Сложение положительных и отрицательных чисел
методическая разработка по математике (6 класс)
Урок математики в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhenie_otritsptelnyh_i_polozhitelnyh_chisel.doc | 217 КБ |
slozhenie_polozhitelnyh_i_otritsatelnyh_chisel.ppt | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока математики в 6-м классе по теме "Сложение положительных и отрицательных чисел"
Цели урока:
- повторение полученных ранее знаний по теме «Положительные и отрицательные числа»;
- тренировать умение обозначать рациональные числа точками координатной прямой и находить координату точки по ее изображению на координатной прямой;
- закрепление умений учащихся по данной теме;
- воспитание внимания, тренировка памяти, развитие находчивости и сообразительности;
- развитие математического мышления, умения находить ошибки;
- развитее навыков работы с интерактивной доской.
План урока:
- Организационный момент.
- Сообщение целей урока, плана урока.
- Станция «Кроссвордная». Устная работа с классом.
- Станция «Лукоморье». Работа с координатной прямой.
- Станция «Солнечный город». Сложение положительных и отрицательных чисел. Физкультминутка.
- Станция «Зазеркалье». Сравнение чисел.
- Станция «Тридевятое королевство». Самостоятельная работа.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент. (Приложение 1.Слайд 1)
Сегодня мы совершим чудесное путешествие на математическом экспрессе по удивительной и сказочной стране рациональных чисел, где встретимся с уже знакомыми вам литературными героями. Итак, наше путешествие начинается.
2. Сообщение целей и плана урока. (Приложение1. Слайд 2)
3. Станция «Кроссвордная».
Мы уже изучали натуральные числа, потом дробные, затем познакомились с положительными и отрицательными числами. Проверим свои теоретические знания на станции «Кроссвордная».(Приложение 1. Слайд 3)
Мы должны разгадать кроссворд, вписав в его клетки слова, пропущенные в предложениях.(Приложение 1. Слайд 4)
(Учащиеся читают предложенные вопросы, выбирают те, в которых знают ответ и вписывают нужные слова в клетки кроссворда маркером интерактивной доски). По горизонтали: По вертикали: |
4. Станция «Лукоморье».
Продолжим наше путешествие. На пути нашего экспресса немало загадочного и сказочного. В этом вы убедитесь на станции «Лукоморье». (Приложение 1. Слайд 5)
Кот ученый задает вам свои вопросы:
1) (Приложение 1. Слайд 6) Назовите координаты точек, изображенных на координатной прямой.
(Учащиеся называют числа, соответствующие точкам).
( А(2), В(4), С(-2), D(0,5), Е(-3,5) )
2) (Приложение 1.Слайд 7) Запишите координаты точек, отмеченных на прямой.
(Ребята маркером записывают в скобках координаты предложенных точек).
( В(1), К(-0,5), М(0,5), D(-), F(), N(1) )
3) (Приложение 1.Слайд 8) Отметьте на координатной прямой точки.
(Учащиеся отмечают на прямой перечисленные точки, записывают соответствующие буквы. Используется маркер интерактивной доски, можно менять толщину и цвет линии, использовать ластик для исправления ошибок).
5. Станция «Солнечный город».
Следующая станция на нашем пути – это Солнечный город. (Приложение 1.Слайд 9) Здесь мы встретимся с Незнайкой и его друзьями – малышами.
Утро в Солнечном городе всегда начинается с зарядки. Давайте и мы вместе с обитателями Солнечного города сделаем зарядку.
Физкультминутка. (Приложение 1.Слайд 10)
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место тихо сесть.
Среди малышей Солнечного города Знайка всегда славился сообразительностью и хорошей памятью. Однако во всех своих финансовых делах он не полагался на память, а предпочитал тщательно записывать свои доходы и расходы. Доходы он обозначал знаком «+», а расходы – знаком « - ».
Например, в январе Знайка сделал следующую запись. (Приложение 1.Слайд 11)
Знайка | +15+3+8-5+9-3+2-7-1-2+4 |
|
Сиропчик | +8-2+4+9-11-5+4+5-2 |
|
Пончик | +17-1-3+6-2-5+4-2+1 |
|
Тюбик | +5+1+6-2-8+4-3-3 |
|
Авоська | +3-2+1-3+4-2-1-5 |
|
Незнайка | -12+2-1-6+4-3+5+4 |
|
Она обозначает, что в начале месяца у него было 15 монет, а в течение месяца ним добавились сначала 3 монеты, потом 8, потом он израсходовал 5 монет и т.п.
Какие доходы были у Знайки в январе? (+41)
Какие расходы? (-18)
Каков итог за месяц? (+23)
Вслед за Знайкой все малыши Солнечного города стали вести свои дела методом «доходов» и «расходов». Сиропчик, Пончик, Тюбик, Авоська и Незнайка сделали в феврале свои записи в таблицу. Какой итог на конец февраля получился у каждого?
(Учащиеся устно выполняют вычисления доходов и расходов, находят итог. Учитель вписывает результаты в последнюю колонку таблицы).
Знайка | +15+3+8-5+9-3+2-7-1-2+4 | Доходы : +41 |
Сиропчик | +8-2+4+9-11-5+4+5-2 | Доходы : +30 |
Пончик | +17-1-3+6-2-5+4-2+1 | Доходы : +28 |
Тюбик | +5+1+6-2-8+4-3-3 | Доходы : +16 |
Авоська | +3-2+1-3+4-2-1-5 | Доходы : +8 |
Незнайка | -12+2-1-6+4-3+5+4 | Доходы : +15 |
Знайка, как самый образованный и любознательный, часто рассказывал своим друзьям о чем – то новом и интересном. Однажды он рассказал об одном известном математике. Его имя и вы узнаете, если правильно выполните действия и найдете буквы, соответствующие полученным числам. (Приложение 1.Слайд 12)
(Учащиеся выполняют вычисления, находят нужную букву. Буквы вписываются в колонку рядом с примером).
-6+2=-4 (Д)
8+(-1)=7 (Е)
-10,6+2,6=-8 (К)
-3+(-3)=-6 (А)
2+(-7)=-5 (Р)
-1+1=0 (Т)
ДЕКАРТ. (Приложение 1.Слайд 13) Рене Декарт – французский философ, физик, математик. Считал математику идеалом и образцом для всех наук. Ввел понятие координатной прямой. Его знаменитое изречение: «Я мыслю, следовательно, я существую».
5. Станция «Зазеркалье».
Попрощавшись с жителями Солнечного города, мы попадаем в не менее загадочное Зазеркалье.(Приложение 1.Слайд 14)
1) Алиса задает вам свои задачки: (Приложение 1.Слайд 15)
Соедини числа стрелками в порядке возрастания
-
6 < -3 < -1 < 1 < 4 < 5
< -1 < < -0,25 < 0 <
(На одном слайде два задания на эту тему. Первый – более простой, содержит только целые числа. Второй несколько сложнее, содержит дробные числа. Учитель, слушая ответы учащихся, соединяет стрелками числа).
2) Чеширский кот и Шалтай – Болтай в свободное время увлекаются математикой, любят помечтать и посчитать. (Приложение 1.Слайд 16) Правда, не всегда у них получается правильно. Найдите ошибки в их вычислениях.
(Учащиеся находят ошибки, исправляют их с помощью маркера. При желании – меняют цвет маркера.)
Кот: -5+2=7 (-3) Шалтай – Болтай: 0+(-1)=0 (-1)
-4+(-1)=3 (-5) 16+(-2)=18 (14)
5+(-2)=-3 (3) (0)
6. Станция «Тридевятое королевство».
И в конце нашего путешествия самое далекое и загадочное «Тридевятое королевство» (Приложение 1.Слайд 17)
Жил да был царевич. Был он высок, статен, хорош собой. Прослышал он, что за тридевять земель, в некотором царстве живет Елена Прекрасная. Чудо как хороша! Отправился царевич на поиски. Долго ли, коротко ли, а нашел он Елену Прекрасную. Да только царевну современную одной красотой да статью не завоюешь. Дала она царевичу задание. Выполнил он задание, да только сомневается – правильно ли. Помогите царевичу в вычислениях. Выполните и вы задание Елены Прекрасной.(Приложение 1.Слайд 18)
(Учащиеся в тетрадях выполняют самостоятельную работу).
Сравните свои ответы с ответами царевича.
(Ребята проверяют свои ответы по этому же слайду)
Оцените свою работу сами и поставьте себе оценку.
(Тетради по окончании урока сдаются учителю)
С заданием почти все справились хорошо, помогли царевичу. Завоевал он сердце Елены Прекрасной не только красотой, но и умом, а вы проверили свои силы в сложном учебном испытании. Можно и домой возвращаться.
7. Подведение итогов урока.
Вот мы и вернулись на свою станцию. Сегодня мы прошли, точнее, проехали немалый путь.
Что мы делали сегодня на уроке?
Что вы умеете?
Не всегда и не всем было легко, но все успешно справились с испытаниями, отлично поработали.(Приложение 1.Слайд 19)
МОЛОДЦЫ! ВСЕМ ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА УРОК!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 Повторяем основные понятия по теме 2 Работаем с координатной прямой 3 Повторяем правила сложения положительных и отрицательных чисел. 4 Повторяем сравнение чисел 5 Проверяем умение складывать положительные и отрицательные числа Кроссвордная Лукоморье Солнечный город Зазеркалье Тридевятое королевство
Кроссвордная
По горизонтали: 3. Числа со знаком "-" называются … 6. Положительное направление на координатной прямой указывает … 7. Число, показывающее положение точки на координатной прямой, называется … точки. По вертикали: 1. Числа со знаком "+" называются … 2. Расстояние от нуля до данной точки называется … числа. 4. Натуральные числа, противоположные им и нуль - это … числа. 5. Ни положительным, ни отрицательным числом является число …
Лукоморье
0 3 -1 1 -3 А В С D Е Назовите координаты точек:
0 -1 1 М В К D N Запишите координаты точек: F В ( ), К ( ), М ( ), D ( ), F ( ) , N ( )
0 -1 1 -3 Отметьте на координатной прямой точки : А(2), В(-2,5), С(- ), D (1 ), М(-1), К(1,25 ) -2 2
Солнечный город
Физкультминутка Раз — подняться, потянуться. Два — согнуться, разогнуться. Три — в ладоши три хлопка. Головою три кивка. На четыре — руки шире. Пять — руками помахать. Шесть — на место тихо сесть.
Знайка +15+3+8-5+9-3+2-7-1-2+4 Сиропчик +8-2+4+9-11-5+4+5-2 Пончик +17-1-3+6-2-5+4-2+1 Тюбик +5+1+6-2-8+4-3-3 Авоська +3-2+1-3+4-2-1-5 Незнайка -12+2-1-6+4-3+5+4
-6+2 8+(-1) -10,6+2,6 -3+(-3) 2+(-7) -1+1 - 4 - 9 3 - 5 7 -8 0 - 6 М И Т Р А К Е Д
Рене Декарт
Зазеркалье
Соедини числа стрелками в порядке возрастания: 1 -6 4 5 -1 -3 -1 -0,25 0
Найдите ошибки : -5+2=7 -4+(-1)=3 5+(-2)=-3 0+(-1)=0 16+(-2)=18
Тридевятое королевство
Вычислите: -12 + 7= -8+(-13)= 3 + (-8)= -7 + 11= -5+(-12)= 6 + (-14)= -8 + (-7)= -7 + 7 = -6 + (-8)= -10+(–10) = 0 + (- 7) = 0 + (-3)= 0,5 + (-0,6)= -1,7+( - 3)= - 5 - 21 - 5 4 - 17 - 8 - 15 0 - 14 - 20 - 7 - 3 -0,1 - 4,7
Молодцы!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложение положительных и отрицательных чисел
Интерактивная презентация для устной работы, самостоятельной работы, с возможностью повторения правила по сложению отрицательных чисел и чисел с разными знаками. Возможно использование учащимися для с...
Урок в 6 классе по теме «Сложение положительных и отрицательных чисел».
Урок построен в форме путешествия на «Экспрессе» по сказочному маршруту. Для создания игровых ситуаций использованы знакомые литературные герои. Задачи составлены так, чтобы вызвать интерес у ученика ...
Урок по теме "Сложение положительных и отрицательных чисел"
Конспект урока с использоыванием исследовательского метода....
Сложение положительных и отрицательных чисел 6 класс учитель Парамонова Татьяна Прокофьевна МБОУ СОШ №16 Белоглинский район
Сложение положительных и отрицательных чисел представлено в виде устных заданий....
Сложение положительных и отрицательных чисел. Математика 6кл.
Интегрированный урок...
Урок математики в 6 классе по теме "Сложение положительных и отрицательных чисел"
Урок объединяет в себе сразу несколько тем, изучаемых в учебнике Виленкина в нескольких параграфах. Привила переформулированы для более удобного использования....
Сложение положительных и отрицательных чисел
открытый урок в 6 классе...