Из опыта работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по математике
учебно-методический материал по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Гончарова-Авдеева Ольга Ивановна

В материале рассматриваются приёмы и методы работы учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_goncharovoy_o.i.docx262.49 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по повышению качества подготовки к ГИА 9, 11 классов учителя

математики О.И. Гончаровой

В МБОУ СОШ № 12 я работаю с 1997 года и все эти годы веду тетради диагностики знаний учащихся, которых я обучаю. В этих тетрадях я выставляю оценки четвертные, годовые, экзаменационные, итоговые.  Важную роль при подготовке к экзаменам играет мониторинг знаний учащихся, который я провожу в течение последних 7 лет. Он включает в себя информацию о знании теории, о самостоятельной  работе учащихся, итоги контрольных работ, анализ диагностических работ, итоги четверти, года.

Каждый учащийся  в 9 и 11  классе ведёт  тетради теоретическую и практическую для подготовки к экзаменам. В теоретической тетради записывается теоретический материал: правила, определения, формулы, сведения о функциях, графики функций,  при подготовке к ЕГЭ - по темам (правила, формулы, способы  решений и т.д.), к ОГЭ - по разделам (например, числа, функции, уравнения, неравенства и т.д.). Контролирую наличие тетради и ее содержание.

Ведутся тетради практические для подготовки к экзаменам в течение всего учебного года.

Систематически проверяю теоретические знания, что отмечаю в специальной ведомости. Проверяю а) знание определенных теорем, правил, утверждений б) знание формул в) когда вводим новое понятие, спрашиваю всех.

Проверка знаний, умений, навыков при выполнении практических заданий проводится в такой форме, как:  )тестирование; б) контрольные работы по 2 или 4 вариантам; в)самостоятельные работы по темам по 2,4,6 вариантам.

В этом учебном году я работаю в 5,6,7,9,10 классах. Как только мы изучаем материал, который может встретиться на экзамене в 9 или 11 классе, я об этом обязательно говорю.

Например, при изучении рациональных чисел и действий над ними, показываю учащимся, что это 1 задание в КИМ на ОГЭ. Также поступаю при изучении таких тем, как решение уравнений и неравенств различных видов, преобразование алгебраических выражений, действия со степенями и корнями, изучение свойств функций и их графиков, решение текстовых задач, разложение на множители, формулы сокращенного умножения, проценты. В 6 классе предложила на уроке один из вариантов КИМ и учащиеся убедились в том, что уже сейчас они могут выполнить 7 заданий из этой работы. Также поступаю и при изучении геометрии в 7,8,9 классах. В нынешнем 9 классе в конце прошлого учебного года мы писали городскую диагностическую работу, что было очень полезно для учеников и учителей, но и до нее я предлагала варианты работ на уроках неоднократно.

Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательное отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала.

В 9 классе я провожу анализ каждой диагностической работы так, как показано в приложении 1 . Все работы учеников находятся в одном файле, а все файлы в одной папке. Каждый учащийся после выполнения работы делает такой же анализ своей работы, как и общий, он хранится в файле ученика. См. приложение 2.

Подготовка ко второй части контрольно-измерительных материалов и государственной итоговой аттестации осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время на дополнительных занятиях. Так же для подготовки к ГИА важную роль играют  спецкурсы в 6,7,8,9классе и индивидуальные консультации. На данных занятиях разбираются демонстрационные варианты и задачи из открытого банка, а также тестовые задания.  Учащиеся знакомятся с системой оценивания,  получают советы по организации работы над тестом. При подготовке к экзамену необходимо систематическое включение в устную работу заданий из ГИА, включение в изучение текущего учебного материала заданий,  соответствующих экзаменационным заданиям, использование в домашних заданиях материалов КИМ.

С 2011 года в 10 и11 классах наша школа работает по учебникам» Алгебра и начала математического анализа» под редакцией А.Б.Жижченко.  В этих учебниках  все алгебраические темы изучаются в 10 классе, а разделы математического анализа - в 11 классе. Учебник  рассчитан  на базовый и на профильный  уровни, в нем достаточно  много заданий по всем изучаемым темам. Изучив логарифмы и степени   в 10 классе, мы имеем возможность решать сложные логарифмические и показательные уравнения и неравенства на протяжении двух лет и тем самым подготовиться к выполнению таких заданий в ЕГЭ. Хорош этот учебник также тем, что в нем рассматриваются вопросы делимости чисел, решение алгебраических уравнений 3и4 степени, а также хорошо излагается теория вероятностей. В учебнике 10 класса есть также раздел, где повторяется теоретический материал алгебры 7-9 классов и рассматриваются примеры решения различных заданий, что позволяет учащимся самостоятельно повторить необходимый материал. Обучаясь по этим учебникам, ученики имеют реальную возможность хорошо подготовиться к ЕГЭ по математике.

Ежегодно в  задания ЕГЭ включается тригонометрическое уравнение, поэтому я большое внимание уделяю изучению этой темы.

Любое тригонометрическое уравнение с помощью преобразований можно привести к простейшему. При решении тригонометрических уравнений необходимо знать следующие основные соотношения: - формулы решения простейших тригонометрических уравнений, - значения обратных тригонометрических функций, - решение частных видов тригонометрических уравнений. Не существует единого метода, следуя которому удалось бы решить любое тригонометрическое уравнение. Но общая цель состоит в преобразовании входящих в уравнение тригонометрических выражений таким образом, чтобы рассматриваемое уравнение привелось к простейшему либо распалось на несколько простейших. В каждом уравнении необходимо найти свой способ преобразования. Иногда приходится перебирать разные преобразования, испробовать различные идеи, прежде чем удается найти тот путь, который приводит к цели. Многие тригонометрические уравнения допускают несколько способов решений, в зависимости от того, на какой идее строится решение, как преобразуются входящие в уравнение тригонометрические  выражения, поэтому форма записи корней может быть различной, и никаких преобразований  ответа в иные формы проводить не требуется. В процессе решения уравнений надо следить за равносильностью, чтобы не допустить потери корней или приобретения лишних корней. Если допускались неравносильные преобразования, то нужно сделать проверку корней. Уравнения часто имеют по нескольку серий решений. Важно понимать, что входящие в разные серии числа k и n никак не связаны между собой. Если в уравнение входят различные тригонометрические функции, зависящие от различных аргументов, то стремятся выразить функции через какую-нибудь одну, зависящую от одного и того же аргумента. Применяются следующие приемы решения уравнений:- понижение степени,- обозначение некоторой комбинации функций через новое неизвестное,- удачная группировка,- универсальная подстановка,- введение вспомогательного угла. Можно провести урок одного уравнения

 и показать 6 способов его решения:- введение вспомогательного угла,- универсальная подстановка,-  сведение к однородному уравнению  второй степени,- преобразование суммы в произведение,- возведение обеих частей в квадрат,- замена одной функции на другую по основному тригонометрическому тождеству. На уроке мы рассмотрели эти способ,выяснили их преимущества и недостатки и пришли к выводу, что лучше пользоваться первым и третьим способом.

 Использую тестовые технологии и во внеклассной работе. Например,  наша школа принимает  активное участие во входном контроле математической подготовки пятиклассников и семиклассников с 2013 года, в  «Кенгуру-выпускникам», в международной  математической  игре «Кенгуру», в математическом чемпионате, в дистанционных олимпиадах Ростконкурс,  Олимпис,  Олимпус , Фгостест,  что способствуют внедрению тестовых технологий и оказывает существенную помощь в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

        Информационное обеспечение осуществляется через уголки подготовки к итоговой аттестации. В них размещаются положение об итоговой аттестации, образцы бланков, инструкции по их заполнению,  демонстрационные варианты, кодификаторы, спецификации


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя по подготовке учащихся к написанию части С на ЕГЭ по русскому языку.

Данный материал поможет организовать поэтапную подготовку учащихся к сдаче единого государственного экзамена. Даны речевые образцы и методические шаги по выстраиванию сочинения - рассуждения, предложе...

Проект «Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации»

В свете модернизации системы образования и введения ГИА и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее следует ...

Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации

В этой статье я хочу поделиться опытом подготовки учащихся к ЕГЭ, системой работы, материалом, которым пользуюсь на уроках, а так же источниками, из которых беру задачи для подготовки к экзамену....

Система работы учителя при подготовке учащихся к ЕГЭ.

Работа рассказывает о методах работы  при подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ...

статья "Из опыта работы учителя СБО с учащимися с ОВЗ по их социальной адаптации в условиях современного общества"

Современный учитель, работая с учащимися с ОВЗ, ищет разнообразные приемы, методы и технологии для достижения высокого результата. В данной статье рассмотрены наиболее приемлемые приемы работы с таким...

Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по физике»

Экзамен не должен стать для выпускников испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет его сдача. ...

Методические материалы "Система работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку"

Методические рекомендации "Система работы учителя по подготовке учащихся  к ЕГЭ по русскому языку" представляют собой информацию, определяющую наиболее эффективные варианты организации работы по ...