Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО: теория, практика, проблемы.
статья по русскому языку

Современный урок русского языка и литературы

в условиях введения ФГОС ООО:

теория, практика, проблемы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный урок русского языка и литературы

в условиях введения ФГОС ООО:

теория, практика, проблемы.

  1. Вступление.

Процессы модернизации затрагивают и школу, они связаны с переходом от знаниевой парадигмы образования к деятельностной, ориентирующей на качественно иные цели образования школьников. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП (основной образовательной программы) предполагает не только обновление содержания, но и изменение подходов к организации образовательного процесса, направленного на реализацию требований ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта).

    Основная задача сегодня – перевести учащихся в режим саморазвития.

    Наша школа в 2014-2015 году начала реализацию ФГОС в основной школе, в 5 классе. Работаю по новым стандартам еще первый год. Опыт пока небольшой,  но есть некоторые наработки.  Работать по ФГОС сложно, но можно и интересно. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!  Наша проблема была в том, что пришедшие из начальной школы учащиеся уже были научены работать по ФГОС, а мы, учителя, оказались менее  готовы, чем дети.

  1. УМК Разумовкой М.М.

       Первое, что мы сделали, еще в прошлом учебном году – выбрали УМК (учебно-методический комплекс), по которому будем заниматься. Изучив всю базу  федерального перечня учебников, учителя- филологи остановились на УМК М.М. Разумовской (показать учебник).

     В учебно-методический комплекс  под ред. М. М. Разумовской входит учебник, рабочие тетради, рабочая программа, электронное приложение к учебнику, методическое пособие для учителей.  

      В УМК содержание языкового и речевого материала подаётся в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.      

      Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка.

      5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному.

      Большое внимание авторами уделяется формированию лингвистической компетенции обучающихся. Именно в учебнике М.М.Разумовской впервые появилась рубрика-обращение «Учись читать и понимать лингвистический текст», а в темах, посвященных строению текста – «Учимся проводить смысловой анализ текста». Бесспорно, очень ценна и рубрика «ЗСП» (значение, строение, правописание), где часто прослеживается этимология слов. 

    Да, в этом учебнике нет четко сформулированных правил "в рамочке", требующих заучивания наизусть. В учебнике определения заменяются лингвистическим рассказом, а правила - указанием адекватного правилу способа действия. Очень часто способ действия излагается под рубрикой "Возьмите на заметку!''  Большое внимание уделяется развитию речи учащихся, дается материал для расширения речеведческой и терминологической базы. Учебник содержит богатый справочный материал.

      Большое  внимание уделяется работе с лингвистическим текстом и словарями, которые расположены в конце учебника.  

    Языковая система составляет структурный стержень предмета. Формирование необходимых языковых умений происходит на основе системы упражнений, включающих следующие компоненты: узнавание языкового явления - систематизация фактов языка - дифференциация этих языковых фактов - "чтение" схем, таблиц и других графических средств, их интерпретация - самостоятельный подбор примеров и самостоятельные высказывания учащихся.

      Работать по этому учебнику интересно!

   

Еще нами была приобретена рабочая тетрадь по орфографии из этого же комплекса под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. Она является большим подспорьем работе учителя. Она включает в себя систему различных упражнений:

  • упражнения, при выполнении которых необходимо обратиться к параграфу учебника;
  • упражнения, связанные с рубрикой учебника «ЗСП»;
  • задания творческого характера;
  • игровые задания, направленные на выполнение их учащимися с одноклассниками, родителями;
  • упражнения на развитие матапредметных умений и навыков, помечены специальным значком «М»;
  • упражнения на развитие личностных качеств, помечены специальным значком «Л»;
  • тесты на 2 варианта после изучения каждой темы.

Т.о. тетрадь соответствует ФГОС ООО, она предназначена для закрепления и проверки знаний учащихся по орфографии и по совершенствованию их способностей понимать и осмыслять чужие высказывания, а также свободно и правильно выражать собственные мысли в устной и письменной речи с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка.

Моей задачей теперь, в отличие от предшествующей работы, когда можно было просто, как можно нагляднее и доступнее  на  уроке все объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность. Я должна организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных.  Поэтому мне пришлось переосмыслить свой  педагогический опыт и по-новому ответить на вопросы: как обучать, как развивать у детей умение и желание учиться, что такое универсальные учебные действия и как продолжить их формировать.

  1. Универсальные учебные действия.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В этой связи очень актуальными становятся те УУД, которые вводятся ФГОС.

а) Личностные:

  • формирование основ гражданской идентичности;
  • правосознание, межличностные отношения;
  • выбор профильного образования и готовность к дальнейшему самообразованию.

б) Регулятивные:

  • способность ставить цели и задачи,
  • уметь контролировать свои  действия,
  • планировать будущий результат.

в) Коммуникативные:

  • умение работать в группе,
  • согласовывать свои действия,
  • договариваться и поддерживать  контакты;
  • речевая деятельность.

г) Познавательные:

  • смысловое чтение и осознанная работа с информацией;
  • проектно-исследовательская работа;
  • изучение различных действий и операций и умение применять их на практике.

 «В основе развития  УУД лежит системно-деятельностный подход. Активность обучающегося признается основой достижения развивающихся целей образования –  знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе  познавательной деятельности».

  1. Системно-деятельностный подход.  Особенность ФГОС  ООО (федеральных государственных стандартов основного общего образования) – их деятельностный характер, главной задачей которого является развитие личности ученика. Он дает возможность детям вырасти людьми, которые будут способны понимать, оценивать информацию, анализировать ее на основе имеющихся у них теоретических знаний, будут обладать навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях, будут способны принимать решения на основе проведенного анализа. Ученик теперь - главный деятель на уроке. Во главе и в центре учебного процесса находится познавательная деятельность ученика, активная и как можно более самостоятельная.

    Целая система дидактических принципов обеспечивает реализацию технологии системно-деятельностного метода в практическом преподавании:

  • принцип деятельности;
  • принцип непрерывности;
  • принцип целостного представления о мире;
  • принцип психологической комфортности;
  • принцип вариативности;
  • принцип творчества.

Такой подход предполагает, что знания открываются самими учащимися, в процессе исследовательской деятельности, поэтому знания для ребят приобретают личностную значимость. Я как педагог лишь направляю деятельность моих учеников.

         1).   Особенности современного урока в рамках системно-деятельностного подхода.  В рамках изменения подходов к учебному процессу меняется и сама структура урока, хотя по сути, все те же этапы урока выделялись и ранее. Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:

  • Актуализация, мотивация (включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  • Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить  - узнать – научиться);
  • Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  • Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
  • Взаимопроверка, взаимоконтроль;
  • Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового узнал и чему научился на уроке).

           2) Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:

  • хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • в центре внимания урока — дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся (профиль класса, стремление учащихся, настроение детей);
  • умение демонстрировать   методическое искусство учителя;
  • урок должен быть добрым.

         3) Теперь рассмотрим поподробнее некоторые приемы работы в рамках ФГОС.

  • Этап мотивации.  Одним из важных этапов на уроке  считаю этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Дети должны удивиться, пойти вперед, а столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в начале уроке и на любом этапе урока. Есть разные приемы мотивации.

   На уроке русского языка применяю рифмованные упражнения, грамматические сказки, ведь дети очень чутки к слову, к образу.

Очень нравится и мне и детям приём  “Фантастическая добавка” -универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Он  предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету («Мы сегодня отправимся на планету «Фразеология»),  придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; или отправиться в лингвистическую экспедицию, как было на сегодняшнем уроке.

     Прием  «Театрализации»

        Знание на время игры становится нашим пространством. Мы погружены в него со всеми своими эмоциями. И замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны. Разыгрывается сценка на учебную тему.

     Использование наглядности на уроке, тем более ИКТ облегчает  учителю задачу мотивации учащихся.

     Результат эффективной школьной мотивации одна – это искренний интерес учащихся.    

  • Этап целеполагания.

На этом этапе дети должны самостоятельно сформулировать цели, причем не только предметные, но и личностные (Зачем мне это надо?).

Обучаю детей планированию работы на уроке, определению последовательности нашей работы. Как учитель я только предполагаю по какому плану может пойти урок.

   (Назовите мне тему урока. Определите последовательность нашей работы.)

     Прием «Группировка»

        Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается учащимся разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.        

  • Этап актуализации.

Прием «Интеллектуальная разминка». Этот прием был примен сегодня на уроке.

Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

      Прием «Кроссворд»

Кроссворды на уроке – это актуализация и закрепление знаний, привлечение внимания к материалу, интеллектуальная зарядка в занимательной форме. Учащиеся любят разгадывать загадки, ребусы и кроссворды.

  • Этап коммуникации. Или открытия нового знания.  Работа в паре, группе.

Деятельностный метод позволяет вести поиск истины в форме диалога. Дети включаются в активную работу, каждый хочет высказаться, не бывает равнодушных. А я выслушиваю все мнения.  Обсуждая в диалоге вопросы, дети сами решают проблему, делают выводы. Я только немного направляю их, подвожу к открытию нового знания. После обсуждения подвожу итог, знакомлю с правильной терминологией, вместе с ребятами составляем алгоритм действий или кластер (как на сегодняшнем уроке).

    Очень важным я считаю научить детей работать в парах, группах, научить выслушивать мнение других, высказывать свое, а также делать выводы. Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов УУД: личностных, познавательных, коммуникативных.

   Технология формирования групп такова. Чтобы организовать  группу, дети, сидящие за первой партой, просто оборачиваются к тем, кто сидит за второй партой и так далее. Но не надо забывать, что наиболее продуктивно работают пары, несильно отличающиеся по степени уровня (низкий, средний, высокий). Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом. Учителю необходимо  только регулировать уровень шума в классе при работе в группах. Я предупреждаю, что все должны говорить вполголоса.

          На проведенном уроке был применен прием «Ключевые термины»

Из темы выбирались ключевые слова. Перед выполнением задания учащимся, работающим парами, предлагалось дать общую трактовку этих терминов. После чтения текста, проверить, в этом ли значении употреблялись термины.

  • Самоконтроль и взаимоконтроль.

Для проверки практической работы использую различные формы самоконтроля и взаимоконтроля. Здесь не возникло особых трудностей, потому что этому дети были уже научены в начальной школе. Они умеют оценивать работу, я лишь направляю, оказываю небольшую помощь.

Здесь я применила прием «Создай кластер», при составлении которого дети определяли, насколько хорошо они поняли новый материал.

На сегодняшнем уроке были организованы и самоконтроль и взаимоконтроль, оценки заносились в определенную таблицу, по которой учитель может судить, как тот или иной ребенок работал на всех этапах урока.    

  • Рефлексия.

Большое значение уделяю размышлениям учащихся, что им было затруднительно, в чем испытали трудности, почему. Рефлексия осуществляется на разных этапах урока. Например, перед началом работы в парах можно задать вопрос: Как вам поможет работа в парах? На завершающем этапе можно спросить: Какие трудности встретились, Что нового узнали на уроке? Как эти знания можно использовать в жизни?

    Готовясь работать по новым стандартам, изучая инновационные технологии, методы и приемы, я поняла, что некоторые из них я уже применяла в своей деятельности и раньше, хотя и не называла так. Например, «Кластер». Это опорная схема – способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным изучаемый материал.   Прием «Доскажи словечко…» использую в конце урока, как было на сегодняшнем уроке.

«Я понял, что…»

«Я научился…»

«Я думаю, что…» и др.

Приём "Синквейн"  нравится и мне и детям. Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.  Пример синквейна:

Эпитет

Яркий, красочный

Выражает, привлекает, радует

Красота

  • На разных этапах я использую прием   “Создай паспорт”

Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Например, может быть использован для создания характеристик:  на литературном чтении – героев литературных произведений (составьте паспорт Герасима(«Му-му»);  на русском языке – частей речи (как это было на уроке), членов предложений, частей слова, лингвистических терминов..

    Приемов на самом деле очень много, обо всех невозможно рассказать. Советую вам книгу Т.Ю. Батурлакиной «Методическое  пособие  по созданию современного урока по ФГОС» (для преподавателей гуманитарных дисциплин образовательных учреждений СПО и НПО), г. Армавир, 2013 г.

Предметными результатами обучения по предметной области русского языка в данном  контексте становятся:

  1. совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения,   предметами и  взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального  межличностного и межкультурного общения;
  2. понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих  способностей личности, в процессе образования и самообразования;
  3. использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
  4. расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его  уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий  языка;
  5. формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического  анализа словосочетания и предложения;
  6. обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема  используемых в речиграмматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
  7. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и  письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
  8. формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность».

Метапредметые результаты - формирование мировоззренческих установок, ценностных культурологичеких позиций.

Критерии результативности урока при системно–деятельностном подходе:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

3. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

4. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

5. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

6.Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

7. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

8. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

9. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель – ученик” (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Т.о. Главной особенностью учебного процесса  в системе деятельностного подхода является то, что центром деятельности становится ученик, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

  1. Плюсы и минусы.

Работая по новым стандартам, могу отметить позитивные результаты своей деятельности. Среди них самый главный результат – изменение мотивации учащихся. Моя задача, как учителя заключается в том, чтобы обеспечить возникновение и сохранение в душе школьника мотивов учебно-познавательной деятельности. И это в условиях работы по новым стандартам удается. Необычность подачи  учебного материала пробуждает школьников внимательнее присмотреться к ранее неизвестному и разобраться в нем.

    Позитивные изменения произошли и в деятельности учащихся. Самостоятельной работе на уроке отводится больше времени, чем раньше, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным.

  Я как учитель призвана учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность,   владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию. Поэтому в новых условиях мне просто необходимо совершенствовать педагогические технологии, методы, приемы и средства обучения, пользоваться инновациями в учебном процессе.

Вскрылись и определенные проблемы при апробации ФГОС ООО:

  • требуется совершенствование программно-методического потенциала;
  • сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий;
  • реализация проектной деятельности требует от педагога владение в совершенстве приемами, технологиями метода проектов;
  • слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;
  • отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя;
  • работа по ведению портфолио как форме оценивания учащихся должна совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями.

          Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение  к педагогической деятельности.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные требования к урокам русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования  к уроку как основной форме организации учебного процесса.  Какие же  требования предъявляются к сов...

«Развитие творческой самостоятельности на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС»

Актуальность данной темы бесспорна, так как  цель современного урока в рамках принятия ФГОС - научить детей учиться. А это можно сделать, прибегая к различным видам самостоятельной работы. Практи...

проектная работа "Развитие творческой самостоятельности на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС"

Актуальность данной темы бесспорна, так как  цель современного урока в рамках принятия ФГОС - научить детей учиться. А это можно сделать, прибегая к различным видам самостоятельной работы. Практи...

Фролова И.М. Статья: «Урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе»

Фролова И.М. учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 139 с углубленным изучением математикиСтатья: «Урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе»Современная жизнь ...

Урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы ...

Урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе

Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать сист...

Требования к урокам русского языка и литературы в условиях введения ФГОС

Статья содержит  сведения о требованиях к урокам русского языка и литературы в условиях введения ФГОС...