Практика введения ФГОС на примере Шелаболихинской средней общеобразовательной школы № 1.
проект на тему
В национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА» введение федеральных государственных стандартов определено одним из ключевых направлений развития общего образования. И это не случайно, ведь только качественное образование в современных условиях, сможет обеспечить дальнейшее развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_fgos_programma_preemstvennosti.docx | 33.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Практика введения ФГОС на примере Шелаболихинской средней общеобразовательной школы № 1.»
В национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА» введение федеральных государственных стандартов определено одним из ключевых направлений развития общего образования. И это не случайно, ведь только качественное образование в современных условиях, сможет обеспечить дальнейшее развитие.
Согласно приказу комитета по образованию № 107 от 1 июня 2010г. два общеобразовательных учреждения Шелаболихинского района, включая Шелаболихинскую среднюю общеобразовательную школу №1», начали работу по реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в первых классах с 1 сентября . По новым стандартам стал работать 1 «А», в котором обучалось 15 учащихся под руководством классного руководителя Биткиной Т.А. В 2013-2014 учебном году по новым стандартам обучались 102 учащегося начальной школы ( 1, 2 а, 2 б, 3 а, 3 б, 4 а классы)
Каждый из нас знает, что особенность начальной школы заключается в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию. Мы призваны приобщать детей к творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющую находить эффективные способы решения проблем, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Поэтому для нашей пилотной школы выбор работы по федеральному государственному стандарту стал ответственным шагом.
Основными направлениями введения стандарта явились: создание нормативного, финансово-экономического, организационного, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения.
Вся деятельность по введению стандарта была выстроена поэтапно.
На первом этапе с целью координации нововведения в образовательном учреждении была создана рабочая группа по введению ФГОС.
На втором этапе были определены изменения в условиях существующей образовательной системы начального уровня школы, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями.
На третьем этапе проходила реализация запланированных изменений в образовательной системе по направлениям:
- урочная, внеурочная, внешкольная деятельность, включающая социальные и культурные практики.
Разработанный проект модернизированной системы образовательного процесса включал: обеспечение возможности для достижения планируемых результатов.
В школе разработана нормативно – правовая база, регламентирующая деятельность по реализации стандарта, приведены в соответствии с требованиями стандарта должностные инструкции, утверждена основная образовательная программа НОО, определен УМК, приведены рабочие программы в соответствие с требованиями новых образовательных стандартов, определена модель внеурочной деятельности, составлен план методической работы и прохождения курсовой подготовки по теме «Профессиональная деятельность учителя в условиях введения новых стандартов», разработан мониторинг образовательной деятельности по следующим направлениям: урочная, внеурочная и внешкольная деятельность.
Ежегодно проводится диагностика стартовой готовности к школе (согласно разработанного Положения о стартовой диагностики); мониторинг формирования универсальных учебных действий, предметных знаний, умений и навыков, курсов по выбору урочной и внеурочной деятельности, отслеживается динамика уровня сформированности нравственных представлений, здорового и безопасного образа жизни, проводится диагностика профессионального роста педагога, диагностика степени удовлетворенности родителей введением стандарта.
Исходя из концепции стандарта проводится ежегодный анализ освоения основной образовательной программы обучающимися. В конце каждого учебного года запускается итоговая работа, разработанная О.Б. Логиновой. В 2012-2014 учебных годах наша школа приняла активное участие в проведении краевого мониторинга уровня развития предметных, метапредметных знаний, умений и навыков, проектной деятельности.
Во – вторых – это обеспечение возможности для выявления и развития способностей обучающихся ,
включающее проведение диагностик, выявляющих направленность деятельности ребёнка, его желание и способностей, построение структуры уроков и занятий с использованием развивающих технологий, проведение кружковой работы с учащимися для углубления знаний в области программного материала. Также на переменах у нас учащиеся имеют возможность организовать свое свободное время посредством развивающих, интеллектуальных игр. Данная деятельность способствует их активному участию в краевых и всероссийских конкурсах. Каждую неделю для учащихся начального уровня завуч по воспитательной работе проводит линейку, на которой подводятся итоги.
В – третьих - обеспечение возможности для работы с одарёнными детьми.
Это систематическое проведение в школе межпредметной олимпиады, интеллектуальных и творческих конкурсов, недели начальных классов. А также постоянное участие в очных и заочных международных, всероссийских и краевых интеллектуальных марафонах, играх, фестивалях «Апельсин», «Южный полюс».
В – четвертых, обеспечение возможности для участия обучающихся, их родителей в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
В школе определена модель внеурочной деятельности по всем направлениям с учётом возрастных особенностей детей: спортивно – оздоровительное, общеэстетическое, общеинтеллектуальное, социальное и духовно – нравственное. Также обеспечено практическое применение внеурочной деятельности, включающее участие учащихся в акциях, выставках, проводится ежегодный мониторинг уровней результатов внеурочной деятельности по всем направлениям.
Активно привлекаются родители и к шефской помощи.
Обеспечена возможность для эффективного использования времени, отведенного на реализацию части ООП НОО, формируемой участниками учебного процесса, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей.
В школе разработан план работы с родителями, который включает проведение совместных мероприятий, а также план родительских собраний и лекториев с проведением анкетирований, цель которых – выбор курсов урочной и внеурочной деятельности, а также определение степени удовлетворенности родителей проектом введения ФГОС. Итоговое анкетирование родителей учащихся 4 класса показало 100% удовлетворение итогами реализации стандарта нового поколения.
Обеспечено планирование реализации организации эффективной самостоятельной работы обучающихся, которое включает активное развитие метода проекта, в частности организацию работы над учебными, социальными, исследовательскими, творческими проектами. Наши учащиеся ежегодно принимают активное участие в межрайонной ярмарке исследовательских работ и проектов.
С введением стандартов в рамках модернизации системы общего образования приобретено современное оборудование и новая мебель. Наши учащиеся активно используют мини – лабораторию, включающую датчик определения расстояния, температуры, частоты сердечных сокращений, света, цифровой микроскоп, конструктор LegoWeDo, на перемене и во время группы продленного дня желающие организуют свое время в игровой комнате.
Обеспечение возможности для обновления содержания основной образовательной программы, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов детей и их родителей.
Реализуя программу здорового и безопасного образа жизни, в школе проводится час прогулки и отдыха в рамках группы продленного дня. На занятиях ведется работа по профилактике переутомления учащихся. На логопедических занятиях проводится коррекция звуков. Ежедневно в рекреации начальной школы проводится утренняя зарядка.
Осуществляя работу в направлении формирования безопасного образа жизни, педагоги обучают учащихся правилам поведения пешехода на дорогах, проводят инструктажи с привлечением специалистов.
Работа над духовно – нравственным воспитанием школьников в рамках программы духовно – нравственного развития проводится интегративно в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Обновление технологий реализации программы повлекло введение Положения о Портфолио учащегося начальной школы, а также активное использование нестандартных форм работы, соревнований, исследований, общественно-полезных практик, предметных тематических конкурсов, викторин, праздничных концертов и т.д. (можно перечислить некоторые из них - «Папа, мама, я – спортивная семья», «Семья года», «Веселые старты», «Зарничка», «Танцы в школе», «Конкурс поделок», «Конкурс стихов»). Развитие данного направления позволило организовать совместную деятельность всех участников образовательного процесса.
Информационное обеспечение введения ФГОС НОО.
На протяжении введения стандарта проводилась информационная работа с родителями по вопросам организации обучения и воспитания учащихся через систему родительских собраний, творческих отчетов, публичного доклада , сайта школы.
Также опыт нашего образовательного учреждения неоднократно был представлен районных, межрайонных и краевых конференциях, публикациях в сборниках АКИПКРО: «Из опыта работы пилотных школ по реализации ФГОС НОО», «Развитие системы и поддержки одаренных детей в Алтайском крае», «Здоровое поколение 21 века», «1001 идея интересного занятия с детьми», сборнике фестиваля педагогических идей «Открытый урок». Педагоги демонстрировали практическую направленность проекта введения стандарта, проводя открытые уроки, мастер – классы, принимая активное участие в проведении районных, межрайонных МО, конференциях и семинарах по темам: «Диссеминация опыта введения ФГОС», «Концепция стандарта нового поколения», «Организация работы урочной и внеурочной деятельности», «Инновационные технологии в образовательном процессе», «Развитие духовно – нравственной культуры личности», «Преемственность при переходе на ФГОС ООО».
Опыт внедрения федерального государственного образовательного стандарта показал, что, в целом, концептуальные идеи и прописанные в апробируемых материалах пути реализации федерального государственного стандарта являются актуальными и востребованными современной образовательной системой.
- Разработана нормативно-правовая база ФГОС НОО;
- Разработана система методического сопровождения введения ФГОС;
- Проводится курсовая переподготовка, активное участие педагогов в семинарах, вебинарах, конференциях, конкурсах, фестивалях;
- Организовано информационное сопровождение;
- Разработана система мониторинга;
- Разработана модель развития детей с особыми образовательными потребностями;
- Определена модель работы с родителями;
- Запущена программа преемственности по переходу на ФГОС ООО.
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требований к структуре основных образовательных программ начального и основного общего образования, преемственность сопровождения педагога в переходе на федеральные государственные стандарты нового поколения .
Данный этап образования (конец 4-го года обучения – 5-й год обучения ), как и первый этап, имеет переходный характер. Он ориентирован на то, чтобы максимально развести во времени кризис подросткового возраста и переходность в школьном обучении, то есть осуществить плавный и постепенный переход на новую ступень образования до манифестации подросткового кризиса.
Экспериментальными исследованиями показано, что :
а) возможно строить обучение детей 10-15лет, не порождая типичных трудностей, вызываемых традиционно организованным переходом из начальной в среднюю школу( в мотивации, дисциплине и пр.) ;
б) наложение одного кризиса на другой (возрастного кризиса на кризис перехода к новому типу образовательного процесса) усиливает кризисные явления не в два, а в значительное большее число раз.
Для успешной адаптации школьника к новым условиям необходимо:
- учитывать психологические особенности 10-12 летних детей, вступающих в подростковый период развития, уровень познавательной деятельности, с которой ребенок перешёл в 5-й класс;
- анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности( пути) коррекции трудности адаптации школьника.
- создать педагогические условия, при которых учащиеся имели бы возможность опробовать средства и способы действий, освоенные в начальной школе, индивидуализированный « инструментарий» учебной деятельности ( действия контроля и оценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к содержательной рефлексии, планированию и анализу и др.) в разных учебных ситуациях.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирования универсальных учебных действий, которые, прежде всего, являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися УДД создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений, и компетентностей, включая организацию усвоения , т.е. умения учиться . Поэтому приоритетной целью обучения становится формирование (начальная школа), а затем развитие личностных и метапредметных УУД в основной школе.
Цель: создание условий для успешной адаптации пятиклассников, обеспечение постепенного и успешного перехода учащихся из начальной в основную школу.
Задачи педагогического коллектива в период адаптации пятиклассников:
- Создать в совместной деятельности учащихся и учителя возможные образовательные пространства для решения в последующем личностных задач младших подростков;
- Обеспечить преемственность в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности;
- Создание эмоционально положительного психологического микроклимата;
- Помочь каждому учащемуся определить границы своей «взрослости»;
- Повышение уровня психологической и социальной готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению;
- Поиск новых организационных форм взаимодействия педагогов начальной и основной школы.
Содержание:
1 этап предварительный:
1. Анализ результатов уровня ЗУН, УУД учащихся 4 классов, соответствие уровня обученности каждого ученика потоку обучения;
2. Составление психологической характеристики классного коллектива;
3. Преемственность в работе с одаренными учащимися, с учащимися с особыми образовательными потребностями;
4. Ознакомление родителей с перспективами обучения учащихся в 5 классе;
5. Анализ уровня здоровья учащихся.
2 этап основной:
- Входная диагностика ЗУН, УУД;
- Ознакомление родителей с особенностями адаптационного периода учащихся 5 классов , с содержанием и методами обучения, с системой требований к учащимся 5 классов, с целями и задачами работы по преемственности между начальным и основным общем образованием, требованиями ФГОС;
3. Выявление организационно – психологических проблем классного
коллектива, изучение индивидуальных особенностей учащихся, коррекция деятельности педагогов среднего звена с целью создания комфортных условий для адаптации учащихся 5 классов в среднем звене обучения познавательной учебной мотивации;
4. Адаптационный тренинг;
5. Родительские собрания с участием учителей.
3. Заключительный этап:
- Анализ итогов обучения в 5 классе;
- Подведение итогов работы по преемственности, определение трудностей в развитии учащихся;
- Анализ работы по преемственности с одаренными учащимися, учащихся с особыми образовательными потребностями.
Предполагаемые результаты
- Достаточно высокий уровень адаптации пятиклассников. Позитивное отношение учащихся к обучению в среднем звене школы.
- Повышение уровня физического, психического, эмоционального здоровья учащихся.
- Успешность в учебной деятельности, устойчивая школьная мотивация.
- Развитие коммуникации как общения и кооперации со взрослыми и сверстниками.
- Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый практико-ориентированный семинар на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды». «Создание условий для социализации школьников в открытом образовательном пространстве»
Выступление по теме:"Роль социально-педагогического сопровождения в создании условий социализаций подростков с девиантным поведением"...
Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации МБОУ «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»
Проблемы образования детей с ограниченными возможностями сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специа...
ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио обучающегося основной школы (5-8 классы) в условиях введения ФГОС ООО в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 7»
Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО МАОУ СОШ № 7 разработано в рамках реализации ФГОС ООО, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обуче...
ПОЛОЖЕНИЕ о социальных практиках учащихся 8-11 классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10»
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Концепсией профильного обучения на старшей ступени образов...
ОПИСАНИЕ ЛУЧШИХ ПРАКТИК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. БАЛЯГА
В данном сборнике обобщена практика средней общеобразовательной школы с.Баляга Петровск-Забайкальского района Забайкальского, которая принимала участие в реализации мероприятий, направленных на повыше...
Практика организации самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся Гляденской основной общеобразовательной школы филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холмогорской средней общеобразовательной школы «Взгляд в будущ
Прежде чем предоставить помощь молодому человеку в профессиональном самоопределении к рабочей профессии, нужно понимать смысл предоставления помощи, чётко осознавать возможности развития личности в за...