Работа с текстовой информацией как способ формирования метаумений на уроках истории.
методическая разработка по истории по теме
В работе на практических примерах показано как, используя методику работы с текстовой информацией Ярославцевой, можно формировать метаумения на уроках истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_c_texstovoa_informahin.docx | 38.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с текстовой информацией на уроках истории
как способ формирования метаумений
Современная стратегия развития российского образования, сформулированная
Д.А. Медведевым в его инициативе «Наша новая школа» и отражена в Новых образовательных стандартах, поставила перед школой две стратегические задачи:
1.сформировать у ученика целостный, социально-ориентированный взгляд на мир;
2.сформировать умение применять полученные знания в повседневной жизни.
Т.е. речь идёт о расширении учебно – практической самостоятельности школьников. Актуальность этих задач, на мой взгляд, обусловлена международными исследованиями, которые дали неутешительные результаты: ученики Российских школ лучше решают задачи по готовому образцу, чем задачи требующие применения знаний и навыков в нестандартной ситуации. В таких видах деятельности как поиск информации, использование естественно – научных знаний для объяснений реальных явлений мы оказались последними среди развитых стран. Основная причина этого – отсутствие опыта применения собственных знаний, опыта решений реальных проблем, требующих использования знаний из разных областей.
Анализ полученных результатов позволил определить основные дефициты у наших школьников:
• неумение работать с информацией – сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
• неумение анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
• отсутствие навыка целостного анализа информации[1].
Иными словами результаты образования должны иметь характер универсальных (метапредметных) умений. Целью школьного образования должно стать формирование учебных действий, как совокупности способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Какие способы действий имеются в виду? Иными словами, что такое метапредметные умения?
Ответ на этот вопрос я нашла в работе зав. кафедрой института развития образования Фисенко.Т.И.
«Метаумения, пишет автор, это присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные), познавательные знания и умения.
К ним относятся:
• Теоретическое мышление – обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.д.;
• Навыки переработки информации – анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию;
• Критическое мышление – имение отличать факты от мнений, определять соответствие фактам, достоверность источников, двусмысленность, нелогичность;
• Творческое мышление – комбинирование известных способов с новыми, видение новой функции, видение структуры объекта и альтернативных решений;
• Регулятивные умения – умение задать вопросы разных типов, определение целей, планирование, коррекция и контроль своей деятельность и т.д.;
• Качество мышления – гибкость, антиконформизм, диалектичность, креативность[2].
Сегодня педагогическая общественность сходиться во мнении, что
в настоящее время формирование метаумений является центральной задачей любого обучения.
С помощью, какой методики можно сформировать метаумения?
Решение вопроса как именно учить практически полностью зависит от учителя, и на прямую связано с еще целым рядом вопросов: Как организовать образовательную деятельность учащегося? Какие мотивационные приемы использовать? Как совместить формирование знаний и навыков? И т.д. Наиболее эффективным, на мой взгляд, является качественный подход, направленный на изменение внутренних ресурсов урока. Обучаясь на дистанционных курсах в педуниверситете «Первое сентября», я пришла к выводу, что методика работы с текстовой информацией даёт возможность решить поставленные перед образованием задачи.
Таблица №1
Сравнительная таблица общеучебных навыков,
формируемые при работе с текстом и метаумений
Общеучебные навыки, формируемые при работе с текстом. | Метаумения |
Формулировка темы урока, творческого задания, текста; | Теоретическое мышление |
выделение главной мысли и темы текста; | |
умение делать обобщения; | |
Владение правилами и видами доказательств; | |
Проблемное изучение темы, источника; | Критическое, теоретическое мышление |
Преобразование одного вида текстовой информации в другой; | Творческое мышление и навыки переработки информации; |
Подбор аргументов к суждению | |
Умение делать выводы; | |
Подбор и систематизация материала по определённой теме | Навыки переработки информации |
Осуществление сравнений разного вида; | Критическое мышление |
Сопоставление оценок, мнений , характерных черт; | |
Оценивание высказываний, мнений | |
Обоснование собственной позиции; | |
Анализ текста, эпизода, интерпретация источника; | |
Умение задавать вопросы | Регулятивные метаумения |
Сравнивая общеучебные навыки, формируемые при работе с текстовой информацией и метаумения, я пришла к выводу, что приёмы работы с текстовой информацией напрямую связаны с формируемыми метаумениями.
Этим и объясняется актуальность моего опыта.
Метапредметный подход вызывает сегодня множество дискуссий, в том числе и вопрос – что считать текстовой информацией? Сегодня существует мнение, что историю нужно изучать только по первоисточникам, я являюсь сторонником точки зрения, выраженной Мариной Юрьевной Ярославцевой, автора курса «Методика работы с текстовой информацией на уроках истории», преподавателя Педагогического университета «Первое сентября». Она считает, что к понятию «текстовая информация» относится – первоисточники, текст учебника, таблицы, диаграммы, учебные картины, фотографии, т.е. все то что дает нам возможность получить сведения о событиях, фактах, оценках и разных точках зрения [1]. Что здесь инновационного? Ведь с текстовой информацией мы часто работаем на уроках. Однако эта работа носит эпизодический характер и часто ограничивается ответами на вопросы к тексту, помещенному в конце параграфа. Я считаю, что только серьезная систематически и методически выстроенная работа с текстовой информацией позволит обеспечить выполнение основных требований к уровню образования и сформировать у учащихся, как предметные умения, так и общеучебные навыки. Я предлагаю использовать методику работы с текстовой информацией для решения актуальных задач поставленных государством перед системой образования. Таким образом, в образовательную среду вносятся целесообразные изменения улучшающие характеристику компонентов и самой образовательной системы. В этом я и вижу инновационность своей работы.
Как будет работать методика на различных стадиях развития процесса приобретения знания и какие это будут этапы?
Федорова Светлана Шамиловна выделяет 4 таких стадии[3]:
1.Стадия чувственного и религиозного, которая помогает создать образ предмета, явления или события. Роль учителя заключается в том, что нарисовать яркий загадочный образ – яркое пятно, что позволит создать положительную мотивацию для изучения конкретной темы. Здесь я использую отрывки из литературных произведений, музыку, видеофрагменты, картины, скульптуры и другую информацию позволяющую активизировать эмоциональную сферу учащихся.
2.Стадия проблематизации – на которой ребенок узнает о собственном знании и незнании, и нарисованный образ представляется проблемой, которую надо разрешить. Таким образом, я создаю условия для формирования регулятивных метаумений. Здесь я использую противоположные оценки деятельности исторических личностей и событий, противоречивые факты, содержащиеся в различных источниках информации. Например: текст «Дворцовые перевороты в оценках историков» содержит различные точки зрения на этот период. Анализируя высказывания историков, учащиеся приходят к выводу, что в оценках исторических деятелей есть противоречие, и это позволяет сформулировать проблему урока.
3.Поиск методов разрешения проблем – на этом этапе роль учителя сводится к тому, чтобы показать ребенку ряд методов из которых ученик выберет тот, который подходит ему. Чем больше методов учитель представит, тем больше будет выбор у ребенка. Здесь я считаю целесообразно использовать такой прием как копилка алгоритмов - алгоритм анализа текста, алгоритм определения главной мысли текста, алгоритм сопоставления и т.д.
Например, при изучении темы «Великое переселение народов и образование Германских королевств» 6 класс возможно использование такой текстовой информации, как сочинение историка VI века Иордана « О происхождении и деяниях готов». Я использую метод «разговаривания источников». Я предлагаю текст рассказа о взятии и разграблении Рима вестготами во главе с их вождём Аларихом в 410 году:
«…Они (готы) хватают как добычу все, что попадает по обеим… сторонам (дороги), и в набегах доходят вплоть до Рима. Наконец, вступив в Рим, они, по приказу Алариха, только грабят, но не поджигают, как в обычае у варваров, и вовсе не допускают совершать какое-либо надругательство над святыми местами….»(вынести на слайд текст)
предлагаю классу выполнить следующие задания:
•прочитать текст и ответить на вопрос: о чём текст? Подтвердить своё мнение цитатами из текста.
•ответить на вопрос: что мы узнали о происхождении готов?
•ответить на вопрос: как вели себя готы на территории Римской империи в период завоеваний?
•ответить на вопрос: чью точку зрения на разграбление Рима – готов или римлян – отражает автор рассказа?
•составить описание этого же события от представителя противоположной стороны.
•сделать вывод о том, что они узнали из данного текста.
Сообщаю ученикам, что при выполнении задания они следовали определенному алгоритму и предлагаю зафиксировать его в тетради. По моему мнению, алгоритм «заговаривания источника» может выглядеть так:
1.Определите тему текста: отметьте характерные элементы (факты, явления).
2.Систематизируйте текстовую информацию: разделите её на смысловые части.
3.Убедитесь в правильности понимания текста: объясните смысловое значение каждой части текста.
4.Сформулируйте главную мысль текста.
5.Сформулируйте противоположную точку зрения.
6.Сделайте вывод об информационной значимости источника.
Необходимо отметить, что этот алгоритм не следует рассматривать как некоторую застывшую форму, он является рабочей моделью, в которую можно вносить изменения. Алгоритмы не даются учащимся в готовом виде, а вырабатываются учащимися в процессе изучения темы, записываются в тетрадь. В результате формируется методическая копилка, которой можно воспользоваться как на уроке, так и при выполнении домашних заданий.
Таким образом, при работе с данным текстом формируются общеучебные и предметный навыки:
- умение «разговаривать» источник через постановку вопросов;
- объяснение исторического события, явления с разных позиций.
Это способствует формированию такого метаумения как критическое мышление и регулятивные умения.
Процесс формирования общеучебные навыков напрямую зависит от возрастных особенностей ребенка.
Например, развитие навыка составления схем различного вида для преобразования текста с учетом возрастных особенностей ребенка может выглядеть следующим образом:
Таблица №2
Самостоятельный выбор схем для преобразования текстовой информации
Освоение новых видов преобразования текста: план-схема, кластер, досье. Закрепление и углубление навыков преобразования текста: составление сравнительных таблиц, опорных конспектов.
Формулировка заданий, требующих применения навыка.
1.Представьте в виде схемы причины принятия христианства на Руси.
2.Составьте схему «Управление государством при Ярославе Мудром».
3.Составьте схему «Последствия монголо-татарского нашествия для Руси».
4.Составьте план - схему «Политика Б. Годунова».
5.Составьте кластер по теме «Политическое развитие России в XVII веке».
6.Составьте досье по теме «Восстания в XVII веке.
7.Сравните программные документы Южного и Северного обществ. Сделайте вывод.
Развитие навыка схематизации текста способствует формированию метаумения переработки информации.
Значительная часть навыков, примерно три четвертых от общего количества, формируется в 5 – 7 классах и лишь одна четвертая в 8 – 9 классах. Поэтому основные общеучебные навыки или метаумения необходимо сформировать уже в среднем звене. При этом я использую таблицу предметных и общеучебных навыков, фрагмент которой был представлен выше.
Отдельно хочется сказать о способе подачи информации – информационном листе. Он состоит из текстов, обозначающих актуальность проблематики некоторого исторического события, явления; а организационно – предусматривает полностью самостоятельную деятельность учащихся на уроке. Информационный лист необходим для того, чтобы определить индивидуальные возможности и способности школьника при решении личностно- и социально- значимых проблем.
Например, информационный лист по теме «Греко – персидские войны» содержит текст историка Геродота с единственным дошедшим до нас описанием Марафонской битвы между афинянами и персами, задания к тексту и таблицу содержащую подходы к выполнению этих заданий.
Особое внимание при работе с текстовой информацией уделяю работе с вопросами разного вида, так как они позволяют развивать мыслительную деятельности и познавательный интерес.
Вопросы бывают разных видов, и каждый имеет свой принцип построения – например, продуктивные и репродуктивные вопросы. В своих уроках я использую все типы вопросов.
Например, при изучении темы «Дворцовые перевороты» учащимся предлагается текст из статьи Н.Я.Эдеймана «Грань веков». Ребята должны ответить на следующие вопросы:
1.Репродуктивные вопросы
1.1.Какие перевороты автор текста называет «законными», а какие
«беззаконными»?
1.2. Кто, по мнению автора, являлся движущей силой дворцовых
переворотов?
1.3.В чьих интересах осуществлялись дворцовые перевороты?
2.Продуктивные вопросы.
2.1. Специальный вопрос. Можно ли считать верным, что основной причиной дворцовых переворотов было уничтожение Петром I закона
о престолонаследии?
2.2.Начинается с тезиса. Н.Я.Эльдейман считает, что Петровские
преобразования определили максимальную самостоятельность
государства по отношению к боярскому сословию и проводились
в интересах дворянства. Если это так, то можно ли сказать, что методы управления
Петра I в отношении дворянства соответствовали интересам
этого сословия?
2.3.Разделительный. Если дворянство было правящим сословием, то почему возник «разрыв» в системе взаимоотношений государства и дворянства?
3. Проблемные вопросы.
3.1.Почему в России «…много слабее, чем во Франции, было обуздание абсолютной власти традиционными институтами…» если форма правления была одинаковой?
3.2.Почему «разрыв», возникший в системе взаимоотношений государства и дворянства, мог регулироваться только «..беззаконными, взрывчатыми методами..» несмотря на то, что уничтожение старых традиционных институтов Петром I проводилось в интересах дворянства?
При работе с данным текстом учащиеся смогут приобрести и применить следующие навыки:
• Анализ и интерпретация источника.
• Выделение главной мысли текста и темы текста.
• Осуществление сравнений.
• Подбор и систематизация материала по определённой теме.
• Умение делать обобщения.
• Преобразование одного вида текста в другой.
• Проблемное изучение источника.
• Оценивание высказывания, мнения.
• Выявление причинно-следственных связей исторических событий, явлений.
• Характеристика исторического события, выявление исторических закономерностей.
• Выявление структуры исторического события (причина - развитие-результат).
• Постановки продуктивных вопросов.
Формирование навыков постановки различных вопросов к тексту позволяют успешно соединять разные виды деятельности опирающиеся на применения метаумений – составление схем и их анализ, извлечение информации из исторического источника, доказательство своей точки зрения, что в свою очередь обеспечивает качественное усвоение учебного материала школьниками и разнообразит их учебный труд.
4. На четвертой стадии развития процесса приобретенных знаний происходит преобразование незнания в знание и возникновение новых образов.
Необходимым элементом системной работы по формированию общеучебных навыков (метаумений) является организация контроля. Для определения видов контроля необходимо исходить из того какие навыки следует формировать у учащихся в текущим учебном году.
Например: контрольная работа для 6 класса по теме «Первые киевские князья».
Текст работы.
Задание №1.
Составьте схему: « Управление государством при Ярославе Мудром».
Задание №2. Выберите правильные ответы.
Определите причины принятия христианства на Руси:
а) необходимость укрепления княжеской власти
б) неудачная попытка реформы язычества
в) трудности установки контактов с христианским миром
г) стремление князя Владимира породниться с византийским императором
д) несоответствие языческой религии уровню развития древнерусского общества
е) обострение борьбы между знатью и зависимым от них населением.
Задание №3.
Определите пары, связанные между собой как причина и следствие:
а) первое столкновение Руси с Польшей
б) набеги печенегов на древнерусские земли
в) прекращение выплаты Киеву дани вятичами и радимичами
г) строительство четырёх оборонительных рубежей на южных границах Руси.
Задание №4.
Прочтите текст:
«….Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли ещё они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр.…Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошо, не приняли бы этого князь наш и бояре….»».
Ответьте на вопросы:
а) О каком событии идёт речь?
б) Назовите дату события.
в) Как относились наши предки к этому событию? ( Приведите не менее трёх аргументов, подтверждающих ваш ответ).
г) Найдите в тексте противоречие.
д) Сделайте вывод.
Задание №5.
Оком идёт речь?
« Когда ко граду Константина
С тобой, воинственный варяг,
Пришла славянская дружина
И развила победы стяг,
Тогда во славу Руси ратной,
Строптивцу греку в стыд и страх,
Ты пригвоздил свой щит булатный
На цареградских воротах….».
Задание №6.
По какому принципу образован ряд?
Смерды, закупы, рядовичи.
8.Перечень проверяемых навыков:
-самостоятельный выбор схем для преобразования текстовой информации;
-навыки выявления причинно-следственных связей;
-формулирование аргументированного ответа на вопрос с обобщением и выводом.
9. Область проверяемых знаний:
-факты;
-события;
-деятельность исторических личностей;
-определение взаимосвязей;
-даты;
-понятия.
Критерии оценивания работы учащихся должны быть следующими:
-знание событий данного исторического периода;
-владение навыком установления причинно-следственных связей исторических явлений и событий;
-знание понятий;
-правильное понимание сущности происходящих событий;
-владение навыком преобразования одного вида текстовой информации в другой.
Это способствует формированию теоретического и критического мышления (метаумения), созданию условий для приобретения, как предметных навыков, так и присвоению учебно – познавательных компетенций.
Анализируя уроки, на которых использовались приемы работы с текстовой информацией, я пришла к выводу, что активность учащихся на таких занятиях в 2 – 3 раза выше. Особенно это наглядно в классах со средним уровнем подготовки. Они, в отличии от детей с более высоким уровнем, они боятся быть креативными, высказывать свои мнения и суждения. Если говорить о цифрах, то на сегодняшний день в классах, где я работаю 100% уровень обученности, качество знаний – 67,7%.
Список использованной литературы.
1. М. Ю. Ярославцева Методика работы с текстовой информацией на уроках истории. М.,
Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
2.Т. И. Фисенко, доцент кафедры ТиМО. Как реализовать принцип метапредметности в процессе обучения. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00231863_0.html.
3.С.Ш. Фёдорова. Технология присвоения метазнаний, http://festival.1september.ru/authors/105-600-044.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстовой информацией на уроках истории. "Методическая копилка" для молодого специалиста.
Обилие информации на сегодняшний день, окружающей ребенка по телевидению и Интернету, создает как благо, так и колоссальную опасность, поскольку, школьники получают доступ к любой информации и точкам ...
методика работы с текстовой информацией на уроках русского языка и литературы
Данная работа представляет собой выступление на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы. В работе рассматривается пошаговое обучение учеников 5-го класса анализу ...
"Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита". Практическая работа «Кодирование текстовой информации».
Конспект урока «Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита» предназначен для учителей информатики, преподающих в 8-х классах.Урок поделен на два этапа. На первом – предусмотрено изу...
Методика работы с текстовой информацией на уроках истории.Веревкина Елена Вениаминовна, учитель истории и обществознания МБОУ « Михайловская средняя ( полная) общеобразовательная школа»Бурлинского районаАлтайского края
Одним из способов построения урокаистории, который стимулировал бысамостоятельную деятельностьучащихся, формировал потребность взнаниях, интерес к истории являетсяиспользование историческихисточ...
Методы и приёмы исследовательского подхода при работе с текстовой информацией на уроках русского языка.
Организовать работу с текстовой информацией на уроках русского языка помогает применение технологии исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность — самостоятельная деятельн...
Работа с текстовой информацией на уроках истории "Русь Древняя. Первые Киевские князья"
Сегодня в работе школы актуально не только усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей. Работа с текстом значительно повышает п...
Способы формирования понятий на уроках истории.
В статье раскрывается способ анаграмма, который позволяет успешно формировать понятия на уроках истории....