Урок математики по теме "Нахождение числа по его дроби"
план-конспект урока по математике (6 класс)

Матвеева Ирина Львовна

урок обобщения и систематизации знаний и умений

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Ф.И.О. Матвеева Ирина Львовна

Предмет: математика

Класс: 6

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений

Тема

«Нахождение числа по его дроби».

Цель

Создать условия для обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Нахождение числа по его дроби».

Задачи

Образовательные: обобщение и систематизация знаний обучающихся по данным темам; совершенствование умений обучающихся решать задач на нахождение числа по его дроби и числа по его проценту, усиление прикладной и практической направленности изученных тем.

Развивающие: расширение кругозора обучающихся; формирование правильной математической речи, развитие воображения; развитие умений обобщать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные: активизация познавательной и творческой активности обучающихся; воспитание интереса к предмету и смежным дисциплинам; воспитание чувства прекрасного, чувства патриотизма.

УУД

  • Личностные УУД: первичная сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; креативность мышления, инициативы, находчивости, активность при решении арифметических задач; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; формирование аккуратности и терпеливости.
  • Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; формирование способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения поставленной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения; планирование учебного сотрудничества.
  • Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в группе; умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; планирование учебного сотрудничества.
  • Познавательные УУД: формирование умения обобщать, составлять алгоритм математических действий; моделирование; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; построение логической цепи рассуждений; действие самоконтроля и самооценки процесса и результата деятельности; контроль и оценка процесса и результата товарищеской деятельности.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать базовый понятийный аппарат по основным разделам темы, уметь использовать понятия «дробь», «взаимно обратные числа», «процент»; отрабатывать умение решать задачи на нахождение числа по его дроби. 
  • Личностные: формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения.

Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.

Основные понятия

Дробь, взаимно обратные числа, процент, правила нахождения дроби от числа, процента от числа, числа по его дроби, числа по его проценту

Межпредметные связи

География, история

Ресурсы:

  • основные
  • дополнительные
  •  учебник «Математика. 6 класс», Н.Я.Виленкин и др., М.: «Мнемозина», 2014г.;
  •  раздаточный материал;
  • презентация к уроку.

Формы урока

фронтальная, индивидуальная, парная.

Технология

технология критического мышления, проблемно-диалоговая.

12.05.-12.15

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Давайте поприветствуем наших гостей. Садитесь, пожалуйста. Сегодня на уроке вы не только систематизируете материал по математике, но и узнаете невероятные факты об одном из ваших любимых лакомств.

 (СЛАЙД №1)

Давайте с помощью задачи узнаем тему урока. Прочитайте задачу, определите какое правило надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи.

20 учеников 6Б класса 335 школы любят шоколадное мороженое больше, чем ванильное, что составляет 2/3 всех учеников класса. Сколько учеников в 6 Б?  

Ответ: Нахождение числа по его дроби.

Откройте тетради. Запишите «Классная работа», на полях число 14.12.2016. И тему урока.

На столах у вас лежат блокноты  «6 невероятных фактов, которые вы не знали о мороженом». Выполняя задания на уроке, вы не только узнаете невероятные факты о мороженом, но закрепите действия с обыкновенными дробями.

При верном выполнении задания на полях карандашом рисуем рожок с мороженым.

СЛАЙД 2.

Итак начнем.

Мороженое — замороженная сладкая масса из молочных продуктов с различными добавками (по толковому словарю Ожегова).

А от какого существительного образовано слово мороженое?

От какого глагола оно образовано?

Знает ли кто-нибудь невероятный факт о мороженом?

СЛАЙД 3.

Откройте ваши блокноты и прочитайте на первой странице первый невероятный факт о мороженом.

История мороженого насчитывает более 5 тысяч лет, как и история древней китайской цивилизации. Первые упоминания о мороженом идут именно из Китая. Более трёх тысяч лет до нашей эры к императорскому столу подавалась смесь снега, льда, молока, кусочков апельсина, лимона и зёрен граната. Только в XI веке до нашей эры в книге «Ши-Кинг» были рассекречены рецепты и способы хранения холодного лакомства.

Что невероятного вы узнали из этого текста о мороженом?

Ниже приведены части алгоритмов с пропусками, которые вам необходимо заполнить. Ими вы будете пользоваться.

  • Чтобы умножить смешанных чисел, нужно: 1)  записать их в виде  ___________________  дробей; 2восползоваться правилом  _______________________ дробей.
  • Чтобы найти дробь от числа, нужно _________________________ число на эту дробь.
  • Чтобы разделить дробь на дробь, нужно число __________________ на число, __________________ делителю.

Посмотрим насколько хорошо вы умеете пользоваться этими алгоритмами.

СЛАЙД №4

Задание № 1 НАЙДИ ОШИБКУ:

  1. Вычислите:

(Неверен алгоритм умножения смешанных чисел)

Назови алгоритм, по которому выполняется умножение смешанных чисел.

Найдите 0,18 от :

Найдите ошибку в задании. (Ошибки нет)

Назови алгоритм, который нужно знать для выполнения задания.

=

Найдите ошибку в задании. (Неверен алгоритм деления дробей)

Назови алгоритм, по которому выполняется деление дробей

Выполните вычисления по рядам: первый ряд – первое задание, второй ряд – второе задание, третий- третье задание.

Выполним проверку (ответы на слайде).

Первый ряд, поднимите руку те, у кого получились другие ответы

Второй ряд, поднимите руку те, у кого получились другие ответы

Третий ряд, поднимите руку те, у кого получились другие ответы

Оцени свою ошибку: незнание алгоритмов или незнание алгоритма.

Кто выполнил задание без ошибок рисует рожок с мороженым.

(12.15-12.27)

Новая страница в блокноте. Прочитайте следующий невероятный факт о мороженом.

СЛАЙД №5

Задание №2.

В Европу из Китая рецепт фруктового мороженого привёз путешественник (кто?) __________________ в 1295 году. Рецепты приготовления мороженого долгое время были засекречены, придворные кулинары давали обет молчания обо всем, что было связано с его приготовлением.

Как вы понимаете словосочетание обет молчания.  (Обещание не разглашать тайну)

Что невероятного вы узнали?

Имя путешественника я зашифровала. Узнать его вы сможете, решив задачу стр. 105 № 653 из учебника.

Прочитайте задачу.

Какой алгоритм поможет решить данную задачу.

Заполните пропуски в вашем блокноте.

  • Чтобы найти число по данному значению его дроби, надо это число ___________________________________________________.

Можем ли сразу ответить на вопрос задачи  (нет)

Почему? (Не знаем какую часть от всего количества полученных магазином лыж составляют оставшиеся 120 пар )

Узнав это можем ответить на главный вопрос задачи? (Да)

Кто желает оформить решение задачи на доске? Решение ученик оформляет за доской.

Задача. Продано  полученных магазином лыж, после чего осталось 120 пар лыж. Сколько пар лыж было получено магазином?

Решение:

  1. 1-3/8 = 5/8 (часть) – оставшиеся лыжи.
  2. 120:5/8=120∙8/5=192 (пар) получил магазин.

(Таблица на слайде и в книге)

Кто не согласен с решением? Если правильно.

Кто согласен с его решением? если неправильно. Давайте найдем ошибки на доске.

Умница! Занимай свое место, оценку я тебе смогу поставить по результатам всей работы на уроке.

Правильный ответ в задаче соответствует имени известного путешественника в таблице.

Заполните пропуск.

Джованни Плано

Чан-Чунь

Поло Марко

 30

75

192

Что невероятного вы узнали из этого текста?

Кто выполнил задание без ошибок рисует рожок с мороженым

СЛАЙД №6

Следующая страница нашей книги и еще один невероятный факт о мороженом. Прочитайте текст.

Задание №3 (самостоятельно, взаимопроверка)

В 1649 году появилось ванильное мороженое — его придумал французский кулинар Жерар Тирсен. Широкая общественность узнала рецепт благодаря Прокопио де Колтелли, который открыл первое кафе-мороженое в Париже в 1782 году. В кафе клиентам предлагали более ______ сортов мороженого. Кстати, кафе существует и по сей день, и его доходы необычайно велики.

Чтобы узнать какое количество сортов мороженого подавали во французском кафе, не просто решите  задачу №651 стр.105 учебника, но и ответьте на дополнительный вопрос

Прочитайте задачу

Алгоритм нахождения чего нужно знать для решения?

Заполните пропуски в ваших блокнотах.

Один ученик читает вслух алгоритм, остальные проверяют правильность.

Решите задачу самостоятельно.

Задача №651. Масса вяленой рыбы составляет 55% массы свежей рыбы. Сколько нужно взять свежей рыбы, чтобы получить 231 кг вяленой?

Решение:

55% = 0,55

  1. 231:0,55=420 (кг) – нужно взять свежей рыбы

Ответ: 420 кг.

Расскажите какие действия выполнили для решения задачи.

Все ли согласны с решением задачи?

Как вы думаете могли ли  в 18 веке предлагать в кафе такое количество сортов мороженого? (Нет)

Найдите 1/6 часть полученного ответа и  вы узнаете сколько сортов мороженого предлагали клиентам кафе. (более 70)

Заполните пропуск. Что невероятного вы узнали из этого текста?

Самое большое разнообразие видов мороженого можно найти в венесуэльском кафе Coromoto — более 700. Там можно найти мороженое с луком, тунцом, морковью, свиными шкварками, спагетти, помидорами, креветками, чесноком и даже с перцем чили. 

Кто выполнил задание без ошибок рисует рожок с мороженым

СЛАЙД №7

12.27 – 12.28  ФИЗМИНУТКА по музыку проводит Валера

Мы возвращаемся к нашей книге с невероятными фактами о мороженом.

12.28-12. 31

СЛАЙД №8

Следующая страница в блокноте по вариантам. Внимательно читайте свой текст

Вариант №1. Среди великих людей мороженое очень любил Наполеон, которому даже в ссылке на острове привозили аппарат для изготовления мороженого. Сын Марии Медичи Генрих II мог есть мороженое в любое время года и в любом количестве, тогда рецепты лакомства считались государственной тайной. Антон Павлович Чехов, отдыхая в Одессе вместе с примой Малого театра Глафирой Пановой, приходил в популярную кондитерскую каждый день, после чего признался, что потратил на мороженое «половину своего состояния». Элвис Пресли отличался большой любовью к шоколадному мороженому и коктейлям.

  • Вариант №2. Самым популярным вкусом мороженого на протяжении многих лет является ванильный, далее идут шоколадный, фисташковый и клубничный. Самым популярным в мире соусом для мороженого является шоколадный. Больше всего любят мороженое дети 5-12 лет и взрослые старше 45 лет. 5% всех едоков мороженого делятся сладостью со своими домашними питомцами.
  • Большего всего мороженого покупают по воскресеньям. А лидером в производстве мороженого остаётся США. Около 20 килограммов сладкого лакомства в год съедают в среднем американцы. Во всём мире мороженое продаётся каждые три секунды.

Первый вариант расскажите своему соседу, что невероятного вы узнали из этого текста? А теперь второй вариант первому.

12.31-12.43

Задание №4. (для работа в парах)

Кто готовил в  домашних условиях мороженое.

Какие ингредиенты тебе были необходимы?

Для приготовления одной порции мороженого в домашних условиях вам понадобится: сливки, сахар, фруктовый сироп и щепотка ванили.  

Решите предложенную вам на следующей странице блокнота задачу и вы узнаете массу мороженого и массу каждого ингредиента

На задачу отведено определенное количество времени.

В задаче есть основной вопрос и дополнительный.

Не забывайте пользоваться алгоритмами, которые мы сегодня повторили.

Задача. (на слайде и в книге)  Порция мороженого состоит на 75% из молочных сливок, содержание сахара составляет 1/5 содержания сливок, что в 1,5 раза больше, чем фруктового сиропа. Фруктового сиропа для приготовления мороженого понадобится 25 граммов Найдите вес одной порции мороженого. Дополнительно: вес каждого компонента.

Индивидуальная работа:

Кати, Алина, Гера, я приготовила вам страницу помощи. Если вы почувствуете трудность при решении задачи, переверните страницу блокнота вперед. Если нет, продолжайте работать

75%- 0,75

  1. 0,75∙ = 0,75*0,2=0,15 (часть) сахара
  2. 0,15:1,5 = 0,1 (часть) сиропа
  3. 25:0,1=250(гр) – весит одна порция мороженного

Дополнительно

  1. 250*0,75=187.5(гр) – сливок
  2. 187,5*1/5=37,5 (гр) – сахара

Ответ: порция мороженого 250 гр содержит 187,5 гр молочных сливок, 37,5 гр сахара, 25 гр. фруктового сиропа, щепотка ванили.

ПРОВЕРКА. Поменяйтесь тетрадями.

Проверьте решенную задачу.

Кто не согласен поставьте на полях карандашом знак вопроса. Докажите соседу, что он неправ или сосед докажет, что он был прав. Кто сумел соседу доказать его ошибку.

Объясни решение  задачи.

Кто выполнил задание без ошибок рисует рожок с мороженым

12.45 – 12.50

Подведение итогов урока:

  1. Какие алгоритмы понадобились для работы на уроке? Умножения, деления дробей, нахождение дроби от числа и числа по его дроби.

Откройте следующую страницу блокнота. Это ваше домашнее задание. Оно связано с темой сегодняшнего урока.

Задание № 5 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Найдя значения выражений, и записав их в порядке возрастания, расшифруете называние иранского мороженого, представляющего собой замороженный с розовой водой лаймовый сок и  

Рефлексия.

А теперь подведем  итог вашей работы на уроке. Воспользуемся методом, который придумал писатель Лотар Зайверт. За каждым пальцем руки закреплено одно из  контролируемых качеств человека. Вопросы, на которые вам нужно ответить на следующей страницу. На последней странице блокнота нарисована кисть руки. Воспользовавшись описанным методом, запишите на соответствующем пальце ваши ответы.

Посчитайте ваши рожки мороженого. Кто заработал 4 рожка. Сдайте тетради. Тот кто решал у доски и комментировал решение с места.

На этом наш урок окончен. Спасибо! Вы молодцы!

Оценки получают тот кто у доски решал задачу, проговаривал устно задачу про рецепт.

Кто активно работал на уроке устно (не более 5) спросить количество верно выполненных заданий и поставить оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 6 классе Тема Деление дробей. Решение задач на нахождения числа по заданному значению его дроби.

Урок математики в 6 классе Тема    Деление дробей. Решение задач  на нахождения числа по заданному             знач...

Урок математики в 5 классе «Деление десятичных дробей на натуральное число и история правил дорожного движения»

Урок способстует формированию навыков решения задач прикладного характера, обеспечивающих безопасность движения....

Урок математики в 5 классе "Деление десятичной дроби на натуральное число"

Конспект урока математики в 5 классе "Деление десятичной дроби на натуральное число"...

Презентация к уроку математики в 5 классе "Деление десятичной дроби на натуральное число"

Презентация к уроку математики в 5 классе "Деление десятичной  дроби на натуральное число"...

Конспект урока математики в 9 классе «Умножение обыкновенных дробей на целое число».

Конспект урока предназначен для учителей специальных (коррекционных) школ VIII вида....

Конспект урока математики в 7 классе «Умножение десятичных дробей на однозначное число».

Конспект урока предназначен для учителей специальных (коррекционных) школ VIII вида....

Презентация к уроку математики в 5 классе "Деление десятичных дробей на натуральное число"

Презентация к уроку математики в 5 классе "Деление десятичных дробей на натуральное число"...