Способы формирование УУД на уроках математики
статья по математике (5 класс)
В данной статье рассматриваются основные УУД в рамках предмета математики в 5 класс. Предложены типы заданий, способствующих развитию тех или иных видов универсальных учебных действий, рассматриваются конкртеные примеры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_na_uroka_matematiki.docx | 968.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая статья
на тему:
«Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в 5 классе»
Колесниченко А.С.
Учитель математики
ГБОУ школа №588
Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни человека важно не наличие у него накопленного впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать его функциональные, деятельностные качества. Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна.
Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) определяют не только предметные, но и метапредметные (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью), а также личностные результаты.
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе российского образования отвечает новым социальным запросам,
отражающим переход к информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Безусловно, в формировании учебных универсальных действий (УУД) ведущую роль играет учитель. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем обучающихся.
Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. А современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД, используя различные методики и технологии обучения.
Для успешного освоения обучающимися образовательных программ необходимо сформировать у учащихся следующие виды УУД:
- Личностные. Система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и я».
В математике: смыслообразование.
- Регулятивные. Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
В математике: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, алгоритмизация действий.
- Познавательные. Система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
В математике:
общеучебные – моделирование, выбор наиболее эффективного способа решения задач;
познавательно-логические – анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия.
- Коммуникативные. Способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использования правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
В математике: использование средств языка и речи для получения информации, участия в продуктивном диалоге, самовыражение, монологические высказывания разного типа.
Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:
• 1 этап — вводно-мотивационный.
Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения.)
• 2 этап — открытие математических знаний.
На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.
• 3 этап — формализация знаний.
Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности обучающихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта.
• 4 этап — обобщение и систематизация.
На этом этапе применяют приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему.
Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий.
Виды заданий для формирования УУД:
личностные:
- Участие в проектах
- Подведение итогов урока
- Творческие задания
- Мысленное воспроизведение ситуации
- Самооценка событий
- Дневники достижений
регулятивные:
- Преднамеренные ошибки
- Поиск информации в предложенных источниках
- Взаимоконтроль
- «Найди ошибку»
познавательные:
- Упорядочивание
- «Цепочки»
- Составление схем-опор
- Работа с разного вида таблицами
- Составление и распознавание диаграмм
- Поиск лишнего
коммуникативные:
- Составь задание однокласснику
- Оцени работу товарища
- Работа в группах
- «расскажи …», «объясни…», «прокомментируй…» и другое
Именно математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании учебно-познавательной компетенции обучающихся. Поскольку в первую очередь, при обучении математике у учащихся развиваются такие свойства интеллекта, как:
- математическая интуиция (на методы решения задач, на образы, свойства, способы доказательства, построения);
- логическое мышление (понятия и общепонятийные связи, владение правилами логического вывода, понимание и сохранение в памяти важных доказательств);
- понимание логического строения математической теории (на примере ознакомления в общих чертах с аксиоматическим строением евклидовой геометрии);
- пространственное мышление (пространственные абстракции, анализ и синтез геометрических образов, пространственное воображение);
- техническое мышление, способность к конструктивно-математической деятельности (понимание сущности скалярных величин, умение определять, измерять и вычислять длины, площади, объемы геометрических фигур, умение изображать геометрические фигуры и выполнять геометрические построения, моделировать и конструировать геометрические объекты);
- комбинаторный стиль мышления (поиск решения проводится на основе целенаправленного перебора возможностей, круг которых ограничен определенным образом);
- алгоритмическое мышления, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;
- владение символическим языком математики (понимание математических символов, умение записывать в символической форме решения и доказательства);
- математические способности школьников (способности к абстрагированию и оперированию формальными структурами, обобщению).
- Результаты формирования универсальных учебных действий
- Результатом формирования личностных УУД следует считать:
- уровень развития морального сознания;
- присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения;
- полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации.
- Критериями сформированности у учащегося регулятивных УУД может стать способность:
- выбирать средства для своего поведения;
- планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
- планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки;
- начинать и заканчивать свои действия в нужный момент.
- Результатом формирования познавательных УУД будут являться умения:
- выделять тип задач и способы их решения;
- осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
- обосновывать этапы решения учебной задачи;
- производить анализ и преобразование информации;
- проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);
- устанавливать причинно-следственные связи;
- владеть общим приемом решения задач;
- создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.
- Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:
- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими;
- умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации.
Примеры заданий для формирования УУД на уроках математики в 5 классе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстовой информацией как способ формирования метаумений на уроках истории.
В работе на практических примерах показано как, используя методику работы с текстовой информацией Ярославцевой, можно формировать метаумения на уроках истории....
Способы формирования УУД на уроках биологии
Формирование универсальных учебных действий....
Методы и способы формирования УУД на уроке физики.
Методы и способы реализации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физики.План-конспект урока физики в 8 классеТема: Лабораторная работа «Измерение мощности и работы тока ...
Электронный словарь как способ формирования УУД на уроках английского языка
Реализация нового Госстандарта задача не такая сложная и страшная, как могло показаться на первый взгляд, особенно если вы привыкли использовать в вашей работе коммуникативный подх...
Статья "Продуктивное чтение как способ формирования УУД на уроках физики"
В статье расматриваются способы формирования универсальных учебных действий на уроках физики в условиях введения ФГОС ООО....
Эффективные способы формирования самооценки на уроках географии
В работе представлены различные приемы формирования самооценки учащихся...
Способы формирования понятий на уроках истории.
В статье раскрывается способ анаграмма, который позволяет успешно формировать понятия на уроках истории....