Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
план-конспект урока по математике (5 класс)


Тема "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" - самая главная тема не только в курсе 5 класса, но и для изучения всей школьной математики. Урок начинается с актуализации знаний, каждому понятию ученики дают определения. Таким образом, все участвуют на уроке, отмечают кто чего не знает в таблице ЗХУ (знаю, хочу знать, узнал). После этого делают практическую работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

.

                                     

                                             

                                       

Данный урок в  5 ом   классе. Класс  средний. В классе  8 учеников.        

  Занимаемся по учебнику  для общеобразовательных учреждении.Виленкин Н.Я. и другие М. Мнемозина. 2007 год.

 Календарно – тематическое планирование составлено  на основе  нормативных документов:

 1 . ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  СТАНДАРТА  НАЧАЛЬНОГО  ОБЩЕГО. ОСНОВНОГО  И СРЕДНЕГО  ( ПОЛНОГО )  ОБЩЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ ( Приказ  МО  РФ   05.03. 2006 год)

2. Примерная программа  основного общего образования  по математике.

 Количество часов  по учебному плану: общее 210 часов  в неделю: 6 часов.

В ходе преподавания  математики в школе , работы над формированием  у учащихся  перечисленных   в программе знаний и умений, следует  обращать внимание  на то, что они овладевали  умениями  общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали  опыт.

    Изучение  математики на ступени  основного общего образования  направлено  на достижение следующих целей:

  •  Овладение системой математических знаний и умений, необходимых  для применения   в практической  деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • Интеллектуальное развитие, формирование качеств лисности, необходимых человеку для полноценной жизни  в современном обществе, свойственных  математической деятельности: ясности и точности мысли, криточности мышления, элементов алгоритмической культуры, способности  к  преодолению трудностей.

 На данную  тему “Обыкновенные дроби” уделено 29 часов. На тему “Сложение и вычитание  дробей с одинаковыми знаменателями   4 урока . Этот урок  последний.

 Они должны самостоятельно решать три типа задач, сложить и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, сравнить., решать уравнения.

Должны уметь выполнять арифметические операции с обыкновенными дробями;Дальнейшем  решать текстовые задачи, связанные  с отношением ,  дробями и процентами., десятичными дробями.

Использовать  приобретенные знания  и умения  в практической  деятельности и повседневной  жизни   для:

  •  Решения несложных  практических задач
  •  Устной прикидки  и оценки результатов вычислений;
  • Интерпретации   результатов решения  задач с учетом ограничений. Связанных  с    реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
  • Ясного, точного.грамотного изложения своих мыслей и устной и письменной речи, использования различных языков математики( словесного, символического, графического)

Чтобы  активизировать сознательную деятельность  учеников , не допустить  неосознанного списывания время от времени  задается вопрос ”Почему ты допустил ошибку?”

    Весь класс привлекается  к прослушиванию  обоснованных ответов.Показывается  анализируемый  момент  работы на доске. Затем необходимо дать возможность  поработать самостоятельно.Оценили сами себя и оценили товарищей.

 В группах  учащиеся   работали      по- разному:   решали  задания самостоятельно, а потом сверили  решения ;    некоторые  начали  работу   с  обсуждения  заданий   и создали коллективное решение;  распределили  задания  между собой  и объяснили    друг-другу  .как решали.  ( сильные ученики объяснили слабым)

План – конспект   урока   по математике  в 5 классе.

 С о д е р ж а н и е.

  • 1 . Тема урока.” Сложение и вычитание  дробей  с одинаковыми знаменателями”
  • 2. Ход урока.
  • 3. Организационный момент. Приветствие.
  • 4. Работа по теме.  (Оценочный лист)

1.

Проверка  домашнего  задания

5  балл

2.

Устная работа.

5  балл

3.

Запись дробей. Диктант

3  балл

4.

Теория

7  балл

5.

Запись  неправильных дробей с конкретным  условием.

5 балл

6.

Запись   правильных дробей с конкретным  условием.

5 балл

7.

 Сравнение дробей  (слайд)

1 балл

8.

Решение задач

6 балл

9.

 Задача.( слайдта)

5 балл

10.

№1017( по вариантам)      для слабых

2  балл

11.

№ 1018  (по вариантам)     .

1  балл

12.

№ 1019    для сильных

5 балл

13

№1020     для сильных

 5 балл

“5”    50-55 балл.         “4”- 40-50 балл,       “3”   -  15-40 балл.

Индивидуальные  задачи  из КИМ а  тест  №21.

 Тема урока.” Сложение и вычитание  дробей  с одинаковыми знаменателями”.

Автор: Каримуллина Вафия Сахиповна, учитель  математики.

Класс: 5

Предмет : математика.

Цели урока.

Образовательные.

  •  Систематизация  знаний  по темам : “ Обыкновенные  дроби”,”Сложение и вычи тание  дробей  с одинаковыми знаменателями”, “Сравнение обыкновенных дробей”
  • Повторение и закрепление приобретенных знаний.
  • Умение применять  математических знаний  к решению  нестандартных  практичес ких задач.

Развивающие.

  • Расширение кругозора учащихся
  • Развитие приёмов  умственной деятельности , памяти внимания. Умения сопоставлять. Анализировать, делать выводы.
  • Развитие познавательной активности . положительной мотивации  к предмету.
  • Развивать  подребности  к самообразованию.

Воспитательные.

  • Воспитание любви к родной стране,родному языку.
  • Воспитание ответственности,самостоятельности, умение работать  в коллективе
  • Воспитание уважения друг к другу. Показать математику  как интересную науку, превратиь занятие в необычный урок,где может  проявить себя каждый ученик.

Тип урока:  урок развития  умений  и навыков.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, группавая, работа в парах.

Ученик должен знать:

  • понятия обыкновенные дроби, правильные  и неправильные;
  • правила сравнения обыкновенных дробей, сложения и вычитания дробей  с одинаковыми  знаменателями;
  • технологию  решения основных типов  задач  на дроби.

1. нахождение части от целого;

2.  нахождение  целого по его части;

3.  какую часть одно число  составляет от другого;

  •  технологию различных способов сравнения дробей .

  Ученик должен уметь:

  • распознать,понимать объяснить правильные и неправильные дроби;
  • сравнить дроби:
  1. с одинаковыми числителями;
  2. с одинаковыми знаменателями;
  3. правильные.неправильные и 1.
  • складывать и вычитать дроби  с одинаковыми  знаменателями;
  • решать задачи  на нахождение  части от числа  ичисла по его части.

   

Оборудование.     компьютер,  интерактивная доска, плакат, карточки, У  каждого ученика  оценочный лист, лист   ЗХУ  ,зеленые и красные полоски,   цифры : 1,2,3., книги КИМ для 5 ого кл, учебник.  

Ход урока

I.     Организационный   момент.  Приветствие.

           ( 1  Слайд)

-   Здрвствуйте ,дети.

-  Посмотрите .всё ль в порядке:

    Книжка, ручки и тетрадки.

    Прозвенел сейчас звонок

    Начинается урок

  Тема нашего урока “ Сложение и вычитание  дробей с одинаковыми знаменателями”.

            ( 2 Слайд)  ( сообщается цель урока)

  1. Проверка домашнего задания.   (  2 ученика   заранее решают на доске)

   Проверим   решения    задач   домашнего   задания. За правильное решение 5 балл.

 ( на  слайде  решения  задач  домашнего задания  № 1043, 1046, проверяют друг у друга   по парте) .взаимоконтроль.

На доске пословица “    ...  раз  отмерь ,  ....   раз отрежь.

-  Как  вы понимаете значение этих слов.?

( уч- ся объясняет смысл пословицы)

-Значит. ребята мы всегда должны тщательно думать ,прежде чем говорить.

- Девиз урока;

   Осмыслить, обдумать

   Найти.

   Решать,

  Творить.”

-Что мы прошли  последние дни на уроках математики? Что вы знаете?

  • Доли
  • Обыкновенные дроби
  • Правильные, неправильные дроби
  • Сравнение дробей с одинаковыми  знаменателями
  • Сложение и вычитание    дробей с одинаковыми  знаменателями.

                   ( На каждый вопрос  каждый отмечает на своём  листе)

            Знаю

   Хочу     узнать

   Узнал.

II.       2.   Устная   работа.   (  За каждый верный ответ  1 балл)

                     № 1023         

             д)  66 – 59                              г)  42 – 33                            

                        * 7                                         * 6

                       +17                                       + 27

                       - 38                                         -  9

                         : 4                                         :  8

         ___________                             ____________      

 

  • Что называют долями?
  • Что показывает знаменатель обыкновенной дроби?

                                                ( На сколько долей  делят)

  • Что показывает  числитель обыкновенной дроби?

                                                ( Сколько долей   берут)

  1. Проверка знаний. (  актуализация знаний)

          3. Диктант.

.Приведи пример на дроби .(  ученики   по одному  приводят пример, учитель пишет  на обратной стороне доски,  ученики в тетрадях, потом  уч-ся проверяют по образцу).

( самоконтроль)    ( 3 балл).  (учитель контролирует)

             4.  Теория.    

  • Назовите, у этих дробей  знаменатель и числитель.

( По  одному  читают   дроби,   называют  знаменатель и числитель.

 за правильный  ответ поднимают зеленую полоску .за неправильный ответ красную полоску, учитель контролирует)

  • Какие дроби называются правильными?

    (  учащиеся  1-ого  варианта  шепотом  говорят учащимся 2 ого варианта, потом учитель спрашивает одного из них . другие за правильный  ответ поднимают зеленую полоску .за неправильный ответ красную полоску).

(учитель контролирует)

             На  слайде       ( У которой числитель меньше знаменателя назыавается правильной дробью)

  • Какие дроби называются  неправильными?

 (  учащиеся  2-ого  варианта  шепотом  говорят учащимся 1 ого варианта, потом учитель спрашивает одного из них . другие за правильный  ответ поднимают зеленую полоску .за неправильный ответ красную полоску).

(учитель контролирует)

             На  слайде    ( У которой числитель больше  или равен  знаменателю назыавается неправильной дробью)

 

  • У    вас  в  тетрадях  написаны   правильные и   неправильные дроби  математическом  диктанте. Стрелками  проводите  линии  к

   Правильным      дробям                             неправильным  дробям

 (Учитель делает    на обратной стороне доски ,  потом  учащиеся проверяют по образцу) (самоконтроль).

  • Как найти   от числа 42? ( на слайде)     (   Нужно  42 разделить на 7  и полученный результат умножить на 2)
  • Как найти   число , если известно, что  от него равны 4?

            (Нужно 4 разделить на 2, полученный результат умножить на 5.

  • 5.  ( на слайде)  Пишите неправильные дроби с  числителем  5.

Ответ  на слайде.    (  5 балл)

 

  • 6. ( на слайде)

Пишите правильные дроби со знаменателем  6.

Ответ  на слайде.    (  5 балл)

 

     7.   Тест. Сравните  дробей. (  слайд)

           (учащиеся  на правильный ответ показывают   цифры 1, 2.)

а)       и                         б)             и                         в)             и       1

1.                                 1.                                   1.                  1

     

  2.                              2.                                     2.                  1

КОД   :    211

  • Как сравниваем  дроби.?( учащиеся  повторяют правилу сравнения дробей)

( Больше та дробь . числитель которой больше.

(Неправильная дробь всегда больше  1)

IV. 8.  Решение  задач  . Решая задачи  вы   найдете ответы , на  каждое число соответствует определенное словосочетания   и мы прочтем     для нас  каждого   самое  дорог    ( На слайде)

1)  3 дня -  какая  часть недели?                    (Родной  язык !)        

2)    3 см -  какая часть метра?                    ( Он дорог  мне,он  мой,)

3)  3 минуты - какая часть  1 часа?             (  Мне ,нерусскому, )

4) В саду 35 деревьев. Из них       берёзы. Сколько берёз?    ( 25) ( близок и дорог)  

5) В сад  вышли    28 учеников. Из них       поливают. собирают ягоды. Сколько учеников работают?   ( 20)         (    русскиий  язык )

6) В 5 классе 20 учеников учится. Из них       ходят в кружок математики.      в спортивный кружок. Сколько учеников ходят в кружок?  (16)  ( тоже   мне родной.)

Как вы понимаете смысл этого стихотворения?

    Родной язык  !

    Он дорог мне. Он мой,

    Мне нерусскому

    Близок и дорог

Русский язык тоже мне родной.

V.  9. Физкультминутка.   (  под музыку)

             Мы глазами   миг- миг.

             А руками  чик- чик

             Раз сюда   .  два сюда

            Повернемся  без труда.

VI.   Работа с книгой.     Самостоятельная работа.

              №  1017.   для слабых.

              1 вариант     ( в,  д)

              2 вариант    (  г,  е)

               № 1018

              1 вариант       в)

               2 вариант      г)

VII.   КИМ  для  5 ого класса.  Дополнительное задание

“3”  часть А;            “4”    часть  А + В;        “5      часть    А+В+ В

 VIII.     Д. Задание .№1044, 1042.1048.

  Для сильных  . составить задачу  на 3 типа  используя сложение и вычитание    дробей с одинаковыми знаменателями.  

IX. Итог урока. Рефлексия.

Прием рефлексии «Незаконченное предложение»

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…

урок дал мне для


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Тема урока «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»Предмет - математикаКласс- 6 классАвтор -  Саубанова Лилия Неловна учитель математики и информатикиОбразовательное ...

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями /презентация/

Цели урока: закрепить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями,развивать математическую речь, внимание, память;воспитывать аккуратность, интерес к предмету, активность, усидчиво...

Урок по математике "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Цель урока: научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями...

Открытый урок "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для 5 классов

Цели урока:обучающие:закрепить знания и умения учащихся  применять правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями при решении примеров,  уравнений и задач;воспитывающие:форм...

Учебный проект по теме "Обыкновенные дроби (сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)"

Реализация учебного проекта "Обыкновенные дроби" способствует повышению интереса учащихся к математике и расширению их знаний об истории возникновения дробей. Большое внимание уделяется работе учащихс...

урок-игра "Дроби.Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями."

конспект урока в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я. "Математика 5"...

Математика. 5 класс. Тема: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". Выражения дробей. Презентация. К учебнику Н. Виленкина.

Презентация для интерактивной доски для 5 класса на тему Сложения и Вычитания дробей. Сделано с помощью программы OpenOffice....