Занесите результат в лист учета

УЭ – 2

ИНМ

(Изучение нового материала)

Цель: познакомиться с источниками звука, усвоить понятие звука, инфразвука и ультразвука.

  1. Проведите  эксперимент:

Прижмите  ученическую линейку к краю парты, оставив свободным ее короткий конец. Приведите линейку в колебательное движение.

  • Сделайте вывод о том, что является источником звука.
  1. Пронаблюдайте колебания звучащего камертона с помощью бусинки, подвешенной на нити.  Можно ли утверждать, что всякое звучащее тело колеблется?
  • Запишите в тетрадь законченные фразы:

Источником звука является…

Приемником звука является…

  • Звучит ли всякое колеблющееся тело? Предположение проверьте на опыте:

Прижмите  ученическую линейку к краю парты, оставив свободным ее длинный конец. Приведите линейку в колебательное движение.

  • Сделайте вывод о том, почему не слышен звук?
  • Почему не издает звука колеблющийся грузик, подвешенный на нити?
  • Запишите в тетрадь:

Ухо человека воспринимает в виде звука колебания с частотой от _____ до_____ Гц.

  • На рисунке дана шкала звуковых частот. Запишите на месте знаков вопроса, как называют звуки, принадлежащие указанным участкам.

                            20 Гц                          20 кГц

                   ?                Слышимый звук                ?           , Гц

                                     

  • Ответьте устно  на вопросы:
  1. О чем ты воешь, ветер ночной?

О чем ты сетуешь безумно?

Что значит странный голос твой,

              То глухо жалобный, то шумный?      (Ф. И. Тютчев).

Почему мы слышим звук ветра?

  1. Композитор Л. Бетховен с детства страдал глухотой. «Он пользовался деревянной палочкой, один конец которой он клал в корпус фортепиано, а другой держал в зубах. Он прибегал к этому приспособлению, чтобы лучше слышать когда сочинял» (Р. Роллан. «Жизнь Бетховена»)

Объясните, почему палочка помогала композитору лучше слышать.

  1. Почему мы слышим звук от летящего комара, а от летящей птицы не слышим?
  2. Частота  звука равна 1000 Гц. Что означает это число?
  • Обсудите ответы на вопросы в ходе беседы.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте число баллов за выполненное задание.

Работайте самостоятельно и в паре

Работайте в своей тетради

Участвуйте в беседе.

Занесите результат в лист учета

УЭ – 3

ИНМ

Цель: Познакомиться с основными характеристиками звука: высота, тембр и громкость. Выяснить от чего они зависят.

  • Прочитайте самостоятельно параграфы 35, 36 и заполните таблицу в своей тетради:

                                                      Характеристики звука

Субъективные

Зависит от:

Физические (объективные)

Высота

низкая

      х

                             t          

высокая

 х

                            t

Тембр

Громкость

тихий    

      х

                              t

громкий

    х

                              t

  • Проверьте заполнение таблицы в ходе беседы.
  • Ответьте на вопросы:
  1. Что называется чистым тоном?
  2. Что такое основной тон и обертоны звука?
  3. Назовите единицы громкости и уровня громкости звука.
  4. Как отражается на здоровье человека систематическое действие громких звуков?
  5. Какое насекомое чаще машет крыльями в полете: шмель, комар или муха?
  6. Известно, что чем туже натянута струна на гитаре, тем более высокий звук она издает. Как изменится высота звучания гитарных струн при значительном повышении температуры окружающего воздуха? Ответ поясните.
  • Обсудите ответы на вопросы в ходе беседы.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте число баллов за выполненное задание.

Работайте самостоятельно в своей тетради.

Участвуйте в беседе.

Занесите результат в лист учета

УЭ – 4

Выходной контроль

Цель: проверить уровень усвоения изученного материала.

  • Не глядя в учебник и тетрадь, ответьте на вопросы:
  1. На какую характеристику волны – частоту или длину – реагирует наше ухо?
  2. Частота колебаний крыльев птицы колибри равна 35-50 Гц. Будет ли слышен полет колибри?
  3. Чем отличаются звуковые колебания ноты  до  от ноты   фа  в пределах октавы?
  4. «Голос у Клавдии Ивановны был такой силы и густоты, что ему позавидовал бы Ричард Львиное Сердце, от крика которого, как известно, приседали кони». (И. Ильф и Е. Петров  «Двенадцать стульев»)

       Амплитуда каких звуковых колебаний больше: голоса Клавдии Ивановны или крика              

       Ричарда Львиное Сердце?

  • Сдайте выполненное задание на  листочках учителю.
  • Проверьте правильность выполнения задания по ответам на доске.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ на вопрос поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте общее число баллов за выполненное задание.

Выполните задание самостоятельно на отдельных листочках

Занесите результат в лист учета

УЭ – 5

Оценка знаний

Цель: оценить свои знания.

  • Подсчитайте общее количество баллов, которое вы получили при выполнении всех заданий.
  • Поставьте себе оценку: «5»  - при общем количестве баллов  22 - 23 ,

       «4» - при 20 – 21  ,    «3» - при   16 – 19 ,    «2» - меньше 16 баллов.

  • Лист учета сдайте учителю

Занесите результат в лист учета

ДЗ

Запишите дифференцированное домашнее задание:

Всем:  (по группам) параграфы  37 – 41.

При оценке «4», «5» - нет.        При оценке «3» и «2» повторить параграфы 34 - 36

Запишите в дневник


                                                Механические волны. Звук.

Модуль 3. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Ультразвук и инфразвук.

УЭ – 0 (Учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ  ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием учащиеся должны:

знать в каких средах  распространяется  звук; что звук в воздухе – продольная волна, распространяющаяся с конечной скоростью;

уметь  объяснять механизм возникновения звуковой волны, причину различия скоростей распространения звука в разных средах; процесс отражения звука от различных препятствий, явления эхо и звукового резонанса;

уметь работать самостоятельно с учебным материалом, выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Комментарии для учащихся

УЭ – 1

Входной контроль

Цель: определить исходный уровень знаний по изучаемой теме.

  • Ответьте письменно  на вопросы:
  1. Назовите источники звука.
  2. Назовите приемники звука.
  3. Колебания каких частот способно воспринимать человеческое ухо?
  4. Что такое ультразвук и инфразвук?
  5. От чего зависит высота звука?
  6. Чем определяется громкость звука?
  • Обсудите ответы на вопросы в ходе беседы.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте число баллов за выполненное задание.

Выполните работу на отдельных листочках.

Занесите результат в лист учета

УЭ – 2

ИНМ

(Изучение нового материала)

Цель: уяснить, в каких средах распространяется звук, а в каких не может распространяться, каким образом обеспечивают звукоизоляцию помещений.

  • Прослушайте сообщения одноклассников по теме: «Распространение звука»
  • Ответьте на вопросы:
  1. Объясните, как слуга из рассказа «Барон Мюнхгаузен» смог узнать, что скороход заснул: «Я позвал своего слугу, того самого, который слышал, как растет трава в поле, и спросил его, не слышит ли он топота ног моего скорохода. Он приложил ухо к земле и сообщил, к моему величайшему горю, что бездельник скороход заснул».
  2. Объясните явление, описанное  в произведении Л.Н. Толстого «Рассказ аэронавта». Герой рассказа поднялся на воздушном шаре.  «Весело и легко было дышать и хотелось петь. Я запел, но голос мой был такой слабый, что я удивился и испугался своему голосу».
  3. Может ли звук сильного взрыва на Луне быть слышен на Земле? Ответ обоснуйте.
  • Обсудите ответы на вопросы в ходе беседы.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте число баллов за выполненное задание.

Работайте в своей тетради

Участвуйте в беседе

Занесите результат в лист учета

УЭ – 3

ИНМ

Цель: уяснить механизм возникновения звуковой волны, причину различия скоростей распространения звука в жидких, твердых и газообразных тела; получить знания о том, что звуковая волна – это продольная  волна, распространяющаяся с определенной скоростью.

  • Прослушайте сообщения одноклассников по теме: «Звуковые волны. Скорость звука».
  • Ответьте на вопросы:
  1. На камине свеча догорала, мигая,

       Отвечая дрожаньем случайному звуку …

                                                    Н.С. Гумилев

       Как объяснить это явление?

  1. Почему в туман гудки паровозов, пароходов слышны на более далеком расстоянии, чем в солнечную погоду?
  2. Герой одного из рассказов О. Генри  ударил поросенка с такой силой, что тот полетел, «опережая звук собственного визга». С какой наименьшей скоростью должен был лететь поросенок, чтобы описанный случай произошел в действительности?
  3. Слышит ли летчик звук работы реактивного двигателя, если самолет летит со сверхзвуковой скоростью, а двигатель находится позади пилота?
  4. Шерлок Холмс, наблюдая за собакой Баскервилей в бинокль, заметил, что она начинает выть как только полностью вылезает из конуры, а звук доходит только через 5 с. Сыщик тут же определил расстояние до конуры. Чему оно равно?
  5. «Ударь кулаком в стол: ножницы отзовутся».  (Русская пословица)

Через какое время «отзовутся» ножницы, если длина стола 2 м?

  • Обсудите ответы на вопросы в ходе беседы.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте число баллов за выполненное задание.

Работайте в своей тетради

Участвуйте в беседе

Занесите результат в лист учета

УЭ – 4

ИНМ

Цель: познакомиться с процессом отражения звука от различных препятствий, со звуковым явлением  эхо.

  • Прослушайте сообщения одноклассников по теме: «Отражение звука. Эхо».
  • Ответьте на вопросы:

1.         Никто его не видывал, а слышать всякий слыхивал,

            Без тела, а живет оно, без языка – кричит.

О  каком явлении идет речь? В результате чего оно образуется?

Через какое время после крика мы услышим эхо, если расстояние до препятствия

 340 м?

2.   Стекло поглощает звук меньше, чем воздух. Почему же уличный шум лучше слышен при открытых окнах?

3.   К.Г. Паустовский.  «Корзина с еловыми шишками».

«…Ковры, портьеры и мягкую мебель, - Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить».  С какой целью композитор Григ убрал ковры, мягкую мебель из дома?

4.    М. Твен. «Рассказ коммивояжера».

Дядюшка героя рассказа занимался коллекционированием эха.  «Первым его приобретением было четырехкратное эхо в Джорджии; затем он купил шестикратное в Мэриленде, а вслед за этим тринадцатикратное в Мэне; В Канзасе он раздобыл девятикратное… . Тут объявилось новое несравненное эхо, ныне известное всему миру под названием Великий Кохинур, или Гора Откликов… . В тихий безветренный день на одно – единственное слово эхо отвечало целых пятнадцать минут». Почему в горах эхо многократное?

  • Обсудите ответы на вопросы в ходе беседы.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте число баллов за выполненное задание.

Работайте в своей тетради

Участвуйте в беседе

Занесите результат в лист учета

УЭ – 5

ИНМ

Цель: познакомиться со способами усиления звука, выяснить условия возникновения звукового резонанса.

  • Прослушайте сообщения одноклассников по теме: «Звуковой резонанс».
  • Ответьте на вопросы:

1. Когда прислушиваются к отдаленному звуку, то невольно раскрывают рот. Почему?

2.  Почему неполный чайник перед закипанием воды шумит сильнее, чем полный?

3.  И. Ильф и Е. Петров.  «12 стульев»

«От пушечных звуков голоса Клавдии Ивановны дрожала чугунная лапа с ядром, дробью и пыльными цацками…»  Почему происходило данное явление?

4.  И. А. Бунин «Покрывало море свитками…»

                                        Вот зима и за туманами

                                        Скрылось солнце. Дик и груб,

                                        Океан гремит органами,

                                        Гулом раковинных труб.

Если морскую раковину приблизить к уху, то слышен звук, который напоминает отдаленный шум моря. Почему?

5.  Если в пустую банку негромко петь, то при определенном тоне звук усилится, а банка задрожит. Почему?

  • Обсудите ответы на вопросы в ходе беседы.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте число баллов за выполненное задание

Работайте в своей тетради

Участвуйте в беседе

Занесите результат в лист учета

УЭ – 6

ИНМ

Цель: познакомиться с применением инфразвуков и ультразвуков  в природе и технике.

  • Прослушайте рассказ одноклассников по теме: «Ультразвук и инфразвук»
  • Ответьте на вопросы:

1.  «Летучая мышь и в темноте видит».  Видит ли на самом деле летучая мышь в полной темноте?

2.   В романе Ж. Верна «Двадцать тысяч лье под водой»  управление подводным кораблем «Наутилусом» осуществляется из командирской рубки, закрытой прозрачной хрустальной сферой, выдерживающей огромное давление. Путь впереди освещается под водой мощными прожекторами. Почему  в современных лодках подобный способ не применяется? Как ориентируется под водой современная подводная лодка?

3.   Какова глубина моря, если промежуток времени между испусканием и приемом сигнала эхолота 2 с?

  • Обсудите ответы на вопросы в ходе беседы.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте число баллов за выполненное задание

Работайте в своей тетради

Участвуйте в беседе

Занесите результат в лист учета

УЭ – 7

Выходной контроль

Цель: проверить уровень усвоения изученного материала.

  • Выполните самостоятельно упр. 32 на стр. 126 учебника после параграфа38.

  • Проверьте правильность выполнения заданий в ходе беседы.
  • Оцените свою работу: за каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.
  • Подсчитайте число баллов за выполненное задание

Работайте в своей тетради

Занесите результат в лист учета

УЭ – 8

Оценка знаний

Цель: оценить свои знания.

  • Подсчитайте общее количество баллов, которое вы получили при выполнении всех заданий.
  • Поставьте себе оценку: «5»  - при общем количестве баллов  30  - 32 ,

       «4» - при 27 – 29  ,    «3» - при   22 – 26 ,    «2» - меньше 22 баллов.

  • Лист учета сдайте учителю

Занесите результат в лист учета

УЭ –9

ДЗ

Запишите домашнее задание:

Всем:  повторить  параграфы  24 – 41.

Подготовиться к контрольной работе.

Запишите в дневник

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка системы уроков по теме Законы Ньютона 9 класс

Методическая разработка системы  уроков по теме Законы Ньютона 9 класс с использованием дифференцированных заданий...

Обобщающий урок по теме "Законы Ньютона"

На уроке разбирается применение изученных закономерностей в окружающей жизни; совершенствуются навыки решения качественных и расчетных задач; совершенствуются умения проводить физический эксперимент; ...

Урок по физике "Законы Ньютона"

Обобщающий урок по физике "Законы Ньютона"...

Презентация к уроку по физике "Законы Ньютона"

Презентация к уроку по физике "Законы Ньютона"...

Разработка урока по теме: "Законы Ньютона"

Закрепить и обобщить знания полученные учащимися по теме «Законы Ньютона»; совершенствовать навыки решения задач и умения самостоятельной работы; повысить интерес к деятельности классиков науки и техн...

Презентация к уроку по теме "Законы Ньютона"

В работе представлен наглядный материал к уроку по теме "законы Ньютона"в 10классе...