Проектная работа по математике "День рождения нуля!"
статья по математике (5 класс)

Жоголь Виктория Геннадьевна

Вы  никогда не задумывались, откуда взялись цифры? Кто их придумал? Например, ноль. Всегда ли он был? Эта работа направлена на поиск информации о дне рождения нуля или, хотя бы, века.

Цель данной работы: Расширить знания учащихся о числе «ноль».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rozhdeniya_nulya.pptx1.14 МБ
Microsoft Office document icon doklad.doc624 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

День рождения нуля! Автор проекта : ученица 5 «Б» класса ГБОУ средней школы 348 г. Санкт - Петербурга Мосина Анастасия Руководитель проекта: Жоголь Виктория Геннадьевна учитель математики

Слайд 2

Вопросы: В каком веке появился привычный нам символ нуля «0»? Кем он был придуман? В каких областях знаний «нуль» используется кроме математики? Зачем нам «нуль» в повседневной жизни?

Слайд 3

Результаты опроса. Выводы: Практически половина учеников моего класса ничего не знают о «нуле». Только каждый четвертый слышал, что символ «0» был позаимствован у греков как буква О

Слайд 4

Цель: расширить знания о числе «нуль». Задачи: изучить историю возникновения у разных народов мира; изучить свойства нуля; выяснить применение числа «нуль» в других областях знаний, кроме математики выяснить применение числа «нуль» в практической жизни людей; совершенствовать навыки поисковой работы.

Слайд 5

История нуля Слово «нуль» происходит от арабского слова «сифр» («ноль»). В Индии Индийцы называли знак, обозначающий отсутствие какого-либо разряда в числе, словом « сунья », что значит пустой . Индийцы вначале обозначали нуль точкой. В Европе Леонардо Пизанский (1228) употребил для передачи арабского термина « сифр » слово zephirum (латинское слово zephyrus — зефир означало западный ветер), а одновременно с ним Иордан Неморарий (1237), употребляет арабскую форму cifra . С начала XVI века в немецких руководствах слово « цифра » получает значение современное, слово «нуль» входит в повсеместное употребление. В России Леонтий Магницкий в своей « Арифметике » называет знак 0 «цифрой или ничем» .

Слайд 6

Изобретателем формы нуля можно считать великого греческого астронома Птолемея, так как в его текстах на месте знака пробела стоит греческая буква омикрон, очень напоминающая современный знак нуля. Птолемей использует нуль в том же смысле, что и вавилоняне: для обозначения пропущенных разрядов в числах. Например, числа 1 и 60 записывались одинаково, так как нуль в конце числа не ставился.

Слайд 7

Свойст ва нуля а + 0 = а а ∙ 0 = 0 а – 0 = а 0 : а = 0 а : 0 нельзя!

Слайд 8

Нули вокруг нас Ноль занимает почетное место на различных числовых шкалах, например на градусной

Слайд 9

Нули вокруг нас Ноль – удобное обозначение начала пути. Нулевой километр в Москве на Красной площади Нулевой километр автодорог Российской Федерации.

Слайд 10

Нули вокруг нас Верстовой столб на территории главпочтамта в г. Санкт - Петербурге . С 1714 года именно это место считалось центром, "сердцем" не только Петербурга, но и России.

Слайд 11

Нули вокруг нас Точка, от которой отсчитывают расстояния в Венгрии, отмечена особо. В этом месте, в центре Будапешта, поставлен – памятник нулю.

Слайд 12

Нули вокруг нас В Дунайском биосферном заповеднике есть место называемое «нулевым километром». Так называется место, где Дунай впадает в Черное море и откуда начинается отсчет расстояний на реке.

Слайд 13

Нули вокруг нас Гринвичский меридиан был признан нулевым, он разделил Землю на два полушария; от него отныне производился отсчет точного времени.

Слайд 14

Нули вокруг нас Без ноля не существовало бы современной компьютерной техники. Еще в первой половине ХIХ века немецкий инженер Конрад Цузе сконструировал первую электрическую вычислительную машину, которая оперировала цифрами "1" и "0".

Слайд 15

Нули на Руси Ноль без палочки (прост.) – Ничего не стоящий, не значащий человек. Ноль внимания (прост.) – Полное равнодушие, безразличие со стороны кого-либо к кому-либо или чему-либо. Абсолютный нуль, круглый ноль – Человек, совершенно бесполезный в каком-либо деле. Сводить к нулю, свести к нулю – Лишать всякого смысла, значения (сравнение – "сводить на нет") . Ничего не ново под луной – Это выражение, ставшее крылатым, взято из стихотворения русского писателя Н.М. Карамзина.

Слайд 16

Выводы : НУЛЬ – это понятие изобретённое. Цифра нуль, которой мы сейчас пользуемся, пришла к нам в месте с арабскими цифрами, которые к арабским математикам попали из Индии. С его появлением в десятичной позиционной системе всё стало на свои места и получило строгую иерархию. Нуль – это универсальная точка отсчета.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 348

Невского района Санкт -Петербурга

День рождения нуля!

          Автор проекта:  ученица 5 «Б» класса  СОШ №348      

                                        Мосина Анастасия

         Руководитель проекта: Жоголь Виктория Геннадьевна,

                                                                    учитель математики

Санкт- Петербург, 2019г.

           Содержание                                                                   

  1. Введение………………………………………………….3
  2. История возникновения нуля……………………………4
  3. Свойства нуля…………………………………………….5
  4. Нули вокруг нас………………………………………….6
  5. Нули на Руси ……………………………….…………….7
  6. Заключение ………………………………………………8
  7. Список литературы ………………………………………9
  8. Приложения ……………………………………………..10


Ноль – задумчивый мудрец.
Где начало, где конец?
Сам не может разобрать.
Как его нам не узнать!

1. Введение                                      

   Я  никогда не задумывалась, откуда взялись цифры. Кто их придумал? Например, ноль. Всегда ли он был? Мне стало интересно выяснить день рождения нуля или, хотя бы век.

Проведя опрос в своем классе, я узнала, что практически половина класса, ничего не знает о нуле. Я предложила одноклассникам ответить на следующие вопросы:

  •  В каком веке появился, привычный нам, символ нуля «0»?
  • Кем он был придуман?
  • В каких областях знаний «нуль» используется кроме математики?
  • Зачем нам «нуль» в повседневной жизни?

Только каждый четвертый слышал, что символ «0» был позаимствован у греков как буква О.

Цель работы: Расширить знания о числе «ноль».

Для достижения поставленной цели, мной поставлены следующие задачи:

  1. изучить историю возникновения у разных народов мира;
  2. изучить свойства нуля;
  3. выяснить применение числа «нуль» в других областях знаний, кроме математики
  4. выяснить применение числа «нуль» в практической жизни людей;
  5. совершенствовать навыки поисковой работы.

2. История возникновения нуля

 Сегодня это может казаться удивительным, но европейская математическая традиция долгое время не знала никакого нуля. И даже после того, как узнала, старалась подольше без него обходиться. И действительно — зачем нужно число, которое ничего не исчисляет?

      Родиной нуля по праву считают Индию. Само понятие нуля (индийцы называли его «сунья/шунья» — пустое) по-видимому возникло в середине V века. У индийцев впервые в истории человечества появляется ноль как математический символ, используемый в счетных операциях. Они записали ноль по началу точкой, обозначая отсутствующее число, потом и кружочком. Но главное, что они определили ноль не как понятие отсутствия числа, а как число. 

Прежде чем "ноль" попал на Запад, он проделал долгий, окольный путь. В 711 году арабы вторглись в Испанию и завоевали почти всю ее территорию. В 712 году они захватили часть Индии и покорили Синд - земли в низовьях Инда. Там они познакомились с принятой индийцами системой счисления и переняли ее; с тех пор стали говорить (и говорят) об "арабских цифрах". 

Купцы-мусульмане, посещая Китай, познакомили местных жителей с цифрой "ноль". К тому времени она носила уже новое название. Слово " sunya " ("пустое") было переведено на арабский и стало звучать "сифр" и "ас-сифр". Нетрудно увидеть в этом названии прообраз таких слов, встречающихся в разных европейских языках, как "Ziffer", "Cipher", "Chiffre", "цифра". С начала XVI века в немецких руководствах слово «цифра» получает значение современное, слово «нуль» входит в повсеместное употребление в Германии и в других странах, сначала как слово чужое и в латинской грамматической форме, постепенно принимая форму, свойственную данному национальному языку.

    Кстати, как правильно говорить "ноль" или "нуль" принципиального значения не имеет. Но в математических трудах цифру ноль принято писать — "нуль" ("равно нулю", "ниже нуля"), а в свободном употреблении чаще встречается "ноль".

В России в 1703году на Руси выходит в свет первый печатный учебник по арифметике Л.Ф.Магницкого. Это первый учебник на Руси, где впервые, стала рассматриваться индийская система нумерации. Л.Магницкий, в своей "Арифметике", называет знак 0 "цифрой или ничем" (первая страница текста); на второй странице в таблице, в которой каждой цифре даётся название, 0 называется "низачто".

Изобретателем формы нуля можно считать великого греческого астронома Птолемея, так как в его текстах на месте знака пробела стоит греческая буква «омикрон», очень напоминающая современный знак нуля.  Для точных и громоздких астрономических расчетов Клавдию Птолемею приходилось пользоваться вавилонской системой — с ее помощью он записывал дроби. Вместо пропущенного разряда астроном ставил букву «О». Нуль выполнял  роль пробела в тексте.


3. Свойства нуля                                                                       

  1. Ноль — это нейтральный элемент для операции сложения. Ноль не изменяет значения числа при прибавлении к нему. Ноль не изменяет значения числа при вычитании его из числа.

а + 0 = 0,               а – 0 = а,              а – а = 0

  1. Умножение любого элемента множества на ноль дает ноль.

а · 0 = 0

3) Деление на ноль невозможно, так как приводит к противоречию, — исходя из определения Деления, произведение делителя и частного должно давать делимое. Ноль делится на все числа.

 0 : а = 0,   а : 0 = нельзя!

    4. Нули вокруг нас                                                                                                       

     С изобретением ноля в десятичной позиционной системе произошла революция – всё стало на свои места и получило строгую иерархию, а расчёты существенно упростились.

 Ноль занимает почетное место на различных числовых шкалах, например на градусной. Мы постоянно оперируем относительно нулевой отметки. Температура выше нуля, ниже нуля.

    Ноль – удобное обозначение начала пути. Нулевой километр в Москве на Красной площади Нулевой километр автодорог Российской Федерации. (Приложение 1)

Верстовой столб на территории главпочтамта в г. Санкт-Петербурге. С 1714 года именно это место считалось центром, "сердцем" не только Петербурга, но и России. (Приложение 2)

Точка, от которой отсчитывают расстояния в Венгрии, отмечена особо. В этом месте (оно находится в центре Будапешта) поставлен – памятник нулю. Он представляет собой трехметровую каменную скульптуру стилизованную под нуль. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей! (Приложение 3)

В Дунайском биосферном заповеднике есть место называемое «нулевым километром». Так называется место, где Дунай впадает в Черное море и откуда начинается отсчет расстояний на реке. (Приложение 4)

Нулевой меридиан — географический меридиан, используемый как начало отсчёта географической долготы. Соответственно, долгота такого меридиана в принятой системе отсчёта равна нулю градусов. (Приложение 5)

    Наконец, без ноля не существовало бы современной компьютерной техники. Еще в первой половине ХIХ века немецкий инженер Конрад Цузе сконструировал первую электрическую вычислительную машину, которая оперировала цифрами "1" и "0". Ноль означал, что ток отсутствует, единица - что ток есть. Со временем на смену машине Z1 пришли ЭВМ. Но в основе их работы - все тот же принцип бинарного (двоичного) счисления. (Приложение 6)
     А представить себе современную жизнь без компьютера уже так же трудно, как и то, что когда-то наши предки испытывали ужас перед цифрой "0".

5. Нули на Руси                                                        

    У русского народа, как у любого другого существует множество пословиц и поговорок.

Ноль без палочки (прост.).  –  Ничего не стоящий, не значащий человек.

Ноль внимания (прост.). –  Полное равнодушие, безразличие со стороны кого-либо к кому-либо или чему-либо.

Абсолютный нуль, круглый ноль. –  Человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле.

Сводить к нулю, свести к нулю. –  Лишать всякого смысла, значения (сравнение –  "сводить на нет").

Ничего не ново под луной. –  Это выражение, ставшее крылатым, взято из стихотворения русского писателя Н.М. Карамзина.

6. Заключение

Мне было интересно работать над этой темой. В процессе работы я узнала много интересного, я научилась подбирать материал, обрабатывать его, выделять главное.

Я изучила историю возникновения числа нуль, некоторые свойства нуля, использование нуля в других областях знаний, кроме математики, и узнала какое значение число нуль имеет в практической жизни людей.

Для себя я сделала следующие выводы: НОЛЬ – это понятие изобретённое. С его появлением в десятичной позиционной системе  всё стало на свои места и получило строгую иерархию. Ноль – это универсальная точка отсчета. Он имеет большое значение для человечества.

Теперь я смогу рассказать историю появления нуля одноклассникам, показать значимость открытия этой цифры.

Список литературы

1. Депман И. Я. История Арифметики. — изд. «Просвещение», Москва, 1965

    2. Энциклопедический словарь юного математика. – М.: Педагогика, 1989

3.  Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для образоват. организаций / Е.А. Бунимович. – изд. М.: Просвещение, 2015

4. Интернет ресурсы

                https://ru.wikipedia.org/wiki/Z1(вычислительная_машина)

                https://ru.wikipedia.org/wiki/Гринвичский_меридиан

                https://ru.wikipedia.org/wik i/Камень_нулевого_километра

                https://ru.wikipedia.org/wiki/Дунайский_биосферный_заповедник

                https://ru.wikipedia.org/wiki/0_(число)

Приложение 1

Нулевой километр в Москве на Красной площади Нулевой километр автодорог Российской Федерации.

Приложение 2

Верстовой столб на территории главпочтамта в г. Санкт-Петербурге.

Приложение 3

Памятник нулю. (Будапешт)

Приложение 4

Дунайский биосферный заповедник

Приложение 5

Нулевой меридиан в Гринвиче. 

Приложение 6

вычислительная машина немецкого инженера Конрада Цузе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов  проектно-исследовате...

Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся. Конкурс проектных работ"

Данная методическая разработка содержит положение о конкурсе проектных работ с описанием цели, структуры и критерии оценки проектов; практические приложения .Приложение1  содержит примерные темы ...

Проектная работа «Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ посредством проектной деятельности кружка «Раз крупинка, два крупинка»».

Данный проект предназначен для детей старшего школьного возраста, педагогов дополнительного образования, воспитателей и творческих людей, которые любят творить и создавать шедевры своими руками....

Проектная работа "Воспитание добра через сказку у детей с ОВЗ путем вовлечения в проектную деятельность"

Сказка!!! Как много значит это слово человеку, помнящему свое детство. Сразу перед любым читателем встают памятные образы любимых  сказочных героев. Если это золотая рыбка - то она щедро награжда...

Проектная работа по геометрии. Реальная математика Проектно-расчетное бюро по ремонту помещений

Работа представляет собой шаблон проекта групповой работы школьников, где учащиеся применяют знания геометрии на практических задачах и повторяют учебный материал для подготовки к экзаменам....

Организация и содержание проектной деятельности учащихся. Критериальная диагностика проектной работы учащихся.

Анализ освоения ребенком закономерностей проектного цикла (от осознания проблемы до создания  продукта),  отчет о  проектной работе по критериям, позволяющим скорректировать работу над ...