Преемственность между начальным и средним звеном в условиях ФГОС нового поколения
статья на тему
Внедрение Федеральных Образовательных Стандартов второго поколения призвано обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий от общества и требований государства в сфере образования.
Воспитательно-образовательный процесс в соответствии со стандартами нового поколения признан:
- учить личность постоянно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеурочную деятельность;
- формировать готовность осваивать требования основного и полного образования;
- совершить в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути;
- формировать навыки самообразования и самовоспитания.
Современное состояние России отличается интенсивным развитием научно-технического прогресса, и соответственно, постоянным обновлением информации. Эта особенность образования на многих сферах жизнедеятельности общества, в том числе и на образовании на всех его уровнях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_mezhdu_nachalnym_i_srednim_zvenom.docx | 16.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность между начальным и средним звеном в условиях ФГОС нового поколения.
учитель русского языка и литературы
Соколовская Оксана Евгеньевна
Внедрение Федеральных Образовательных Стандартов второго поколения призвано обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий от общества и требований государства в сфере образования.
Воспитательно-образовательный процесс в соответствии со стандартами нового поколения признан:
- учить личность постоянно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеурочную деятельность;
- формировать готовность осваивать требования основного и полного образования;
- совершить в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути;
- формировать навыки самообразования и самовоспитания.
Современное состояние России отличается интенсивным развитием научно-технического прогресса, и соответственно, постоянным обновлением информации. Эта особенность образования на многих сферах жизнедеятельности общества, в том числе и на образовании на всех его уровнях.
Новые требования к образованию подрастающего поколения затронули пока только начальную школу. Для учителей начальных классов приоритетным направлением является познавательная и творческая деятельность младших школьников.
Как показывает педагогический опыт, важно не количество проведенных мероприятий, а их качество и результативность работы. Активность школьников высока лишь в том случае, если учитель настроил их на учебный процесс, на изучение материала, который вызывает интерес и потребность в получении новых знаний. И не только у учителя начальных классов.
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями-предметниками. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителя-предметника. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Как выстроить модель своего поведения с каждым педагогом, на каждом конкретном уроке?
Пока решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников, и его отмеченный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями. Ситуацию может усугубить отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Вот здесь и могут выручить нестандартные уроки.
Нестандартный урок – одна из необычных форм обучения. Содержание урока, его яркость, эмоциональность, разные виды работ (работа в группах, в парах, творческие задания, игровые ситуации и т.д.), вызывают самостоятельный поиск и работоспособность школьников для активного усвоения учебного материала.
Выделяют рекомендации при проведении нестандартных уроков:
- не следует часто проводить нестандартные уроки, так как у обучающихся потеряется интерес к учебному процессу;
- при проведении нестандартных уроков необходимо тщательно подготовиться учителю к разработке системы знаний;
- при организации нестандартных уроков необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности класса, уровень обучающихся и темп работы;
- на уроке должна присутствовать атмосфера добра, творчества и радости.
Кроме того, если учитель начальных классов практиковал такую учебную деятельность, а в пятиклассники очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, созданные их первым учителем. Не следует забывать, что они очень эмоциональны, и жизнь видят через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к предмету, а не наоборот. Если нравится учитель, то и нравится и предмет.
Итак, переход из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психологию ребенка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественные усложнения требований, предъявляемые на «самого маленького» в средней, - все это является серьезным испытанием для психики школьника. В связи с этим возникла необходимость четкого планирования работы по преемственности. Работа должна вестись по трем направлениям:
- совместная методическая работа учителя начальной школы и учителя-предметника в среднем звене;
- работа с учащимися;
- работа с воспитателями (родителями).
Преемственность между начальной школы и пятым классом предлагает следующие направления:
- образовательные программы;
- организация учебного процесса;
- единые требования к обучающимся;
- структура урока (уроки-путешествия, КВН, викторины по сказкам, «По страницам словаря» и т.д.).
Учебный процесс, содержащий нестандартные формы проведения уроков, способствует формированию познавательного интереса, активности, плодотворной работы школьника.
Важно, чтобы каждый педагог чувствовал атмосферу творчества, простор для находок и идей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения.
Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным.Психологически это ...
Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения.
Материал педсовета по проблеме преемственности между начальным и средним звеном школы. Какие же задачи должен решать педагогический коллектив по обеспечению благополучного бесконфлик...
Памятка для педагогов начальных классов по преемственности между начальным и средним звеном
Рекомендации педагога-психолога для педагогов начальных классов школы 8 вида по подготовке учащихся к переходу из начального в среднее звено...
Практикум «Использование интерактивной доски на уроках математики и информатики в 5, 6-х классах как способ обеспечения преемственности в обучении между начальным и средним звеном»
Опыт использования возможностей интерактивной доски SMART Board на уроках математики и информатики в 5, 6-х классах....
Проектная деятельность на уроках математики как основа преемственности между начальным и средним звеном.
Материалы Всероссийского конкурса педагогов развивающего обучения, посвященный 115-летию со дня рождения Л.В.Занкова "Фестиваль педагогических идей: стремление, познание, творчество".Один из примеров ...
Преемственность между начальным и средним звеном
Ведущими принципами ФГОС 2 поколения являются принципы преемственности и развития. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования способствует обеспечению преемственности...
Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО
Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО...