Сложение положительных и отрицательных чисел
методическая разработка по математике (6 класс)

Владимирова Диана Викторовна

Урок математики в 6 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока математики в 6-м классе по теме "Сложение положительных и отрицательных чисел"

Цели урока:

  • повторение полученных ранее знаний по теме «Положительные и отрицательные числа»;
  • тренировать умение обозначать рациональные числа точками координатной прямой и находить координату точки по ее изображению на координатной прямой;
  • закрепление умений учащихся по данной теме;
  • воспитание внимания, тренировка памяти, развитие находчивости и сообразительности;
  • развитие математического мышления, умения находить ошибки;
  • развитее навыков работы с интерактивной доской.

План урока:

  • Организационный момент.
  • Сообщение целей урока, плана урока.
  • Станция «Кроссвордная». Устная работа с классом.
  • Станция «Лукоморье». Работа с координатной прямой.
  • Станция «Солнечный город». Сложение положительных и отрицательных чисел. Физкультминутка.
  • Станция «Зазеркалье». Сравнение чисел.
  • Станция «Тридевятое королевство». Самостоятельная работа.
  • Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент. (Приложение 1.Слайд 1)

Сегодня мы совершим чудесное путешествие на математическом экспрессе по удивительной и сказочной стране рациональных чисел, где встретимся с уже знакомыми вам литературными героями. Итак, наше путешествие начинается.

2. Сообщение целей и плана урока. (Приложение1. Слайд 2)

3. Станция «Кроссвордная».

Мы уже изучали натуральные числа, потом дробные, затем познакомились с положительными и отрицательными числами. Проверим свои теоретические знания на станции «Кроссвордная».(Приложение 1. Слайд 3)
Мы должны разгадать кроссворд, вписав в его клетки слова, пропущенные в предложениях.
(Приложение 1. Слайд 4)

(Учащиеся читают предложенные вопросы, выбирают те, в которых знают ответ и вписывают нужные слова в клетки кроссворда маркером интерактивной доски). 

По горизонтали:
3. Числа со знаком "-" называются …   
(отрицательные)
6. Положительное направление на координатной  прямой указывает …
(стрелка)
7. Число, показывающее положение точки на координатной прямой, называется … точки.  
(координата)

По вертикали: 
1. Числа со знаком "+" называются … 
(положительные)
2. Расстояние от нуля до данной точки называется … числа. 
(модуль)
4. Натуральные числа, противоположные им и нуль - это … числа. 
(целые)
5. Ни положительным, ни отрицательным числом является число … 
(ноль)


4. Станция «Лукоморье».

Продолжим наше путешествие. На пути нашего экспресса немало загадочного и сказочного. В этом вы убедитесь на станции «Лукоморье». (Приложение 1. Слайд 5)
Кот ученый задает вам свои вопросы:

1) (Приложение 1. Слайд 6) Назовите координаты точек, изображенных на координатной прямой.

(Учащиеся называют числа, соответствующие точкам).
(  А(2),  В(4),  С(-2),  D(0,5),  Е(-3,5)  )

2) (Приложение 1.Слайд 7) Запишите координаты точек, отмеченных на прямой.

(Ребята маркером записывают в скобках координаты предложенных точек).
(  В(1),  К(-0,5),  М(0,5),  D(-),  F(),  N(1) )

3) (Приложение 1.Слайд 8)  Отметьте на координатной прямой точки.

(Учащиеся отмечают на прямой перечисленные точки, записывают соответствующие буквы.  Используется маркер интерактивной доски, можно менять толщину и цвет линии, использовать ластик для исправления ошибок).

5. Станция «Солнечный город».

Следующая станция на нашем пути – это Солнечный город. (Приложение 1.Слайд 9) Здесь мы встретимся с Незнайкой и его друзьями – малышами.
Утро в Солнечном городе всегда начинается с зарядки. Давайте и мы вместе с обитателями Солнечного города сделаем зарядку.

 Физкультминутка. (Приложение 1.Слайд 10)

Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место тихо сесть.

Среди малышей Солнечного города Знайка всегда славился сообразительностью и хорошей памятью. Однако во всех своих финансовых делах он не полагался на память, а предпочитал тщательно записывать свои доходы и расходы. Доходы он обозначал знаком «+», а расходы – знаком  « - ».
Например, в январе Знайка сделал следующую запись. 
(Приложение 1.Слайд 11)

Знайка

+15+3+8-5+9-3+2-7-1-2+4

 

Сиропчик

+8-2+4+9-11-5+4+5-2

 

Пончик

+17-1-3+6-2-5+4-2+1

 

Тюбик

+5+1+6-2-8+4-3-3

 

Авоська

+3-2+1-3+4-2-1-5

 

Незнайка

-12+2-1-6+4-3+5+4

 

Она обозначает, что в начале месяца у него было 15 монет, а в течение месяца ним добавились сначала 3 монеты, потом 8, потом он израсходовал 5 монет и т.п.

Какие доходы были у Знайки в январе? (+41)
Какие расходы?  
(-18)
Каков итог за месяц?  
(+23)
Вслед за Знайкой все малыши Солнечного города стали вести свои дела методом «доходов» и «расходов». Сиропчик, Пончик, Тюбик, Авоська и Незнайка сделали в феврале свои записи в таблицу. Какой итог на конец февраля получился у каждого?

(Учащиеся устно выполняют вычисления доходов и расходов, находят итог. Учитель вписывает результаты в последнюю колонку таблицы).

Знайка

+15+3+8-5+9-3+2-7-1-2+4

Доходы :  +41
Расходы : -18
Итог:        +23

Сиропчик

+8-2+4+9-11-5+4+5-2

Доходы :  +30
Расходы : -20
Итог:        +10

Пончик

+17-1-3+6-2-5+4-2+1

Доходы :  +28
Расходы : -13
Итог:        +15

Тюбик

+5+1+6-2-8+4-3-3

Доходы :  +16
Расходы : -16
Итог:        0

Авоська

+3-2+1-3+4-2-1-5

Доходы :  +8
Расходы : -13
Итог:        -5

Незнайка

-12+2-1-6+4-3+5+4

Доходы :  +15
Расходы : -22
Итог:        -7

Знайка, как самый образованный и любознательный, часто рассказывал своим друзьям о чем – то новом и интересном. Однажды он рассказал об одном известном математике. Его имя и вы узнаете, если правильно выполните действия и найдете буквы, соответствующие полученным числам. (Приложение 1.Слайд 12)

 
(Учащиеся выполняют вычисления, находят нужную букву. Буквы вписываются в колонку рядом с примером).

-6+2=-4            (Д)
8+(-1)=7          (Е)
-10,6+2,6=-8   (К)

-3+(-3)=-6       (А)
2+(-7)=-5        (Р)
-1+1=0            (Т)

ДЕКАРТ. (Приложение 1.Слайд 13)  Рене Декарт – французский философ, физик, математик. Считал математику идеалом и образцом для всех наук. Ввел понятие координатной прямой. Его знаменитое изречение: «Я мыслю, следовательно, я существую».

5. Станция «Зазеркалье».

Попрощавшись с жителями Солнечного города, мы попадаем в не менее загадочное Зазеркалье.(Приложение 1.Слайд 14)

1) Алиса задает вам свои задачки: (Приложение 1.Слайд 15)

Соедини числа стрелками в порядке возрастания

-

6 < -3 < -1 < 1 < 4 < 5

 < -1 < < -0,25 < 0 < 

(На одном слайде два задания на эту тему. Первый – более простой, содержит только целые числа. Второй несколько сложнее, содержит дробные числа. Учитель, слушая ответы учащихся, соединяет стрелками числа).

2) Чеширский кот и Шалтай – Болтай в свободное время увлекаются математикой, любят помечтать и посчитать. (Приложение 1.Слайд 16) Правда, не всегда у них получается правильно. Найдите ошибки в их вычислениях.

(Учащиеся находят ошибки, исправляют их с помощью маркера. При желании – меняют цвет маркера.)

Кот:  -5+2=7       (-3)                                              Шалтай – Болтай:  0+(-1)=0     (-1)
            -4+(-1)=3  (-5)                                                                                16+(-2)=18  (14)
            5+(-2)=-3  (3)                                                                                    (0)

6. Станция «Тридевятое королевство».

И в конце нашего путешествия самое далекое и загадочное «Тридевятое королевство» (Приложение 1.Слайд 17)
Жил да был царевич. Был он высок, статен, хорош собой. Прослышал он, что за тридевять земель, в некотором царстве живет Елена Прекрасная. Чудо как хороша! Отправился царевич  на поиски. Долго ли, коротко ли, а нашел он Елену Прекрасную. Да только царевну современную одной красотой да статью не завоюешь. Дала она царевичу задание. Выполнил он задание, да только сомневается – правильно ли. Помогите царевичу в вычислениях. Выполните и вы задание Елены Прекрасной.
(Приложение 1.Слайд 18)

(Учащиеся в тетрадях выполняют самостоятельную работу).

Сравните свои ответы с ответами царевича.

(Ребята проверяют свои ответы по этому же слайду)


Оцените свою работу сами и поставьте себе оценку.

(Тетради по окончании урока сдаются учителю)

С заданием почти все справились хорошо, помогли царевичу. Завоевал он сердце Елены Прекрасной не только красотой, но и умом, а вы проверили свои силы в сложном учебном испытании. Можно и домой возвращаться.

7. Подведение итогов урока.

Вот мы и вернулись на свою станцию. Сегодня мы прошли, точнее, проехали немалый путь.
Что мы делали сегодня на уроке?
Что вы умеете? 
Не всегда и не всем было легко, но все успешно справились с испытаниями, отлично поработали.
(Приложение 1.Слайд 19)
МОЛОДЦЫ! ВСЕМ ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА УРОК!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математический экспресс Разумеется, хорошая математика всегда красива. П. Д. Коэн

Слайд 2

1 Повторяем основные понятия по теме 2 Работаем с координатной прямой 3 Повторяем правила сложения положительных и отрицательных чисел. 4 Повторяем сравнение чисел 5 Проверяем умение складывать положительные и отрицательные числа Кроссвордная Лукоморье Солнечный город Зазеркалье Тридевятое королевство

Слайд 3

Кроссвордная

Слайд 4

По горизонтали: 3. Числа со знаком "-" называются … 6. Положительное направление на координатной прямой указывает … 7. Число, показывающее положение точки на координатной прямой, называется … точки. По вертикали: 1. Числа со знаком "+" называются … 2. Расстояние от нуля до данной точки называется … числа. 4. Натуральные числа, противоположные им и нуль - это … числа. 5. Ни положительным, ни отрицательным числом является число …

Слайд 5

Лукоморье

Слайд 6

0 3 -1 1 -3 А В С D Е Назовите координаты точек:

Слайд 7

0 -1 1 М В К D N Запишите координаты точек: F В ( ), К ( ), М ( ), D ( ), F ( ) , N ( )

Слайд 8

0 -1 1 -3 Отметьте на координатной прямой точки : А(2), В(-2,5), С(- ), D (1 ), М(-1), К(1,25 ) -2 2

Слайд 9

Солнечный город

Слайд 10

Физкультминутка Раз — подняться, потянуться. Два — согнуться, разогнуться. Три — в ладоши три хлопка. Головою три кивка. На четыре — руки шире. Пять — руками помахать. Шесть — на место тихо сесть.

Слайд 11

Знайка +15+3+8-5+9-3+2-7-1-2+4 Сиропчик +8-2+4+9-11-5+4+5-2 Пончик +17-1-3+6-2-5+4-2+1 Тюбик +5+1+6-2-8+4-3-3 Авоська +3-2+1-3+4-2-1-5 Незнайка -12+2-1-6+4-3+5+4

Слайд 12

-6+2 8+(-1) -10,6+2,6 -3+(-3) 2+(-7) -1+1 - 4 - 9 3 - 5 7 -8 0 - 6 М И Т Р А К Е Д

Слайд 13

Рене Декарт

Слайд 14

Зазеркалье

Слайд 15

Соедини числа стрелками в порядке возрастания: 1 -6 4 5 -1 -3 -1 -0,25 0

Слайд 16

Найдите ошибки : -5+2=7 -4+(-1)=3 5+(-2)=-3 0+(-1)=0 16+(-2)=18

Слайд 17

Тридевятое королевство

Слайд 18

Вычислите: -12 + 7= -8+(-13)= 3 + (-8)= -7 + 11= -5+(-12)= 6 + (-14)= -8 + (-7)= -7 + 7 = -6 + (-8)= -10+(–10) = 0 + (- 7) = 0 + (-3)= 0,5 + (-0,6)= -1,7+( - 3)= - 5 - 21 - 5 4 - 17 - 8 - 15 0 - 14 - 20 - 7 - 3 -0,1 - 4,7

Слайд 19

Молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложение положительных и отрицательных чисел

Интерактивная презентация для устной работы, самостоятельной работы, с возможностью повторения правила по сложению отрицательных чисел и чисел с разными знаками. Возможно использование учащимися для с...

Урок в 6 классе по теме «Сложение положительных и отрицательных чисел».

Урок построен в форме путешествия на «Экспрессе» по сказочному маршруту. Для создания игровых ситуаций использованы знакомые литературные герои. Задачи составлены так, чтобы вызвать интерес у ученика ...

Урок по теме "Сложение положительных и отрицательных чисел"

Конспект урока с использоыванием исследовательского метода....

Урок математики в 6 классе по теме "Сложение положительных и отрицательных чисел"

Урок объединяет в себе сразу несколько тем, изучаемых в учебнике Виленкина в нескольких параграфах. Привила переформулированы для более удобного использования....