Разработка урока по теме "Второй закон Ньютона", 9 класс
методическая разработка по физике (9 класс) на тему
Данный урок предназначен для проведения урока физики в 9 классе общеобразовательной школы (УМК А.В.Перышкин и Е.М.Гутник)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vtoroy_zakon_nyutona.docx | 76.06 КБ |
mehanicheskie_kolebaniya_i_volny_-_moduli.docx | 100.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ВТОРОЙ ЗАКОН НЬЮТОНА.
Цель: Изучить второй закон Ньютона
Задачи:
- образовательная: познакомить с формулировкой и математической записью II закона Ньютона, закрепить знания, полученные по теме;
- развивающая: развивать логическое мышление, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающем мире; совершенствовать навыки решения качественных и расчётных задач;
- воспитательная: формирование уважения к собственному труду, воспитание отвественного отношения к поручениям и чувства долга перед товарищами;
Оборудование: портрет И. Ньютона, компьютер, проектор, тесты, задачи;
Ход урока:
- Организационный момент.
Физическая разминка. Ответить на вопросы (стр.43).
Проверка д/з: упр.10, с.42, 44 (новый)
Постановка задачи.
- Ответьте пожалуйста на вопрос: Почему тела изменяют скорость? В чём причина ускорения?
Чтобы ответить на это вопрос, вспомните и приведите примеры из своей личной практики, подтверждающие ответ на поставленный вопрос.
- игра в бадминтон;
- движение машины;
Показ презентации и видеороликов.
Выводы:
- ускорение вызывается действием нескомпенсированных сил;
- величина ускорение зависит от величины приложенной силы и от массы тела;(слайд - вывод)
Сила – причина возникновения ускорения.
- Что мы знаем о силе? (слайд о силе)
Еще одна физическая величина, о которой мы должны вспомнить – это масса.
Из курса 7 класса мы знаем, что :
m – масса
Основной единицей измерения в системе СИ массы является – кг.
Мы знаем, что масса – это количественная характеристика инертности.
т. к. любое тело обладает массой, то скорость тела мгновенно изменить нельзя; чем массивнее тело, тем дольше происходит заданное изменение скорости при одинаковых воздействиях на него.
Массивные тела более инертны!!! (слайд о массе)
И так тема урока: II закон Ньютона.
Задача сегодняшнего урока: определить как взаимосвязанны друг с другом три физичекие велличины: силы(F), получаемое телом
под действием данной силы ускорение (а) и масса тела (m) на которое действует сила.
Проведем исследование (компьютерное моделирование).
1. Зависимость ускорения от величины приложенной силы.
2. Зависимость ускорения от массы тела.
Вывод: ускорение, которое получает тело под действием силы прямо пропорционально данной силе и обратно пропорционально массе тела, на которое действует данная сила.
В инерциальной системе отсчета ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу и обратно пропорционально его массе.
|
|
Закрепление.
- Собеседование.
- Выполнить тест «Второй закон Ньютона» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
- Решить задачи (по карточкам). (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: §11, упр.11 (1-4)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Тест по теме: Второй закон Ньютона
1.Легкоподвижную тележку массой 4 кг толкают с силой 8 Н. Определите ускорение тележки.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 2 м/с2 2) 0,5 м/с2 3) 32 м/с2 4) 3,2 м/с2
2.При торможении грузовой автомобиль движется с ускорением 0,2 м/с2. Масса автомобиля 3 т. Определите значение тормозящей силы.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 0,6 Н 2) 3000 Н 3) 30 Н 4) 600 Н
3.Спустившись с горки, лыжник начинает тормозить с ускорением 1,5 м/с2. Определите величину тормозящей силы, если масса лыжника 70 кг.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 70 Н 2) 140 Н 3) 60 Н 4) 105 Н
4.В ИСО сила F сообщает телу массой т ускорение а. Как изменится ускорение тела, если массу тела и действующую на него силу увеличить в 3 раза?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Уменьшится в 18 раз 2) Увеличится в 9 раз 3) Не изменится 4) Уменьшится в 9 раз
5. Единица измерения силы в СИ -
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Дж 2) Кл 3) В 4) Н
6. Какие из величин (скорость, сила, перемещение, ускорение) при механическом движении всегда совпадают по направлению?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Сила и перемещение 2) Скорость и ускорение 3) Сила и скорость 4) Сила и ускорение.
7. На рисунке (а) представлены векторы скорости и ускорения тела. Какой из четырех векторов на рисунке (б) указывает направление вектора силы, действующей на это тело?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 2 2) 1 3) 3 4) 4
8. В ИСО сила F сообщает телу массой т ускорение а. Как изменится ускорение тела, если массу тела увеличить в 3 раза, а действующую на него силу уменьшить в 3 раза?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Уменьшится в 9 раз 2) Увеличится в 3 раза 3) Уменьшится в 3 раза
4) Увеличится в 9 раз
9. В ИСО сила F сообщает телу массой т ускорение а. Как надо изменить массу тела, чтобы вдвое меньшая сила сообщала ему в три раза большее ускорение?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Уменьшить в 6 раз 2) Уменьшить в 2 раза 3) Увеличить в 6 раз 4) Оставить без изменений
10.Как будет двигаться тело массой 3 кг под действием единственной силы 6 Н?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Равноускорено, с ускорением 0,5 м/с2 2) Равномерно, со скоростью 0,5 м/с
3) Равномерно, со скоростью 2 м/с 4) Равноускоренно, с ускорением 2 м/с2
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 1 | 1 | 4 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Самостоятельная работа по теме «Первый и второй законы Ньютона»Вариант 1
1. При каком условии тело движется прямолинейно равномерно?
2. Автомобиль тормозит на горизонтальной дороге. Объясните причину его равнозамедленного движения?
3. Какая сила сообщает ускорение 0,4 м/с2 телу массой 200 кг?
4. Сила 50 Н сообщает телу ускорение 0,5 м/с2 . Какая сила сообщит этому телу ускорение 2,2 м/с2 ?
_________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа по теме «Первый и второй законы Ньютона»Вариант 2
1. При каком условии тело движется прямолинейно равноускоренно?
2. Автомобиль движется равномерно прямолинейно по горизонтальному участку дороги. Объясните причину его равномерного движения
3. Чему равна масса тела, если под действием силы 20 Н оно получило ускорение 0,1 м/с2 ?
4. Боевая реактивная установка БМ – 13 ( «Катюша») имела длину направляющих балок 5 м, массу каждого снаряда 42,5 кг и силу реактивной тяги 19,6 кН. Найдите скорость схода снаряда с направляющих балок.
Предварительный просмотр:
Механические колебания.
Модуль 1. Колебательное движение. Колебательные системы. Маятники.
УЭ – 0 (Учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием учащиеся должны:
усвоить понятия: «колебательное движение», «свободные колебания», «колебательные системы»», «маятник»;
рассмотреть процесс колебания на примере пружинного маятника;
уметь объяснять причину изменения скорости и ускорения тела при колебательном движении;
уметь работать самостоятельно с учебным материалом, выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
Механические колебания.
Модуль 2. Величины, характеризующие колебательное движение.
УЭ – 0 (Учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием учащиеся должны:
усвоить понятия основных характеристик колебательного движения: амплитуда, период, частота, фаза колебаний
рассмотреть процесс колебания на примере нитяного маятника;
уметь определять период, частоту и амплитуду колебаний при колебательном движении;
уметь работать самостоятельно с учебным материалом, выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Комментарии для учащихся | ||||||||||
УЭ – 1 Входной контроль | Цель: определить исходный уровень знаний по изучаемой теме.
| Выполните работу на отдельных листочках. Занесите результат в лист учета | ||||||||||
УЭ –2 ИНМ (Изучение нового материала) | Цель: получить знания об основных характеристиках колебательного движения: амплитуда, период, частота, фаза колебаний.
х2 = - 5см. Чему равна амплитуда колебаний?
| Работайте самостоятельно с учебником и в своей тетради Участвуйте в беседе Работайте сам-но в тетради Занесите результат в лист учета | ||||||||||
УЭ –3 ИНМ | Цель: научиться находить амплитуду, частоту и период колебаний.
Задача. За одну минуту груз на пружине совершает 12 колебаний. Чему равны период и частота колебаний? Дано: СИ Решение: t = 1 мин 60 с По определению период колебаний равен N =12 промежутку времени, в течение которого совершается одно колебание, поэтому Т - ? Т= T = = 5 c - ? Частота связана с периодом колебаний формулой = = = 0,2 с-1 = 0,2 Гц Ответ: Т = 5 с, = 0,2 Гц.
| Работайте самостоятельно в тетради Занесите результат в лист учета | ||||||||||
УЭ –4 Выходной контроль | Цель: Проверить уровень усвоения изученного материала.
Вариант1.
А. 0 м Б. 0,1 м В. 0,2 м Г. 0,4 м
колебаний? А. 1 Гц Б. 0,5 Гц В. 2 Гц Г. 4 Гц.
А. 50 с Б. 2 с В. 0,5 с Г. 5 с
А. 0 Б. 1 амплитуда В. 2 амплитуды Г. 4 амплитуды
А. 0 Б. 1 амплитуда В. 2 амплитуды Г. 4 амплитуды Вариант 2. 1. Шарик на пружине совершает свободные колебания около положения равновесия, перемещаясь из точки с координатой 0, 5 м в точку с координатой –0,5 м и обратно. Чему равна амплитуда колебаний шарика? А. 0 м Б. 1 м В. 0,5 м Г. 2 м 2. Частота колебаний пружинного маятника 2 Гц. Чему равен период колебаний? А. 1 с Б. 0,5 с В. 2 с Г. 4 с. 3. Шарик на нити за 5 с совершил 10 полных колебаний. Чему равна частота колебаний? А. 50 Гц Б. 2 Гц В. 0,5 Гц Г. 5 Гц 4. Какой путь проходит груз, подвешенный на пружине, за время, равное половине периода колебаний? А. 0 Б. 1 амплитуда В. 2 амплитуды Г. 4 амплитуды 5. Какое перемещение совершает груз, подвешенный на пружине, за время равное половине периода колебаний? А. 0 Б. 1 амплитуда В. 2 амплитуды Г. 4 амплитуды
| Выполните задание самостоятельно на отдельных листочках Занесите результат в лист учета | ||||||||||
УЭ –5 Оценка знаний | Цель: оценить свои знания.
«4» - при 17 – 18 , «3» - при 14 –16 , «2» - меньше14 баллов.
| Занесите результат в лист учета | ||||||||||
ДЗ | Запишите дифференцированное домашнее задание: Всем: выучить таблицу по параграфу 24, упр. 24 (3-6) При оценке «4», «5» - нет. При оценке «3», «2» дополнительно прочитать параграфы 26 учебника и отв. на вопросы после параграфа | Запишите в дневник |
Механические колебания.
Модуль 3. Лабораторная работа «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».
УЭ – 0 (учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием учащиеся должны:
уметь определять период, частоту и амплитуду колебаний при колебательном движении на практике;
выяснить зависимость периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.
уметь работать самостоятельно с учебным материалом, выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
Учебный элемент | Учебный материал с указанием заданий | Комментарии для учащихся |
УЭ – 1 Входной контроль | Цель: определить исходный уровень знаний по изучаемой теме. Ответьте устно на вопросы:
| Участвуйте в беседе. Занесите результат в лист учета |
УЭ - 2 Выполнение л/р | Цель: выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
| Работайте самостоятельно в тетради для лабораторных работ Занесите результат в лист учета. |
УЭ – 3 Дополнительное задание к л/р | Цель: выяснить, какая математическая зависимость существует между длиной маятника и периодом его колебаний.
| Работайте самостоятельно в тетради для лабораторных работ Занесите результат в лист учета. |
УЭ – 4 Резюме | Самостоятельно оцените, достигли ли вы цели. Для этого вернитесь к началу модуля и прочтите, какие перед вами стояли цели. | |
УЭ – 5 Выходной контроль УЭ - 6 | Цель: Проверить уровень усвоения изученного материала. Ответьте письменно на вопросы: Обязательный уровень1.Период колебаний математического маятника зависит от его длины А. прямо пропорционально; Б. обратно пропорционально; В. не зависит. 2.Частота колебаний математического маятника зависит от его длины А. прямо пропорционально Б. обратно пропорционально; В. не зависит. 3.Период колебаний математического маятника сначала был 0,2 с, а после изменения длины стал 0,4 с. Увеличили или уменьшили его длину? 4.Частота колебаний математического маятника вначале была 5 Гц, а после изменения длины стала 10 Гц. Увеличили или уменьшили его длину? Повышенный уровень Из пяти приведенных утверждений выберите верное. При уменьшении длины маятника в 4 раза период его колебаний: а) увеличивается в 4 раза; б) уменьшается в 4 раза; в) увеличивается в 2 раза; г) уменьшается в 2 раза; д) увеличивается в 10 раз.
Цель: оценить свои знания.
«2» - меньше 10 баллов.
| Работайте самостоятельно в тетради для лабораторных работ Сдайте тетрадь учителю Занесите результат в лист учета Занесите результат в лист учета |
ДЗ | Всем: повторить параграф 24, решить Р – 409, 410. По желанию: Р – 411 | Запишите в дневник |
Механические колебания.
Модуль 4. Гармонические колебания.
УЭ – 0 (Учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием учащиеся должны:
усвоить понятия: «гармонические колебания», «математический маятник»;
знать условия возникновения гармонических колебаний, как меняется действующая на тело сила, его ускорение и скорость при совершении им гармонических колебаний;
уметь определять период, частоту и амплитуду колебаний при колебательном движении по графику зависимости координаты колеблющегося тела от времени х (t);
уметь работать самостоятельно с учебным материалом, выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Комментарии для учащихся |
УЭ –1 Входной контроль | Цель: определить исходный уровень знаний по изучаемой теме.
| Выполните работу на отдельных листочках. Занесите результат в лист учета |
УЭ – 2 ИНМ (Изучение нового материала) | Цель: усвоить понятия гармонического колебания, математического маятника. Получить знания об условии возникновения гармонических колебаний и уяснить как меняются действующая на тело сила, его ускорение и скорость при совершении им гармонических колебаний.
и письменно на вопросы 3,5.
Подсчитайте число баллов за выполненное задание. | Работайте самостоятельно с учебником и в своей тетради Участвуйте в беседе Занесите результат в лист учета |
УЭ – 3 ИНМ | Цель: научиться определять период, частоту и амплитуду колебаний при колебательном движении по графику зависимости координаты колеблющегося тела от времени х (t).
Х, см 10 0 0,1 0,3 0,5 t, c -10
Х, см Х, см Х, см 10 10 5
0 1 2 3 t, с 0 2 4 6 t, с 0 1 2 3 t, с
- 10 -10 - 5 Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
| Работайте в своей тетради Работайте в своей тетради Участвуйте в беседе Занесите результат в лист учета. |
УЭ – 4 Выходной контроль | Цель: Проверить уровень усвоения изученного материала.
Задание. Из графика зависимости х (t) определить основные характеристики колебательного движения: амплитуду, период, частоту колебаний. Вариант 1. Вариант 2. Вариант 3. Х, см Х, см Х, см 1 3 20
0 3 6 9 t, с 0 4 8 12 t, с 0 5 10 15 t, с
- 1 -3 - 20
| Выполните задание самостоятельно на отдельных листочках Занесите результат в лист учета |
УЭ - 5 | Цель: оценить свои знания.
«4» - при 17 – 18 , «3» - при 14 – 16 , «2» - меньше 14 баллов.
| Занесите результат в лист учета |
ДЗ | Запишите дифференцированное домашнее задание: Всем: параграф 28, устно ответить на вопросы на стр. 102, письменно упр. 25 (1, 2) При оценке «4», «5» - нет. При оценке «3», «2» еще раз прочитать параграф 27 учебника и отв. на вопросы после параграфа. | Запишите в дневник. |
Механические колебания.
Модуль 5. Превращение энергии при колебательном движении.
Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс.
УЭ – 0 (Учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием учащиеся должны:
усвоить понятия: «затухающие колебания», «вынужденные колебания», «вынуждающая сила»;
уметь объяснять процесс преобразования энергии в колебательных системах на основе закона сохранения энергии, явление резонанса при механических колебаниях;
знать условие возникновения резонанса, полезное и вредное проявления резонанса;
уметь работать самостоятельно с учебным материалом, выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Комментарии для учащихся | ||||||
УЭ –1 Входной контроль | Цель: определить исходный уровень знаний по изучаемой теме.
| Участвуйте в беседе Занесите результат в лист учета | ||||||
УЭ –2 ИНМ (Изложение нового материала) | Цель: усвоить понятия вынужденных колебаний, вынуждающей силы, научиться различать свободные и вынужденные колебания.
| Работайте самостоятельно с учебником. Участвуйте в беседе Занесите результат в лист учета | ||||||
УЭ - 3 ИНМ | Цель: получить знания о явлении механического резонанса, уяснить условия его возникновения, познакомиться с полезным и вредным проявлением резонанса.
Резонанс – это явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний при совпадении собственной частоты колебаний системы с частотой вынуждающей силы. Резонанс (лат.) – звучу в ответ, откликаюсь.
А хочешь, в саду мы повесим качели? За пояс расшитый тебя потяну И так раскачаю, что ты в вышину, Как птица, взлетишь… Капилар.
Какое объяснение данному явлению дал папа?
| Работайте в своей тетради. Участвуйте в беседе Занесите результат в лист учета | ||||||
УЭ – 4 Выходной контроль | Цель: проверить уровень усвоения изученного материала.
Вариант 1.
А. Только 1. Б. Только 2 В. 1 и 2 Г. Нет верного примера.
А. От 0 до 5 Дж Б. От 0 до 10 Дж. В. Равна 5 Дж Г. Равна 10 Дж
А. Свободные, 0,1 с. Б. Вынужденные, 10 с. В. Свободные, 10 с. Г. Вынужденные, 0,1 с.
А. 1/4 Т Б.1/2 Т В. 1 Т Г. 2 Т
Вариант 2. 1.Какое из перечисленных колебаний является свободным?
А. Только 1. Б. Только 2 В. 1 и 2 Г. Нет верного примера. 2. При свободных колебаниях груза на пружине максимальное значение его потенциальной энергии 10 Дж, максимальное значение его кинетической энергии 10 Дж. В каких пределах изменяется полная механическая энергия груза и пружины? А. От 0 до 20 Дж Б. От 0 до 10 Дж. В. Равна 10 Дж Г. Равна 20 Дж 3.На маятник не действует внешняя сила. Частота колебаний 10 Гц. Какие колебания установятся в системе и каков их период? А. Свободные, 0,1 с. Б. Вынужденные, 10 с. В. Свободные, 10 с. Г. Вынужденные, 0,1 с. 4.Нить математического маятника отклонили на небольшой угол и отпустили без толчка. Через какую часть периода колебаний потенциальная энергия маятника достигнет максимума? А. 1/4 Т Б.1/2 Т В. 1 Т Г. 2 Т 5.Почему все вибрирующие установки ставят на специальные резиновые или массивные амортизаторы?
| Выполните задание самостоятельно на отдельных листочках Занесите результат в лист учета | ||||||
УЭ – 5 Оценка знаний | Цель: оценить свои знания.
«4» - при 21 – 23 , «3» - при 17 – 20 , «2» - меньше 17 баллов.
| Занесите результат в лист учета | ||||||
ДЗ | Запишите дифференцированное домашнее задание: Всем: письменно упр. 27 (1, 2, 3) При оценке «4», «5» - нет. При оценке «3», «2» еще раз прочитать параграф 28 - 30 учебника и отв. на вопросы после параграфов. | Запишите в дневник |
Механические волны. Звук.
Модуль 1. Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны.
УЭ – 0 (Учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием учащиеся должны:
усвоить понятия волны, продольной и поперечной волны, длины волны;
уметь объяснять механизм образования волны, определять по графику волны х (r) ее длину;
знать основное свойство бегущих волн, особенности поперечных и продольных волн, связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом;
уметь определять длину волны, период и скорость ее распространения по формуле, связывающей эти величины;
уметь работать самостоятельно с учебным материалом, выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Комментарии для учащихся | |||||||||||||||
УЭ – 1 Входной контроль | Цель: определить исходный уровень знаний по изучаемой теме.
| Участвуйте в беседе Занесите результат в лист учета | |||||||||||||||
УЭ – 2 ИНМ (Изучение нового материала) | Цель: усвоить понятие волны, научиться объяснять механизм образования волны, уяснить основное свойство бегущих волн.
| Работайте самостоятельно с учебником и в тетради. Участвуйте в беседе Занесите результат в лист учета | |||||||||||||||
УЭ – 3 ИНМ | Цель: усвоить понятия поперечных и продольных волн и их особенности.
| Работайте самостоятельно с учебником и в своей тетради Участвуйте в беседе Занесите результат в лист учета | |||||||||||||||
УЭ – 4 ИНМ | Цель: усвоить понятие длины волны, познакомиться с формулой, связывающей длину волны со скоростью ее распространения и периодом, научиться определять по графику волны х (r) ее длину.
Рис. 1 Рис. 2Х, м Х, м 5 5 0 10 20 30 r, м 0 4 8 12 t, с
- 5 -5
| Работайте самостоятельно с учебником и в своей тетради. Участвуйте в беседе Работайте на отдельных листочках Сдайте выполненное задание учителю Занесите результат в лист учета | |||||||||||||||
УЭ - 5 | Цель: научиться определять длину волны, период и скорость ее распространения по формуле, связывающей эти величины.
Задача. Рыболов заметил, что за 10 с поплавок совершил на волнах 20 колебаний, а расстояние между соседними гребнями волны 1,2 м. Какова скорость распространения волн? Дано: Решение: t = 10 с По определению период колебаний равен промежутку времени, в N = 20 в течение которого совершается одно полное колебание, поэтому = 1,2 м Т= T = = 0,5 c v-? А скорость связана с длиной волны формулой: v = , поэтому V= Ответ: 2, 4 м/с.
| Работайте самостоятельно в своей тетради. Участвуйте в беседе Занесите результат в лист учета | |||||||||||||||
УЭ – 6 Выходной контроль | Цель: проверить уровень усвоения изученного материала.
Вариант 1.
А. Во всех направлениях. Б. Только по направлению распространения волны В. Только перпендикулярно распространению волны. Г. По направлению распространения волны и перпендикулярно этому направлению.
А. В твердых Б. В жидких В. В газообразных Г. Во всех средах.
Х, м 1 А. 1 м Б. 2 м В. 3 м Г. 0,5 м 0 1 2 3 r, м
- 1
А. 2 м Б. 8 м В. 0.5 м Г. 1 м.
А. 2 Гц Б. 0,5 Гц В. 18 Гц Г. 0,2 Гц Вариант 2. 1 В каких направлениях совершаются колебания в поперечной волне? А. Во всех направлениях. Б. Только по направлению распространения волны В. Только перпендикулярно распространению волны. Г. По направлению распространения волны и перпендикулярно этому направлению. 2. В каких средах распространяется продольная волна? А. В твердых Б. В жидких В. В газообразных Г. Во всех средах. 3.Чему равна длина волны по графику волны? Х, м 2 А. 1 м Б. 2 м В. 4 м Г. 6 м 0 2 4 6 r, м
- 2 4. Рыболов заметил, что поплавок на воде совершает колебания с частотой 0,5 Гц, а расстояние между соседними гребнями волн, равно 6 м. Чему равна скорость распространения этих волн? А. 6 м/с Б. 12 м/с В. 3 м/с Г. 0,5 м/с 5.Чему равен период колебаний волны, если ее длина 8 м, а скорость распространения 2 м/с? А. 16 с Б. 0, 25 с В. 4 с Г. 8 с
| Выполните задание самостоятельно на отдельных листочках Выполните задание самостоятельно на отдельных листочках Занесите результат в лист учета | |||||||||||||||
УЭ – 7 Оценка знаний | Цель: оценить свои знания.
«4» - при 20 – 21 , «3» - при 16 – 19 , «2» - меньше 16 баллов.
| Занесите результат в лист учета | |||||||||||||||
ДЗ | Запишите дифференцированное домашнее задание: Всем: письменно упр. 28 (1, 2, 3), выучить конспект. При оценке «4», «5» - нет. При оценке «3», «2» еще раз прочитать параграфы 31 - 33 учебника и ответить на вопросы после параграфов. | Запишите в дневник |
Механические волны. Звук.
Модуль 2. Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр и громкость звука.
УЭ – 0 (Учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием учащиеся должны:
рассмотреть процесс распространения механических колебаний в упругой среде на примере акустических явлений;
усвоить понятия звука, инфразвука и ультразвука;
уметь объяснять механизм образования звука;
знать основные характеристики звука: громкость, высота и тембр ;
уметь работать самостоятельно с учебным материалом, выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
Учебный элемент | Учебный материал с указанием заданий | Комментарии для учащихся | ||||||||||||||||
УЭ – 1 Входной контроль | Цель: определить исходный уровень знаний по изучаемой теме.
Вариант 1. 1. Волнами называются … 2. В бегущих волнах происходит перенос … без переноса … 3. Продольными волнами называются волны, в которых … 4. Упругие продольные волны распространяются в … средах. 5. Длиной волны называется …, обозначается буквой …, измеряется … Вариант 2.
| Выполните работу на отдельных листочках. Занесите результат в лист учета | ||||||||||||||||
УЭ – 2 ИНМ (Изучение нового материала) | Цель: познакомиться с источниками звука, усвоить понятие звука, инфразвука и ультразвука.
Прижмите ученическую линейку к краю парты, оставив свободным ее короткий конец. Приведите линейку в колебательное движение.
Источником звука является…Приемником звука является…
Прижмите ученическую линейку к краю парты, оставив свободным ее длинный конец. Приведите линейку в колебательное движение.
Ухо человека воспринимает в виде звука колебания с частотой от _____ до_____ Гц.
20 Гц 20 кГц ? Слышимый звук ? , Гц
О чем ты сетуешь безумно? Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумный? (Ф. И. Тютчев). Почему мы слышим звук ветра?
Объясните, почему палочка помогала композитору лучше слышать.
| Работайте самостоятельно и в паре Работайте в своей тетради Участвуйте в беседе. Занесите результат в лист учета | ||||||||||||||||
УЭ – 3 ИНМ | Цель: Познакомиться с основными характеристиками звука: высота, тембр и громкость. Выяснить от чего они зависят.
Характеристики звука
| Работайте самостоятельно в своей тетради. Участвуйте в беседе. Занесите результат в лист учета | ||||||||||||||||
УЭ – 4 Выходной контроль | Цель: проверить уровень усвоения изученного материала.
Амплитуда каких звуковых колебаний больше: голоса Клавдии Ивановны или крика Ричарда Львиное Сердце?
| Выполните задание самостоятельно на отдельных листочках Занесите результат в лист учета | ||||||||||||||||
УЭ – 5 Оценка знаний | Цель: оценить свои знания.
«4» - при 20 – 21 , «3» - при 16 – 19 , «2» - меньше 16 баллов.
| Занесите результат в лист учета | ||||||||||||||||
ДЗ | Запишите дифференцированное домашнее задание: Всем: (по группам) параграфы 37 – 41. При оценке «4», «5» - нет. При оценке «3» и «2» повторить параграфы 34 - 36 | Запишите в дневник |
Механические волны. Звук.
Модуль 3. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.
Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Ультразвук и инфразвук.
УЭ – 0 (Учебный элемент) ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ: в результате учебной работы над заданием учащиеся должны:
знать в каких средах распространяется звук; что звук в воздухе – продольная волна, распространяющаяся с конечной скоростью;
уметь объяснять механизм возникновения звуковой волны, причину различия скоростей распространения звука в разных средах; процесс отражения звука от различных препятствий, явления эхо и звукового резонанса;
уметь работать самостоятельно с учебным материалом, выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Комментарии для учащихся |
УЭ – 1 Входной контроль | Цель: определить исходный уровень знаний по изучаемой теме.
| Выполните работу на отдельных листочках. Занесите результат в лист учета |
УЭ – 2 ИНМ (Изучение нового материала) | Цель: уяснить, в каких средах распространяется звук, а в каких не может распространяться, каким образом обеспечивают звукоизоляцию помещений.
| Работайте в своей тетради Участвуйте в беседе Занесите результат в лист учета |
УЭ – 3 ИНМ | Цель: уяснить механизм возникновения звуковой волны, причину различия скоростей распространения звука в жидких, твердых и газообразных тела; получить знания о том, что звуковая волна – это продольная волна, распространяющаяся с определенной скоростью.
Отвечая дрожаньем случайному звуку … Н.С. Гумилев Как объяснить это явление?
Через какое время «отзовутся» ножницы, если длина стола 2 м?
| Работайте в своей тетради Участвуйте в беседе Занесите результат в лист учета |
УЭ – 4 ИНМ | Цель: познакомиться с процессом отражения звука от различных препятствий, со звуковым явлением эхо.
1. Никто его не видывал, а слышать всякий слыхивал, Без тела, а живет оно, без языка – кричит. О каком явлении идет речь? В результате чего оно образуется? Через какое время после крика мы услышим эхо, если расстояние до препятствия 340 м? 2. Стекло поглощает звук меньше, чем воздух. Почему же уличный шум лучше слышен при открытых окнах? 3. К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». «…Ковры, портьеры и мягкую мебель, - Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить». С какой целью композитор Григ убрал ковры, мягкую мебель из дома? 4. М. Твен. «Рассказ коммивояжера». Дядюшка героя рассказа занимался коллекционированием эха. «Первым его приобретением было четырехкратное эхо в Джорджии; затем он купил шестикратное в Мэриленде, а вслед за этим тринадцатикратное в Мэне; В Канзасе он раздобыл девятикратное… . Тут объявилось новое несравненное эхо, ныне известное всему миру под названием Великий Кохинур, или Гора Откликов… . В тихий безветренный день на одно – единственное слово эхо отвечало целых пятнадцать минут». Почему в горах эхо многократное?
| Работайте в своей тетради Участвуйте в беседе Занесите результат в лист учета |
УЭ – 5 ИНМ | Цель: познакомиться со способами усиления звука, выяснить условия возникновения звукового резонанса.
1. Когда прислушиваются к отдаленному звуку, то невольно раскрывают рот. Почему? 2. Почему неполный чайник перед закипанием воды шумит сильнее, чем полный? 3. И. Ильф и Е. Петров. «12 стульев» «От пушечных звуков голоса Клавдии Ивановны дрожала чугунная лапа с ядром, дробью и пыльными цацками…» Почему происходило данное явление? 4. И. А. Бунин «Покрывало море свитками…» Вот зима и за туманами Скрылось солнце. Дик и груб, Океан гремит органами, Гулом раковинных труб. Если морскую раковину приблизить к уху, то слышен звук, который напоминает отдаленный шум моря. Почему? 5. Если в пустую банку негромко петь, то при определенном тоне звук усилится, а банка задрожит. Почему?
| Работайте в своей тетради Участвуйте в беседе Занесите результат в лист учета |
УЭ – 6 ИНМ | Цель: познакомиться с применением инфразвуков и ультразвуков в природе и технике.
1. «Летучая мышь и в темноте видит». Видит ли на самом деле летучая мышь в полной темноте? 2. В романе Ж. Верна «Двадцать тысяч лье под водой» управление подводным кораблем «Наутилусом» осуществляется из командирской рубки, закрытой прозрачной хрустальной сферой, выдерживающей огромное давление. Путь впереди освещается под водой мощными прожекторами. Почему в современных лодках подобный способ не применяется? Как ориентируется под водой современная подводная лодка? 3. Какова глубина моря, если промежуток времени между испусканием и приемом сигнала эхолота 2 с?
| Работайте в своей тетради Участвуйте в беседе Занесите результат в лист учета |
УЭ – 7 Выходной контроль | Цель: проверить уровень усвоения изученного материала.
| Работайте в своей тетради Занесите результат в лист учета |
УЭ – 8 Оценка знаний | Цель: оценить свои знания.
«4» - при 27 – 29 , «3» - при 22 – 26 , «2» - меньше 22 баллов.
| Занесите результат в лист учета |
УЭ –9 ДЗ | Запишите домашнее задание: Всем: повторить параграфы 24 – 41. Подготовиться к контрольной работе. | Запишите в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка системы уроков по теме Законы Ньютона 9 класс
Методическая разработка системы уроков по теме Законы Ньютона 9 класс с использованием дифференцированных заданий...
Обобщающий урок по теме "Законы Ньютона"
На уроке разбирается применение изученных закономерностей в окружающей жизни; совершенствуются навыки решения качественных и расчетных задач; совершенствуются умения проводить физический эксперимент; ...
Урок по физике "Законы Ньютона"
Обобщающий урок по физике "Законы Ньютона"...
Презентация к уроку по физике "Законы Ньютона"
Презентация к уроку по физике "Законы Ньютона"...
Разработка урока по теме: "Законы Ньютона"
Закрепить и обобщить знания полученные учащимися по теме «Законы Ньютона»; совершенствовать навыки решения задач и умения самостоятельной работы; повысить интерес к деятельности классиков науки и техн...
Методическая разработка урока 9класс."2 закон Ньютона"
Помощь учителю физики...
Презентация к уроку по теме "Законы Ньютона"
В работе представлен наглядный материал к уроку по теме "законы Ньютона"в 10классе...