Нахождение части целого и целого по его части. Сценарный план урока.
план-конспект урока по математике (6 класс)

Коренева Надежда Николаевна

Разработка содержит план урока решения задач с практическим содержанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenarnyy_plan_uroka_korenevoy_n.n.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Коренева Надежда Николаевна

учитель математики

Гостомлянского филиала МОКУ «Спасская СОШ»

Медвенского района Курской области

Тема урока: Нахождение части целого и целого по его части

Предмет: математика   (УМК   Математика. 5 класс:учеб. Для общеобразоват. Организаций/М34 [ Г.В.Дорофеев,И.Ф. Шарыгин,С.Б.Суворова и др.];под ред.Г.В.Дорофеева,И.Ф.Шарыгина.- 5-е изд.-М.: Просвещение,2017.-287 с.:ил.)

Класс: 5

Тип урока: урок закрепления знаний (2-й в теме)

Цель урока: научиться решать практические задачи (на формирование математической грамотности )на нахождение части целого и целого по его части.

Планируемые результаты:

- предметные: формировать навык извлекать, анализировать, оценивать представленную информацию, использовать данные при решении задач на нахождение части целого и целого по его части.

- метапредметные:

1. познавательные УУД: формировать умение делать выводы с использованием законов логики, выбирать способ решения учебной задачи.

2. регулятивные УУД: развивать умение самостоятельно выбирать способ решения задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей.

3. коммуникативные УУД: формировать навык сопоставления своих суждений с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций.

- личностные: формировать умения объективно оценивать свой труд.

Оборудование: доска, проектор, экран, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

1.Организационный этап.

Учитель приветствует класс,  проверяет готовность к уроку, организует внимание учащихся.

2. Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель предлагает каждому учащемуся определить для себя задачу на урок.

3. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит контроль усвоения материала (письменный опрос).

Вариант 1.

  1. Правило нахождения части целого.
  2. Правило нахождения целого по его части.
  3. Миша прочитал 7/15 книги, в которой 300 страниц. Сколько страниц прочитал Миша?
  4. В саду растет 35 вишен, что составляет 5/7 всех деревьев, растущих в саду. Сколько деревьев растет в саду?

  Вариант 2.

  1. Правило нахождения части целого.
  2. Правило нахождения целого по его части.
  3. Расстояние между двумя городами равно 350 км.  Автомобиль проехал 5/14 этого расстояния. Сколько километров проехал автомобиль?
  4. Утром из автопарка выехали 56 автобусов, что составляет 7/8 всех автобусов автопарка. Сколько автобусов в автопарке?

После выполнения учащиеся сверяют свои работы с образцом на экране, исправляют ошибки и сдают работы учителю.

Вариант 1

1)Чтобы найти часть от числа, выраженную дробью, нужно это число умножить на данную дробь.

2)Чтобы найти число по его  части, выраженной дробью, нужно разделить на эту дробь число, ей соответствующее.

3)300:15*7= 140

4)35:5/7 = 49

Вариант 2

1)Чтобы найти часть от числа, выраженную дробью, нужно это число умножить на данную дробь.

2)Чтобы найти число по его части, выраженной дробью, нужно разделить на эту дробь число, ей соответствующее.

3) 350:14*5=125

4) 56:7/8= 64

4. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Актуализация знаний.

Учитель проводит с учащимися небольшую беседу о том, почему важно научиться решать задачи практического содержания. После этого на экране появляется несколько задач. Проанализировав их, учащиеся должны определить, где задачи на нахождение части от целого, а где- на нахождение целого по его части. Задачи первого вида подчеркиваются одной чертой, задачи второго вида остаются неподчеркнутыми.

1.Сколько градусов содержит угол, который составляет 4/15 прямого угла.

2. Руда содержит 7/10 железа.  Сколько тонн руды надо взять, чтобы в ней содержалось 42 т железа?

3. Площадь поля равна 650 га. За сутки был собран урожай с площади, составляющей 6/25 поля. Со скольких гектаров был собран урожай?

4. До обеда рабочий изготовил 7/13 дневной нормы деталей, что составило 56 деталей. Сколько деталей составляет дневная норма?

5. Закрепление изученного материала (решение задач на развитие функциональной грамотности)

Учитель предлагает учащимся решить на карточках задачи, в которых они должны извлечь, проанализировать, оценить представленную информацию, использовать данные при решении задач на нахождение части целого и целого по его части. При решении 1-й и 2-й задач учащиеся определяют, что эти задачи на применение  правила нахождения части от целого и проговаривают вслух правило.

Учитель советует выполнять рисунок для решения данных задач.

После выполнения задания учащиеся представляют свой результат.

Задача 1.

Прочитайте текст, записанный справа.

Шестиклассник Женя Тарасов узнал, что все желания, загаданные ребятами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, сбылись на «Ёлке желаний» в посёлке Медвенка. Желания были самыми разными, но 3/12 всех ребят загадали, чтобы им подарили велосипед. Пользуясь своими знаниями, Женя подсчитал, какому количеству ребят был подарен велосипед.

Запишите ниже результат, полученный Женей Тарасовым , в виде числа.

«Ёлка желаний»

Каждый год в нашей стране проходит Всероссийская благотворительная акция «Ёлка желаний». Проводится она в преддверии Нового года. «Ёлка желаний»- это место, где люди, желающие совершить добрый поступок, находят тех, кто нуждается в помощи и дарят им подарки или исполняют желания.

В Медвенском районе накануне Нового 2023 года у 48 ребят исполнились заветные желания.

 Ответ: 12

Учитель представляет следующее задание. Учащиеся работают в парах .Вначале читают и анализируют текст, записанный справа, затем намечают план решения задачи.

Задача 2.

Прочитайте текст, записанный справа.

  Шестиклассник Саша Кузнецов своевременно вносит абонентскую плату за телефонный тариф «Мой онлайн». Выяснив, что в январе из накопленных 117 ГБ Саша использовал лишь 2/9, он подсчитал, какой остаток ГБ перенесся на февраль.

Запишите ниже результат, полученный Сашей, в виде числа.

Тариф «Мой онлайн»

Телефонный тариф Tele2 «Мой онлайн» включает в себя: безлимитные звонки на Tele2 России,25 ГБ интернета, 400 мин на остальные номера России, безлимитное пользование социальными сетями. При своевременном внесении абонентской платы неиспользованные остатки ГБ не сгорают, а переносятся на следующий месяц.

Ответ: 91

Учащиеся сопоставляют друг с другом свои суждения, решают задачу в парах, затем представляют результат.

Учитель предлагает решить задачу 3. Учащиеся фронтально знакомятся с условием задачи. Определяют, что это задача второго типа- на нахождение числа по его части. Проговаривают правило вслух и решают задачу самостоятельно.

Задача 3.

Прочитайте текст, записанный справа.

Школьник Саша Кузнецов узнал, что из-за засушливого лета, в саду принялись только 7/9 посаженных яблонь. Используя свои знания, Саша подсчитал, сколько всего яблонь было посажено участниками велопробега в тот майский день 2016 года.

Запишите ниже ответ, полученный Сашей, в виде числа.

                      Велопробег

  Велопробег – это четко спланированное и организованное массовое мероприятие, участниками которого являются велосипедисты, либо люди «на велосипедах», как правило, спортивного, туристического или культурного содержания.

  В 2016 году в рамках районного велопробега «Нам дороги эти позабыть нельзя» в селе 1-я Гостомля был посажен  яблоневый сад. Из-за засушливого лета в саду принялись только 28 деревьев.

Ответ: 36

Учитель предлагает решить задачу 4. Учащиеся работают в парах. Перед ними возникает проблема: нужно определить, какого вида эта задача ( второго вида). Самостоятельно решают проблему, составляют план решения. Решают, затем представляют свои ответы и, в случае необходимости, решения.

Задача 4.

Прочитайте текст, записанный справа.

В 2021 году в Медвенской средней общеобразовательной школе  им. Героя Советского Союза Г.М.Певнева был создан военно-патриотический отряд «Юные патриоты» из числа обучающихся 3-4 классов. Вова Черняев прочел на сайте школы, что2/3 отряда  составляют учащиеся 4-х классов. Используя эти сведения, Вова подсчитал, сколько  учащихся  3 класса состоят в отряде.

Запишите ниже результат, полученный Вовой, в виде числа.

.

       Военно-патриотический отряд

  Военно-патриотический отряд в школе- это организация, которая занимается развитием у учащихся гражданственности, патриотизма, как самых важных духовно-нравственных качеств.

    В средней школе поселка Медвенка 52 четвероклассника включены в военно-патриотический отряд.

 

Ответ: 26

6. Повторение.

Учитель предлагает вспомнить единицы длины, существующие в других странах. В частности, ребята повторяют, что такое ярд. Это единица измерения длины, имеющая распространение в англоговорящих странах. 1 ярд равен 90см. Учащимся предлагается задача, подготавливающая к решению задач на следующем уроке.

Задача. Переведите в ярды: 90м,180м,9м.

Ответ: 100 ярд,200 ярд,10 ярд

7. Рефлексия учебной деятельности.

Учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Был ли полезен тебе урок?
  2. Чему ты научился на уроке?
  3. Доволен (довольна) ли ты своей работой на уроке?
  4. Что для тебя на уроке было труднее всего?
  5. Над чем хотел бы ты еще поработать?

8. Информация о домашнем задании.

§ 9.6.Выполнить №894 (1, 2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нахождение части целого и целого по его части.

Разработка урока по теме "Нахождение части целого и целого по его части" 5 класс. учебник ДорофееваГ.В....

Сценарный план урока математики в 6 классе : «Нахождение дроби от числа. Прием решения задач на проценты»

Согласно типологии уроков по ФГОС, данный урок является уроком систематизации и обобщения знаний и умений. Это один из последних уроков темы «Нахождение дроби от числа», отрабатывающий соо...

Проверочная работа по математике для 5 класса по теме «Задачи на дроби. Нахождение части целого и целого по части»

Работа предназначена для проведения тематического контроля индивидуальных достижений учащихся по математике по теме «Задачи на дроби. Нахождение части целого и целого по части».Основной це...

Нахождение части целого и целого по его части.

Нахождение части целого и целого по его части.Технологическая карта к уроку....

Нахождение части целого и целого по его части

Правила для ученика (нахождение части целого и целого по его части)...

Презентация к уроку математики "Нахождение части целого и целого по его части."

Презентация к уроку математики "Нахождение части целого и целого по его части."...