Обыкновенные дроби. Лексический аспект.
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Урок обощения знаний.
Повторить, обобщить, систематизировать изученный материал по теме «Обыкновенные дроби. Лексический аспект». Способствовать развитию речи, образного мышления, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения на уроке при различных видах работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока в 5 классе | 147.31 КБ |
Презентация.Обыкновенные дроби.Лексический аспект. | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Автор | Косткина Марина Александровна, Галухина Галина Ивановна |
Предмет | Математика, русский язык |
Класс | 5 В класс |
УМК | Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М. Мнемозина, 2012. Русский язык. Учебник для образовательных организаций с приложением на электронном носителе. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов. Л.А.Тростенцова и др. – 3-е издание. – М., Просвещение, 2014. |
Тема урока | Обыкновенные дроби. Лексический аспект. |
Тип урока | Урок обобщения знаний |
Цель урока | Повторить, обобщить, систематизировать изученный материал по теме «Обыкновенные дроби. Лексический аспект». Способствовать развитию речи, образного мышления, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения на уроке при различных видах работ. |
Задачи: |
провести диагностику выявления уровня подготовленности детей по теме «Обыкновенные дроби. Лексический аспект.»
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить в паре продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность; осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов, развивать умение, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Методы: |
|
Формы работы обучающихся | Фронтальная, парная, самостоятельная, коллективная. |
Организация деятельности обучающихся на уроке: |
|
Необходимое учебное оборудование | Учебник, интерактивная доска, путевой лист |
Структура и ход урока
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | 1 | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Мотивация учебной деятельности | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет тему урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | В беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы | 2 | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль иоценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Целеполагание | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими тему и целей урока. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. | 4 | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные:умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Этап обобщения изученногоматериала. | Закрепление понятия обыкновенная дробь, подведение их к самостоятельной формулировке лексического и орфографического аспектов | Демонстрация презентации, где на каждом этапе учитель поясняет пошагово закрепление понятий: доля, дробь, числитель, знаменатель, что они означают. Акцентирует внимание на записи и чтении обыкновенных дробей. | При просмотре данной презентации, обучающиеся, вместе с учителем читают готовые записи дробей, записывают дроби словами в рабочей тетради, определяют место нахождения числителя и знаменателя, их значения, выполняют тестовые задания, пишут словарный диктант, ищут ассоциации к слову дробь, составляя синквейн | 28 | Познавательные:самостоятельное решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; Личностные: формировать способность к эмоциональному восприятию математических рассуждении. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; Коммуникативные:постановка вопросов, инициативное сотрудничество. |
Физкультминутка (2 физпаузы на 4 этапе урока) | Смена деятельности. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | 2 | |
5. Рефлексия (подведение итогов урока) | Дать количественную оценку работы учащихся | Подводит итоги работы класса в целом. | Учащиеся сдают путевые листы | 5 | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
6. Домашнее задание | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в дневники задание. | 3 |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный этап – 1 мин. | Косткина М.А. Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня мы проведем необыкновенный урок, этот урок будут проводить два учителя и сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Так подарим аплодисменты друг другу и начнём урок. Наши друзья!Мы очень рады Войти в приветливый ваш класс! Для нас огромная награда Вниманье ваших умных глаз! | Слушают учителя |
2. Мотивация учебной деятельности – 2 мин | Галухина Г.И. Слово спряталось куда-то, Слово спряталось и ждёт. Ну-ка кто его, ребята, На доске сейчас найдёт? -Какое слово написано на доске ? (на интерактивной доске (на интерактивной доске ;) | Дробь Дроби |
3. Целеполагание – 4 мин. | Косткина М.А. -Как называются эти дроби?Так как же будет звучать тема нашего урока? Галухина Г.И. - Но сегодня мы будем говорить с вами не только о математической составляющей обыкновенных дробей, но и о том, как произносятся дроби, как записываются словами, в соответствии с какими правилами русского языка. Поэтому тему нашего урока придётся слегка расширить. Допишем её, добавив выражение – лексический и орфографический аспект. Косткина М.А. -Зачем нужны дроби? - Какие задачи мы можем решать с обыкновенными дробями? - А теперь давайте попробуем определить цели нашего сегодняшнего урока, что мы должны делать на уроке? - Итак, цели поставлены. Начинаем работу. ЗАДАЧИ УРОКА: провести диагностику выявления уровня подготовленности детей по теме «Обыкновенные дроби. Лексический аспект.» Чтобы спорилось нужное дело, Чтобы в жизни не знать неудач, В путешествие отправимся смело, В мир примеров и разных задач. Галухина Г.И. - Ребята, я предлагаю вам отправиться в удивительное путешествие на единственном в мире «Литературно- математическом экспрессе» по удивительной стране «Обыкновенные дроби». Путешествовать мы будем по станциям -Машинист -экспресса Косткина М.А.,помощник-Галухина Г.И. Каждый из вас – пассажир поезда. -Если возникнут затруднения мы всегда рада прийти вам на помощь. Для этого достаточно поднять руку. - У каждого из вас есть путевой лист, в который вы будете заносить результаты путешествия, а в конце урока он поможет вам подвести итоги. - А сейчас мне хотелось бы узнать ваше настроение перед началом путешествия | Учащиеся устно решают и определяют тему урока.Записывают дату и тему урока в тетрадь. Дописывают тему урока Чтобы считать части предметов Мы можем записывать часть(долю) взятой величины с помощью обыкновенных дробей, решать задачи на отыскание части от целого, целого по его части, сравнивать дроби Обобщить знания по теме «Обыкновенные дроби. Лексический и орфографический аспект». Рисуют смайлики в путевом листе |
4. Этап обобщения изученного материала | Косткина М.А. – Сбор багажа(2 мин) -А сейчас мы проверим, как вы собрали багаж к путешествию. Проверим домашнеезадание. Для этого поготовому решению проверьте выполненныезадания, а затем согласно критериямвыставьте оценку в путевом листе.Первая оценка в путевом листе уже выставлена. Багаж собран. Тогда спешите приобрести посадочные билеты. Для этого вам необходимо правильно ответить на вопросы. Покупка билета(2 мин) 1)Что такое дробь? 2)Что показывает знаменатель дроби? 3)Что показывает числитель дроби? 4)Как найти часть от целого? 5)Как найти целое по его части? -Билеты приобретены.Заполните результат в путевой лист(каждый верный ответ-балл). Выставляем вторую оценку в путевой лист. Звенит колокольчик Галухина Г.И. – Станция «В гостях у Наума-грамотника» (4 мин) Напишем словарный диктант: Доля, дробь, числитель, знаменатель. -объяснить написание этих слов, найти известные вам орфограммы. -дать лексическое значение каждого слова, выяснить: какие слова однозначные, многозначные. Составить словосочетание с многозначным словом в разных значениях. Подобрать синонимы к слову доля. На интерактивной доске появляются дроби:записать дроби словами русского языка. на интерактивной доске Записать цифрами дроби:четыре тысяча вторых, четыре тысячи вторых Выставляем третью оценку в путевой лист. Звенит колокольчик Галухина Г.И. – Станция «Спортивная»(2 мин) -упражнения для глаз Звенит колокольчик Косткина М.А. – Станция «Тестирование».(4 мин) Учитель предлагает учащимся тестовое задание Галухина Г.И. Я тоже хочу проверить ваши математические способности. Я предлагаю одним словом записать единицы меры и длины из тестового задания: 100 см., 1000 кг, 10 см., самая маленькая мера веса, 100 кг, самая маленькая мера длины, 1000 граммов. Звенит колокольчик Косткина М.А. – Станция «Попал в дроби».(4 мин) Решите задачи: В пятом классе 30 человек.В соревнованиях приняли участие всех учащихся этого класса. Сколько учащихся участвовали в соревнованиях? В седьмом классе 18 девочек, что составляет учащихся всего класса. Сколько всего учащихся в седьмом классе? Выставляем оценку в путевой лист. За каждую задачу 2 балла. Звенит колокольчик Галухина Г.И. – Станция «Спортивная»(2 мин) -физминутка – приседания Галухина Г.И. – Станция «Литературная».(5 мин) Л.Н.Толстой утверждал: «Человек есть дробь. Числитель – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить свой числитель - свои достоинства –не во власти человека, но всякий может уменьшить свой знаменатель – своё мнение о самом себе -и этим уменьшением приблизиться к совершенству.» Звенит колокольчик Косткина М.А. – Станция «Практическая - историческая».(4 мин) Как разделить 7 хлебов на 8 человек. | Выполняют проверку домашнего задания по готовому решению, выставляют баллы в путевом листе Отвечают на вопросы, выставляют баллы в путевом листе Записывают слова, обозначают орфограммы, составляют словосочетания, подбирают синонимы Пять восьмых, три тысяча вторых, одиннадцать двадцать первых Выполняют физминутку для глаз Выбирают верный ответ и заполняют таблицу. Сверяют ответы Записывают слова: Метр, тонна, дециметр, грамм, центнер, миллиметр, килограмм Решают задачи, сверяют с решением на доске Составляют синквейн Дробь - Человек |
5. Рефлексия (подведение итогов урока) | Сегодня на уроке мы выполняли разные задания, но везде встречались обыкновенные дроби! - Кто узнал на уроке что-то нового для себя? - Что понравилось на уроке, а что нет? - Мнения ребят, кто лучше всех работал на уроке? | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои впечатления. Сдают карточки самооценивания и листы с практической работой. |
6. Домашнее задание | По учебнику п.23-п.25 подготовиться к контрольной работе №№987—990. Творческая работа по желанию: составить сказку про обыкновенные дроби, синквейн. | Записывают домашнее задание в дневниках. |
В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в VIII веке) дроби так и назывались – «ломаные числа».
Притча.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.
У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу».
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве Храма».
— Ребята! давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
— Кто работал так, как первый человек?
— Кто работал добросовестно?
— Кто принимал участие в строительстве храма?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями. Урок математики в 5 классе.
Цели урока:Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы; создать условия контроля (самоконтроля и взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.Развивающие: способствов...
Урок обобщения и систематизации знаний "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей" (5 кл)
Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей." 5 класс...
Обыкновенные дроби. Все действия с обыкновенными дробями
Урок - сказка с использованием книги Татьяны Александровой "Домовенок Кузька"Презентацию к данному уроку вы можете скачать по следующей ссылке http://yadi.sk/d/6jM7rtyaEKFyF...
Тема: Урок – повторение «Действия над обыкновенными дробями» Цель: -обобщение и систематизация знаний по теме: «Обыкновенная дробь. Действия над обыкновенными дробями». Задачи: Обучающие: обобщение и систематизация знаний; развитие познавательных способн
Урок – повторение по теме: «Действия над обыкновенными дробями», 5 класс....
Обыкновенные дроби, 5 класс ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби;
Урок математики 1. Обыкновенные дроби ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби...
Процент. Выражение процента в виде обыкновенной дроби. Выражение обыкновенной дроби в виде процента
Математика.6 класс: учебник для образовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина – Москва «Просвещение» 2015 г.Тип урокаУрок введение нового понятия, систематиз...
Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби".
Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби"....