Рабочая программа по математике ФГОС 5-6 классы
рабочая программа по математике (5, 6 класс)
Рабочая программа по математике для 5-6 классов по ФГОС ОО, содержит в себе подробную пояснительную записку, тематическое планирование, график контрольных работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fgos_5-6_kl.doc | 399.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 45»
ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
Заместитель директора: Директор МБОУ «СОШ № 45» _____________ (_____________) __________________( А.П.Лукшин)
Рассмотрена на заседания ШМО приказ № ___________
протокол №________
«___»_________20___г «___»_______20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
МАТЕМАТИКА
на ступени основного общего образования
5-6 класс базового уровня
в соответствии с ФГОС ООО
срок реализации 2 года
Составители: Александрова Е.В. | Нет категории |
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету математика
Предметная область математика и информатика
Срок реализации: 2 года
Разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 17.12.2010 г. № 1897), с учетом изменений (приказ № 1577 от 31.12.2015 г.)
- примерной основной образовательной программы основного общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г № 1/15)
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 45» г.Чебоксары
- рабочая программа по математике для 5-6 классов
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2018-2019 учебный год,
- учебного плана МБОУ «СОШ № 45» г.Чебоксары на 2018-2019уч.год
- годового календарного учебного графика МБОУ «СОШ № 45» г.Чебоксары на 2018 - 2019 уч. год
- Положения о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога МБОУ «СОШ № 45» г.Чебоксары
Учебники (автор, название, издательство, год издания)
Класс | Автор учебника | Название учебника | Издательство | Год издания |
5 класс | Н.Я.Виленкин В.И.Жохов А.С.Чесноков С.И.Шварцбурд | Математика 5 класс | Мнемозина | 2013 |
6 класс | Н.Я.Виленкин В.И.Жохов А.С.Чесноков С.И.Шварцбурд | Математика 6 класс | Мнемозина | 2013 |
Класс | Количество часов | ||
в неделю | в год | Резервных часов | |
5 класс | 5 | 175 | |
6 класс | 5 | 175 | |
Итого | 10 | 350 |
Класс | Форма промежуточной аттестации | Кол-во контрольных работ | Кол-во лабораторных, практических работ | Кол-во экскурсий |
5 класс | Контрольная работа | 15 | ||
6 класс | Контрольная работа | 16 | ||
Итого | 31 |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тематическое планирование 5 класс (математика, Н.Я.Виленкин)
Наименование раздела | Сроки | Наименование тем | Всего часов | В том числе на | |
Лабораторные и практические работы | Контрольные работы | ||||
Натуральные числа и шкалы (16ч)
| сентябрь | Обозначение натуральных чисел | 3 | ||
сентябрь | Отрезок. Длина отрезка. | 3 | |||
сентябрь | Плоскость, прямая, луч. | 2 | |||
сентябрь | Шкалы и координаты | 3 | |||
сентябрь | Меньше или больше | 3 | |||
сентябрь | Контрольная работа №1 по теме "Натуральные числа и шкалы" | 1 | 1 | ||
сентябрь | Решение задач | 1 | |||
Сложение и вычитание натуральных чисел (21ч)
| октябрь | Сложение натуральных чисел и его свойства | 3 | ||
октябрь | Входной контроль | 1 | 1 | ||
октябрь | Вычитание | 4 | |||
октябрь | Контрольная работа №2 по теме "Свойства сложения и вычитания" | 1 | 1 | ||
октябрь | Числовые и буквенные выражения | 3 | |||
октябрь | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | 3 | |||
октябрь | Уравнение | 4 | |||
октябрь | Контрольная работа №3 по теме "Выражения и уравнения" | 1 | 1 | ||
октябрь | Решение задач | 1 | |||
Умножение и деление натуральных чисел (23ч)
| октябрь | Умножение натуральных чисел и его свойства | 4 | ||
ноябрь | Деление | 4 | |||
ноябрь | Деление с остатком | 3 | |||
ноябрь | Контрольная работа№4 по теме "Умножение и деление натуральных чисел" | 1 | 1 | ||
ноябрь | Упрощение выражений | 4 | |||
ноябрь | Порядок выполнения действий | 2 | |||
ноябрь | Квадрат и куб числа | 3 | |||
ноябрь | Контрольная работа №5 по теме "Арифметика натуральных чисел" | 1 | 1 | ||
ноябрь | Решение задач | 1 | |||
Площади и объемы (13ч)
| декабрь | Формулы | 2 | ||
декабрь | Площадь. Формула площади прямоугольника. | 2 | |||
декабрь | Единицы измерения площадей | 3 | |||
декабрь | Прямоугольный параллелепипед | 1 | |||
декабрь | Объемы . Объем прямоугольного параллелепипеда. | 3 | |||
декабрь | Контрольная работа №6 по теме "Площади и объемы" | 1 | 1 | ||
декабрь | Решение задач | 1 | |||
Обыкновенные дроби (22ч)
| декабрь | Окружность и круг | 2 | ||
декабрь | Доли и дроби | 4 | |||
январь | Сравнение дробей | 2 | |||
январь | Правильные и неправильные дроби | 2 | |||
январь | Контрольная работа №7 по теме "Обыкновенные дроби" | 1 | 1 | ||
январь | Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем | 2 | |||
январь | Деление и дроби | 2 | |||
январь | Смешанные числа | 2 | |||
январь | Сложение и вычитание смешанных чисел | 3 | |||
январь | Контрольная работа №8 по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел" | 1 | 1 | ||
февраль | Решение задач | 1 | |||
Сложение и вычитание десятичных дробей (15ч)
| февраль | Десятичная запись дробных чисел | 2 | ||
февраль | Сравнение десятичных дробей | 3 | |||
февраль | Сложение и вычитание десятичных дробей | 5 | |||
февраль | Приближенные значения чисел. Округление чисел. | 3 | |||
февраль | Контрольная работа №9 по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" | 1 | 1 | ||
февраль | Решение задач | 1 | |||
Умножение и деление десятичных дробей (26ч)
| февраль | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | 3 | ||
март | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 5 | |||
март | Контрольная работа №10 по теме "Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа" | 1 | 1 | ||
март | Умножение десятичных дробей | 5 | |||
март | Деление десятичных дробей | 6 | |||
март | Среднее арифметическое | 4 | |||
март | Контрольная работа №11 по теме "Умножение и деление десятичных дробей" | 1 | 1 | ||
март | Решение задач | 1 | |||
Инструменты для вычислений и измерений (18ч)
| апрель | Микрокалькулятор | 2 | ||
апрель | Проценты | 5 | |||
апрель | Контрольная работа №12 по теме "Проценты" | 1 | 1 | ||
апрель | Угол. Прямой и развернутый углы. Чертежный треугольник. | 3 | |||
апрель | Измерение углов. Транспортир. | 3 | |||
апрель | Круговые диаграммы | 2 | |||
апрель | Контрольная работа №13 по теме "Углы и диаграммы" | 1 | 1 | ||
апрель | Решение задач | 1 | |||
Итоговое повторение курса математики 5 класс (21ч)
| апрель | Натуральные числа | 2 | ||
май | Числовые и буквенные выражения | 2 | |||
май | Преобразование буквенных выражений | 2 | |||
май | Упрощение выражений | 2 | |||
май | Уравнение | 2 | |||
май | Проценты | 3 | |||
май | Формулы. Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда | 2 | |||
май | Действия с десятичными дробями | 2 | |||
май | Промежуточная аттестация | 1 | 1 | ||
май | Анализ контрольной работы | 1 | |||
май | Итоговое занятие | 2 | |||
Итого | 175 | 15 |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тематическое планирование 6 класс (математика, Н.Я.Виленкин)
Наименование раздела | Сроки | Наименование тем | Всего часов | В том числе на | |
Лабораторные и практические работы | Контрольные работы | ||||
Делимость чисел (20 ч)
| сентябрь | Делители и кратные | 3 | ||
сентябрь | Признаки делимости на 10,на 5,на 2. | 2 | |||
сентябрь | Признак делимости на 3 и 9. | 2 | |||
сентябрь | Простые и составные числа. | 2 | |||
сентябрь | Разложение на простые множители | 2 | |||
сентябрь | Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа | 3 | |||
сентябрь | Наименьшее общее кратное. | 4 | |||
сентябрь | Контрольная работа №1 по теме "НОД и НОК чисел" | 1 | 1 | ||
сентябрь | Резерв. Решение задач | 1 | |||
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22 ч)
| октябрь | Основное свойство дроби. | 1 | ||
октябрь | Входной контроль | 1 | 1 | ||
октябрь | Сокращение дробей | 2 | |||
октябрь | Приведение дробей к общему знаменателю. | 2 | |||
октябрь | Сравнение дробей с разными знаменателями. | 2 | |||
октябрь | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 4 | |||
октябрь | Контрольная работа №2 по теме"Сокращение, сложение и вычитание обыкновенных дробей" | 1 | 1 | ||
октябрь | Резерв. Решение задач. | 1 | |||
октябрь | Сложение и вычитание смешанных чисел. | 6 | |||
октябрь | Контрольная работа №3 по теме"Сложение и вычитание смешанных чисел " | 1 | 1 | ||
ноябрь | Резерв. Решение задач. | 1 | |||
Умножение и деление обыкновенных дробей (32 ч)
| ноябрь | Умножение дробей. | 4 | ||
ноябрь | Нахождение дроби от числа. | 4 | |||
ноябрь | Применение распределительного свойства умножения. | 4 | |||
ноябрь | Контрольная работа №4 по теме"Умножение обыкновенных дробей " | 1 | 1 | ||
ноябрь | Резерв. Решение задач. | 1 | |||
ноябрь | Взаимнообратные числа. | 2 | |||
ноябрь | Деление. | 5 | |||
ноябрь | Контрольная работа №5 по теме "Деление дробей " | 1 | 1 | ||
ноябрь | Резерв. Решение задач. | 1 | |||
декабрь | Нахождение числа по его дроби. | 4 | |||
декабрь | Дробные выражения. | 3 | |||
декабрь | Контрольная работа №6 по теме "Дробные выражения" | 1 | 1 | ||
декабрь | Резерв. Решение задач. | 1 | |||
Отношения и пропорции (20 ч)
| декабрь | Отношения. | 4 | ||
декабрь | Пропорция. | 3 | |||
декабрь | Прямая и обратная пропорциональная зависимости. | 3 | |||
декабрь | Контрольная работа №7 по теме "Отношения и пропорции" | 1 | 1 | ||
декабрь | Резерв. Решение задач. | 1 | |||
декабрь | Масштаб. | 2 | |||
декабрь | Длина окружности и площадь круга. | 2 | |||
декабрь | Шар. | 2 | |||
декабрь | Контрольная работа №8 по теме "Окружность и круг" | 1 | 1 | ||
январь | Резерв. Решение задач. | 1 | |||
Положительные и отрицательные числа (12 ч)
| январь | Координаты на прямой. | 2 | ||
январь | Противоположные числа. | 2 | |||
январь | Модуль числа. | 2 | |||
январь | Сравнение чисел. | 2 | |||
январь | Изменение величин. | 2 | |||
январь | Контрольная работа № 9 по теме "Противоположные числа и модуль" | 1 | 1 | ||
январь | Резерв. Решение задач. | 1 | |||
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (12 ч)
| февраль | Сложение и вычитание чисел с помощью координатной прямой. | 2 | ||
февраль | Сложение отрицательных чисел. | 2 | |||
февраль | Сложение чисел с разными знаками. | 3 | |||
февраль | Вычитание. | 3 | |||
февраль | Контрольная работа №10. по теме " Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел." | 1 | 1 | ||
февраль | Резерв. Решение задач. | 1 | |||
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (13 ч)
| февраль | Умножение. | 4 | ||
февраль | Деление. | 3 | |||
март | Рациональные числа. | 1 | |||
март | Свойства действий с рациональными числами. | 3 | |||
март | Контрольная работа № 11 по теме "Умножение и деление рациональных чисел " | 1 | 1 | ||
март | Резерв. Решение задач. | 1 | |||
Решение уравнений (15 ч)
| март | Раскрытие скобок. | 3 | ||
март | Коэффициент. | 1 | |||
март | Подобные слагаемые. | 3 | |||
апрель | Контрольная работа №12 по теме "Раскрытие скобок" | 1 | 1 | ||
апрель | Решение уравнений. | 5 | |||
апрель | Контрольная работа №13 по теме "Решение уравнений" | 1 | 1 | ||
апрель | Резерв. Решение задач. | 1 | |||
Координаты на плоскости (12 ч)
| апрель | Перпендикулярные прямые. | 1 | ||
апрель | Параллельные прямые. | 2 | |||
апрель | Координатная плоскость. | 3 | |||
апрель | Столбчатые диаграммы. | 2 | |||
апрель | Графики. | 3 | |||
май | Контрольная работа №14 по теме "Координатная плоскость" | 1 | 1 | ||
Итоговое повторение курса математики 5-6 класса (17 ч)
| май | Признаки делимости. | 1 | ||
май | НОД и НОК чисел. | 1 | |||
май | Арифметические действия с обыкновенными дробями. | 1 | |||
май | Отношения и пропорции. | 1 | |||
май | Сравнение, сложение и вычитание рациональных чисел. | 1 | |||
май | Умножение и деление рациональных чисел. | 1 | |||
май | Решение уравнений. | 1 | |||
май | Решение задач с помощью уравнений. | 1 | |||
май | Координатная плоскость. | 1 | |||
май | Промежуточная аттестация | 1 | 1 | ||
май | Анализ контрольной работы. | 1 | |||
май | Обобщающий урок. | 1 | |||
май | Обобщающее повторение. | 5 | |||
Итого | 175 | 16 |
Планируемы результаты освоения учебного предмета «Математика»
Достижения личностных результатов
Личностными результатами изучения предмета «Математика» 5-6 класс являются следующие качества:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Средством достижения этих результатов является:
– система заданий учебников;
– представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
– использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания.
Достижения метапредметных результатов
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– создавать математические модели;
– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
– вычитывать все уровни текстовой информации;
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
– понимая позицию другого человека, различать в его речи или созданных им текстах: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, позволяющие продвигаться по всем шести линиям развития.
1-я ЛР – Использование математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.
2-я ЛР – Совокупность умений по использованию доказательной математической речи.
3-я ЛР – Совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами.
4-я ЛР – Умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.
5-я ЛР– Независимость и критичность мышления.
6-я ЛР – Воля и настойчивость в достижении цели.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты
Выпускник научится в 5-6 классах (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
- Оперировать на базовом уровне[1] понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;
- задавать множества перечислением их элементов;
- находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- распознавать логически некорректные высказывания.
Числа
- Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число;
- использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений;
- использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении несложных задач;
- выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;
- сравнивать рациональные числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
- выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
- составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Статистика и теория вероятностей
- Представлять данные в виде таблиц, диаграмм,
- читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.
Текстовые задачи
- Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
- строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
- осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
- составлять план решения задачи;
- выделять этапы решения задачи;
- интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
- знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;
- решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
- решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
- находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
- решать несложные логические задачи методом рассуждений.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче (делать прикидку)
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
- Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.
Измерения и вычисления
- выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
- вычислять площади прямоугольников.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников;
- выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни.
История математики
- описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
- знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.
Выпускник получит возможность научиться в 5-6 классах (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углубленном уровнях)
Элементы теории множеств и математической логики
- Оперировать[2] понятиями: множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность,
- определять принадлежность элемента множеству, объединению и пересечению множеств; задавать множество с помощью перечисления элементов, словесного описания.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- распознавать логически некорректные высказывания;
- строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики.
Числа
- Оперировать понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, целое число, множество целых чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число, множество рациональных чисел, геометрическая интерпретация натуральных, целых, рациональных;
- понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;
- выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий;
- использовать признаки делимости на 2, 4, 8, 5, 3, 6, 9, 10, 11, суммы и произведения чисел при выполнении вычислений и решении задач, обосновывать признаки делимости;
- выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью;
- упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных и десятичных дробей;
- находить НОД и НОК чисел и использовать их при решении зада;.
- оперировать понятием модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;
- выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений;
- составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Уравнения и неравенства
- Оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство.
Статистика и теория вероятностей
- Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое,
- извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
- составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений.
Текстовые задачи
- Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
- использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
- знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
- моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;
- выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
- интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
- анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
- исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчета;
- решать разнообразные задачи «на части»,
- решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби;
- осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи указанных типов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учетом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества;
- решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат;
- решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета.
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
- Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
- изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов.
Измерения и вычисления
- выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
- вычислять площади прямоугольников, квадратов, объемы прямоугольных параллелепипедов, кубов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объемы комнат;
- выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
- оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
История математики
- Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей.
Содержание учебного предмета «Математика»
5 класс Математика
Место предмета 5 ч в неделю, 175 ч в год
Натуральные числа и шкалы (16 ч). Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
Цель: систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у обучающихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.
Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч). Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Цель: закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).
Умножение и деление натуральных чисел (23 ч). Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.
Цель: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные обучающимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.
Площади и объемы (13 ч). Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Цель: расширить представления обучающихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
Обыкновенные дроби (22 ч). Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Цель: познакомить обучающихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от обучающихся.
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (15 ч). Десятичная дробь. Сравнение, округление, слежение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Цель: выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
При введении десятичных дробей важно добиться у обучающихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
Умножение и деление десятичных дробей (26 ч). Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Цель: выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач с данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
Инструменты для вычислений и измерений (18 ч). Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Цель: сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
У обучающихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению и геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы. Китовые диаграммы дают представления обучающимся о наглядном изображении распределения отдельных составных частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах. В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.
Повторение. Решение задач (21 ч).
6 класс Математика
Место предмета 5 ч в неделю, 175 ч в год
Делимость чисел (20 ч). Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.
Основная цель— завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.
В данной теме завершается изучение вопросов, связанных с натуральными числами. Основное внимание должно быть уделено знакомству с понятиями «делитель» и «кратное», которые находят применение при сокращении обыкновенных дробей и при их приведении к общему знаменателю. Упражнения полезно выполнять с опорой на таблицу умножения прямым подбором. Понятия «наибольший общий делитель» и «наименьшее общее кратное» вместе с алгоритмами их нахождения можно не рассматривать.
Определенное внимание уделяется знакомству с признаками делимости, понятиям простого и составного чисел. При их изучении целесообразно формировать умения проводить простейшие умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на определение, правило.
Учащиеся должны уметь разложить число на множители. Например, они должны понимать, что 36 = 6 • 6 = 4 • 9. Вопрос о разложении числа на простые множители не относится к числу обязательных.
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22 ч). Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель — выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
Одним из важнейших результатов обучения является усвоение основного свойства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведения к новому знаменателю. При этом рекомендуется излагать материал без опоры на понятия НОД и НОК. Умение приводить дроби к общему знаменателю используется для сравнения дробей.
При рассмотрении действий с дробями используются правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Важно обратить внимание на случай вычитания дроби из целого числа. Что касается сложения и вычитания смешанных чисел, которые не находят активного применения в последующем изучении курса, то учащиеся должны лишь получить представление о принципиальной возможности выполнения таких действий.
Умножение и деление обыкновенных дробей (32 ч). Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи надроби.
Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.
В этой теме завершается работа над формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями. Навыки должны быть достаточно прочными, чтобы учащиеся не испытывали затруднений в вычислениях с рациональными числами, чтобы алгоритмы действий с обыкновенными дробями могли стать в дальнейшем опорой для формирования умений выполнять действия с алгебраическими дробями.
Расширение аппарата действий с дробями позволяет решать текстовые задачи, в которых требуется найти дробь от числа или число по данному значению его дроби, выполняя соответственно умножение или деление на дробь.
Отношения и пропорции (20 ч). Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции.
Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
Основная цель — сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональностей величин.
Необходимо, чтобы учащиеся усвоили основное свойство пропорции, так как оно находит применение на уроках математики, химии, физики. В частности, достаточное внимание должно быть уделено решению с помощью пропорции задач на проценты.
Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин можно сформировать как обобщение нескольких конкретных примеров, подчеркнув при этом практическую значимость этих понятий, возможность их применения для упрощения решения соответствующих задач.
В данной теме даются представления о длине окружности и площади круга. Соответствующие формулы к обязательному материалу не относятся. Рассмотрение геометрических фигур завершается знакомством с шаром.
Положительные и отрицательные числа (12 ч). Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа.
Изображение чисел на прямой. Координата точки.
Основная цель — расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.
Целесообразность введения отрицательных чисел показывается на содержательных примерах. Учащиеся должны научиться изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой, с тем чтобы она могла служить наглядной основой для правил сравнения чисел, сложения и вычитания чисел, рассматриваемых в следующей теме.
Специальное внимание должно быть уделено усвоению вводимого здесь понятия модуля числа, прочное знание которого необходимо для формирования умения сравнивать отрицательные числа, а в дальнейшем для овладения и алгоритмами арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (12 ч). Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Основная цель — выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
Действия с отрицательными числами вводятся на основе представлений об изменении величин: сложение и вычитание чисел иллюстрируется соответствующими перемещениями точек числовой оси. При изучении данной темы целенаправленно отрабатываются алгоритмы сложения и вычитания при выполнении действий с целыми и дробными числами.
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (13 ч). Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе.
Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.
Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
Навыки умножения и деления положительных и отрицательных чисел отрабатываются сначала при выполнении отдельных действий, а затем в сочетании с навыками сложения ц вычитания при вычислении значений числовых выражений.
При изучении данной темы учащиеся должны усвоить, что для обращения обыкновенной дроби в десятичную достаточно разделить числитель на знаменатель. В каждом конкретном случае они должны знать, в какую десятичную дробь обращается данная обыкновенная дробь — конечную или бесконечную. При этом необязательно акцентировать внимание на том, что бесконечная десятичная дробь оказывается периодической. Учащиеся должны знать представление в виде десятичной дроби таких дробей, как 1/2, 1/4, 1/5,1/20.
29
Решение уравнений (15 ч). Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых.
Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
Основная цель — подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.
Преобразования буквенных выражений путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых отрабатываются в той степени, в которой они необходимы для решения несложных уравнений.
Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одним неизвестным.
Координаты на плоскости (12 ч). Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью угольника и линейки.
Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.
Основная цель — познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.
Учащиеся должны научиться распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые. Основное внимание следует уделить отработке навыков их построения с помощью линейки и угольника, не требуя воспроизведения точных определений.
Основным результатом знакомства учащихся координатной плоскостью должны явиться знания порядка записи координат точек плоскости и их названий, умения построить координатные оси, отметить точку по ее заданным координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.
Формированию вычислительных и графических умений способствует построение столбчатых диаграмм. При выполнении соответствующих упражнений найдут применение изученные ранее сведения о масштабе и округлении чисел.
Результатом выполнения упражнений на чтение графиков должны явиться умения свободно определять координаты отмеченных на координатной плоскости точек и изображать точки по заданным координатам.
Повторение. Решение задач (17 ч).
График проведения контрольных, в том числе и административных, лабораторных, практических работ, экскурсий, сдача нормативов и т.д.
Класс | Вид контроля | Номер урока в КТП | Дата фактического проведения | Примечание (корректировка) |
6И | Контрольная работа №1 | |||
Входной контроль | ||||
Контрольная работа №2 | ||||
Контрольная работа №3 | ||||
Контрольная работа №4 | ||||
Контрольная работа №5 | ||||
Контрольная работа №6 | ||||
Контрольная работа №7 | ||||
Контрольная работа №8 | ||||
Контрольная работа №9 | ||||
Контрольная работа №10 | ||||
Контрольная работа №11 | ||||
Контрольная работа №12 | ||||
Контрольная работа №13 | ||||
Контрольная работа №14 | ||||
Промежуточная аттестация |
[1] Здесь и далее – распознавать конкретные примеры общих понятий по характерным признакам, выполнять действия в соответствии с определением и простейшими свойствами понятий, конкретизировать примерами общие понятия.
[2] Здесь и далее – знать определение понятия, уметь пояснять его смысл, уметь использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательств, решении задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике ФГОС 6 класс
Целью изучения математики в 6 классе является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические за...
ФГОС. Рабочая программа по математике для 5-6 класса
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ( ФГОС) (учебник Математика для 5 класса /Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. - М.: Мнемозина, 2015.)
Общая характеристика программы.Нормативно-методической базой разработки рабочей программы являются:Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» приказ № 273 -ФЗ от 29.12.2012Федерал...
Рабочая программа по математике ФГОС 5-9 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по математике ФГОС 5-7 класс
Данная рабочая прогарамма составлена на 5-7 класс по учебнику Никольского....
Рабочая программа по математике (ФГОС) 5-6 класс по учебнику Мерзляк А.Г.
В разработке предствлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебнику Мерзляк А.Г. 5-6 класс (5 часов в неделю) с указанием основных УУД...
Конструктор рабочей программы по математике ФГОС для 5 класса 2022 года
Конструктор рабочей программы по математике ФГОС для 5 класса 2022 года...