Этапы по введению ФГОС в образовательном учреждении
проект по теме
С 1 сентября 2011 года стандарт введен в штатном режиме во всех образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и готовых к обеспечению условий исполнения требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_po_vvedeniyu_fgos.docx | 63.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы по введению ФГОС в образовательном учреждении БОУ г. Омска «Гимназия№ 159»
С 1 сентября 2011 года стандарт введен в штатном режиме во всех образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и готовых к обеспечению условий исполнения требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Проведено шесть этапов разработки и осуществления программы модернизации существующей в гимназии образовательной системы с целью приведения ее в соответствие с требованиями нового ФГОС:
1.Знакомство с нормативными документами, с содержанием федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
2. Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС.
3. Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы.
4. Разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы.
5. Разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы.
6.Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения
Этап 1: На первом этапе в гимназии была собрана вся необходимая нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по внедрению ФГОС. Документация школьного уровня также подготовлена в полном объёме. Программа перехода на ФГОС второго поколения содержит перечень мероприятий и материалов, регламентирующих создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы начального общего образования. Учителя всей гимназии должны быть достаточно информированы о концепции, содержании и условиях реализации ФГОС второго поколения, а также должны иметь представление об особенностях проектной деятельности (целях, этапах, требованиях к промежуточным и окончательным результатам, их оформлению и т.д.). Работа по ФГОС (начальная школа) второго поколения в нашей гимназии, изучение концепции ФГОС и сопровождающих их материалов позволила подготовить группу администраторов и учителей, готовых работать во главе рабочих групп.
Этап 2: формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС
Современные методы крупномасштабных нововведений в организациях предусматривают создание гибких проектных форм организации процессов изменений. Модель предусматривает при введении ФГОС в образовательном учреждении Научно методического Совета, призванного обеспечивать координацию действий всего педагогического коллектива, а также осуществлять информационное, консалтинговое и научно-методическое сопровождение инновационного процесса. Деятельность этого органа управления предлагается регламентировать специальным Положением о Научно методическом Совете, планом работы. Затем был осуществлен переход к созданию рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы (по кафедрам). Издавался приказ о создании рабочей группы.
Задачи этапа. При формировании рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы на начальной ступени необходимо:
- определить состав рабочей группы;
- назначить руководителя рабочей группы;
- определить порядок ее работы;
- поставить перед группой общую задачу и задачу следующего этапа[1].
Содержание этапа: Рабочая группа создается для разработки и реализации проекта модернизации образовательной системы начальной ступени в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. В состав рабочей группы включили всех педагогов начальных классов, а также ряд педагогов средней и старшей школы, чтобы сохранить преемственность ступеней и вырабатывать новые нестандартные решения для начальной школы. Руководство деятельностью рабочей группы поручили администрации образовательного учреждения и руководителю кафедры учителей начальных классов. Состав рабочей группы и порядок ее работы утверждается приказом директора образовательного учреждения .
После издания приказа о создании рабочих групп проводили заседания, на котором перед участниками проекта ставятся конкретные цели его разработки и реализации и определяются задачи группы. В начале работы группы должен быть определен и принят всеми участниками порядок ее работы. Групповая форма работы осуществлялась на совместных заседаниях кафедры развития младших школьников, периодичность которых определяется на первом заседании, посредством совместных обсуждений определенных вопросов. В промежутке между заседаниями участники рабочей группы индивидуально или в кроссфункциональных командах (2 - 3 человека из других кафедр) решали порученные задачи. В гимназии были созданы несколько таких команд: «Создание учебного портфолио» , разработка программы «Творчество. Активность, Действие» по созданию условий для реализации способностей одаренных и талантливых детей , разработка страницы «Кафедра» на сайте гимназии, разработка проекта «Здоровый образ жизни»(для родителей), «Формирование культуры здорового образа жизни»(для учащихся).
Этап 3: определение изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС.
Задачи этапа: на этом этапе должен быть получен ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?». Для этого необходимо определить, какие изменения требуется произвести:
- в образовательных целях;
- в учебном плане;
- в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности;
- в образовательных технологиях;
- в условиях реализации образовательных программ;
- в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.
Содержание этапа: новые стандарты в обобщенном виде определяют нормативную модель образовательной системы начальной ступени общего образования, устанавливая требования:
- к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- к структуре основной образовательной программы, включая соотношение ее обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- к условиям ее реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Основной принцип действий на этом этапе состоит в сравнении предложенной новыми стандартами обобщенной модели образовательной системы с существующей в гимназии и определении того:
- какие элементы существующей образовательной системы полностью отвечают требованиям новых ФГОС и могут быть без изменений перенесены в желаемую систему;
- какие элементы существующей системы частично отвечают требованиям новых ФГОС и нуждаются в переработке для переноса в желаемую систему;
- какие элементы существующей системы не отвечают требованиям новых ФГОС и не могут быть перенесены в желаемую систему;
- какие необходимые для желаемой системы элементы, определяемые новыми ФГОС, отсутствуют в существующей системе и должны быть найдены или разработаны.
В результате этих действий формироваться перечень необходимых и достаточных изменений в элементах образовательной системе начальной ступени образовательного учреждения.
Первый шаг – определение необходимых изменений в иерархической системе образовательных целей, определяющей модель выпускника начальной ступени образовательного учреждения и включающей цели начальной ступени образования и цели изучения учебных предметов.
При сравнении целей существующей образовательной системы с новыми стандартами необходимо определить:
- какие из них ранее не ставились;
- какие ставились, но фактически не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием реализуемых в школе учебных и внеучебных программ;
- какие ранее ставившиеся цели требуют корректировки.
- ценностное отношение к сохранению здоровья;
- знание основных факторов среды, негативно влияющих на здоровье человека, понимание механизма и последствий их действия;
- знание основных факторов, связанных с образом жизни человека, негативно влияющих на его здоровье, понимание механизма их влияния и последствий;
- знание способов здоровьесбережения;
- опыт здоровьесбережения.
Если фактические результаты соответствуют новым стандартам, то цель существующей образовательной системы автоматически включается в систему целей проектируемой образовательной системы как не требующая никаких корректировок.
Если же фактические результаты не отвечают требованиям, то средства достижения данной цели ей не соответствуют и должны быть пересмотрены. Причины следует искать в реализуемых учебных и внеучебных программах.
Таким образом, результатом данного шага по определению необходимых изменений в системе образовательных целей должны быть два разработанных списка изменений:
- список изменений в предметных целях;
- список изменений в надпредметных целях.
В каждый из них включены: новые цели; цели, ставившиеся в существующей системе, но не достигавшиеся в ней; цели, ставившиеся в существующей системе, но для полного соответствия стандартам, требующие корректировки.
Кроме того, необходимо учитывать, что в модернизированную образовательную систему без изменений переносятся из существующей системы цели, которые соответствуют новым стандартам.
На втором шаге анализа необходимо определить изменения в структуре образовательного процесса, определяемой учебным планом начальной ступени школы.
Требования к учебному плану задаются Базисным учебным планом, являющимся основой формирования учебного плана общеобразовательного учреждения. На основе сравнения имеющегося учебного плана и выбранного БУПа определяются изменения:
- в перечне предметов и отводимых на их изучение часов в рамках учебной деятельности (ее инвариантной и вариативной части .
- в перечне программ внеурочной работы (дополнительного образования, социально-творческой деятельности, кружковой работы)
Результатом этой части работы должен стать новый учебный план начальной ступени школы, а также выводы о необходимых изменениях в составе образовательных программ.
На третьем шаге анализа определяется, какие необходимы изменения в содержании образовательных программ. Для этого в отношении каждого учебного предмета или курса, включенного в учебный план, должно быть определено, имеется ли программа его реализации.
Если такая программа есть, то необходимо выявить, в чем ее содержание не отвечает требованиям стандарта. Для этого учебная программа или программа внеурочной деятельности сравнивается с примерной основной образовательной программой начального образования или – примерной программой внеурочной деятельности.
Особо следует обратить внимание на то, что необходимые изменения в содержании программ по обязательным учебным предметам будут обусловливаться как изменениями в предметных целях, так и наличием надпредметных целей, которые необходимо реализовать в рамках каждого предмета, включив для этого в учебную программу соответствующие модули.
Содержание учебных программ вариативной части учебного плана и программ внеучебной деятельности должно определяться таким образом, чтобы они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали достижение всех образовательных целей.
Анализ содержания образовательных программ завершается выводами о том:
- какое содержание образовательных программ требует корректировки (все программы по которым работала гимназия: образовательная система «Школа -2100», программа «Планета Знаний»)
- какие образовательные программы отсутствуют в школе, и требуется их найти вовне или разработать (часть программ по внеурочной деятельности).
На четвертом шаге анализа определяются необходимые изменения в технологиях обучения и воспитания. Для этого необходимо в первую очередь обратиться к требованиям новых стандартов, ориентирующих на переход от традиционных технологий к технологиям, более полно учитывающим возрастные особенности и потребности учащихся младшего возраста: личностно-ориентированный характер обучения; вариативность; повышение ответственности школьников за результаты обучения. При обучении рекомендуется использование: уровневой дифференциации; обучения на основе «учебных ситуаций»; проектной деятельности; информационных и коммуникационных технологий; активных форм обучения (организация работы в группах и парах; организация работы в группах подвижного состава).
После сравнения используемых образовательных технологий и методов с требованиями новых стандартов выявилось:
- технологии и формы обучения, не все отвечают требованиям стандарта и нуждаются в замене;
- новые технологии и формы обучения, ориентированные на достижение образовательных целей.
На пятом шаге анализа выявляется, достаточны ли внутренние и внешние возможности (материально-технические, временные, кадровые и др.) для обеспечения соответствия модернизированной образовательной системы требованиям ФГОС.
При определении необходимого ресурсного обеспечения следует использовать предложенные разработчиками «Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации образовательных программ начального образования», включающие:
- систему гигиенических требований к условиям реализации образовательных программ общего образования (кабинеты соответствуют ли новым требованиям СанПина)
- систему требований к учебно-материальной базе (перечни рекомендуемой учебной литературы; перечни учебного оборудования для общеобразовательных учреждений; требования к оснащению учебных и административных помещений общеобразовательных учреждений (заказаны новые учебники по выбранным программам, оборудован 4 кабинета интерактивной доской, 1 мультимедийным устройством, ксерокопильное устройство для начальных классов за счёт родительских средств).
При анализе степени обеспеченности кадровыми ресурсами необходимо учитывать, что в стандартах предусматривается в каждом образовательном учреждении наличие планов повышения профессионального уровня учителей начальных классов в учреждении.
В гимназии составлен планы повышения профессионального уровня учителей начальных классов. В течение 2010-2013 учебного года все педагоги прошли обучающие семинары по введению стандартов 2 поколения на базах пилотных школ. Педагоги, которые набирают первые классы, прошли курсовую подготовку в институте развития Омской области по 72 часа.
На шестом шаге определяются необходимые изменения в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.
ФГОС второго поколения предусмотрено введение нового содержания контроля и оценки знаний учащихся, соответствующего новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий оценки. Система оценки, предлагаемая в новых ФГОС, включает в себя описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения. Планируемые результаты выстраиваются на основе требований к результатам образования, включающих:
• предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
• метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
• личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).
Основным результатом начального образования должна стать сформированность у выпускников начальной школы общеучебных умений, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования в основной школе, а также умений учиться, т.е. умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач. У обучающихся должны быть сформированы:
- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
- желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
- инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
- математическая и языковая грамотность как основа всего последующего обучения.
Планируемые результаты освоения основной программы начального образования являются системой операционализированных личностно-ориентированных целей образования, показателей их достижения и критериев оценивания, выстроенных в логике традиционной структуры школьных предметов (математики, русского языка, чтения, окружающего мира и др.). Показатели достижения планируемых результатов формулируются в виде набора учебных ситуаций и учебных задач, позволяющих оценить уровень освоения учебных действий и учебного материала. Предлагаемый инструментарий для оценки каждого показателя обеспечивает получение информации об уровне достижения планируемых результатов.
В процессе анализа необходимо определить степень соответствия существующей системы оценки результатов освоения учащимися программы начального образования новым ФГОС по всем составляющим оценки (планируемые результаты, показатели и критерии оценки уровня их достижения, используемый инструментарий). Следует обратить внимание на то, что предлагаемая в новых стандартах система оценки не исчерпывается результатами аттестации, а включает в себя информацию, полученную в рамках мониторинговых исследований, для проведения которых необходимо владеть специальными диагностическими средствами.
На этапе анализа системы контроля и оценки выявилось:
способы контроля и оценки, которые отсутствуют в существующей образовательной системе и должны быть найдены или разработаны.
Завершается анализ определением перечня:
новых способов и организационных механизмов контроля и оценки знаний и умений учащихся.
Результаты этапа: результатом анализа в гимназии образовательной системы на предмет ее соответствия требованиям ФГОС должны стать анализ представляющий на Научно-методическом Совете по введению новых ФГОС. Задача Научно-методического Совета – определить полноту и согласованность предлагаемых изменений, ответив на вопросы:
- Достаточно ли предлагаемых изменений в компонентах существующей образовательной системы для приведения ее в соответствие с новыми образовательными стандартами?
- Соответствует ли характер предлагаемых изменений в компонентах образовательной системы начальной ступени требованиям новых стандартов и возможностям образовательного учреждения?
Научно-методический Совет оценивал предлагаемые изменения по степени их соответствия миссии образовательного учреждения, потребностям учащихся и их родителей.
По результатам обсуждения Советом предложенных Рабочей группой направлений и содержания изменений в образовательной системе в них вносятся коррективы, и осуществляется переход к следующему этапу введения ФГОС.
Этап 4: разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы.
Задачи этапа: при проектировании должен быть дан ответ на вопрос о том, какой должна стать конкретизированная образовательная модель начальной ступени школы, чтобы соответствовать нормативной модели, определяемой новыми стандартами.
Содержание этапа: проектирование целесообразно начать осуществлять в микрогруппах, которым требуется выдать задания на разработку и реализацию единичных проектов. Задача руководителя рабочей группы состоит в том, чтобы обеспечить полноту и связность единичных проектов.
Каждая микрогруппа, за которой закреплены определенные образовательные области (перечень образовательных программ и соответствующих им целей), проектирует все необходимые изменения в содержании образовательных программ, технологиях, условиях, способах контроля и оценки результатов.
Выбор технологий и форм обучения для замены традиционных в предметных программах проекта осуществляется из списка рекомендуемых стандартом. Результат работы: перечень технологий, который будет использован в нашей гимназии (технология проектного обучения, личностно-ориентированная технология, информационно-коммуникационная, технология портфолио).
Аналогичным образом в каждом единичном проекте осуществляется рассмотрение ресурсной части программ и системы контроля и оценки их результатов.
Однако для получения целостного комплекса изменений в образовательной системе начальной ступени школы, взаимодополняющих и усиливающих эффекты друг друга, необходимо обеспечить согласованность между ними.
Связь между проектами состоит в передаче результата, получаемого одной микрогруппой, другой микрогруппе для усиления совместного образовательного эффекта. Разработки образовательных программ тесно связаны между собой межпредметными связями, а так же с внеурочной деятельностью. Каждая проектная микрогруппа в процессе конкретизации изменений в своей части проекта должна выявлять и фиксировать возможные связи с другими единичными проектами, определяя:
- требования к изменениям, которые в других проектах разрабатываются;
- предложения по включению и использованию отдельных результатов своего проекта другими.
Наиболее простым вариантом проведения согласования является проведение совместного заседания микрогрупп, на котором каждая из них сообщит, с какими другими группами ей необходимо установить связи, и что она хотела бы получить от других групп на кафедре.
Оценка единичных проектов проводится на заседании кафедры.
При оценке каждого проекта необходимо учитывать:
- полноту содержания проекта;
- обоснованность выбора способа осуществления изменений в компоненте образовательной системы;
- согласованность необходимых связей с другими проектами;
- распределение обязанностей между исполнителями при реализации проекта и степень их загруженности;
- наличие и обоснованность оценок, потребных для реализации проекта финансовых и материально-технических ресурсов;
- конкретность ожидаемых результатов и их обоснованность.
Выявленные недостатки единичных проектов должны быть устранены к установленному руководителем кафедры сроку.
Завершенный проект обсуждается на заседании Научно методического Совета по введению новых ФГОС, который определяет готовность проекта для перехода к разработке плана-графика его реализации.
В ходе оценки необходимо установить, насколько детально в проекте разработаны предлагаемые изменения в образовательной системе, а также уровень их достаточности для реализации ФГОС нового поколения.
Этап 5: разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы
План-график модернизации образовательной системы школы – это модель, определяющая процесс перехода от существующей образовательной системы к желаемой.
Задачи этапа.: при разработке плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы необходимо определить:
- полный состав действий, необходимых для реализации единичных проектов;
- планы-графики реализации единичных проектов;
- согласовать по срокам связи между единичными проектами, обеспечив их скоординированность;
- распределить все единичные проекты во времени.
Содержание этапа: план должен содержать все необходимые и достаточные действия для осуществления желаемых изменений, скоординированные между собой в пространстве и времени и обеспеченные ресурсами. План должен быть полным и реалистичным. Он должен определять промежуточные результаты, чтобы обеспечивать возможность своевременного выявления возможных сбоев в процессе введения ФГОС.
На первом шаге планирования разрабатываются планы-графики реализации единичных проектов. Для этого каждая группа:
- определяет полный состав действий, необходимых для их реализации;
- распределяют эти действия во времени.
Для того чтобы затем в процессе «сшивания» этих планов в общий план-график возникало меньше проблем, в начале планирования могут быть заданы общие реперные точки, обозначить конкренные число до которого должна быть завершена разработка новых образовательных программ и т.п. Определение этих точек можно коллегиально с ответственными за разработку и реализацию единичных проектов, а также – на заседании всей кафедры. Необходимым условием во всех случаях является доведение установленных сроков завершения разработок до исполнителей.
Для определения полного состава действий по разработке и реализации единичного проекта необходимо сначала разделить весь процесс на два этапа: этап разработки и этап реализации (введения разработанного новшества в образовательный процесс) проекта, а затем, в рамках каждого этапа, выделить перечень задач, решение которых обеспечивает достижение поставленных в проекте целей.
План – график
№ п/п | Пакеты работ | Руководители проекта, проектных групп и исполнители | Планируемые результаты | Сроки выполнения работ | выполнение | |
Изучение теоретических положений, нормативных документов, федеральных стандартов. | Зам. директора по УВР, НМР | Повышение компетентности педагогических и руководящих работников МОУ | Начало август | Окончание ноябрь | ||
Разработка модели образовательного процесса, | Руководитель ОУ | модель образовательного процесса, | Сентябрь 2010 | Март 2011 | ||
Обновление системы управления ОУ, в соответствии с новыми задачами | Руководитель ОУ | Система управления ОУ | Ноябрь 2010 | Декабрь 2010 | ||
Корректировка имеющихся и разработка новых нормативно- правовых документов | Руководитель ОУ | Пакет документов | Январь 2011 | Май 2011 | ||
Разработка ООП ОУ в соответствии с требованиями ФГОС и концептуальными основами модели (в т. ч программы формирования УУД, воспитывающей деятельности, духовно-нравственного развития) | Зам директора по НМР,УВР, ВР руководитель кафедры развития младших школьников | Планируемые образовательные результаты, соответствующие требованиям ФГОС | Сентябрь 2010 | Апрель 2011 | ||
Изучение интересов и потребностей детей и родителей в направлениях внеурочной деятельности, дополнительном образовании, организуемом в общеобразовательном учреждении; | Руководитель зам. директора по ВР | Перечень образовательных услуг для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей школьников в объединениях различной направленности | Февраль 2011 | март 2011 | ||
Разработка учебного плана, | Зам директора по УВР | Новый учебный план, индивидуальные учебные планы для одарённых детей, и детей с ОВЗ | Март 2011 | Апрель 2011 | ||
Определение программного обеспечения .
на их соответствие требованиям ФГОС и их корректировка
программ, программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, соответствующих требованиям ФГОС и ООП ОУ | Зам директора по НМР,УВР, ВР руководитель кафедры развития младших школьников | Перечень программ | Декабрь 2011 | Май 2011 | ||
Согласование учебных программ, программ внеурочной деятельности и дополнительного образования по содержанию образования и результатам | Председатель научно методического совета, руководитель кафедры развития младших школьников | Согласованные программы | апрель 2011 | сентябрь 2011 | ||
Определение соответствия учебной литературы требованиям ФГОС | Зав. библиотеки | План обновления и пополнения фонда учебной литературы | ноябрь 2010 | август 2011 | ||
Разработка новой модели организации образовательного процесса | Зам. директора по учебной работе | Модель организации образовательного процесса | февраль 2011 | сентябрь 2011 | ||
Разработать модель взаимодействия ОУ с УДО, другими социальными партнерами | Руководитель ОУ | Договоры о взаимодействии | февраль 2011 | сентябрь 2011 | ||
Отбор технологий, обеспечивающих новые результаты образования | Зам директора по НМР,УВР, ВР руководители кафедр | Перечень технологий | Сентябрь 2010 | Февраль 2011 | ||
Определение готовности кадров к реализации модели | Зам директора по УВР, руководитель кафедры развития младших школьников | План курсовой подготовки педагогов ОУ. Индивидуальные планы саморазвития педагогов | Сентябрь 2010 | Февраль 2011 | ||
Определение соответствия МТБ ОУ требованиям ФГОС | Руководитель ОУ, зам. директора АХЧ | План развития МТБ ОУ | Сентябрь 2010 | Декабрь 2010 | ||
Разработка системы оценки планируемых результатов образования в ОУ | Зам директора по УВР, руководитель кафедры развития младших школьников | Система, обеспечивающая комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы | Январь 2011 | Май 2011 | ||
Система контроля и мониторинга по введению ФГОС | Руководитель ОУ | Январь 2011 | Май 2011 | |||
Апробация модели образовательного процесса | Административно-управленческий аппарат и руководители органов государственно-общественного управления | Действующая модель Качественно новые результаты образовательного процесса | Сентябрь 2011 | Май 2014 | ||
Информирование участников ОП о промежуточных результатах реализации проекта | Руководитель ОУ, педагоги | Информированность участников ОП о промежуточных результатах реализации проекта. Открытость образовательной среды | Сентябрь 2011 (не реже 1 раза в месяц) | Май 2014 (не реже 1 раза в месяц) | ||
Методическое сопровождение реализации проекта | Зам директора по УВР, НМР, научно методический совет | Действующая система методического сопровождения педагога Профессиональная компетентность педагогов | Сентябрь 2011 | Май 2014 | ||
Диссеминация передового опыта учителей в ходе проекта | Зам директора по УВР, НМР, научно методический совет | Повышение профессиональной компетентности педагогов | Сентябрь 2012 | Май 2014 | ||
Мониторинг реализации проекта (текущий) | Руководитель ОУ, зам директора поНМР, ВР | Сентябрь 2011 (не реже 1 раза в месяц) | Май 2014 (не реже 1 раза в месяц) | |||
Внесение изменений в модель образовательного процесса | Руководитель ОУ | Откорректированная модель ОП | Май 2014 | Июнь 2014 | ||
Анализ изменений кадрового потенциала ОУ | Научно методический совет | Педагоги, подготовленные к реализации интегрированного ОП | Январь 2014 | Май 2014 | ||
Анализ изменений в учебно-методическом, информационном МТ обеспечении ОП | Руководитель ОУ | Планы развития ресурсов | Январь 2014 | Май 2014 |
Проект и план-график введения ФГОС нового поколения на начальной ступени общеобразовательного учреждения принимается Научно методическим Советом по введению новых ФГОС и утверждается Приказом директора школы
Этап 6: реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения
Для эффективной реализации программы модернизации образовательной системы начальной ступени школы необходимо создать систему организационных механизмов управления его реализацией, способную контролировать соответствие фактического хода работ запланированному и вырабатывать решения по корректировке в случае возникновения несоответствия между ними.
Эта система должна четко определять кто, что и когда должен делать при осуществлении контроля хода реализации проекта, координации усилий ее участников и выработке необходимых управленческих решений.
Система должна вырабатывать решения, устанавливающие следующие типы изменений:
- в составе работ по реализации единичных проектов;
- в запланированных результатах работ;
- в сроках их начала и окончания;
- в составе ответственных исполнителей;
- в конечных целях проекта.
Для своевременного обнаружения необходимости выработки решений должны осуществляться сбор информации о состоянии работ по проекту, ее обработка и анализ. Кроме этого, система управления реализацией проекта должна обеспечивать информирование о состоянии работ ее участников, Научно-методический Совет по введению новых ФГОС, Педагогический совет и администрацию школы.
Задачи этапа. Для реализации запланированных изменений необходимо разработать и ввести в действие организационный механизм управления реализацией единичных проектов, включающий:
- организационный механизм контроля хода разработки и реализации системы единичных проектов;
- организационный механизм анализа состояния работ по комплексному проекту;
- организационный механизм выработки решений по корректировке планов.
Содержание этапа. На первом шаге проектирования организационного механизма управления реализацией системы единичных проектов должен быть построен организационный механизм контроля, элементами которого являются: цели (какая информация собирается в процессе контроля), субъекты (кто контролирует), объекты (что контролируется), процедуры (каким образом осуществляется контроль), периодичность (как часто).
Прежде всего, требуется определить цели контроля. В результате контроля должна быть получена информация о том, насколько ход реализации единичных проектов и их результаты соответствуют плану.
Для эффективной реализации плана работ необходимо, чтобы система контроля предоставляла информацию, позволяющую предвосхищать возможные сбои (отклонения реального хода работ от запланированного) и вовремя их предотвращать. Это достигается путем построения системы контроля на основе принципа опережающего контроля, который дает возможность прогнозировать дальнейший ход процесса и требует реагирования на то, что еще не произошло, но со значительной долей вероятности может случиться.
При осуществлении контроля требуется получить следующую информацию:
- какие работы должны были быть завершены к установленному моменту времени и какие из них завершены реально;
- в какие сроки предполагается выполнить своевременно не завершенные работы;
- какие решения и от кого требуются, чтобы ускорить выполнение работ;
- ожидается ли завершение ведущихся работ в сроки, установленные в единичных проектах, или по каким-то работам уже возникло напряженное положение.
Затем необходимо определить, что будет объектом контроля. Необходимо выявить относительно небольшое число существенных факторов, которые в наибольшей степени сказываются на результатах работы по реализации проекта, и состояние которых необходимо контролировать, поскольку они представляют зоны наибольшего риска. Такими факторами являются изменения, вносимые в учебные планы, учебные программы по предметам, систему оценки результатов образования, программы внеучебной деятельности, а также ресурсное обеспечение образовательного процесса.
До начала реализации проекта руководителю рабочей группы (самостоятельно или с привлечением ответственных за реализацию единичных проектов и экспертов) необходимо определить показатели и способы контроля качества осуществления всех изменений в образовательной системе и довести их до сведения исполнителей.
Далее требуется определить субъектов контроля или тех, кто непосредственно будет его осуществлять. Общий проект введения ФГОС нового поколения разрабатывался рабочей группой, под руководством заместителя директора по научно-методической работе, он и ведет основной контроль, а так же ведет контроль руководитель кафедры младших школьников. Для проведения контроля необходимо также определить, каким способом будет получаться необходимая информация: посредством изучения документации, и в процессе собеседования с исполнителями, с помощью наблюдения за деятельностью, из отчетного доклада педагогов. Необходимо разработать и утвердить на заседании рабочей группы определенную форму отчета исполнителей о ходе реализации инновационных проектов, в которой должны быть отражены: отчетный период, мероприятия, запланированные на этот период, отметки о проведении, причины сбоев, ожидаемые сроки окончания работ при запаздывании, потребность в ресурсах, предложения по совершенствованию плана. Периодичность контроля должна соответствовать детальности планов реализации действий, выделенных в единичных проектах.
В результате работы механизма контроля руководитель рабочей группы будет иметь информацию о каждом участнике проекта модернизации образовательной системы начальной ступени школы:
- какую именно работу выполняет каждый участник в данный промежуток времени;
- когда и каким результатом он должен завершить выполняемую им работу;
- сколько и каких работ выполнил данный участник проекта за все время и какими результатами они были завершены.
Сбор информации о состоянии работ по проекту может осуществляться ежемесячно.
Контроль может также осуществляться по мере необходимости в случаях, когда были предложены меры по предотвращению возможных сбоев в случае выявления недисциплинированности или недостаточной ответственности отдельных исполнителей. В этих ситуациях оперативно принимаются решения о проведении дополнительных контрольных мероприятий.
Эффективный контроль должен поддерживать у педагогов желание достигать необходимых результатов в реализации проектов нововведений. Для этого:
- контроль не должен быть неожиданным. Неожиданный контроль может использоваться как средство выражения недоверия сотруднику.
- контроль должен быть объективным. Требования и критерии оценки должны быть четко определены и известны контролируемым.
- результаты контроля должны сообщаться контролируемым и обсуждаться с ними.
- исполнители должны знать, что нужно делать, чтобы исправить недостатки, выявленные в процессе контроля, и не сомневаться в возможности этого.
Система контроля хода реализации проектов может быть представлена в форме таблицы или в форме графиков.
Пример организационного механизма контроля подготовки к реализации обучения по новым ФГОС в начальной школе
Объекты контроля | Субъекты контроля | Сроки контроля | Методы сбора информации | |
Нач. | Оконч. | |||
| Зам.директора по НМР, руководитель кафедры | Собеседование с педагогами, изучение документации | ||
| Зам.директора, директор | Изучение документации | ||
| Зам.директора, директор, | Изучение документации | ||
| ….. | …. | …. | …. |
Общие проблемы заключаются в неготовности педагогов:
- к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
- синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;
- изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
- выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.
Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога):
- психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя "нового типа"; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости, отсутствием мотивации, давлением стереотипов и др.;
- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости и т. п.;
- организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы и др.;
- профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.
Системные проблемы, вытекающие из неготовности руководителей ОУ и педагогов к реализации ФГОС с позиции выполнения его требований. Перечислим их ниже.
Проблемы руководителей ОУ в части реализации требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП):
- отсутствие умений и навыков стратегического планирования;
- недостаточный уровень самостоятельности в определении содержания программы (стереотипный, зачастую формальный подход);
- неинформированность (либо частичная, неполная информированность) о качественных изменениях в организации образовательной деятельности по достижению планируемых результатов, их оцениванию и т. д.
Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП:
- недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности;
- слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;
- неготовность к переходу на новую (обновленную) систему оценивания результатов образовательных достижений обучающихся.
Проблемы руководителей ОУ в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:
- отсутствие/недостаточность опыта организации совместной деятельности с институтами социума;
- замкнутость управленческой деятельности с ориентацией на административную функцию (авторитарный стиль руководства, отсутствие командной работы).
Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:
- неумение формировать и реализовывать программу духовно-нравственного развития и воспитания школьников;
- сложности в организации внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями к результатам освоения обучающимися ООП (в частности, личностным и метапредметным);
- неумение разрабатывать программы внеурочной деятельности школьников.
Проблемы неготовности к условиям реализации ООП:
- недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС;
- малоэффективное (неэффективное) использование средств, ресурсов вследствие недостаточной экономической грамотности;
- недостаток квалифицированных специалистов смежных отраслей, необходимых ОУ (педагогов-психологов, учителей-логопедов и др.).
Для решения перечисленных проблем необходимо изменить деятельность и педагогов, и администрации ОУ через системное сотрудничество на уровне всех структурных подразделений гимназии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Управление введением ФГОС начального общего образования в образовательном учреждении"
Презентация сопровождает выступление на конференции педагогических работников по проблеме введения ФГОС начального общего образования...
Материалы предоставленные на региональный этап Всероссийского конкурса среди работников образовательных учреждений «Воспитать человека»
Региональный этап Всероссийского конкурсасреди работников образовательных учреждений«Воспитать человекаНоминация: ...
Модель методического сопровождения введения ФГОС ООО в образовательном учреждении
В данной статье описаны цель, задачи методического сопровождения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в образоваельном уч...
«Мотивация педагогических кадров как важное условие повышения эффективности внедрения ФГОС в образовательном учреждении»
Как создать благоприятную мотивационную среду для работы кадров и их профессионального развития в образовательном учреждении?Эта одна из важных задач администрации и методического совет...
П Р И К А З От 29.04.2016 №246 О признании фактического участия в составе жюри очного этапа Слета научных обществ обучающихся образовательных учреждений общего и дополнит
П Р И К А З От 29.04.2016...
Доклад выступления на РМО на тему «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в рамках реализации ФГОС в образовательных учреждениях района»
В докладе рассмотрены актуальные проблемы психологического, административно-технологического и учебно-практического характера, препятствующие качественному преподаванию иностранных языков в рамках реа...