Конспект урока " Решение тригонометрических уравнений"
план-конспект урока по математике (10 класс)

Курмашева Ануза Азгаровна

Урок в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_trig_uravneniy.doc238.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА «Решение  простейших тригонометрических уравнений»

учителя математики МБОУ «Азбабинская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального  района РТ  Курмашевой Анузы Азгаровны в 10 классе ( второй  урок из двух по данной теме)

Урок обобщения и закрепления знаний по учебнику : А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын . «Алгебра и начала анализа» учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2008 год

Цель  урока: Научить обучающихся формулировать тему и цели урока; актуализировать знания обучающихся с алгоритмом решения  простейших тригонометрических уравнений, организовать повторение и обобщение по теме.

 Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

научить в процессе реальной ситуации решать  уравнений вида  tg x = a; сtg x = a, контролирование  степени  усвоения   учебного материала

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. формировать коммуникативную компетенцию учащихся; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Методы: 

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Технологии: Технология групповой работы, технология развития критического мышления.

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно определяют тему, цели урока; отвечают на вопросы; решают самостоятельно задачи; оценивают себя и друг друга; рефлектируют.

 Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал,  электронная презентация, выполненная в программе Power Point

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этапы урока  1.  Организационная часть урока

Задачи этапа: Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

(Слайд 1) Французский  писатель  Анатоль  Франс  (1844 – 1924)  однажды  заметил:  «Учиться  можно  только  весело… Чтобы  переваривать  знания,  надо  поглощать  их  с  аппетитом».  Так  вот,  давайте  сегодня  на  уроке  будем  следовать  этому  совету  писателя,  будем  активны,  внимательны,  будем  поглощать  знания  с  большим  желанием,  ведь  они  пригодятся  вам  в  вашей  дальнейшей  жизни.

 Чему мы  еще научились на прошлых уроках?

Правильно, и  мы продолжим  решение простейших тригонометрических  уравнений

Включаются в деловой ритм урока.

Ученики  приветствуют  гостей.

Ответы учеников

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Задачи этапа :Актуализация опорных знаний и способов действий.

 Решение теста( Слайды №3,4, 5)

Вопросы  проецируются  на  экран

На решение  дается 5 минут

На  экране – слайд 6.  (Ответы)

Взаимопроверка:

Передайте  свои работы партнерам по  плечу,   проверьте   работы по ответам на слайде,  сосчитайте количество правильных ответов, напишите его в правом углу и напишите имя того, кто проверял.

Рефлексия

Тейк оф тач даун  (проверка выполнения заданий)

Встаньте те,  кто правильно  выполнил все от 10до 12 заданий(5 баллов), 8-9 заданий(4 балла), 6-7 баллов(3б.)  ,  меньше 5  заданий. У кого только меньше 5 верных ответов, вы не переживайте, на протяжении урока и на дальнейших уроках мы раскроем секреты, глубже изучив эту  тему. Выставить баллы в оценочных листах

Ученики решают тест

Взаимопроверка:

После того,  как  решат примеры, передают свои работы партнерам по  плечу и   они проверяют  работы по ответам на слайде.

 И выставляют в оценочных листах

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Целеполагание и мотивация

Задачи этапа Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Итак,  ребята, вы наверно догадались,  над какой темой мы сегодня будем работать?  

Да, мы продолжим изучение темы «Решение простейших тригонометрических  уравнений»

Ответы учащихся:

Продолжим  изучение темы « Решение простейших тригонометрических  уравнений»

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы.

4.Этап решения частных задач.

Задачи этапа :Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний

А сейчас ребята, поработаем письменно. Раунд тейбл  (по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги).  Каждому  столу  выдаётся задание. Начиная с участника №3,   выполните задание по  очереди на одном листе бумаги. Все решения можно проводить на этом же листочке

1. Найти  ошибку.   (Презентация.  Слайд 7)

Рефлексия. Проверим ответы. Стол №…, и т.д. Спасибо.  А остальные участники? (На  слайд выноситься правильные ответы)

2.Устные  задания  на  определение  вида  простейших тригонометрических  уравнений( Слайды 8 и 9)

На  слайдах   8  и  9 вы  видите  схемы  решений  тригонометрических  уравнений.         Как  вы  думаете,  какая  из  схем  представленной  группы  является  лишней?  Что  объединяет  остальные  схемы?

Для первого стола 8 слайд. Для 2-го стола -9 слайд

Выполним структуру  Тайм Раунд робин. Вам дается по 30 секунд, чтобы обсудить по очереди каждую схему. Всего 3 минуты. Начинает 3 участник.

Рефлексия .

 Отвечает 3 участник. Все согласны с ответами?

3. Слайды  10, 11   Установить  соответствие:   Уравнение Корни    Работаем всем классом.

4. Экспресс – опрос  (Презентация.  Слайды 12,  13,  14,  15)

Учащимся  предлагается  определить,  решение  какого  тригонометрического  уравнения  показано  на  тригонометрической  окружности.  Записать  его  корни.

Начинает отвечать 3 участник.

Рефлексия.  

Решают,  комментируя, обосновывая ответы, при этом не забывают  сделать проверку  задания, которые выполнил их партнер.

Ученики по очереди отвечают.

Выставляют баллы в оценочных листах

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

5. Организация контроля

Задачи этапа : Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

 А теперь выполним структуру  «Куиз-куиз -трейд»

Я просила вас, чтобы вы составили карточки с вопросами.(по простейшим тригонометрическим уравнениям )

 Встаньте, поднимите руку и найдите ближайшую пару.  Ученик А задаёт  вопрос, а Б ученик отвечает, потом вы меняетесь ролями и меняетесь карточками и благодарите друг друга.   По полученным баллам выставляются баллы за работу на этом этапе

Сейчас в тетрадях выполним № 149(а,б)

Ученики выполняют структуру  «Куиз-куиз -трейд». Ученики  нашли ближайшую пару .  Ученик А задаёт  вопрос, а Б ученик отвечает., потом они меняются ролями и меняются карточками и благодарят друг друга.

Ученики выполняют № 149(а,б)

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

6. Подведение итогов урока

Задачи этапа: Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

 Вы все сегодня очень хорошо поработали.  А теперь я хочу задать вопрос : «Что могло случиться. Если мы ограничим значение а  в уравнении  tgx=a   условием от -1 до 1?

Подумайте над вопросом  несколько секунд.

Клок баддис    +  Таймд  пэа-шэа Возьмите свои часы, найдите друга в 13.00 часов  дня встретьтесь с ним.

Первым  начинает, отвечает  тот участник,    у кого  светлее  волосы. У вас 20 секунд. Спасибо. А сейчас отвечает второй участник  20 сек.  

Рефлексия: опрос партнеров. 

Обучаемые , используя часы, находят друга  и отвечают на поставленный вопрос.

По полученным баллам выставляются баллы за работу на этом этапе

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

7. Информация о домашнем задании

Задачи этапа: Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

 № 149(а, в, г), стр 85-88 (прочитать)

8.Рефлексия

Задачи этапа: Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

А теперь ответьте на вопрос: Что вы узнали нового на уроке? Начните со слов «Я раньше не знал, а теперь узнал, что…» или « Я теперь умею…».

Спасибо Вам, ребята,  за урок.

Ученики сдают оценочные листы учителю.

Отвечают на вопрос.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

Приложения

Приложение 1

 

Вариант1

Вариант2

  1. Каково  будет  решение  уравнения    при  ?
  2. При  каком  значении  а  уравнение    имеет  решение?
  3. Какой  формулой  выражается  это  решение?
  4. На  какой  оси  откладывается  значение  а  при  решении  уравнения  ?
  5. В  каком  промежутке  находится  ?
  6. В  каком  промежутке  находится  значение  а?
  7. Каким  будет  решение  уравнения  ?
  8. Каким  будет  решение  уравнения  ?
  9. Каким  будет  решение  уравнения  ?
  10. Чему  равняется  ?
  11. В  каком  промежутке  находится  ?
  12. Какой  формулой  выражается  решение  уравнения  ?

 

  1. Каково  будет  решение  уравнения    при  ?
  2. При  каком  значении  а  уравнение    имеет  решение?
  3. Какой  формулой  выражается  это  решение?
  4. На  какой  оси  откладывается  значение  а  при  решении  уравнения  ?
  5. В  каком  промежутке  находится  ?
  6. В  каком  промежутке  находится  значение  а?
  7. Каким  будет  решение  уравнения  ?
  1. Каким  будет  решение  уравнения  ?
  2. Каким  будет  решение  уравнения  ?
  3. Чему  равняется  ?
  4. В  каком  промежутке  находится  ?
  5. Какой  формулой  выражается  решение  уравнения  ?

Приложение №2 

Слайд 6.  (Ответы)

Вариант 1.

Вариант 2.

1.

Нет  решения

Нет  решения

2.

3.

,  

,  

4.

На  оси  Ох

На  оси  Оу

5.

6.

7.

,  

,  

8.

,  

,  

9.

,  

,  

10.

11.

12.

,  

,  

Приложение №3 Слайды  10, 11   Установить  соответствие:   Уравнение Корни.

Приложение 4

Экспресс – опрос  (Презентация.  Слайды 12,  13,  14,  15)

Учащимся  предлагается  определить,  решение  какого  тригонометрического  уравнения  показано  на  тригонометрической  окружности.  Записать  его  корни

Уравнение

Корни

1.

Слайд 12

2.

Слайд 13

3.

Слайд 14

4.

Слайд 15

Приложение 5

Лист  самооценки

Дата   __________ Тема урока______________________________________________

ФИО ученика____________________________Класс_________

Этапы урока

Оценка моей деятельности

5 баллов

4 балла

3 балла

примечание

Домашнее задание

Тестирование

Устные задачи

Карточки  с вопросами

Устные ответы

Итого

Средний балл

Критерии оценки знаний: 

«5» - я знаю и умею применять алгоритм

«4» - я знаю и умею применять алгоритм, но ещё допускаю ошибки;

«3» – у меня остались неразрешенные вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Решение тригонометрических уравнений"

Цель урока - обобщение, систематизация методов и приёмов решения тригонометрических уравнений....

Конспект урока :"Решение тригонометрических уравнений различными способами"

Цели урока: - повторение методов решения тригонометрических уравнений- актуализация навыков, преобразование выражений, содержащих обратные тригонометрические функции – формирование навыков установлени...

Конспект урока "Решение тригонометрических уравнений"

    Конспект урока по алгебре и началам математического  анализа в 10 классе по теме «Решение тригонометрических уравнений»...

План – конспект урока «Решение тригонометрических уравнений с отбором корней»

Конспект урока«Решение тригонометрических уравнений с отбором корней»...

Конспект урока «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»

Повторить теоретический материал по теме                     «Тригонометрические функции», часто упо...

Конспект урока "Решение тригонометрических уравнений"

Обобщение знаний по теме "Решение тригонометрических уравнений" с презентацией и разноуровневой самостоятельной работой...