Эффективные способы формирования самооценки на уроках географии
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Золотарева Ирина Геннадьевна

В работе представлены различные приемы формирования самооценки учащихся

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эффективные способы формирования навыков самооценки и самоконтроля учащихся на уроках географии Золотарева И.Г., учитель географии МАНОУ «Гимназия №2» Мариинского муниципального района

Слайд 2

Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Слайд 3

Одним из требований к уроку по ФГОС является то, как организовал учитель в течение урока самооценку учащимися собственной деятельности, рефлексирование деятельности по выполнению учебной задачи. Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка.

Слайд 4

Основные функции самооценки: констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно ?); мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца ); проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

Слайд 5

ВИДЫ САМООЦЕНКИ

Слайд 6

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ - ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО СРЕДСТВО ВЫРАЩИВАНИЯ ЗДОРОВОЙ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА, ПОЭТОМУ УЧЕНИКИ ДОЛЖНЫ: а) получить от учителя однозначные, предельно четкие критерии оценки; б) участвовать в разработке этих шкал вместе с учителем; в) самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя.

Слайд 7

ПРАВИЛА ОЦЕНИВАНИЯ: 1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные! 2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. 3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач! 4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОТМЕТКИ И ОЦЕНКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных , личностных) и в портфолио достижений. 5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, тематические – обязательны. 6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности: необходимый (базовый), повышенный (программный), максимальный (необязательный). 7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ? На основе всех положительных оценок, накопленных учеником.

Слайд 8

ДИНАМИКА САМООЦЕНКИ У младших подростков все еще наблюдается тенденция к завышению, сохраняется переоценка собственных умений, излишняя самоуверенность, склонны преувеличивать свои умственные способности. В среднем подростковом возрасте низкая самооценка. В этот период самооценка формируется под влиянием многих факторов: оценка внешнего вида, авторитет у сверстников, результаты учебной деятельности, уровень материального благополучия и др. К старшему подростковому возрасту самооценка становится более адекватной и устойчивой. Такая тенденция сохраняется и в юношеском возрасте. Школьники адекватно оценивают себя по всем шести критериям.

Слайд 9

5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс -ставить учебную задачу под руководством учителя; -планировать свою деятельность под руководством учителя; -работать в соответствии с поставленной учебной задачей; -работать в соответствии с предложенным планом; -оценивать работу одноклассников . -ставить учебную задачу под руководством учителя; -планировать свою деятельность под руководством учителя; -работать в соответствии с поставленной учебной задачей; -работать в соответствии с предложенным планом; -сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; -оценивать работу одноклассников . -самостоятельно приобретать новые знания и практические умения; - организовывать свою познавательную деятельность- определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, -оценивать результаты деятельности; -ставить учебные задачи; -вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи; -выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; -планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами, условиями; -оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями; -составлять рецензии, аннотации. -ставить учебные задачи; -вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи; -выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; -планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами, условиями; -оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями; -составлять рецензии, аннотации; -определять проблему и способы ее решения.

Слайд 10

При представлении содержания раздела или определенной темы

Слайд 11

5 класс, тема «Путешествие по материкам» «Лента времени» 1 2 3 4 5 6 7 Антарктида Австралия Африка С.Америка Евразия Практическая Контрольная Ю.Америка работа работа (тест)

Слайд 12

При определении темы урока

Слайд 13

Алгоритм составления кроссенса 1) определить тематику, общую идею; 2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы; 3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме; 4) найти связь между элементами, определить последовательность; 5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат); 6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.

Слайд 15

При постановке целей урока

Слайд 16

Постановка цели 1. Обучающая цель урока: владение учащимися следующими умениями... 2. Обучающая цель урока: предполагается (или планируется), что к окончанию урока ученики будут знать... и уметь... (далее перечисляются соответствующие знания: правило, формулу и т.п.; и действия: выделять, находить, устанавливать причинно-следственную связь между… и т.п.). 3. Обучающая цель урока: планируется, что на выходе с урока учащиеся смогут верно выполнить следующий тест (и далее этот тест или ссылка на место его нахождения: книга, приложение).

Слайд 17

Правильно поставленные цели Получить водительские права категории B, до 30 декабря 2013 года. Сбросить 10 кг лишнего веса к 1 мая 2014 года. Съездить на 2 недели в Рим, в 4-х звездочный отель в центре города, с 16 по 30 сентября 2013 года. Выучить 100 английских слов за 30 дней.

Слайд 18

При определении учебных задач

Слайд 19

Формулирование задач Содействовать…. Способствовать…. Создать условия…. Организовать ситуацию…

Слайд 20

На этапе усвоения новых знаний

Слайд 21

Игра в ассоциации В одном из своих произведений В. В.Набоков пишет: «В кабинете…нашелся в книжном шкафу великолепный атлас. Балтийское море показалось ему похожим на коленопреклоненную женщину. Италия – на ботфорт, Цейлон – на каплю воды». Найдите на карте: - Скандинавский полуостров - полуостров Камчатка - материк Африка - озеро Байкал Какие образы у вас складываются? Ответы запишите напротив каждого географического объекта.

Слайд 22

Традиционное задание Продуктивное задание Если бы вы входили в команду Семена Дежнёва, то какое время года вы предложили бы для начала похода? Почему? А если бы вы отправились в Антарктиду? Расскажите о путешествии Семена Дежнева Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций

Слайд 23

Игра «Найдите на рисунке контуры животных лесов умеренного пояса» Письменно перечисли их. Попробуйте создать аналогичную игру (если учащиеся могут рисовать) для зоны саванн. Работа групповая. Возможно создание игры разными группами учащихся для любой другой природной зоны. (Регулятивные, учебно – организационные; коммуникативные)

Слайд 24

Африка Титикака Г. Косцюшко Нил Аппалачи Франция Внимательно изучите таблицу. На основе ее анализа заполните недостающие географические объекты, а также названия материков, на которых они расположены. Добавьте по своему усмотрению еще один (отличный от данных) географический объект, характерный для каждой территории. (познавательные, учебно – логические)

Слайд 25

Прием « Фишбоун »

Слайд 26

Попробуй составить фишбоун и представить результат, используя ПОПС- формулу Соленость Красного моря-42°/₀₀ ? Соленость Черного моря-18 °/₀₀

Слайд 27

Потерянное имя … В его имени есть буква «М»

Слайд 29

Из его бортового журнала европейцы впервые узнали как выглядит кенгуру. Рисунок ………,был опубликован в известном британском издании на его родине

Слайд 32

Джеймс Кук— британский мореплаватель, крупнейший исследователь Океании, первый исследователь антарктических морей.

Слайд 33

На этапе первичного закрепления

Слайд 34

Цветок лотоса

Слайд 35

Проблема «Вы заблудились в лесу, компаса нет, небо закрыто тучами. Как определить, где север»

Слайд 36

Путь решения проблемы Путь решения проблемы Путь решения проблемы Путь решения проблемы Проблема Путь решения проблемы Путь решения проблемы Путь решения проблемы Путь решения проблемы

Слайд 37

Путь решения проблемы Путь решения проблемы Путь решения проблемы Путь решения проблемы Определить направление на север Путь решения проблемы Путь решения проблемы Путь решения проблемы Путь решения проблемы

Слайд 38

На этапе рефлексии

Слайд 39

Фотоальбом

Слайд 40

Название страницы фотоальбома?

Слайд 41

Анкета обратной связи 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я не устал / устал 5. Мое настроение стало лучше / стало хуже 6. Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен 7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересным / не интересным

Слайд 42

Прием “Незаконченных фраз” Что для Вас было: самое понятное... самое полезное... самое новое... самое насыщенное.. самое бесполезное...

Слайд 43

Оценка психо-эмоционального состояния на разных этапах урока Расскрась контур Африки любым цветом

Слайд 44

Рефлексия. Выберите 1 фразу для соседа по парте: ты молодец, я доволен твоей работой на уроке, ты мог бы поработать лучше. «Острова». У каждого ученика карта настроения. Поставьте знак, на каком из островов вы сегодня побывали: о-в Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.

Слайд 45

«Самого большого успеха добивались те, кто, поняв проблему, превращали ее в возможность» Джозеф Шугерман


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная форма урока как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции и повышения мотивации обучения.

Формирование коммуникативной компетенции - основная задача обучения иностранному языку на современном этапе. Использование нетрадиционных форм урока способствует повышения интереса и мотивации к изуче...

"Эффективные способы применения презентаций на уроках географии"

Способы применения презентаций на уроках географии...

Словарная работа на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования грамотности у учащихся

В этой статье раскрывается  небольшой опыт работы по повышению грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы....

Кейс-метод- эффективный способ формирования самостоятельности учащихся на уроках английского языка.

В данной статье рассматривается как сделать , чтобы ученики работали самостоятельно, как поднять их мотивацию к изучению английского языка с помощью кейс-метода....

План самообразования по теме:«Комплексный анализ текста на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции».

План самообразования по теме:«Комплексный анализ текста на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции»....