Методическая разработка урока математики по теме "Уравнения" 5 класс
методическая разработка по математике (5 класс)
Урок повторения и закрепления знаний учащихся по теме "Решение уравнений" 5 класс в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.uravnenie.5_kl.doc | 82.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_uravneniya_5_klass.ppt | 631 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики по теме "Уравнения" 5-й класс
Цель: закрепить умения и навыки решения уравнений и задач с помощью уравнений.
Задачи:
Образовательные
- повторить понятия уравнения и корня уравнения;
- повторить решение простых уравнений;
- закрепить навыки решений уравнений, содержащих более одного арифметического действия;
- закрепить навыки решения задач с помощью уравнений.
Воспитательные
- воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму проведения урока.
Развивающие
- развивать логическую смекалку;
- развивать творческое мышление.
Планируемые результаты:
- предметные – учащиеся совершенствуют навыки решения уравнений;
- личностные – проявляют устойчивый и широкий интерес к теме и к изучению предмета;
- метапредметные:
- регулятивные – обнаруживают проблему «недостатка» знаний для выполнения действия;
- познавательные - учатся осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач;
- коммуникативные – учатся слушать других, критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний учащихся по теме: “Решение уравнений”.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, магнитофон.
Дидактическое обеспечение урока: набор индивидуальных карточек (Приложение 4), презентация PowerPoint “Путешествие по Солнечной системе” (Приложение 1), аудиофайлы с музыкой космоса (Приложение 2, Приложение 3).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Добрый день, ребята. Сегодня я приглашаю вас на необычный урок. Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по планетам Солнечной системы.
{Слайд 1. Демонстрация Солнечной системы.}
{Звучит легкая космическая музыка} (Приложение 2)
Звездное небо. Что может быть необычнее и притягательнее? Россыпь звезд, яркий свет далеких галактик.
Человек давно начал постигать межпланетное пространство. Но, к сожалению, человеческие возможности ограничены, и здесь на помощь ученым приходит наука математика.
Сегодня во время нашего виртуального путешествия мы проверим свои знания и умения по решению уравнений и задач с помощью уравнений.
{Оформление тетрадей}
II. Актуализация знаний по теме: “Уравнения”.
Вспомним основные понятия из темы: “Уравнения”.
- Что называется уравнением?
Уравнением называют равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.
- Что такое корень уравнения?
Значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство, называют корнем уравнения.
- Что значит решить уравнение?
Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня).
- Как называются компоненты при сложении?
Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.
- Как найти неизвестное слагаемое?
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
- Как называются компоненты при вычитании?
Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
- Как найти неизвестное уменьшаемое?
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность.
- Как найти неизвестное вычитаемое?
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.
III. Проверка навыков решения уравнений, содержащих одно арифметическое действие.
Я вижу, вы хорошо готовы к нашему путешествию.
Заправлены в планшеты космические карты.
Отправимся в дорогу мы прямо из-за парты.
Первый на пути – Меркурий.
Он первый от Солнца, с него и начнем,
Нет атмосферы и жизни на нем.
{Слайд 2. Демонстрация Меркурия}
На Меркурии мы повторим решение уравнений, содержащих одно арифметическое действие. Работать будем на полосках с кружочками (карточка 1).
Задание: решите уравнение и в каждой из троек предложенных чисел выберите правильный ответ. Запишите букву, соответствующую выбранному числу.
{Демонстрация слайдов 3–9}
b + 35 = 67 | ||
34 | 32 | 102 |
Б | П | Т |
235 + а = 305 | ||
84 | 70 | 75 |
А | У | Я |
у – 135 = 207 | ||
342 | 72 | 352 |
С | З | В |
150 – а = 83 | ||
63 | 67 | 77 |
В | Т | Ж |
у – 63 = 78 | ||
15 | 131 | 141 |
О | Е | Ы |
х + 72 = 119 | ||
54 | 191 | 47 |
П | М | Н |
195 – t = 13 | ||
182 | 208 | 165 |
Я | Ю | В |
Проверим правильно ли вы записали буквы. Какое слово вы получили?
Пустыня.
{Слайд 10. Демонстрация ответа}
Ответ: ПУСТЫНЯ
Слово “пустыня”, казалось бы, земное, появилось здесь не случайно. Меркурий – первая от Солнца планета, Солнце здесь светит в 7 раз сильнее, чем на Земле. Меркурий – царство пустынь. Одна половина его – горячая каменная пустыня, другая – ледяная пустыня.
IV. Проверка навыков решения уравнений, содержащих более одного арифметического действия.
Летим дальше. Следующая на нашем пути планета, четвертая от Солнца, похожа на Землю, но меньше ее по величине и холоднее. Единственный, кроме Луны, космический объект, который уже можно достичь при помощи современных ракет.
Какая это планета? Марс.
{Слайд 11. Демонстрация Марса}
На Марсе мы будем решать уравнения, содержащие более одного арифметического действия.
{Слайд 12, 13, 14, 15}
{Слайд 16. Демонстрация задания}
{Работа в тетрадях и у доски}
- 138 + х + 57 = 218;
- 248 – (у + 123) = 24;
- (24 – х) + 37 = 49;
- (у + 263) – 97 = 538;
- 169 + (87 + n) = 303.
Решение уравнений.
1) 138 + х + 57 = 218,
2) 248 – (у + 123) = 24,
3) (24 – х) + 37 = 49,
х + (138 + 57) = 218, у + 123 = 248 – 24, 24 – х = 49 – 37,
х + 195 = 218, у + 123 = 224, 24 – х = 12,
х = 218 – 195, у = 224 – 123, х = 24 – 12,
х = 23. у = 101. х = 12.
Ответ: х = 23. Ответ: у = 101. Ответ: х = 12.
4) (у + 263) – 97 = 538,
5) 169 + (87 + n) = 303.
у + 263 = 538 + 97, 87 + n = 303 – 169,
у + 263 = 635, 87 + n = 134,
у = 635 – 263, n = 134 – 87,
у = 372. n = 47.
Ответ: у = 372. Ответ: n = 47.
Теперь возьмите карточку 2. Закрасьте те клетки таблицы, в которых записаны полученные ответы. Время выполнения задания – 1 мин. Готовность – поднятая рука.
47 | 101 | 54 |
23 | 108 | 78 |
12 | 372 | 132 |
Какую букву русского алфавита образовали все закрашенные клетки?
{Слайд 17. Демонстрация правильного ответа}
47 | 101 | 54 |
23 | 108 | 78 |
12 | 372 | 132 |
С – “Солнце”. Солнце – это огромный шар из плазмы, состоящий, в основном, из водорода и гелия, звезда-карлик, вокруг которой обращаются все планеты Солнечной системы.
{Слайд 18. Демонстрация Солнца}
V. Задание на сравнение натуральных чисел.
Скорости вращения планет вокруг Солнца различны. Приведем, к примеру, скорости вращения посещенных нами планет: скорость вращения Марса 24 км/с, скорость вращения Меркурия 48 км/с.
Задание: сравните скорости вращения Меркурия и Марса.
{Слайд 19. Демонстрация условия задачи}
(48 : 24 = 2 – Меркурий вращается быстрее Марса в 2 раза)
VI. Проверка навыков решения задач с помощью уравнений.
Следующая планета нашего виртуального путешествия – Венера.
{Слайд 20. Демонстрация Венеры}
Венера – вторая планета от Солнца. Она подходит к Земле ближе, чем какая-либо другая. Найти Венеру на небе очень легко. Каждые 7 месяцев в течение нескольких недель Венера представляет собой самый яркий объект в небе.
Решим задачу с помощью уравнения, в которой говорится о еще двух планетах Солнечной системы: Уране и Нептуне.
{Слайд 21. Демонстрация условия задачи}
Задача
Уран и Нептун, почти одинаковые по размерам, их называют планетами близнецами. Если число спутников Нептуна увеличить на 12, и от этой суммы отнять 2, то получите число спутников Урана, которое равно 18. Найдите число спутников Нептуна.
Решение
Пусть х – число спутников Нептуна, тогда (х + 10) – 2 – число спутников Урана.
Зная, что число спутников Урана равно 18, составим и решим уравнение.
(х + 12) – 2 = 18,
х + 12 = 18 + 2,
х + 12 = 20,
х = 20 – 12,
х = 8.
Ответ: х = 8.
Значит число спутников Нептуна равно 8.
Ответ. 8 спутников.
VII. Проверка навыков решения уравнений.
{Звучит легкая космическая музыка}(Приложение 3)
Снова отправляемся в открытый космос.
Закройте глаза и представьте перед собой картину. Тишина. Темное небо. Маленькая точка. Точка приближается и превращается в шар. Мы уже можем различить на точке синий цвет – это океаны. Желтый и коричневый – пески. Зеленый цвет – леса. И вот на небе появляется еще одна маленькая точка – это Вы. Вы летите над планетой Земля. Вам легко, спокойно. Перед Вами открываются бескрайние картины звездного неба. Через несколько секунд по моей просьбе Вы откроете глаза и окажетесь на Земле отдохнувшими и полными свежих сил и энергии.
{Слайд 22. Демонстрация Земли}
Теперь откройте глаза и приготовьтесь выполнить тестовую работу. На партах у вас лежат карточки с тестом. На карточке напишите свою фамилию. При выполнении работы вам нужно выбрать правильный ответ и обвести его кружком. Время выполнения 7 минут.
Ребята, время закончилось. Теперь поменяйтесь карточками со своим соседом, возьмите в руки красную ручку и проверьте правильность выполнения задания. Неправильный ответ нужно зачеркнуть. Время выполнения 1 минута.
{Слайд 23. Демонстрация правильного ответа}
Теперь снова поменяйтесь карточками.
Поднимите руки те, у кого 2 ошибки, 1 ошибка, нет ошибок.
VIII. Итог урока.
Молодцы. А сейчас ответьте мне на несколько вопросов.
Что нового узнали сегодня?
Какая из планет вам запомнилась больше всего?
Откройте дневники и запишите домашнее задание.
{Слайд 24. Демонстрация домашнего задания}
Сегодня мы побывали только на четырех планетах Солнечной системы. Всего же планет в нашей системе 9.
{Слайд 25. Демонстрация Солнечной системы}
Если мы будем удаляться от Солнца, то увидим планеты в таком порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Наше путешествие и вместе с ним наш урок подошли к концу. Спасибо всем за работу.
{Слайд 26}
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Меркурий
Решите уравнение b + 35 = 67 34 32 102 Б П Т
Решите уравнение 235 + а = 305 84 70 75 А У Я
Решите уравнение у – 135 = 207 342 72 352 С З В
Решите уравнение 150 – а = 83 63 67 77 В Т Ж
Решите уравнение у – 63 = 78 15 131 141 О Е Ы
Решите уравнение х + 72 = 119 54 191 47 П М Н
Решите уравнение 195 – t = 13 182 208 165 Я Ю В
У Я Н Ы Т С П Проверьте себя
Марс
Решим уравнение: (35 + у) – 15 = 31 уменьшаемое вычитаемое разность 35 + у = 31 + 15 I 35 + у = 46 y = 11
Решим уравнение: (35 + у) – 15 = 31 у + 35 - 15 = 31 II у + 20 = 31 y = 11 Упростим выражение.
Решим уравнение: 12 + (х + 34) = 83 слагаемое неизвестное слагаемое сумма х + 34 = 83 _ 12 I 34 + х = 71 х = 37
Решим уравнение: 12 + (х + 34) = 83 х + 12 + 34 = 83 II х + 46 = 83 х = 37 Упростим выражение.
Решите уравнения 1) 138 + х + 57 = 218; 2) 248 – (у + 123) = 24; 3) (24 – х) + 37 = 49; 4) (у + 263) – 97 = 538; 5) 169 + (87 + n ) = 303.
54 78 132 Проверьте себя 47 23 12 101 108 372
Солнце
Задача Скорость вращения Марса – 24 км/с, скорость вращения Меркурия – 48 км/с. Сравните скорости вращения Меркурия и Марса.
Венера
Задача Уран и Нептун, почти одинаковые по размерам, их называют планетами близнецами. Если число спутников Нептуна увеличить на 12, и от этой суммы отнять 2, то получите число спутников Урана, которое равно 18. Найдите число спутников Нептуна.
Земля
Проверьте себя 1. Б 1 вариант 2. А 3. В 2 вариант 1. А 2. В 3. Б 4. Б 4. А
Домашнее задание № 395 (г, д, е), № 398 .
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики в 5 классе "Объём прямоугольного параллелепипеда"
Предлагаю вашему вниманию урок изучения нового материала - вывод формулы объёма прямоугольного параллелепипеда. Среди технологий, применяемых на уроке, ведущее место занимает проблемное изложение мате...
Методическая разработка урока математики в 9 классе по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
Цель урока: формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенцийЗадачи урока:дидактические: систематизировать знания по теме арифметическая и геометрическая прог...
Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Обыкновенные дроби».
Это урок обобщающего повторения и закрепления знаний по данной теме.Задачи урока:Обучающие: обобщить и закрепить полученные знания и умения по теме «Обыкновенные дроби».Развивающие: развитие ана...
Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: "Действия с десятичными дробями" (медиа-урок)
Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний, на котором отрабатываются навыки решения уравнений, решения текстовых задач, примеров на порядок действий. Специфик...
Методическая разработка урока математики в 5 классе на тему: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Урок – путешествие по родному краю».
Интегрированный урок по математике и краеведению. Методическая разработка представлена в виде технологической карты по требованиям ФГОС. К уроку также приготовлена презентация....
Урок по теме: «Деление дробей « (методическая разработка урока математики в 6 классе по учебнику Н.Я. Виленкина и др.).
Цели урока:а) обучающие:ввести правило деления обыкновенных дробей;способствовать формированию умений и навыков деления и умножения дробей;б) развивающие:содействовать развитию познавательных ум...
Методическая разработка урока математики в 6 классе «Урок повторения и систематизации знаний «Умножение и деление обыкновенных дробей»
Урок повторения и систематизации знаний. Решение задач на тему "Здоровье"....