Рабочие программы по математике, алгебре и геометрии
рабочая программа по математике (6 класс)

Зарубина Татьяна Ивановна

Рабочая пронграмма по математике ориентирована на УМК Мерзляк

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел 1. Пояснительная записка

       Рабочая программа по математике для учащихся 5-х классов составлена в соответствии:

  1. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897;
  2. Программой основного общего образования по математике: «Математика». Сборник рабочих программ. 5-11 классы [А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский и др.]. – М.:Вентана-Граф, 2018. – 152с.
  3. Образовательной программой МБОУ «Зарубинская основная общеобразовательная школа»;
  4. Учебным планом МБОУ «Зарубинская ООШ» на 2018-2019  учебный год;
  5. Федеральным перечнем учебников на 2018-2019 учебный год;
  6. Положением о рабочей программе МБОУ «Зарубинская основная общеобразовательная школа».

Рабочая программа ориентирована на УМК:

      Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г.Мерзляк,  В.Б.Полонский,  М.С.Якир – 2-е изд., перераб. – М.:Вентана-Граф, 2017. – 304 с.: ил.

       Цели и задачи изучения курса.

       Цели:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • формирование интеллекта, а также личностных качеств, необходимых человеку для полноценной жизни, развиваемых математикой: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание отношения к математике как к части общественной культуры, формирование понимания значимости математики для научно технического прогресса.

       Задачи:

  • приобретение математических знаний и умений;
  • овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
  • освоение компетенций (учебно–познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой).

        Общая характеристика учебного предмета.

         Курс математики 5 класса является фундаментом для математического образования и развития школьников, доминирующей функцией при его изучении в этом возрасте является интеллектуальное развитие учащихся. Курс построен на взвешенном соотношении новых и ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися.

        Практическая значимость школьного курса математики 5 класса состоит в том, что предметом его изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.

        Математика является одним из опорных школьных предметов. Математические знания и умения необходимы для изучения алгебры и геометрии в 7-9 классах, а также для изучения смежных дисциплин.

        Одной из основных целей изучения математики является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. С точки зрения воспитания творческой личности особенно важно, чтобы в структуру мышления учащихся, кроме алгоритмических умений и навыков, которые сформулированы в стандартных правилах, формулах и алгоритмах действий, вошли эвристические приёмы как общего, так и конкретного характера. Эти приёмы, в частности, формируются при поиске решения задач высших уровней сложности. В процессе изучения математики также формируются и такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.

       Обучение математике даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.

        В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.

       Знакомство с историей развития математики как науки формирует у учащихся представления о математике как части общечеловеческой культуры.

       Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения задач прикладного характера, например решения текстовых задач, денежных и процентных расчётов, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах, умение читать графики. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений.

Содержание курса, представленное в настоящей программе, рассчитано на 175 учебных часов  (5 часа в неделю) согласно учебному плану МБОУ «Зарубинская ООШ».

Программой предусмотрено проведение:

      контрольных работ – .

Раздел 2. Планируемые результаты изучения курса.

   Изучение математики способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

 Личностные результаты:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения  к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
  2. ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  3. осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
  4. умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
  5. критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  1. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
  2. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  3. развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  4. первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  5. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  6. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
  7. умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  1. умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
  2. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

  1. осознание значения математики для повседневной жизни человека;
  2. представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  1. развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
  2. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  3. практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:
  • выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
  • решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
  • изображать фигуры на плоскости;
  • использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
  • измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
  • распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
  • проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
  • использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
  • строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;
  • читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде;
  • решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.

Раздел 3. Содержание учебного курса предмета.

Натуральные числа

• Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел.

• Координатный луч.

• Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения.

• Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем.

• Решение текстовых задач арифметическими способами.

Дроби

• Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.

• Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.

• Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.

• Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.

• Решение текстовых задач арифметическими способами.

Величины. Зависимости между величинами

• Единицы длины, площади, объёма, массы, времени, скорости.

• Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.

Числовые и буквенные выражения. Уравнения

• Числовые выражения. Значение числового выражения.

• Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Формулы.

• Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.

Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи

• Представление данных в виде таблиц, графиков.

• Среднее арифметическое. Среднее значение величины.

• Решение комбинаторных задач.

Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин

• Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Периметр многоугольника. Плоскость. Прямая. Луч.

• Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.

• Прямоугольник. Квадрат. Треугольник. Виды треугольников.

• Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Ось симметрии фигуры.

• Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб. Примеры развёрток многогранников. Понятие и свойства объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда и куба.

Математика в историческом развитии

Римская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначение цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Введение метра как единицы длины. Метрическая система мер в России, в Европе. История формирования математических символов. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение. Число нуль. Появление отрицательных чисел.

Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышев. А.Н. Колмогоров.

Необходимое  количество часов для изучения раздела, а также содержание темы приведены в таблице:

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

1

Натуральные числа

20 ч.

2

Сложение и вычитание натуральных чисел

33 ч.

3

Умножение и деление натуральных чисел

36 ч.

4

Обыкновенные дроби

18 ч.

5

Десятичные дроби

48 ч.

6

Повторение и систематизация учебного материала

20 ч.

Всего:

175 часов

Раздел 4. Календарно- тематическое планирование.

Номер урока

Название параграфа

Кол-во уроков

Дата проведения

Примеч.

План.

Факт.

Глава 1. Натуральные числа (20 ч.)

1

Ряд натуральных чисел

1

2

Ряд натуральных чисел

1

3

Цифры. Десятичная запись натуральных чисел

1

4

Цифры. Десятичная запись натуральных чисел

1

5

Цифры. Десятичная запись натуральных чисел

1

6

Отрезок. Длина отрезка

1

7

Отрезок. Длина отрезка

1

8

Отрезок. Длина отрезка

1

9

Отрезок. Длина отрезка

1

10

Плоскость. Прямая. Луч

1

11

Плоскость. Прямая. Луч

1

12

Плоскость. Прямая. Луч

1

13

Шкала. Координатный луч

1

14

Шкала. Координатный луч

1

15

Шкала. Координатный луч

1

16

Сравнение натуральных чисел

1

17

Сравнение натуральных чисел

1

18

Сравнение натуральных чисел

1

19

Повторение и систематизация учебного материала «Натуральные числа»

1

20

Контрольная работа № 1 по теме «Натуральные числа»

1

Глава 2. Сложение и вычитание натуральных чисел (33 часа)

21

Сложение натуральных чисел

1

22

Сложение натуральных чисел

1

23

Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

1

24

Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

1

25

Вычитание натуральных чисел

1

26

Вычитание натуральных чисел

1

27

Решение упражнений по теме «Вычитание натуральных чисел»

1

28

Решение упражнений по теме «Вычитание натуральных чисел»

1

29

Решение упражнений по теме «Вычитание натуральных чисел»

1

30

Числовые и буквенные выражения. Формулы

1

31

Числовые и буквенные выражения. Формулы

1

32

Решение упражнений по теме «Числовые и буквенные выражения Формулы»

1

33

Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»

1

34

Уравнение

1

35

Уравнение

1

36

Решение задач при помощи уравнений

1

37

Угол. Обозначение углов

1

38

Угол. Обозначение углов

1

39

Виды углов. Измерение углов

1

40

Виды углов. Измерение углов

1

41

Виды углов. Измерение углов

1

42

Виды углов. Измерение углов

1

43

Виды углов. Измерение углов

1

44

Многоугольники. Равные фигуры

1

45

Многоугольники. Равные фигуры

1

46

Треугольник и его виды

1

47

Треугольник и его виды

1

48

Треугольник и его виды

1

49

Прямоугольник. Ось симметрии фигуры

1

50

Прямоугольник. Ось симметрии фигуры

1

51

Прямоугольник. Ось симметрии фигуры

1

52

Повторение и систематизация учебного материала по теме: «Уравнение. Угол. Многоугольники»

1

53

Контрольная работа № 3по теме: «Уравнение. Угол. Многоугольники»

1

Глава 3. Умножение и деление натуральных чисел (36 часов)

54

Умножение. Переместительное свойство умножения

1

55

Умножение. Переместительное свойство умножения

1

56

Умножение. Переместительное свойство умножения

1

57

Умножение. Переместительное свойство умножения

1

58

Сочетательное и распределительное свойства умножения

1

59

Сочетательное и распределительное свойства умножения

1

60

Сочетательное и распределительное свойства умножения

1

61

Деление

1

62

Деление

1

63

Деление

1

64

Деление

1

65

Деление

1

66

Деление

1

67

Деление

1

68

Деление с остатком

1

69

Деление с остатком

1

70

Решение упражнений по теме «Деление  с остатком»

1

71

Степень числа

1

72

Степень числа

1

73

Контрольная работа № 4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел. Свойства натуральных чисел»

1

74

Площадь. Площадь прямоугольника

1

75

Площадь. Площадь прямоугольника

1

76

Решение упражнений по теме «Площадь. Площадь прямоугольника»

1

77

Решение упражнений по теме «Площадь. Площадь прямоугольника»

1

78

Прямоугольный параллелепипед. Пирамида

1

79

Прямоугольный параллелепипед. Пирамида

1

80

Решение упражнений по теме «Прямоугольный параллелепипед пирамида»

1

81

Объем прямоугольного параллелепипеда

1

82

Объем прямоугольного параллелепипеда

1

83

Решение упражнений по теме «Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда»

1

84

Комбинаторные задачи

1

85

Комбинаторные задачи

1

86

Комбинаторные задачи

1

87

Повторение и систематизация учебного материала по теме «Деление с остатком. площадь прямоугольника. Прямоугольный параллелепипед и его объем. Комбинаторные задачи»

1

88

Повторение и систематизация учебного материала по теме «Деление с остатком. площадь прямоугольника. Прямоугольный параллелепипед и его объем. Комбинаторные задачи»

1

89

Контрольная работа № 5 по теме «Деление с остатком. площадь прямоугольника. Прямоугольный параллелепипед и его объем. Комбинаторные задачи»

1

Глава 4. Обыкновенные дроби (18 часов)

90

Понятие обыкновенной дроби

1

91

Понятие обыкновенной дроби

1

92

Решение упражнений по теме «Обыкновенные дроби»

1

93

Решение упражнений по теме «Обыкновенные дроби»

1

94

Решение упражнений по теме «Обыкновенные дроби»

1

95

Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей

1

96

Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей

1

97

Решение упражнений по теме «Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей»

1

98

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1

99

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1

100

Дроби и деление натуральных чисел

1

101

Смешанные числа

1

102

Смешанные числа

1

103

Решение упражнений по теме «Смешанные числа»

1

104

Сложение и вычитание смешанных чисел

1

105

Сложение и вычитание смешанных чисел

1

106

Повторение и систематизация учебного материала по теме «Обыкновенные дроби»

1

107

Контрольная работа № 6 по теме «Обыкновенные дроби»

1

Глава 5. Десятичные дроби (48 часов)

108

Представление о десятичных дробях

1

109

Представление о десятичных дробях

1

110

Решение упражнений по теме «Десятичные дроби»

1

111

Решение упражнений по теме «Десятичные дроби»

1

112

Сравнение десятичных дробей

1

113

Сравнение десятичных дробей

1

114

Решение упражнений по теме «Сравнение десятичных дробей»

1

115

Округление чисел. Прикидки

1

116

Округление чисел. Прикидки

1

117

Решение упражнений по теме «Округление чисел. Прикидки»

1

118

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

119

Сложение и вычитание десятичных дробей

1

120

Решение упражнений по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

1

121

Решение упражнений по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

1

122

Решение упражнений по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

1

123

Повторение и систематизация учебного материала по теме «Десятичные дроби. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей»

1

124

Контрольная работа №7 по теме «Десятичные дроби. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей»

1

125

Умножение десятичных дробей на натуральные числа

1

126

Умножение десятичных дробей на натуральные числа

1

127

Решение упражнений по теме «Умножение десятичных дробей на натуральные числа»

1

128

Умножение десятичных дробей

1

129

Умножение десятичных дробей

1

130

Умножение десятичных дробей

1

131

Решение упражнений по теме «Умножение десятичных дробей»

1

132

Решение упражнений по теме «Умножение десятичных дробей»

1

133

Деление десятичных дробей на натуральное число

1

134

Деление десятичных дробей на натуральное число

1

135

Деление десятичных дробей

1

136

Решение упражнений по теме «Деление десятичных дробей»

1

137

Деление на десятичную дробь

1

138

Деление на десятичную дробь

1

139

Деление на десятичную дробь

1

140

Решение упражнений по теме «Деление на десятичную дробь»

1

141

Решение упражнений по теме «Деление на десятичную дробь»

1

142

Контрольная работа № 8 по теме «Умножение

и деление десятичных дробей»

1

143

Среднее арифметическое. Среднее значение величины

1

144

Среднее арифметическое. Среднее значение величины

1

145

Решение упражнений по теме «Среднее арифметическое средне значение величины»

1

146

Проценты. Нахождения процентов от числа

1

147

Проценты. Нахождения процентов от числа

1

148

Решение упражнений по теме «Проценты. Нахождение процентов от числа»

1

149

Решение упражнений по теме «Проценты. Нахождение процентов от числа»

1

150

Нахождение числа по его процентам

1

151

Нахождение числа по его процентам

1

152

Нахождение числа по его процентам

1

153

Нахождение числа по его процентам

1

154

Повторение и систематизация учебного материала по теме «Среднее арифметическое. Проценты»

1

155

Контрольная работа № 9 по теме «Среднее арифметическое. Проценты»

1

Повторение и систематизация учебного материала (20 часов)

156

Повторение. Натуральные числа и шкалы.

1

157

Повторение. Натуральные числа и шкалы.

1

158

Повторение. Сложение и вычитание натуральных чисел

1

159

Повторение. Сложение и вычитание натуральных чисел

1

160

Повторение. Умножение и деление натуральных чисел.

1

161

Повторение. Умножение и деление натуральных чисел.

1

162

Повторение и систематизация учебного материала за курс математики 5 класса

1

163

Итоговая контрольная работа №10

1

164

Повторение. Площади и объемы

1

165

Повторение. Площади и объемы

1

166

Повторение.  Обыкновенные дроби.

1

167

Повторение.  Обыкновенные дроби.

1

168

Повторение.  Обыкновенные дроби.

1

169

Повторение.  Обыкновенные дроби.

1

170

Повторение.  Решение уравнений и задач

1

171

Повторение.  Решение уравнений и задач

1

172

Повторение.  Решение уравнений и задач

1

173

Повторение.  Решение уравнений и задач

1

174

Повторение.  Решение уравнений и задач

1

175

Итоговый урок по курсу 5 класса

1



Предварительный просмотр:

hjjРаздел 1. Пояснительная записка

       Рабочая программа по математике для учащихся 6-х классов составлена в соответствии с:

  1. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897;
  2. Программой основного общего образования по математике: «Математика». Сборник рабочих программ. 5-11 классы [А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский и др.]. – М.:Вентана-Граф, 2018. – 152с.
  3. Образовательной программой МБОУ «Зарубинская основная общеобразовательная школа»;
  4. Учебным планом МБОУ «Зарубинская ООШ» на 2018-2019  учебный год;
  5. Федеральным перечнем учебников на 2018-2019 учебный год;
  6. Положением о рабочей программе МБОУ «Зарубинская основная общеобразовательная школа».

Рабочая программа ориентирована на УМК:

Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир – 2-е изд., перераб. – М.:Вентана-Граф, 2016. – 304 с.: ил.

Цели и задачи изучения курса.

Цели:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • формирование интеллекта, а также личностных качеств, необходимых человеку для полноценной жизни, развиваемых математикой: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание отношения к математике как к части общественной культуры, формирование понимания значимости математики для научно технического прогресса.

Задачи:

  • приобретение математических знаний и умений;
  • овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
  • освоение компетенций (учебно–познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой).

      Общая характеристика учебного предмета.

         Курс математики 5-6 классов является фундаментом для математического образования и развития школьников, доминирующей функцией при его изучении в этом возрасте является интеллектуальное развитие учащихся. Курс построен на взвешенном соотношении новых и ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися.

        Практическая значимость школьного курса математики 5-6 классов состоит в том, что предметом его изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.

        Математика является одним из опорных школьных предметов. Математические знания и умения необходимы для изучения алгебры и геометрии в 7-9 классах, а также для изучения смежных дисциплин.

        Одной из основных целей изучения математики является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. С точки зрения воспитания творческой личности особенно важно, чтобы в структуру мышления учащихся, кроме алгоритмических умений и навыков, которые сформулированы в стандартных правилах, формулах и алгоритмах действий, вошли эвристические приёмы как общего, так и конкретного характера. Эти приёмы, в частности, формируются при поиске решения задач высших уровней сложности. В процессе изучения математики также формируются и такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.

       Обучение математике даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.

        В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.

       Знакомство с историей развития математики как науки формирует у учащихся представления о математике как части общечеловеческой культуры.

       Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения задач прикладного характера, например решения текстовых задач, денежных и процентных расчётов, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах, умение читать графики. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений.

Содержание курса, представленное в настоящей программе, рассчитано на 175 учебных часов  (5 часа в неделю) согласно учебному плану МБОУ «Зарубинская ООШ».

Программой предусмотрено проведение:

      контрольных работ – .

Раздел 2. Планируемые результаты изучения курса.

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении математики в основной школе, являются:

  • контролировать процесс математической деятельности;
  • Проявлять инициативу, находчивость и активность при решении  математических задач;
  • осознать вклад отечественных ученых в развитие  мировой науки, воспитать в себе чувство   патриотизма, уважения к Отечеству;
  • ответственно  относиться к учению, усилить  мотивацию к обучению и познанию;
  • формирование осознанного выбора на основе уважительного отношения к труду.

Метапредметные результаты:

Ученик  научится:

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами,
  • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
  • понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации;
  • действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • использовать первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.

Ученик получит возможность:

  • самостоятельно определять цели своего обучения;
  • использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.)  для интерпретации, аргументации;
  • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
  • устанавливать  причинно-следственные связи;
  • видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

Предметные результаты:

Ученик научится:

  • выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и    десятичными дробями;
  • решать текстовые задачи арифметическим способами с помощью составления и решения уравнений;
  • изображать фигуры на плоскости;
  • использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать  равные и симметричные фигуры;
  • проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
  • использовать буквенную символику для записи общих утверждений,  формул,  выражений, уравнений.

Раздел 3. Содержание учебного курса предмета.

Раздел 1. Делимость натуральных чисел (19 ч)

  • Делители и кратные натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10.
  • Простые и составные числа. Разложение чисел на простые множители.
  • Решение текстовых задач арифметическими способами.

Раздел 2. Обыкновенные дроби (38 ч)

  • Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по значению его дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.
  • Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.
  • Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби.

Раздел 3

  • Отношение. Процентное отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении. Масштаб.
  • Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
  • Решение текстовых задач арифметическими способами.

Раздел 3. Рациональные числа(70ч)

  • Положительные, отрицательные числа и число 0.
  • Противоположные числа. Модуль числа.
  • Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел.
  • Координатная прямая. Координатная плоскость.

Раздел 4. Числовые и буквенные выражения. Уравнения

  • Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы.
  • Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.

Раздел 5. Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи(3ч)

  • Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события. Решение комбинаторных задач.

Раздел 6. Геометрические фигуры

  • Окружность и круг. Длина окружности.
  • Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Площадь круга. Ось симметрии фигуры.
  • Наглядные представления о пространственных фигурах: цилиндр, конус, шар, сфера. Примеры развёрток многогранников, цилиндра, конуса. Понятие и свойства объёма.
  • Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые.
  • Осевая и центральная симметрии.

Раздел 7. Математика в историческом развитии

Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение. Число нуль. Появление отрицательных чисел. Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышев. А.Н. Колмогоров.

Раздел 4. Календарно- тематическое планирование.

№  урока

Тема

Кол-во

часов

Дата проведения

Прим.

План

Факт

1

Повторение материала за  курс 5 класса

1

Глава 1. Делимость натуральных чисел (19 часов)

2,3

Делители и кратные

2

4-6

Признаки делимости на 10, на 5 и на 2

3

7

Признаки делимости на 9 и на 3

1

8

Комбинированная  контрольная работа

1

9

Анализ контрольной работы.

Признаки делимости на 9 и на 3

1

10

Признаки делимости на 9 и на 3

1

11,12

Простые и составные числа

2

13-15

Наибольший общий делитель

3

16-18

Наименьшее общее кратное

3

19

Контрольная работа № 1 «Делимость натуральных чисел»

1

Глава 2. Обыкновенные дроби (38часов)

20

Анализ контрольной работы № 1. Основное свойство дроби

1

21

Основное свойство дроби

1

22-24

Сокращение дробей

3

25-28

Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей

4

29-33

Сложение и вычитание дробей

5

34

Контрольная работа № 2 «Сложение и вычитание дробей»

1

35

Анализ контрольной работы № 2. Умножение дробей

1

36-39

Умножение дробей

4

40-42

Нахождение дроби от числа

3

43

Контрольная работа № 3 «Умножение дробей»

1

44

Анализ контрольной работы № 3. Взаимно обратные числа

1

45-49

Деление дробей

5

50-52

Нахождение числа по значению его дроби

3

53

Преобразование обыкновенных дробей в десятичные

1

54

Бесконечные периодические десятичные дроби

1

55,56

Десятичное приближение обыкновенной дроби

2

57

Контрольная работа № 4 «Деление дробей»

1

Глава 3.  Отношения и пропорции (29 часов)

58

Анализ контрольной работы № 4. Отношения

1

59

Отношения

1

60-64

Пропорции

5

65-67

Процентное отношение двух чисел

3

68

Контрольная работа № 5 «Отношения и пропорции»

1

69

Анализ контрольной работы № 5. Прямая и обратная пропорциональные зависимости

1

70

Прямая и обратная пропорциональные зависимости

1

71

Деление числа в данном отношении

1

72

Итоговая работа за 1 полугодие

1

73

Анализ контрольной работы. Деление числа в данном отношении

1

74,75

Окружность и круг

2

76-78

Длина окружности. Площадь круга

3

79

Цилиндр, конус, шар

1

80-82

Диаграммы

3

83-85

Случайные события. Вероятность случайного события

3

86

Контрольная работа № 6 «Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Окружность и круг. Вероятность случайного события»

1

Глава 4.Рациональные числа и действия над ними (72часа)

87

Анализ контрольной работы № 6. Положительные и отрицательные числа

1

88

Положительные и отрицательные числа

1

89-91

Координатная прямая

3

92,93

Целые числа. Рациональные числа

2

94-96

Модуль числа

3

97-100

Сравнение чисел было 4

5

101

Контрольная работа № 7 «Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел»

1

102

Анализ контрольной работы № 7. Сложение рациональных чисел

1

103-105

Сложение рациональных чисел

3

106,107

Свойства сложения рациональных чисел

2

108-112

Вычитание рациональных чисел, было 5

4

113

Контрольная работа № 8 «Сложение и вычитание рациональных чисел»

1

114

Анализ контрольной работы № 8. Умножение рациональных чисел

115-117

Умножение рациональных чисел

3

118-120

Свойства умножения рациональных чисел

3

121-125

Коэффициент. Распределительное свойство умножения

5

126-129

Деление рациональных чисел

4

130

Контрольная работа № 9 «Умножение и деление рациональных чисел»

1

131

Анализ контрольной работы № 9. Решение уравнений

132-135

Решение уравнений

4

136-141

Решение задач с помощью уравнений

6

142

Контрольная работа № 10 «Решение уравнений и  задач с помощью уравнений»

1

143

Анализ контрольной работы № 10. Перпендикулярные прямые

1

144,145

Перпендикулярные прямые

2

146-148

Осевая и центральная симметрии

3

149,150

Параллельные прямые

2

151-154

Координатная плоскость

4

155-157

Графики

3

158

Контрольная работа № 11 «Перпендикулярные и параллельные прямые. Координатная плоскость. Графики»

1

Повторение и систематизация  учебного материала (17 часов)

159

Анализ контрольной работы № 11. Повторение курса 6 класса

1

160-173

Повторение курса 6 класса

14

174

Итоговая комбинированная  контрольная работа

1

175

Анализ итоговой контрольной работы. Повторение курса 6 класса

1



Предварительный просмотр:

Раздел 1. Пояснительная записка

       Рабочая программа по алгебре для учащихся 8-х классов составлена в соответствии с:

  1. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897;
  2. Программой основного общего образования по математике (Программа. Математика. 5-9 классы / [авт.-сост А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский] – 2-е изд.,дораб. –«Вентана-Граф», 2015 г.)
  3. Образовательной программой МБОУ «Зарубинская основная общеобразовательная школа»;
  4. Учебным планом МБОУ «Зарубинская ООШ» на 2018-2019  учебный год;
  5. Федеральным перечнем учебников на 2018-2019 учебный год;
  6. Положением о рабочей программе МБОУ «Зарубинская основная общеобразовательная школа».

Рабочая программа ориентирована на УМК:

  1. Алгебра: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2017.
  2. Алгебра: 8 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2017.

Цели и задачи изучения курса.

Цели:

  • формирование практических навыков выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развитие вычислительной культуры;
  • овладение символическим языком алгебры, выработка формально-оперативных математических умений и навыков применения их к решению математических и нематематических задач;
  • развитие логического мышления и речи, умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • формирование представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений;
  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

Задачи:

  • приобретение математических знаний и умений;
  • овладение обобщёнными способами мыслительной, творческой деятельности;
  • освоение компетенций: учебно – познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного развития, ценностно – ориентированной и профессионально – трудового выбора

       Общая характеристика учебного предмета

Обучение алгебре даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения. В процессе изучения алгебры школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь. Знакомство с историей развития алгебры как науки формирует у учащихся представления об алгебре как части общечеловеческой культуры. Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения разнообразных задач прикладного характера, например решения текстовых задач, денежных и процентных расчётов, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах, умение читать графики. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, подхода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определённого типа.

 Содержание курса алгебры 8 классе представлено в виде следующих содержательных разделов:  "Алгебра", "Числовые множества", "Функции", "Элементы прикладной математики", "Алгебра в историческом развитии". Содержание раздела "Алгебра" формирует знания о математическом языке, необходимые для решения математических задач, задач из смежных дисциплин, а также практических задач. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений, систем уравнений и неравенств.

Материал данного раздела представлен в аспекте, способствующем формированию у учащихся умения пользоваться алгоритмами. Существенная роль при этом отводится развитию алгоритмического мышления -  важной составляющей интеллектуального развития человека.

Содержание раздела "Числовые множества" нацелено на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи. Материал раздела развивает понятие о числе, которое связано с изучением действительных чисел.

Цель содержания раздела "Функции" - получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования процессов и явлений окружающего мира.  Соответствующий материал способствует развитию воображения и творческих способностей учащихся, умению использовать различные языки математики (словесный, символический, графический).

Содержание раздела "Элементы прикладной математики" раскрывает прикладное и практическое значение математики в современном мире. Материал данного раздела способствует формированию умений представлять и анализировать различную информацию, пониманию вероятностного характера реальных зависимостей.

Раздел "Алгебра в историческом развитии" предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, создания культурно-исторической среды обучения. Учебник содержит теоретический материал, изложенный подробно и доступно. Главная особенность учебника состоит в том, что он основан на принципах развивающего и опережающего обучения и призван обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию учащихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций.  Учебник, имеет повествовательный стиль, легкий и доступный для всех учащихся. Основан на принципах проблемного, развивающего и опережающего обучения. Содержит разнообразные системы упражнений.

Содержание курса, представленное в настоящей программе, рассчитано на 105 учебных часов  (3 часа в неделю) согласно учебному плану МБОУ «Зарубинская ООШ».

Программой предусмотрено проведение:

      контрольных работ – 7.

Раздел 2. Планируемые результаты изучения курса.

Предметные результаты:

Алгебраические выражения

Ученик научится:

• оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с     формулами;

• выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;

• выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над алгебраическими дробями;

• выполнять разложение квадратного трехчлена на множители.

Уравнения

Ученик научится:

• решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной;

• понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;

• применять графические представления для исследования уравнений.

Числовые функции

Ученик научится:

• понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);

• строить графики элементарных функций у=к/х; у=х2; у=х; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;

• понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.

Числовые множества

Выпускник научится:

• понимать терминологию и символику, связанные с понятием множества, выполнять операции над множествами;

• использовать начальные представления о множестве действительных чисел.

       

 Метапредметные  результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и технике, о средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
  • умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 
  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
  • умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
  • критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

                     

Раздел 3. Содержание учебного курса предмета.

Глава 1 Рациональные выражения (44часа)

Рациональные дроби.   Основное свойство рациональной дроби.   Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями. Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень. Тождественные преобразования рациональных выражений. Равносильные уравнения. Рациональные уравнения. Степень с целым отрицательным показателем. Свойства степени с целым показателем. Функция и её график.

Глава 2. Квадратные корни. Действительные числа (25 часов)

Функция y = x2 и её график .Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. Множество и его элементы. Подмножество. Операции над множествами. Числовые

множества. Свойства арифметического квадратного корня. Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция
и её график.

Глава 3. Квадратные уравнения (26 часов)

Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Квадратный трёхчлен. Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций.

Повторение и систематизация учебного материала (7 часов)

Раздел 4. Календарно- тематическое планирование.

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата факт.

Примечание

Глава 1. Рациональные выражения (41 час)

1

Рациональные дроби.   

1

2

Рациональные дроби.   

1

3

Основное свойство рациональной дроби.

   

1

4

Основное свойство рациональной дроби

 

1

5

Основное свойство рациональной дроби.   

1

6

Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями.

1

7

Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями.

1

8

Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями.

1

9

Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями.

1

10

Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями.

1

11

Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями.

1

12

Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями

1

13

Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями.

1

14

Повторение и систематизация учебного материала

1

15

Контрольная работа №1

1

16

Анализ контрольной работы. Умножение и деление рациональных

1

17

Умножение и деление рациональных

1

18

Умножение и деление рациональных

1

19

Умножение и деление рациональных. Возведение рациональной дроби в степень

1

20

Тождественные преобразования рациональных выражений.

1

21

Тождественные преобразования рациональных выражений.

1

22

Тождественные преобразования рациональных выражений.

1

23

Тождественные преобразования рациональных выражений.

1

24

Тождественные преобразования рациональных выражений.

1

25

Тождественные преобразования рациональных выражений.

1

26

Повторение и систематизация учебного материала

1

27

Контрольная работа №2

1

28

Анализ контрольной работы. Равносильные уравнения Рациональные уравнения..

1

29

Равносильные уравнения Рациональные уравнения.

1

30

Равносильные уравнения Рациональные уравнения.

1

31

Степень с целым отрицательным показателем.

1

32

Степень с целым отрицательным показателем.

1

33

Степень с целым отрицательным показателем.

1

34

Степень с целым отрицательным показателем.

1

35

Свойства степени с целым показателем.

1

36

Свойства степени с целым показателем.

1

37

Функция и её график.

1

38

Функция и её график.

1

39

Функция и её график.

1

40

Повторение и систематизация учебного материала

1

41

Контрольная работа №3

1

Глава 2. Квадратные корни. Действительные числа (27 часов)

42

Анализ контрольной работы

1

43

Функция y = x2 и её график .

1

44

Функция y = x2 и её график .

1

45

Функция y = x2 и её график .

1

46

Квадратные корни. Арифметический квадратный корень

1

47

Квадратные корни. Арифметический квадратный корень

1

48

Квадратные корни. Арифметический квадратный корень

1

49

Множество и его элементы.

1

50

Множество и его элементы.

1

51

Множество и его элементы.

1

52

Подмножество. Операции над множествами

1

53

Подмножество. Операции над множествами

1

54

Числовые множества

1

55

Числовые множества

1

56

Свойства арифметического квадратного корня.

1

57

Свойства арифметического квадратного корня.

1

58

Свойства арифметического квадратного корня.

1

59

Свойства арифметического квадратного корня.

1

60

Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

1

61

Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

1

62

Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

1

63

Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

1

64

Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

1

65

Функция
и её график.

1

66

Функция
и её график.

1

67

Повторение и систематизация учебного материала

1

68

Контрольная работа № 4

1

Глава 3. Квадратные уравнения (26 часов)

69

Анализ контрольной работы. Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений

1

70

Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений

1

71

Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений

1

72

Формула корней квадратного уравнения

1

73

Формула корней квадратного уравнения

1

74

Формула корней квадратного уравнения

1

75

Формула корней квадратного уравнения

1

76

Теорема Виета

1

77

Теорема Виета

1

78

Теорема Виета. Повторение и систематизация учебного материала

1

79

Контрольная работа № 5

1

80

Анализ контрольной работы. Квадратный трёхчлен

1

81

Квадратный трёхчлен

1

82

Квадратный трёхчлен

1

83

Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям

1

84

Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям

1

85

Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям

1

86

Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям

1

87

Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям

1

88

Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций

1

89

Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций

1

90

Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций

1

91

Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций

1

92

Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций

1

93

Повторение и систематизация учебного материала

1

94

Контрольная работа № 6

Повторение и систематизация учебного материала (11 часов)

95-105

Повторение

11

Всего 105 часов




Предварительный просмотр:

Раздел 1. Пояснительная записка

      Рабочая программа по геометрии для учащихся 8-х классов составлена в соответствии:

  1. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897;
  2. Примерной программой по геометрии: Бутузов В.Ф.. Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и других. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.Ф. Бутузов. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2017;
  3. Образовательной программой МБОУ «Зарубинская основная общеобразовательная школа»;
  4. Учебным планом МБОУ «Зарубинская ООШ» на 2018-2019  учебный год;
  5. Федеральным перечнем учебников на 2018-2019 учебный год;
  6. Положением о рабочей программе МБОУ «Зарубинская основная общеобразовательная школа».

     Рабочая программа ориентирована на УМК:

1.Геометрия, 7—9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2017.

Цели и задачи изучения курса.

Цели:

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Задачи:

•        ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;

•        научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;

•        ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;

•        изучить все о многоугольниках (элементы, свойства, признаки);

•        изучить формулы площадей многоугольников и применять при решении задач и доказательстве теорем;

•        научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;

•        подготовить к дальнейшему изучению геометрии на ступени основного общего и среднего полного образования.

 Общая характеристика учебного предмета.

            Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. 

           В курсе геометрии 8 класса  изучаются наиболее важные виды четырехугольников -параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция; даётся представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией; расширяются и углубляются полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; выводятся формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказывается одна из главных теорем геометрии — теорему Пифагора; вводится понятие подобных треугольников; рассматриваются признаки подобия треугольников и их применения; делается первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии; расширяются сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучаются новые факты, связанные с окружностью; знакомятся обучающиеся с четырьмя замечательными точками треугольника; знакомятся обучающиеся с выполнением действий над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.

Содержание курса, представленное в настоящей программе, рассчитано на 70 учебных часов  (2  часа в неделю) согласно учебному плану МБОУ «Зарубинская ООШ».

Программой предусмотрено проведение:

      контрольных работ – 6.

Раздел 2. Планируемые результаты изучения курса.

Личностные результаты:

•        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

•        формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

•        формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

•        умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

•        критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

•        креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

•        умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

•        способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

Метапредметные результаты:

регулятивные универсальные учебные действия:

•        умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•        умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

•        умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

•        понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

•        умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

•        умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

познавательные универсальные учебные действия:

•        осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

•        умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

•        умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•        формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

•        формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

•        умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

•        умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

•        умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

•        умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

•        умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

коммуникативные универсальные учебные действия:

•        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

•        умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

•        слушать партнера;

•        формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Предметные результаты:

• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;

• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

•  в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

• вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;

• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Раздел 3. Содержание учебного курса предмета.

Глава 5. Четырехугольники (14 часов)

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.

Глава 6. Площадь (14 часов)

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся. 
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. 
В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

Глава 7. Подобные треугольники (19 часов)

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Глава 8. Окружность (17 часов)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника. 
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач. Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.

9. Повторение. Решение задач. (6 часов)

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.

Раздел 4. Календарно- тематическое планирование.

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Прим.

По плану

Факт.

Глава 5. Четырёхугольники (14 часов)

1

Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Правильные многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника Четырехугольник.

2

Решение задач

3

Параллелограмм, его свойства и признаки.

4

Теорема Фалеса. Решение задач.

5

Трапеция.

6

Решение задач на применение свойств равнобедренной трапеции

7

Решение задач

8

Прямоугольник, его свойства и признаки

9

Ромб. Квадрат и их свойства и признаки

10

Решение задач.

11

Осевая и центральная симметрии

12

Обобщение по теме «Четырехугольники»

13

Контрольная работа № 1 по теме «Четырехугольники»

14

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Глава 6. Площадь (14 часов)

15

Площадь многоугольника. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника.

16

Решение задач

17

Площадь параллелограмма

18

Решение задач

19

Площадь треугольника

20

Решение задач

21

Площадь трапеции

22

Решение задач

23

Теорема Пифагора

24

Решение задач на применение теоремы Пифагора

25

Решение задач

26

Обобщение по теме «Площадь»

27

Контрольная работа № 2 по теме «Площадь»

28

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Глава 7. Подобные треугольники (19 часов)

29

Определение подобных треугольников

30

Соотношение между площадями подобных треугольников. Решение задач

31

Первый признак подобия треугольников

32

Решение задач

33

Второй признак подобия треугольников

34

Решение задач

35

Третий признак подобия треугольников

36

Решение задач

37

Обобщение по теме «Подобные треугольники»

38

Контрольная работа № 3 по теме «Подобные треугольники»

39

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

40

Средняя линия треугольника. Применение признаков подобия к доказательству теорем и решению задач

41

Решение задач

42

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Основное тригонометрическое тождество.

43

Решение задач на применение тригонометрических тождеств. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, одного и того же угла.

44

Решение задач

45

Обобщение по теме «Подобные треугольники. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»

46

Контрольная работа № 4 по теме «Подобные треугольники. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»

47

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Глава 8. Окружность (17 часов)

48

Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая  к окружности, их свойства и признаки

49

Решение задач

50

Центральные и вписанные углы. Величина вписанного угла.

51

Градусная мера угла, соответствие между величиной центрального угла и длиной дуги окружности. Решение задач.

52

Решение задач на применение теоремы о вписанном угле.

53

Решение задач

54

Четыре замечательные точки треугольника. Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Треугольник. Высота, медиана, биссектриса.

55

Решение задач

56

Вписанная окружность. Окружность, вписанная в треугольник.

Описанные многоугольники, правильные многоугольники.

57

Решение задач

58

Описанная окружность. Окружность, описанная около треугольника.

Вписанные многоугольники,  правильные многоугольники.

59

Решение задач

60

Решение задач по теме «Окружность»

61

Решение задач

62

Обобщение по теме «Окружность»

63

Контрольная работа № 5 по теме «Окружность»

64

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Повторение (6 часов)

65-68

Повторение

69

Итоговая диагностика

70

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике, алгебре и геометрии в 5-7 классах

Рабочие программы по математике в 5-6 классах по учебнику Виленкин Н.Я.и др. ,разработанные на 170 часов; по алгебре( 102 часа) и геометрии(68 часов)  в 7 классе  по учебникам: Макарычев Ю.Н...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике, алгебре, геометрии, физике

Рабочие программы по математике, алгебре, геометрии, физике. Программы состоят из:пояснительной записки, тематического планирования, контрольных работ и материальной части....

Рабочие программы по математике, алгебре, геометрии, физике

Рабочие программы по математике, алгебре, геометрии, физике. Программы состоят из:пояснительной записки, тематического планирования, контрольных работ и материальной части....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по математике, алгебре и геометрии 5-9 классов и физике

Материал содержит пояснительную записку, содержание и планируемые результаты обучения в конце учебного года, также тематическое планирование и задачи....

Рабочие программы по математике, алгебре и геометрии

Рабочие программы созданы в 2019 году по математике ( 6 класс), алгебре (7 класс), геометрии (7 класс) и алгебре и началам анализа (10 класс) для базового уровня обучения в соответствии с ФГОС....