Урок"Сравнение обыкновенных дробей"
план-конспект урока по математике (5 класс)
Данный урок относится к категории урока "открытия нового знания», является первым уроком по теме «Сравнение обыкновенных дробей».
Главная методическая цель урока - создание условий для проявления познавательной активности учеников. Для раскрытия нового материала применяется методика проблемного обучения, знания добывают учащиеся самостоятельно, формулируют тему и цель урока, определив границы знания и незнания. На уроке предусмотрено выполнение практической работы в малых группах. Отстаивать свое мнение; прививать интерес к математике, развивать
навык работы в группе); организовать деятельность учащихся, направленную на расширение понятийной базы за счёт освоения правила сравнения обыкновенных дробей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сравнение дробей | 40.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф. И. О. учителя: Блинова Е.Г.
Класс: 5 б
Дата проведения: 21. 02. 2019
Предмет: математика
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.
Цель: продолжить развитие метапредметных и личностных компетенций учащихся (способности логически мыслить, выделять проблему и искать пути ее решения, приобщать к научному поиску, развивать умение отстаивать свое мнение; прививать интерес к математике, развивать навык работы в группе); организовать деятельность учащихся, направленную на расширение понятийной базы за счёт освоения правила сравнения обыкновенных дробей.
- Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: обеспечить условия для построения личностных смыслов процесса образования у школьников и реализации этих смыслов в продуктивных формах активности.
- Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Регулятивные: способствовать формированию у учащихся способности планировать свою деятельность (составлять план и определять последовательность действий), выбирать способ решения и применять изученные правила. Познавательные: создать условия для формирования у школьников универсальных учебных действий (решать задачи разными способами, пользоваться алгоритмом, структурировать информацию).
- Коммуникативные: организовать условия для реализации учебного сотрудничества учащихся, в процессе которого приобретается умение конструктивного взаимодействия в группе, ведение диалога, умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем.
- Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: формировать умение у учащихся использовать формулы и алгоритмы осуществления учебной деятельности при сравнении обыкновенных дробей с одинаковыми числителями и с одинаковыми знаменателями.
- Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, наборы для практической работы (инструкции, шаблоны геометрических фигур, ножницы, цветные карандаши, линейка)
Технологическая карта урока
N | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Мотивационно-ориентировочный блок | |||
1.1 | Этап мотивации | Учитель проверяет готовность детей к уроку, создаёт условия для благоприятного психологического настроя на работу. Зачитывает эпиграф урока "Лучший способ изучить что либо-это открыть самому»Д.Пойа 1) Мотивирует учащихся к учебной деятельности, стремится повысить интерес учащихся к познанию, обращается к индивидуальному опыту учащихся, связанному с темой урока. Предлагает построиться по росту. | Включаются в деловой ритм урока.
| Регулятивные: планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) |
1.2 | Этап актуализации проблематизации | Учитель организует эвристическую беседу, подводит учебную ситуацию к затруднению, возникновению проблемы, побуждает самостоятельную мысль учеников, фиксирует затруднение учащихся в пробном действии Предлагает учащимся ответить на вопросы | Психологически готовятся к ответу на вопросы, определяют собственное незнание относительно образовательного объекта урока, анализируют возникшую проблемную ситуацию | Коммуникативные:постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Личностные:постановкаи формулирование проблемы, выдвижение гипотез Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации
Регулятивные: целеполагание (постановка учебных задачи на основе соотнесения того , что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно) |
1.3 | Этап целеполагания | Подводит обучающихся к формулированию темы урока, постановки цели урока, уточняет понимание детьми поставленных учебных задач. Сформулируйте тему урока. Чему мы должны сегодня научиться? Записывает тему . | Выбирают и принимают учебные задачи, формулируют цель предстоящей деятельности по преодолению собственного «незнания» Формулируют тему урока "Сравнение обыкновенных дробей" и учебную задачу урока "Научиться сравнивать обыкновенные дроби"
| |
2 | Организационно - деятельностный блок | |||
2.1 | Этап моделирования | Проводит актуализацию опорных знаний и способов действий Предлагает учащимся повторить определение обыкновенной дроби (Что такое обыкновенная дробь? Что показывает числитель дроби, знаменатель дроби?) | Активно сотрудничают с педагогом
Учащиеся формулируют определение обыкновенной дроби, вспоминают что показывает числитель дроби и что знаменатель
Отвечают на вопросы Учеников, опираясь на ранее приобретённые знания и собственный опыт | Регулятивные: Оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оце |
2.2 | Этап конструирования | Вовлекает учащихся в активную учебную деятельность, стимулирует школьников к созданию собственных образовательных продуктов Предлагает учащимся выполнить практическую работу. | Осуществляют самостоятельный поиск решения возникшей проблемы
Выполняют практическую работу в группах чётко следуя предлагаемой инструкци. | Коммуникативные: контролирование действия партнёра, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение точно выражать свои мысли в устной и письменной речи Регулятивные: осуществление итогового и пошагового контроля по результату |
2.3 | Этап презентации образовательных продуктов | Организует соединение планов каждого учащегося в общий образовательный продукт коллективной деятельности По итогам каждой части практической работы учитель просит учащихся сформулировать правила сравнения дробей с одинаковым знаменателем и с одинаковым числителем. Выявляет качество и уровень усвоения знаний и способов действий, а также выявляет недостатки в знаниях и способах действий Предлагает учащимся вернуться к проблемному вопросу "Как располохены дроби?" Предлагает ответить на поставленный вопрос и доказать своё мнение, опираясь на правила сравнения дробей Вовлекает учащихся в новую затруднительную ситуацию, моделирует учебную проблему на перспективу (последующие уроки) Посмотрите на пары дробей (слайд) Какая из дробей меньше? Есть у нас поговорка "Попал в тупик", т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит "Попал в дроби". Она означает, что человек, попавший в "дроби", попал в очень трудное положение. Поговорка эта напоминает нам о тех временах, когда дроби считались самым трудным и самым запутанным отделом математики. Но для нас с вами это не проблема, на следующих уроках мы сможем не только ответить на поставленный вопрос: "Какая из дробей меньше?", но и доказать свой ответ.
| Презентуют результаты своей деятельности
Озвучивают вывод, полученный в результате выполнения практической работы, формулируют правила сравнения обыкновенных дробей с одинаковым числителем и одинаковым знаменателем, записывают в тетрадь Сравнивают пары дробей, объясняя и доказывая свой выбор с опорой на новые правила Пытаются правильно ответить на поставленный вопрос, объясняют своё мнение, опираясь на интуицию. Понимают, что пока полученного багажа знаний не хватает | Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли Познавательные: Умение строить речевое высказывание в устной и письменной речи, владение общим приё мом решения задач Регулятивные: использование правила в реализации деятельности по достижению учебной задачи |
3 | Рефлексивно – оценочный блок | |||
3.1 | Подведение итогов урока в личностном, академическом и эмоциональном плане
| Учитель выявляет ценностное отношение учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности учащихся на уроке, возвращает их к учебным задачам урока.
Подведём итоги урока. Вспомним тему урока, цель, которую поставили в начале урока. Смогли ли мы достичь поставленную цель? Чему мы научились на уроке? Продолжи фразу ... Домашнее задание: записать 5 пар дробей с одинаковым знаменателем и 5 пар дробей с одинаковым числителем, сравнить их. Подумать над проблемой попробовать её решить | Дети осуществляют самооценку работы на уроке, высказывают своё отношение к уроку, соотносят результат деятельности с поставленной целью. Высказывают своё мнение, начиная с одной из фраз: Сегодня я узнал... Было интересно... Было трудно... Я понял, что... Теперь я могу... Я приобрёл... Я научился... У меня получилось... Я смог... Я попробую... Меня удивило... Мне захотелось... На следующих уроках я хотел... | Регулятивные: Контроль, оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
|
Приложение:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ "СРАВНЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ"
Цель: сформулировать правило сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
Оборудование: фигуры из цветной бумаги,круги, ножницы, линейка, простой карандаш, цветные карандаши.
Ход работы:
Задание 1.
- Отрежь от цветной полоски 11 долей (предварительно раздели полоску на 14 равных долей, воспользуйся линейкой).
- Отрежь от цветной полоски 7 долей (предварительно раздели полоску на 14 равных долей, воспользуйся линейкой).
- Какая отрезанная часть полоски длиннее?
Запиши в тетрадь дроби соответствующие отрезанным частям полосок и поставь между ними знак сравнения.
Задание 2.
- Закрась цветным карандашом 11 долей круга,
- Закрась цветным карандашом 4 доли второго круга,
3. Закрась цветным карандашом 3 доли третьего круга
В каком круге большая часть закрашена.
4. Запиши в тетрадь дроби соответствующие вашему рисунку и , поставь между ними знак сравнения.
Анализ результатов и выводы:
Проанализируй записи в тетради.
Сделай вывод. Для этого продолжи фразу: "Из двух дробей с одинаковыми знаменателями та дробь больше, у которой ...
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ "СРАВНЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ"
Цель: сформулировать правило сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми числителями.
Оборудование: фигуры из цветной бумаги, ножницы, линейка, простой карандаш, цветные карандаши.
Ход работы:
Задание 1.
1. Отрежь от цветной полоски 2 доли (предварительно раздели полоску на 7 равных долей, воспользуйся линейкой).
2. Отрежь от цветной полоски 2 доли (предварительно разделив полоску на 14 долей)
Какая отрезанная часть полоски длиннее?
3.Запиши в тетрадь дроби соответствующие отрезанным частям полосок и поставь между ними знак сравнения.
Задание 2.
1. Закрась цветным карандашом по 2 доли первого круга разделенного на 3.доли.
2. Закрась цветным карандашом по 2 доли второго круга разделенного на .5 долей.
3.Закрась цветным карандашом по 2 доли первого круга разделенного на 6долей.
В каком круге большая часть закрашена.
4. Запиши в тетрадь дроби соответствующие вашему рисунку и поставь между ними знак сравнения.
Анализ результатов и выводы:
Проанализируй записи в тетради.
Сделай вывод. Для этого продолжи фразу: "Из двух дробей с одинаковыми числителями та дробь больше, у которой ... "
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: "Сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями".
Конспект урока: "Сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"....
Урок.Сравнение обыкновенных дробей .
Задачи:1 Учить сравнивать обыкновенные дроби.2Создавать у обучающихся положительную мотивацию к выполнению заданий ,требующих умственных усилий .3Воспитывать заинтересованность к собственным знаниям и...
разработка урока "сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"
в папке представлены следующие материалы:1. презентация2. технологическая карта3. тест (2 варианта)4. таблица "дроби"5. дидактические материалы для урока...
открытый урок "Сравнение обыкновенных дробей"
открытый урок "Сравнение обыкновенных дробей"...
Урок "Сравнение обыкновенных дробей"
Открытый урок по математике в 5 классе, первый урок по теме “Сравнение обыкновенных дробей”. К уроку прилагается презентация....
План-конспект урока "Сравнение обыкновенных дробей"
План-конспект урока по сравнению обыкновенных дробей для учащихся 5 класс к учебнику Математики, авторы: И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович....
Разработка урока «Сравнение обыкновенных дробей» 5 класс
Урок - игра. Урок проведен в Элегестинской средней школе для 5 класса....