«Введение ФГОС в образовательную практику"
методическая разработка по математике
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ ФГОС
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРАКТИКУ (МАТЕМАТИКА)
Рабочая тетрадь слушателя
курсов повышения квалификации учителей математики
по дополнительной профессиональной образовательной программе
«Введение ФГОС в образовательную практику»
(Математика)
(108 часов)
ФИО слушателя _Попова Зинаида Михайловна_______________________________________
Сроки обучения 14 марта–6 мая 2016 года
ВОРОНЕЖ
2016
Занятие 1. Разработка рабочей программы по математике в соответствии
с требованиями ФГОС
Для достижения цели занятия необходимо изучить следующие документы нормативно-правового характера:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), http://window.edu.ru/resource/768/72768.
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, http://window.edu.ru/resource/594/75594.
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
- Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы. 3-е издание. – М.: Просвещение, 2013. – 64 с.
- Профессиональный стандарт педагога http://минобрнауки.рф
Задание 1. Изучите предлагаемый текст Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и ответьте на вопросы теста.
Тест.
- Выделите ключевые компетенции современного учителя.
А) регулятивные;
Б) общекультурные;
В) информационные;
Г) коммуникативные;
Д) исследовательские;
Е) учебно-познавательные;
Ж) психолого-педагогические;
З) предметно-методологические.
- Укажите документ, который является основополагающим по формулировкам требований к результатам освоения образовательной программы по математике основного общего образования.
А) ФГОС основного общего образования;
Б) Рабочая программа. Математика 5-6 классы;
В) Фундаментальное ядро содержания общего образования;
Г) Примерная программа по учебным предметам. Математика;
Д)Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
- В каком документе сформулированы требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования?
А) ФГОС основного общего образования;
Б) Рабочая программа. Математика 5-6 классы;
В) Фундаментальное ядро содержания общего образования;
Г)Примерная программа по учебным предметам. Математика;
Д)Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
- Какой документ является базовым для создания базисных учебных планов, программ, УМК, в котором сформулированы основные элементы знаний по математике?
А) ФГОС основного общего образования;
Б) Рабочая программа. Математика 5-6 классы;
В) Фундаментальное ядро содержания общего образования;
Г) Примерная программа по учебным предметам. Математика;
Д)Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
5.Какой документ представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных организаций с другими субъектами социализации?
А) ФГОС основного общего образования;
Б) Рабочая программа. Математика 5-6 классы;
В) Фундаментальное ядро содержания общего образования;
Г) Примерная программа по учебным предметам. Математика;
Д)Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
6. Какой документ определяет инвариантную часть учебного курса математики основного общего образования?
А) ФГОС основного общего образования;
Б) Рабочая программа. Математика 5-6 классы;
В) Фундаментальное ядро содержания общего образования;
Г) Примерная программа по учебным предметам. Математика;
Д)Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
7. Какой документ определяет вариативную часть учебного курса математики основного общего образования?
А) ФГОС основного общего образования;
Б) Рабочая программа. Математика 5-6 классы;
В) Фундаментальное ядро содержания общего образования;
Г) Примерная программа по учебным предметам. Математика;
Д)Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
8. В каких документах можно найти примерное тематическое планирование по математике для 5-6 классов с описанием видов учебной деятельности?
А) ФГОС основного общего образования;
Б) Рабочая программа. Математика 5-6 классы;
В) Фундаментальное ядро содержания общего образования;
Г) Примерная программа по учебным предметам. Математика;
Д)Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
Задание 2. Проведите сравнительный анализ УМК Г.К. Муравина и И.Ф. Шарыгина, ответьте на вопросы теста.
Тест I.
- Выделите главные цели изучения математики в УМК Г.К. Муравина.
А) Формирование готовности к самореализации и самообразованию;
Б) развитие личности школьника средствами математики;
В) развитие интереса к изучению математики;
Г) развитие мышления школьников;
Д) развитие речи;
Е) все перечисленное выше.
2. В каких учебниках Г.К. Муравина реализовано порционное изложение материала?
А) «Математика. 5-6 классы»;
Б) «Алгебра. 7-9 классы»;
В) ни в каких учебниках;
Г) во всех учебниках УМК.
3. С помощью каких учебников Г.К. Муравина формируется у учащихся навык самоконтроля средствами домашних контрольных работ?
А) «Математика. 5-6 классы»;
Б) «Алгебра. 7-9 классы»;
В) ни в каких учебниках;
Г) во всех учебниках УМК.
4. С какими целями включены в учебники предметные указатели?
А) Формируют общеучебное умение работы с книгой;
Б) облегчают ориентацию в учебнике;
В) реализуют требования ФГОС;
Г) увеличивают объем учебника;
Д) все перечисленное выше.
5. Какие есть возможности у УМК Г.К. Муравина в построении учащимися индивидуальных траекторий?
А) Обязательный и дополнительный материал;
Б) маркировка задач;
В) использование рабочих тетрадей;
Г) использование электронных приложений;
Д) все перечисленное выше.
6. Какие компоненты учебника формируют навык самоконтроля учащихся за уровнем усвоения знаний?
А) Контрольные вопросы и задания пунктов;
Б) домашние контрольные работы;
В) образцы, планы решений и др.;
Г) ответы, советы и решения;
Д) маркировка заданий;
Е) все перечисленное выше.
7. Как вы считаете, что в учебниках Г.К. Муравина больше всего влияет на успешность обучения математике?
А) доступные краткие тексты теоретического материала;
Б) особым образом выстроенная система задач;
В) аппарат организации усвоения (выделенные правила, алгоритмы, образцы и др.);
Г) ответы ко всем заданиям, советы к части из них и решения наиболее трудных задач;
Д) все перечисленное выше.
8. Какие особенности учебников математики Г.К. Муравина влияют на развитие интереса к изучению предмета?
А) Удобно работать с учебником (предметный указатель, справочник, ответы и решения и др.);
Б) наличие обязательного и дополнительного материала;
В) разный уровень трудности заданий;
Г) исторические материалы;
Д) оформление учебника;
Е) сюжеты заданий;
Ж) все перечисленное выше.
9. Какие разделы учебников в большей степени влияют на формирование метапредметных умений?
А) Справочные материалы;
Б) список дополнительных источников знаний;
В) предметные указатели;
Г) исторические материалы;
Д) все перечисленное выше.
10. Выделите цели использования рабочих тетрадей в УМК Г.К. Муравина.
А) Дополнение учебника разнообразными заданиями;
Б) облегчение в изучении материала за счет уменьшения шага трудности заданий, чем в учебнике;
В) экономия времени за счет выполнения заданий на готовых чертежах;
Г) возможность оказания разной степени помощи учащимся (план, схема, образец и др.);
Д) все перечисленное выше.
11. Какие материалы, размещенные на электронных приложениях, вы считаете наиболее ценными?
А) Демонстрации объяснительного материала;
Б) математические тренажеры;
В) контрольные тесты;
Г) электронные справочники;
Д) контроль и оценка знаний;
Е) ответы, советы и решения;
Ж) другой ответ.
12. Какие компетенции формируются при работе с электронными приложениями к учебнику?
А) Использование информационных технологий;
Б) развитие математической речи;
В) приемы самоконтроля;
Г) структурирование знаний;
Д) все перечисленное выше.
13. Что в УМК Г.К. Муравина в большей степени помогает учителю в организации контроля знаний учащихся?
А) Дидактические материалы;
Б) электронное приложение;
В) методическое пособие;
Г) учебник;
Д) рабочая тетрадь;
Е) рабочие программы.
Тест II.
- Выделите главные цели изучения геометрии по УМК И.Ф. Шарыгина.
А) Развитие интереса к изучению геометрии;
Б) развитие пространственного воображения;
В) развитие логического мышления;
Г) развитие культуры речи;
Д) все перечисленное выше.
2. Укажите главные функции задач в учебнике И.Ф. Шарыгина.
А) Воспитание самостоятельности, трудолюбия, воли и др.;
Б) формирование умения решать геометрические задачи;
В) мотивация перед изучением нового материала;
Г) отработка теоретического материала;
Д) развитие мышления учащихся.
3.Какие особенности учебников геометрии И.Ф. Шарыгина влияют на развитие интереса к изучению предмета?
А) Наличие обязательного и дополнительного материала;
Б) разный уровень трудности заданий;
В) исторические материалы;
Г) оформление учебника;
Д) сюжеты заданий;
Е) сформированные умения решать содержательные задачи;
Ж) язык изложения материала;
З) удобно работать с учебником (предметный указатель, справочник и др.);
И) другой ответ.
4.Какие возможности есть у УМК И.Ф. Шарыгина в построении учащимися индивидуальных траекторий?
А) Обязательный и дополнительный материал;
Б) маркировка задач;
В) использование рабочих тетрадей;
Г) использование электронных приложений;
Д) все перечисленное выше.
5.Какие особенности УМК И.Ф. Шарыгина привлекательны для учителя?
А) Хорошо написанные тексты;
Б) правильно выстроенная система задач;
В) достаточное количество задач;
Г) подробно написанные методические пособия для учителя;
Д) удобно построенные рабочие тетради;
Е) электронные приложения к учебнику;
Ж) другой ответ.
6. Какими способами проводится повторение в учебнике И.Ф. Шарыгина?
А) С помощью раздела «Повторение»;
Б) решением одной задачи методами разных тем;
В) с помощью тем, посвященных методам решения и доказательств;
Г) при сведении трудной задачи к нескольким опорным;
Д) использованием в рабочих тетрадях теории и задач из учебника;
Е) все перечисленное выше.
7. Что влияет на формирование у учащихся навыка самоконтроля?
А) Раздел «Проверь свои знания»;
Б) рабочие тетради с образцами решений;
В) раздел «Контрольные вопросы и задания пункта»;
Г) электронные приложения;
Д) все перечисленное выше.
8. Какими средствами воспитывается самостоятельность учащихся при изучении геометрии по УМК И.Ф. Шарыгина?
А) Разной степенью участия школьников в решении заданий в рабочих тетрадях;
Б) решением задач в рабочих тетрадях по предложенным планам;
В) использованием разной степени помощи в учебнике, рабочих тетрадях и электронных приложениях;
Г) все перечисленное выше.
9. Какова роль электронных приложений к учебнику И.Ф. Шарыгина в обучении школьников геометрии?
А) Организация индивидуальной учебной деятельности школьника;
Б) интерактивные возможности в обучении;
В) возможность использования в дистанционном обучении;
Г) повышение информационной культуры учащихся;
Д) развитие интереса к изучению геометрии;
Е) другой ответ.
10. Какова роль рабочих тетрадей в обучении школьников геометрии?
А) Развитие самостоятельности за счет различной степени участия в выполнении заданий;
Б) осмысление метода решения задачи при заполнении пропусков;
В) развитие навыка самоконтроля за счет образцов решений;
Г) формирования навыков использования чертежных инструментов;
Д) развитие графической культуры учащихся;
Е) другой ответ.
Задание 3. Изучив материалы, предлагаемые в электронном виде по теме «Алгоритм разработки рабочей программы по математике в соответствии с требованиями ФГОС», ответьте на вопросы:
- Какие структурные элементы должна содержать рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС ООО?
1.Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Общая характеристика учебного предмета
4. Место предмета.
5. Результаты обучения: личностные, метапредметные и предметные.
6. Содержание курса.
7. Тематическое планирование.
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
9. Планируемые результаты.
- Какая информация должна быть отражена в пояснительной записке к рабочей программе по математике?
- Название, автор и год издания примерной авторской программы, на основе которой разработана рабочая программа.
- Цели и задачи данной программы.
- Учебно-методический комплект, согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки России.
- Количество учебных часов.
- Какую структуру может иметь календарно-тематическое планирование?
- Номер по порядку.
- Тема урока (тип урока).
- Характеристика деятельности учащихся (групповые, фронтальные, индивидуальные).
- Планируемые результаты: предметные, личностные, метапредметные.
- Форма контроля.
- Дата проведения (планируемая и фактическая).
Занятие 2. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении математике
Задание 1. Обсудив предложенные материалы по теме, ответьте на вопросы:
- В чем состоит суть системно-деятельностного подхода в обучении?
- воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
- Какие дидактические принципы лежат в основе технологии деятельностного метода?
Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности
предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
3.Что означает термин «универсальные учебные действия»?
УУД – умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
4.Какие функции в учебном процессе выполняют УУД?
- Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- оздание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Задание 2. Обсудив предложенные материалы по указанной теме, ответьте на вопросы:
- Что такое технологическая карта урока?
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Задача технологической карты – отразить “деятельностный подход” в обучении.
На каждом этапе урока мы отслеживаем свою деятельность и ожидаемые действия учеников.
Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. И для него важен визуальный образ урока.
- По каким параметрам структурируют урок при составлении технологической карты?
1)Название этапа урока.
2) Цели этапа урока.
3) Содержание этапа.
4) Деятельность учителя.
5) Деятельность учащихся.
6) Формы работы.
7) Результат.
- Перечислите этапы работы над технологической картой урока.
1.Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
2. Формулировка цели урока и задач (образовательные, развивающие, воспитательные).
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм работы на уроке.
7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Задание 3. Укажите суть изменений, связанных с проведением урока современного типа (в соответствии с требованиями ФГОС ООО).
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Задание 4. Приведите примеры заданий, которые можно использовать на уроках математики в 5 классе для формирования УУД.
Личностных:
№ 1. Придумайте пять дробей, у которых числитель на 3меньше знаменателя. Запишите 5 дробей, у которых числитель в три раза больше знаменателя.
№2. Разделите тремя способами квадрат со стороной 4 см на 4 доли. Начертите четверть квадрата, половину квадрата.
Познавательных:
№1. Во сколько раз лестница на 9 этаж длиннее лестницы на третий этаж этого дома?
№2. При вычитании каких натуральных чисел получится 12? Сколько пар таких чисел? Ответьте на те же вопросы для умножения и для деления.
Регулятивных:
№1. Сколькими способами 4 пассажира могут разместиться в четырехместном купе поезда?
№2. На вершину холма ведут пять тропинок. Сколько существует способов подняться на холм и спуститься с него, если подниматься и спускаться по разным тропинкам?
Коммуникативных:
№1. Поговорите со своими родителями, бабушками и дедушками, со знакомыми взрослыми и постарайтесь узнать, нужна ли им в работе, в жизни математика, можно ли стать хорошим специалистом, не зная математики?
Занятие 3. Проектные технологии при изучении математики в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Задание. Познакомившись с предложенным материалом, ответьте на вопросы.
- Продолжите предложение:
Проект – это – от лат. projectus – «брошенный вперёд»
- предварительный, предположительный текст какого-то документа, исследования;
- план, замысел чего-либо.
2)Укажите виды учебных проектов.
Классификация проектов по характеру результата:
- Информационный проект - направлен на сбор информации о каком- либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.
- Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование.
Обзорный проект;
Проекты – инсценировки.
По форме:
Видеофильмы
Рекламный ролик
Телепрограмма
Интервью с известными людьми
Журнальный репортаж
Рок - опера
По профилю знаний :
- Монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант - учитель другой дисциплины.При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы; укладываются в классно – урочную систему.
- Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы.
По числу участников:
- 1.Личностные
- 2. Парные
- 3. Групповые
По типу объекта проектирования ( по А.Г. Раппопорту):
- Морфологические – проектирование вещей;
- Социальные – проектирование организаций, норм, сложных социально – морфологических объектов.
- Экзистнциальные - проектирование личностного развития человеческого «Я»
По характеру координации :
- С открытой, или явной, координацией: координатор проекта участвует в проекте в собственной, своей функции, ненавязчиво направляя работу, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных учеников;
- Со скрытой координацией: координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.
По уровню контактов :
- Внутришкольные или региональные: проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;
- Международные: эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными аспектами.
По продолжительности :
- Краткосрочные
- Средней продолжительности
- Долгосрочные
Для учителя в проектной деятельности учащиеся нуждаются в целом ряде определенных интеллектуальных, творческих коммуникативных умений, необходимых для самостоятельного решения проблемы, лежащей в основе проектной методики обучения математике.
3)Какие умения обучающихся способствуют успешному овладению проектной деятельностью?
Интеллектуальные – умение работать с информацией, с текстом ( выделять главную мысль, вести поиск информации в математическом тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразными справочными материалами.
Творческие – умение генерировать идеи, находить не один, а несколько вариантов решения проблемы, прогнозировать последствия того или иного решения;
Коммуникативные – умение вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплять её аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль.
- Дайте характеристику исследовательского проекта.
Исследовательский проект предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Этот тип проектов предполагает:
- обоснование актуальности взятой для исследования темы,
- формирование проблемы исследования, его предмета и объекта,
- обозначение задач исследования,
- определение методов исследования,
- источников информации,
- выбор методологии исследования,
- выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработка путей её решения, обсуждение полученных результатов,
- формулирование вывода,
- оформление результатов исследования,
- обозначения новых проблем для дальнейшего его развития.
Не надо забывать, что исследовательский проект от исследования отличает то, что в результате работы над проектом не предполагается открыть новое математическое знание, элемент новизны если и будет иметь место, то лишь для участника проекта. В каком – то смысле, это игра « в исследование» с целью приобщения учащихся к исследовательской деятельности, выявлению способностей к ней и интереса.
- Выделите этапы проектной деятельности.
- этап предпроектной подготовки,
- этап планирования,
- организационно-исследовательский этап и
- этап представления полученных результатов.
- Перечислите критерии оценки защиты проекта.
Степень раскрытия проблемы:
- полнота, концептуальная завершённость 3 балла
- фрагментарность изложения 2 балла
- свобода владения материалом 5 баллов
- ответы на вопросы жюри и оппонентов 5 баллов
максимум 15 баллов
Задание 2. Разработайте проект по выбранной теме.
Тема проекта
«Задачи на движение
(движение навстречу)»
Предмет: математика
Класс:7
Цель проекта:
- изучить и систематизировать теоретические сведения;
- научиться решать задачи на встречное движение;
- усовершенствовать общеучебные навыки.
Этапы работы над проектом
- отбор задач данного вида
- поиск, обработка и систематизация теоретических сведений, необходимых для решения задач данного вида
- решение типовых задач
- подбор задач
- вывод
Теоретические сведения
S –расстояние
V – скорость движущегося тела
t – время движения
Задача.
Из двух городов одновременно навстречу друг другу отправляются два велосипедиста. Проехав некоторую часть пути, первый велосипедист сделал остановку на 25 минут, а затем продолжил движение до встречи со вторым велосипедистом. Расстояние между городами составляет 75 км, скорость первого велосипедиста равна 20 км/ч, скорость второго — 30 км/ч. Определите расстояние от города, из которого выехал второй велосипедист, до места встречи.
Решение:
Пусть х - расстояние, которое проехал второй велосипедист до встречи с первым
V | t | S | |
1 | 20 | 75-х | 75-х |
остановка | 0 | 5 12 | 0 |
2 | 30 | Х 30 | х |
Составим и решим уравнение
75-х + 5 = х
20 12 30
х - 75-х = 5
30 20 12 (умножим обе части на 12)
2х-225+3х = 5
60 12
5х-225 = 5
5 (умножим обе части на 5)
5х-225 = 25
5х = 25+225
5х = 250
х = 50
Ответ: 50 км
Задачи для самостоятельного решения
№1
Из двух городов одновременно навстречу друг другу отправились два велосипедиста. Проехав некоторую часть пути, первый велосипедист сделал остановку на 30 минут, а затем продолжил движение до встречи со вторым велосипедистом. Расстояние между городами составляет 144 км, скорость первого велосипедиста равна 24 км/ч, скорость второго − 28 км/ч. Определите расстояние от города, из которого выехал второй велосипедист, до места встречи.
№2
Из двух городов одновременно навстречу друг другу отправились два автомобилиста. Проехав некоторую часть пути, первый автомобилист сделал остановку на 40 минут, а затем продолжил движение до встречи со вторым. Расстояние между городами составляет 92 км, скорость первого равна 30 км/ч, скорость второго − 12 км/ч. Определите расстояние от города, из которого выехал второй автомобилист, до места встречи.
№3
Между Астраханью и селом Барановка – 57 км. Одновременно навстречу друг другу выехали два односельчанина. Лошадь из Барановки бежала со скоростью 10 км/ч, а из Астрахани – 9 км/ч. Из Барановки вместе с лошадью бежала собака, которая во время всего пути бегала на разведки то вправо, то влево и затем догоняла лошадь. Сколько км пробежала собака до встречи односельчан, если скорость её бега составляла 12 км/ч?
№4
Из города А в город В, расстояние между которыми 300 км, выехал автобус. Через 20 мин. навстречу ему из В выехал автомобиль, и через 2 ч после выезда встретил автобус. С какой скоростью ехал автомобиль, если она была на 20 км/ч больше автобуса?
№5
Из города А в город В, расстояние между которыми равно 205 км, выехал автобус. Через 15 минут навстречу ему из В в А выехал автомобиль и через 1 ч после выезда встретил автобус. С какой скоростью ехал автомобиль, если известно, что она была на 20 км/ч больше скорости автобуса?
Вывод
- Изучили и систематизировали теоретические сведения;
- Научились решать задачи на встречное движение;
- Собрали достаточно знаний для решения подобных задач;
- Усовершенствовали свои навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимый проект на тему: "Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения".
Цель проекта: показать необходимость использования коммуникативных технологий на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе....
Этапы по введению ФГОС в образовательном учреждении
С 1 сентября 2011 года стандарт введен в штатном режиме во всех образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и готовых к обеспечению условий исполнения требован...
Введение задач с жизненно-практическим содержанием в образовательный процесс в условиях введения ФГОС ОО
При использовании задач с жизненно-практическим содержанием на уроке математике, их условие и требование должны быть доступны учащимся, исходить из имеющихся у них знаний, опираться на них и на жизнен...
Практика введения ФГОС на примере Шелаболихинской средней общеобразовательной школы № 1.
В национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА» введение федеральных государственных стандартов определено одним из ключевых направлений развития общего образования. И это не случай...
Практико-значимая работа по теме "«Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов школьников в условиях введения ФГОС ООО. Технология проблемного обучения»
Обзор современных образовательных технологий и их применение на уроках физики...
Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО: теория, практика, проблемы.
Современный урок русского языка и литературыв условиях введения ФГОС ООО:теория, практика, проблемы....
Статья «Введение федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в практику школы»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29028661","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Введение федерального государственного образовательного стандарта образования ...