«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
методическая разработка (6 класс) по теме

Саубанова Лилия Неловна
  1. Тема урока «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
  2. Предмет - математика
  3. Класс- 6 класс
  4. Автор -  Саубанова Лилия Неловна учитель математики и информатики
  5. Образовательное учреждение -Уруссинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
  6. Страна-Россия
  7. Республика-Татарстан
  8. Поселок городского типа Уруссу
  9. Краткое описание: Данный проект может быть использован для повторения темы «Обыкновенные дроби» и для изучения правил сложения и вычитания обыкновенных дробей с  одинаковыми знаменателями. Использование в презентации сказочных героев урок делает интересным, запоминающимся. На уроке также развивается мышление, речь, внимание.

        

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krd_ktd_saubanovaln_konkursmm4_konspect.doc.doc459.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Мой университет - www.moi-mummi.ru


Приложение 3

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Предмет

Математика

Класс

6 класс

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Саубанова Лилия Неловна

Образовательное учреждение

Уруссинская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII  вида

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Страна-Россия

Республика/край

Татарстан

Город/поселение

Поселок городского типа Уруссу

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

Урок усвоения нового материала

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие,   воспитательные)

  1. Образовательная: Изучение правил сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; повторение темы «Дроби».   Развивающая: Совершенствование и развитие  зрительно-познавательной активности.                Расширять зону актуального развития ребенка, учить справляться с заданиями разной степени сложности.
  1.    Воспитательная: воспитание самостоятель-ности, самоконтроля, умения планировать свою деятельность, воспитывать аккуратность при записи примеров и задач с обыкновенными дробями.
  2. Соблюдение здоровье сберегающего режима на уроке.

Задачи урока (мероприятия, занятия)

Повторение, закрепление знаний об обыкновенных дробях, их существенных отличительных признаках

Научить выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Индивидуальная, фронтальная работа, создание проблемной ситуации.

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

40 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Закрепление знаний по теме «Дроби» и получение  новых знаний по теме: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»; учиться работать самостоятельно, делать выводы.

Необходимое оборудование и материалы

Видеопроектор, компьютеры, экран.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Презентация, карточки с  заданиями по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».

Список учебной и дополнительной литературы

1.Учебник «Математика. 6 класс» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы Г.М. Капустина, МН. Перова.

2.Математика. Коррекционно-развивающие задания и упражнения (5-9 классы).Составитель С.Е. Степурина.

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

Психологический настрой детей на урок

- Здравствуйте ребята! Ребята, давайте поприветствуем  друг друга. Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу. Я рада начать урок. Кто хочет улучшить свои знания? Надеюсь, вы будете активными. Жду от вас красивых ответов.

Актуализация знаний с последующей мотивацией

–  Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Вместе со сказочными героями мы совершим увлекательное путешествие в страну "Математика" и научимся складывать и вычитать числа с одинаковыми знаменателями. Итак, ребята вы все знаете сказку «Гуси-лебеди». (Ответы учащихся). Но сейчас послушайте математическую сказку «Гуси-лебеди». Сказочным героям нужны помощники  умные, сообразительные ребята, как вы. Давайте ребята мы им поможем! Послушайте сказку: жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
- Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца
(слайд 2). Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загуляла. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь - братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью,  братец не откликнулся. Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди, и пропали за темным лесом (Слайд 3). Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела - стоит печь:
- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
 - Съешь моего ржаного пирожка и ответь на эти вопросы - скажу.
- Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся..., ответь на эти  вопросы сама.  Девочка  не стала  отвечать на вопросы,  и она побежала. А мы то ребята знаем, что на обратном пути ей все равно придётся отвечать на  эти вопросы. Давайте сделаем полезное дело, ответим на эти  вопросы.
 


Актуализация опорных знаний

Мы с вами  ребята должны ответить на следующие вопросы:

 

(Слайды 4-5).

1) Приведите пример обыкновенной дроби (Ответы учащихся)
2) Назовите числитель дроби.

3) Назовите знаменатель дроби.

4)  Что показывает знаменатель.
5) Что показывает числитель.

Тут уже наша девочка подбежала к яблоне (Слайд 6).

- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- Поешь моего лесного яблочка и ответь  на вопросы по математике - скажу.
- У моего батюшки и садовые не едятся... А  математику я вообще плохо знаю. И побежала она.

Мы опять остались и должны ответить на следующие вопросы:


Работа по рисункам
(Слайды 7-9):

-Какая часть квадрата закрашена?

-Подбери к рисунку соответствующую дробь.

-С помощью рисунка вставь недостающий числитель и знаменатель.

Подготовка к активной деятельности на основном этапе.

Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах:
- Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
- Поешь моего простого киселька с молочком и ответь на вопросы по числовому ряду - скажу.
- У моего батюшки и сливочки не едятся, а  про числовой ряд и что это такое я вообще не знаю...
Долго она бегала по полям, по лесам.

А мы с вами  ребята тут как тут: Рассмотрите числовой ряд по презентации:3/5;7/8;1 ½;9/7;7 3/7. (Слайд 10).

Ответьте на следующие вопросы:

  -назвать только правильные дроби;

  -назвать только неправильные дроби;

  -назвать числитель и знаменатель четвертой дроби;

  -назвать смешанные числа.

Создание проблемной ситуации

Вдруг по дороге девочка  видит - стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая баба Яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Баба Яга обрадовалась, что и девочка вошла в избушку. (Слайд11).Баба Яга дала ей веретено, а сама ушла.

Девочка прядет - вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
- Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу. Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала: Девица, скажи еще решение этого магического квадрата.
 (Слайды 12-13). Баба-яга меня заколдовала, если ты не найдешь ответ  на вопрос, то я погибну. Сидит наша девица, она  не знает решение  магического квадрата. 

А может быть ребята, вы знаете ответ на этот вопрос.

- Ребята прочитайте все дроби записанные в магическом квадрате. Как вы думаете, какое число можно записать вместо вопроса? (Ответы учащихся.)

Тут мышка девочке сказала: Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет, выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Девочка взяла братца и побежала. Тут их от злых гусей-лебедей скрыли речка, яблоня и печка. Девочка сказала им спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли.

  Но после этого девочка серьезно стала заниматься математикой. Сегодня мы с ней вместе изучаем тему сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Изучение новой темы

  1. Ребята,  посмотрите внимательно на экран. (Слайд 16) 
  2. Пришли к сове в гости на званный обед девочка  со своим братцем.На десерт решила сова угостить их яблоками из своего сада. У совы было 10 яблок. Это сколько долей? (10 яблок- это  ). А теперь посмотрим, как сова угощала своих гостей.
  3. Сначала сова на  тарелку братца и сестры положила  2 доли, а потом еще 5 долей. На тарелке оказалось 7 долей, то есть  яблок:  +  =  =
  4. А теперь давайте все вместе сформулируем правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями (Слайд 17).
  1. (Слайд18) У  совы было 10 яблок. На тарелку положила 10 долей, а потом 4 доли съели. Осталось 6 долей, то есть  яблок:  -  =  =
  2. А теперь давайте все вместе  сформулируем правило вычитания  дробей с одинаковыми знаменателями . (Слайд 19).

Физкультминутка


 Ребята давайте после  получения новых знаний немножко отдохнем!

Наши друзья нам подготовили физкультминутку:

Поднимает руки класс – это раз

Повернулась голова – это два

Руки вниз – вперед смотри – это три

Руки в стороны, пошире, развернули на четыре

С силой их к плечам прижать и немного повращать – это пять

А на шесть – в ладоши хлопнуть

И на семь – ногою топнуть

А на восемь – подтянуться

И на девять – улыбнуться

Что ж заряд хороший есть?

Можно нам теперь и сесть.

 (Слайд 20)

Решение задач по новой теме.

 Ребята! На следующем этапе мы должны  закрепить полученные знания. Сейчас один из вас выходить к доске и мы решаем примеры с комментированием по  карточкам:

 +  =            -  =

 +  =            -  =

 +  =            -  =

 +  =            -  =

Работа по учебнику.

Ребята мы  сейчас с нашими друзьями решаем примеры по учебнику:  № 376, 383,стр105-106

(Слайд 21-22)

Проверка и оценивание ЗУН ов

Самостоятельная работа

(онлайн -тестирование на сайте http://www.matematika-na.ru/5class/mat_5_22.php)

Выполнение 1 и 2 задания

(Слайд 23)

Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

- Ребята! Расскажите еще раз нашим друзьям, как выполняется сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Понравилась ли вам математическая сказка. (Ответы учащихся). Оцените  свою работу на уроке. (Слайд 24)

 Вы хорошо потрудились. Как вы думаете, кого из вас я могу  похвалить за урок? Кто  себя хочет похвалить, за что? Всем хочу сказать большое спасибо за урок.

- Молодцы! Урок окончен.

Домашнее задание  (если это необходимо на уроке)

№ 377(1 строка)., 384(1строка), стр.105-106. 

(Слайд 25)

Дополнительная необходимая информация

Учащиеся коррекционных школ на уроках математики быстро устают, в таких случаях некоторые этапы урока можно пропустить, например тестирование или можно выполнить эту работу с сильными учащимися классов коррекции.

Ссылки на использованные Интернет-ресурсы

http://www.matematika-na.ru/5class/mat_5_22.php)

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Новые технические средства облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, создают ситуацию успеха, становятся активным стимулятором познавательного процесса учащихся коррекционных школ. Если при изучении  темы «Дроби»  используются   примеры из жизни, дидактические материалы, а также презентации уроки будут эффективными и продуктивными. Не только учащиеся коррекционной, но и массовой школы лучше усвоять эти темы и запомнят правила.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

В последующих уроках можно использовать  медиа-, мультимедиа в этапах повторения и закрепления.

Другое

  Использование ИКТ имеет огромное значение на уроках математики, позволяет сделать уроки незабываемыми, интересными и увлекательными. Для развития гибкости восприятия, способности  ученика находить определенные       знания и предметы в группе других презентации для уроков  коррекционной школы должны быть небольшими и простыми.

Приложение 4

Описание мультимедийных компонентов проекта

Автор/ы проекта (ФИО)

Саубанова Лилия Неловна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель математики и информатики

Образовательное учреждение

Уруссинская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII  вида

Название проекта

Путешествие  со сказкой.

Операционная система, с помощью которой подготовлен мультимедийный компонент (Windows, Linux)

Windows

Форма (презентация, тест и т.п.)

презентация

Размер ресурса (мегабайт)

3,9 мегабайт

Технические данные

(компьютер, интерактивная доска и другие.)

Видеопроектор, компьютеры, экран.

Учебный предмет

математика

Класс

6 класс

Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс

Учебник «Математика. 6 класс» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы Г.М. Капустина, МН. Перова.

Название темы или раздела учебного курса

Повторение темы дроби. Изучение темы «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».

Формат ресурса - основного файла (ppt, avi, exe, doc или другие)

ppt

Вид ресурса

(презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие)

Презентация

Образовательный тип

(Поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и другие)

Мультимедийное сопровождение урока

Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал

Microsoft Power Point 2010

Цели, задачи дидактического материала

Облачить в современную, увлекательную форму изучаемый материал, создать ситуацию успеха, становясь активным стимулятором познавательного процесса учащихся коррекционных школ. С помощью этой презентации учащиеся повторяют тему дроби, изучают новую тему сложение и вычитание  дробей с одинаковыми знаменателями. Также  у ребят  появляется интерес к русским народным сказкам. Красочное оформление  презентации развивает эстетическое воспитание учащихся.

Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)

Дидактический материал содержит задания  и упражнения по теме «Дроби», иллюстрации из сказки «Гуси-лебеди», онлайн тестирование.

Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)

Графические изображения из презентаций сказки «Гуси-лебеди»

В устном счёте использовались задачи с диска «Учим дроби»

Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.)

http://vospitatel.edu54.ru/node/71540

http://clubs.ya.ru/4611686018427432697/replies.xml?item_no=37494

Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке (указать этапы урока);

- учащимися

 Дидактический материал используется на этапах

  1. актуализации знаний
  2. постановки проблемного вопроса
  3. прохождение новой темы
  4. физкультминутка для глаз
  5.  повторение сказки «Гуси и лебеди»

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

нет

Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе.

Продолжительность использования мультимедиа на уроке –25-30минут. Предназначение – как вспомогательное дидактическое средство на уроке, направленное на активизацию деятельности школьников.

Форма использования – проецирование на экран на этапе повторении пройденного, открытия нового знания, на этапе контроля усвоения знаний, рефлексии.

 Как работать с ресурсом.

Переход слайдов по щелчку. На слайдах эффекты настроены так, чтобы было удобно при монологе учителя и при обсуждении того или иного вопроса.

 В начале урока мы  отправляемся в путешествие со сказочными героями сказки «Гуси-лебеди» в  математическую страну (слайды1-3). В этапе повторения (слайды4-5) определяем обыкновенные дроби их основные составляющие. По рисункам (слайд6-9)отвечают на вопросы по теме дроби. Вспоминают определения правильных и неправильных дробей.  Приводят примеры.В числовом ряду находят правильные и неправильные дроби (слайд10). На (слайдах11-12)учащиеся

рассматривают магический квадрат,  и они должны догадаться какое же число получиться на последней клетке. В (слайдах13-15)  сказка заканчивается, и сказочные герои вместе с ребятами изучают новую тему. После этого учитель объясняет правила сложения и вычитания обыкновенных дробей  (слайды16-19).  После изучения новой темы проводиться физкультминутка. (Слайд20).   Следующий  этап -это выполнение тренировочных упражнений , здесь работа и по презентации(слайды 21-22).   и по учебнику.

После этого можно провести онлайн- тестирование (Слайд 23)  В конце урока учащиеся оценивают свою деятельность(слайд 24).  . Учитель подводить итоги урока, сообщает домашнее задание (Слайд 25).Разъясняет содержание домашнего задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработка учителя математики, информатики Уруссинской специальной(коррекционной) школы-интерната 8 вида Ютазинского муниципального района Республики Татарстан Саубановой Лилии Неловны

Слайд 2

Приведи пример обыкновенной дроби.

Слайд 3

1) Назовите числитель дроби ? 2) Назовите знаменатель дроби ? 3) Что показывает знаменатель ? 4) Что показывает числитель ?

Слайд 4

Какая часть квадрата закрашена на рисунках?

Слайд 5

Подбери к рисунку соответствующую дробь

Слайд 6

4/? ?/4

Слайд 7

Числовой ряд: -назвать только правильные дроби; -назвать только неправильные дроби; -назвать числитель и знаменатель четвертой дроби; -назвать смешанные числа.

Слайд 8

Магический квадрат

Слайд 9

М.В.Ломоносов

Слайд 10

2 10 + 3 10 = 2+3 10 5 10 = «Сложение дробей»

Слайд 11

10 10 - 4 10 = 10- 4 10 6 10 = «Вычитание дробей»

Слайд 12

«Задача» № 378 Какая часть огорода засеяна морковью и капустой ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями /презентация/

Цели урока: закрепить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями,развивать математическую речь, внимание, память;воспитывать аккуратность, интерес к предмету, активность, усидчиво...

Урок по математике "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Цель урока: научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями...

Открытый урок "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для 5 классов

Цели урока:обучающие:закрепить знания и умения учащихся  применять правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями при решении примеров,  уравнений и задач;воспитывающие:форм...

Учебный проект по теме "Обыкновенные дроби (сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)"

Реализация учебного проекта "Обыкновенные дроби" способствует повышению интереса учащихся к математике и расширению их знаний об истории возникновения дробей. Большое внимание уделяется работе учащихс...

урок-игра "Дроби.Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями."

конспект урока в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я. "Математика 5"...

Математика. 5 класс. Тема: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". Выражения дробей. Презентация. К учебнику Н. Виленкина.

Презентация для интерактивной доски для 5 класса на тему Сложения и Вычитания дробей. Сделано с помощью программы OpenOffice....

урок математики в 5 классе (фрагмент) "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Сравнение дробей"

Урок с элементами игры, групповая технология. используются оценочные листы. Также имеется самоанализ урока....