Способы формирования понятий на уроках истории.
статья по истории (7 класс) на тему
В статье раскрывается способ анаграмма, который позволяет успешно формировать понятия на уроках истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_formirovaniya_ponyatiy_na_urokah_istorii.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы формирований понятий на уроках истории.
Одна из основных проблем в преподавании истории, это проблема усвоения учащимися специальных терминов. Эту задачу усложняют следующие обстоятельства:
1. Большое количество понятий, предлагаемых для запоминания
2. Многие термины используются достаточно редко, часто даже в следующем учебном году
3. Небольшой словарный запас у большинства учащихся.
Задачей учителя истории, в свете выше изложенного, является поиск и выработка правильных методов в изучении терминологии. Изучение понятий должно быть организованным процессом, требующим особого внимания со стороны учителя.
Выбор приемов и средств обучения для формированию понятийного аппарата учащихся зависит от сложности понятий, изучаемого материала, типа урока, особенностей класса. Одним уз успешных приемов, позволяющих усвоить понятие, является анаграмма.
Что же значит сам термин анаграмма?
Анаграмма – сам термин происходит от греческих слов, смысл которых можно толковать как "Новая запись". Это способ перестановки букв, в результате которого получается новое слово или сочетание слов. Решить анаграмму – значит определить исходное слово.
Исходя из своего опыта работы, считаю, что данный способ носит универсальный характер: во- первых, этот способ можно применять на разных этапах урока:
- в начале урока (для постановки проблемы)дать учащимся зашифрованное понятие или ключевое понятие темы, попросить решить (пример – гражданская война)
-прием можно применить и на этапе закрепления
- при проверке д.з.
Во – вторых, позволяет осуществлять личностно- ориентированный подход ( для слабоуспевающих учащихся –можно просто зашифровать понятие и дать решить, для успевающих – решить и дать определение понятия.
В – третьих. Это игра. Как известно именно в игре лучше идет усвоение нового материала , ученику по своей природе нравится играть. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.
в – четвертых, Этот прием можно применять как для индивидуальной работы, так и в парах, группах.
Алгоритм игры.
1) Предложение игры детям. Обычно организатору игры достаточно сказать: "А теперь давайте поиграем в: (Название игры)" или "А чтобы вы лучше запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру" или "В связи с этим есть такая игра:"
2) Объяснение правил игры. Необходимо сформулировать их кратко и конкретно. Иметь в наличии карточки с зашифрованным понятием..
3) Выбор участников игры. Участников учитель может сам выбирать, Или играют те, у кого фамилия на букву "А", те, у кого день рождения в январе или учащиеся с 15-го по 19-ый номер журнале и т. п..
Варианты игры: Учащимся раздаются карточки с анаграммами, в которых зашифрованы некоторые понятия.
- Путём перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к определенной теме. Все буквы должны быть использованы.
- Усложнить задание - объяснить смысл понятий.
Игра «Что лишнее?»
Играющим раздаются карточки с группами анаграмм.
- Путём перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к определенной теме. Все буквы должны быть использованы.
2.Определить, какое слово в группе лишнее и почему?
Арьлом. Оравп. Дьолжоме. Икатэ.
Мораль. Право. Молодежь. Этика.
Игра Шифровальщик. Игра в парах. Один ученик в роли шифровальщика, другой отгадчика. Шифровальщик задумывает понятие и шифрует его. Отгадчику предстоит не только отгадать понятие, но и выбрать лишнее или дать определение понятий.
Результат.
Главное достоинство в том, что прием довольно таки прост в применении, и в то же время позволяют рассчитывать на неплохой результат даже в слабом классе, в игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию или чтению. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся
этот прием положительно влияет на формирование УУД:
-познавательные – учащиеся учатся структурировать
- логические – развивают мышление,
- коммуникативные–работа в парах, умение работать в команде, содействует развитию таких качеств как самостоятельность, инициативность. Факторы, сопровождающие игру – интерес, чувство удовольствия, радость.
Выстроенные на основе использования наглядности, игра стимулирует творческую активность и познавательный интерес школьников, способствуют лучшему усвоению материала и запоминанию порой сложных понятий и терминов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование понятий на уроках биологии
Чтобы научится формировать понятия на уроках биологии можно использовать следующие методы и приёмы....
Диагностика словаря исторических терминов и понятий на уроках истории в 7-м классе в коррекционной школе VIII вида.
Недостатки речи сопутствующие основному дефекту у детей с нарушением интеллекта привлекли к себе внимание многих исследователей и расценивались как один из основных критериев аномалии умственного разв...
Работа с текстовой информацией как способ формирования метаумений на уроках истории.
В работе на практических примерах показано как, используя методику работы с текстовой информацией Ярославцевой, можно формировать метаумения на уроках истории....
Способы формирования УУД на уроках биологии
Формирование универсальных учебных действий....
Презентация "Опытно-экспериментальная разработка. Методические приёмы формирования понятий на уроках истории"
Презентация может быть использована в методической работе метод. объединения учителей истории...
Статья по обществознанию на тему: "Формирование понятий на уроках обществознания".
Данная статья посвящена проблеме формирования понятий у учащихся на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС. Также в статье рассмотрены разнообразные формы работы, дающие возможность более эффе...
Формирование понятий на уроках биологии и географии в классахОВЗ
Цель применения коррекционно-развивающих упражнений: Снятие эмоционального напряжения.Создание ситуации успеха.Дать детям возможность почувствовать себя самостоятельными и уверенными в себе....