Технологическая карта к уроку математики по теме " Решение задач на дроби".
план-конспект урока по математике (5 класс)

Слюсарь Екатерина Николаевна

Урок обобщения и систематизации знаний по теме " Решение задач на дроби"  разработан для 5 класса по учебнику Дорофеев Г. В., Шарыгин И. Ф., Суворова С. Б. и др. Математика.

5 класс / Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. — М.: Просвещение,  2016.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach_na_drobi._5_klass.docx39.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Автор

Слюсарь Екатерина Николаевна

Предмет  

Математика

Класс

5 класс

УМК

Дорофеев Г. В., Шарыгин И. Ф., Суворова С. Б. и др. Математика.
5 класс
 / Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. — М.: Просвещение,  2014.

Тема урока

«Решение задач на дроби».

Тип урока

Урок закрепления знаний и новых способов действий.

Цель  урока

 Отработать навык  решения задач  на дроби; способствовать развитию математической речи, активной памяти, произвольного внимания, логического мышления, культура поведения.

 

Обучающиеся научатся  правильно читать, писать и объяснять значение дроби,     находить числитель и знаменатель дроби; применять понятие дроби при решении задач,    рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Задачи:

  • образовательные (формирование познавательных УУД):  

научить ориентироваться в своей системе знаний( отличать новое от уже изученного с помощью учителя); осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных свойств; строить логические  цепочки рассуждений; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

  • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

 умение  оформлять свои мысли в устной и письменной форме слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить в паре продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность; осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

  • развивающие (формирование регулятивных УУД) умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной  задачей, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Методы:

  • по источникам знаний: словесный;
  • по степени взаимодействия учитель-ученик: диалог;
  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый

Формы работы обучающихся

   Фронтальная, парная, самостоятельная.

Организация деятельности обучающихся на уроке:

  • самостоятельно определяют тему, цель урока;
  • выполняют самостоятельную работу с самопроверкой;
  • ведут диалог, отвечают на вопросы;
  • оценивают себя и друг друга;
  • рефлектируют.

Необходимое учебное оборудование

Учебник, проектор,    карточки с задачами

Структура урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

1

Коммуникативные: планируют учебное  сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Постановка цели и задач урока.  

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими  тему и целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

4

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

3. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Устная работа.

Математический диктант.

Участвуют в работе по проверке  домашнего задания (в парах),  в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы

3

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

4.  Этап  осмысление и закрепление знаний.

Показать разнообразие задач решаемых в жизни на нахождение дроби от целого.

Организация и контроль за процессом решения задач.

Работают в парах над поставленными задачами.

10

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка

Смена деятельности.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

2

6.  Контроль знаний

Дать качественную оценку знаний обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся формируют навык самостоятельной деятельности

10

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные: 

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

2

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

3

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу, мотивировать учащихся к учебной деятельности  посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное , вхождение учащегося в пространство учебной деятельности,  создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, зачитывает цитату на доске « Строгость  в математике, означает прежде всего, добросовестность и ясность» (Липман  Берс)

- Давайте и мы на уроке добросовестно поработаем.

- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждого задания, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.

Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания

2. Постановка цели и задач урока.

Цель: Обеспечение мотивации  учения детьми, принятие ими  тему и целей урока.

 Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

Тема нашего урока: « Решение задач на дроби»  (выводится на экран) 

Наша цель на уроке    Повторить понятие « обыкновенная дробь», числитель дроби, знаменатель дроби. Отработать навык решения задач по теме «Дроби».

 

Учащиеся  устно  отвечают на вопросы учителя   определяют тему урока и цель урока. Записывают дату и тему урока в тетрадь.

3. Актуализация знаний

 

 Цель: Актуализация опорных знаний и способов действий.

 Устная работа: Учитель по презентации задает вопросы:

Задание 1.Ребята по рисункам нужно определить, какая часть фигуры закрашена. (выводится на экран)

Задание 2.  Какие дроби называются  правильными и неправильными. Ребята назовите неправильные дроби.

 Задание 3. Выполните перевод  

 20м= км    

Б)35 г= кг      

В)33 мин= ч   Г)4 см= дм

 

     

 Отвечают на вопросы учителя.)

Цель: мотивировать учащихся к самостоятельной  деятельности; контролировать выполнения заданий

 Математический диктант

А теперь выполним математический диктант.

Учитель диктует задания ученикам.

№1 Разделите лист по полам и 1 столбик подпишите правильные, а второй- неправильные дроби.

Определите вид дроби:;(;;)

№2. Выполните перевод:

а) 25м= км     (а) 14м= км)

Б)57 г= кг       (Б)78 г= кг)

В)23 мин= ч     (В)46 мин= ч)

Самостоятельно пишут работу по вариантам . Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют задание по готовым ответам исправляют ошибки и ставят оценку . ( математический диктант

Проверку выполнения задания осуществляет сосед по парте и выставляет оценку.    

 

8 баллов – «отлично»

7-6    баллов- « хорошо»

 5баллов – « не очень хорошо»

Менее 5 баллов-  «нужно еще потренироваться»

каждый ученик фиксирует в карточке самооценивания.

4. Этап  осмысление и закрепление знаний.

Цель: закрепление знаний в устной и письменной речи.

Решение задач.

Учитель раздает задачи по карточкам (работа в парах)

Карточка 1.

№1. В коробке 12кг конфет,  всех конфет- шоколадные. Сколько  килограмм шоколадных конфет в коробке?

№2. Рабочий по плану должен изготовить 120 деталей в день, а он изготовил   этого количества. Сколько деталей  изготовил рабочий?

№ 3.   Математический кружок посещают 25учащихся,  из них девочки. Сколько мальчиков посещают  математический  кружок?

№4. В банку налили 100 мл молока, это составило   её вместимости. Сколько миллилитров молока вмещается в банку?

 №5.

В парке посадили деревья. Треть из них березы, остальные рябины.  Сколько деревьев посадили в парке, если посадили 16 рябин?

Дополнительные задания:

№6  Сколько минут содержится:

А) в ч; б) в ч; в)  в ч; г) в ч;

№7. Сколько сантиметров содержится :

А) в м; б) в м; в) в м; г) в м ?

Проверка ответов .

Учащиеся решают задачи в парах и оформляют решения  в тетрадях.

По просьбе учителя записывают решение на доске.

Учащиеся дополнительно записывают решения задач из других карточек.

 Если остается свободное время решают дополнительные задания.

Проверяют задачи по ответам.

5. Физпауза

Цель:сменить вид деятельности.

5. Физкультминутка

По презентации.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу

6. Этап контроля знаний

Цель: мотивировать учащихся к самостоятельной  деятельности; контролировать выполнения заданий

Практическая работа.

Цель: Проконтролировать степень усвоения  учебного материала.

  - Сегодня на уроке мы многое повторили. А теперь я проверю, как вы  это усвоили. У вас на парте лежит   карточка  с заданиями .

 Приступаем к выполнению самостоятельной работы.

Вариант1.

 №1

А) Сколько минут содержится:

 в ч;

№2. В коробке 24 книги,  всех книг- сказки. Сколько  книг со сказками в коробке?

№3. На заводе  изготовили 120 деталей,     этого количества составляют бракованные детали. Сколько   изготовили не бракованных деталей?

Дополнительные задания:

 № 4.   В школе 250учащихся,  из них девочки. Сколько мальчиков в школе?

№ 5.

На поле  посадили овощи. Четверть  поля заняли капустой, остальную часть поля- морковью.  Сколько гектар засеяно   овощами, если морковью засадили 15га?  

Вариант 2

№1. Сколько килограммов  содержится :

А) в т;

№2. В полке 32 книги,  всех книг- стихи. Сколько  книг со стихами  на полке?

 №3. На заводе  изготовили 120 лампочек.    Бракованные лампочки составляют  этого количества.  Сколько на заводе  изготовили не бракованных лампочек?

Дополнительные задания:

 № 4.   В школе 450учащихся,  из них девочки. Сколько мальчиков в школе?

№ 5.

На поле  посадили овощи. Треть   поля заняли капустой, остальную часть поля- морковью.  Сколько гектар засеяно   овощами, если морковью засадили  15га?  

 

По карточкам решают задания в тетрадях. Если остается время решают дополнительные задания.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Цель: оценить результаты собственной деятельности

Задает вопросы:

Чем занимались  сегодня на уроке?

А какие цели ставил на урок?

Достиг ли наш урок цели?

Над чем еще нам нужно поработать?

Рефлексия

«Я, решая задачи на дроби……»

- Могу объяснить решение другу.

- Распознаю типы задач на дроби, справляюсь с решением.

- Не совсем уверен в решении.

- Еще надо поработать.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои впечатления. Сдают карточки самооценивания и тетради  с практической работой.

8. Информация о домашнем задании

  По учебнику № 637 – практическое задание.

                             № 638 – решить задачу

 Творческая работа : составить задачу и решить ее.

  Записывают домашнее задание  в дневниках.

Приложение.

Ф.И._________________________

Лист самооценивания:

По окончанию решения заданий, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с заданиями  без затруднений,

"±" - справился с заданиями, но возникали сложности,

"-" - не справился с заданиями.

Устная работа

Математический   диктант

Решение задач в парах

Самостоятельная работа.

Оценка за урок

Ф.И._________________________

Лист самооценивания:

По окончанию решения заданий, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с заданиями  без затруднений,

"±" - справился с заданиями, но возникали сложности,

"-" - не справился с заданиями.

Устная работа

Математический  диктант

Решение задач в парах

Самостоятельная работа.

Оценка за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме: Решение задач по теме"Признаки и свойства параллельных прямых" 7класс

Урок обобщения и сис тематизации материала по теме:решение задач по теме "Признаки и свойства параллельных прямых" 7 класс...

Технологическая карта открытого урока на тему "Решение задач с помощью уравнений", 6 класс

В данной файле вы найдете технологическую  карту урока "Решение задач с помощью уравнений"....

Технологическая карта открытого урока на тему "Решение однородных тригонометрических уравнений", 10 класс

В данной файле содержится подробное описание открыторого урока на тему" Решение однородных тригонометрических уравнений"....

Технологическая карта открытого урока по теме "Решение зазач на "Движение"" 8 класс

Данную разработку можно использовать как на уроках по математике, так и на факультативных занятиях при закреплении темы "Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений" в 8.9 - х классах....

Технологическая карта урока на тему: "Решение задач по теме:"Свойства параллельных прямых""

поурочные планы на 2 урока по теме: "Решение задач по теме:"Свойства параллельных прямых""...

Технологическая карта урока на тему: "Решение задач по теме:"параллельные прямые""

Поурочный план по теме: "Решение задач по теме:"Параллельные прямые""...

Технологическая карта урока по теме "Решение задач по теме «Площадь»" , 8класс

Цель урока: обобщить и систематизировать материала о площадях фигур, учить решать задачи с практическим применением на заданную тему, воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной раб...