Рабочая программа по внеурочной деятельности «Логика в математике»
рабочая программа по математике (6, 7 класс) на тему

Найдёшкина Лидия Анатольевна

При  реализации  данной   программы создаются условия для развития коммуникативных компетентностей деятельности обучающихся через решение деятельностно-ценностных задач средствами компьютерного класса 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сапоговская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

_________________________

«____» _________201__г.

СОГЛАСОВАНО

зам. по УВР

_________Емельянова В.В.__

«____» _________201__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_______Чумакова Т.Ф.

«____» _______201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Логика в математике»

Направление: естественнонаучное

Классы: 6-7 класс

На 2018-2019 учебный год

Составитель:Найдёшкина  Л.А., учитель математики.

аал Сапогов, 2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Логика в математике» для 6 – 7 классов составлена на основе  «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:пособие для учителей»/ Д.В.Григорьева, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.-223 с.- (Стандарты второго поколения)

Рабочая программа разработана в соответствии:

  1. С Федеральным законом от 29.12.2012г., №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  2. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. №1726-р
  3. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 4 июля 2014 года № 41
  4. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций»
  5. Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
  6. Уставом МБОУ «Сапоговская СОШ»
  7. Образовательная программа на 2018-2019 г.
  8. Положения об организации по внеурочной деятельности обучающихся МБОУ «Сапоговская СОШ», утверждено приказом директора от16.02.2016, №16.

Актуальность программы.

При  реализации  данной   программы создаются условия для развития коммуникативных компетентностей деятельности обучающихся через решение деятельностно-ценностных задач средствами компьютерного класса  

Рабочая  программа очень  актуальна  в  настоящее  время,  т.к. деятельностно-ценностное обучение с использованием в открытом информационном пространстве технологии  (ТОГИС) даёт следующие преимущества: целесообразно подобранная система задач обеспечит развитие учащихся в открытом информационном пространстве, научит взаимодействовать с окружающим миром, сформирует систему личностных ценностей, значимых для социума.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания и освоения материала позволит каждому вносить свой особый индивидуальный вклад, осуществлять обмен знаниями, идеями, способами деятельности, переводя её на более высокие формы сотрудничества.

Программа  направлена  на то, чтобы каждый ребенок мог развиваться в индивидуальном ритме и темпе. Занятия позволят обучающимся обмениваться  информацией, выявлять многообразие точек зрения, постоянно обращаться к личному опыту,  поддерживать их активность,  соединить теорию и практику.  Опыт участников взаимодействия будет взаимообогащаться, облегчится восприятие материала.

Цель программы – формирование на математическом материале моделей деятельности, культуры мышления, применимых вне математики.

Задачи программы

  • создать условия для применения современной инновационной образовательной технологии ТОГИС для приобретения обучающимися навыков работы с информацией в условиях внеаудиторной деятельности
  • систематизировать усвоение учебного материала (метапредметные связи);
  • готовить ученика на роль исследователя, создателя собственного интеллектуального труда;
  • показать возможность данной технологии способствовать демонстрации обучающимся своего творческого потенциала, желание отстаивать собственную точку зрения.

Организация деятельности занятия.

Программа внеурочной деятельности по математике «Логика в математике» для 6 – 7 классов рассчитана на два года обучения

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 12-13 лет.

Сроки реализации программы – 2 года.

Формы и режим занятий – групповая, индивидуальная. – 1 час в неделю. Предусмотрено проведение самостоятельной внеаудиторной работы 2 часа для подготовки к конференции. Программа рассчитана на 68 часов (1 час в неделю) в 6- 7 классах.  

6-7 класс

Продолжительность

Периодичность в

неделю

Количество часов в неделю

Количество

часов в год

30 минут  

1 раз  

1 час  

34 часа

Структура программы

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Логика в математике» для 6 – 7 классов основана на принципах: главный элемент учебного процесса– решение учебной задачи. Акцент в задачах делается на способах их решения, а не на содержании. В ходе понимания задачи, а затем и её решения в качестве неизвестного и искомого (а значит вскрываемого в ходе образовательного взаимодействия с помощью вопросов и ответов) выступает способ её решении.

Деятельность учителя  состоит:  

1.        Подготовка ресурсного обеспечения (список планируемых результатов, задачник и перечень информационных источников, культурные образцы);

2.        проектирование последовательности процедур и организационной структуры блока занятий;

3.        управление познавательной и оценочной деятельностью обучаемых и экспертиза решений задач;

4.        анализ процесса и его результатов, выделение позитивного опыта и корректировка блока занятий.

5.        Образовательная технология ТОГИС ориентирована на создание учениками интеллектуального продукта и сравнение его с имеющимися культурными образцами. Хорошие предметные знания – побочный результат непроизвольного запоминания вследствие упорной работы над решением задач, многократных споров и обсуждений, защиты своей позиции.

Формы контроля.

        Программа предусматривает работу детей в динамических группах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Работа осуществляется по технологии ТОГИС – технологии организации глобального информационного сообщества.

Основные виды учебной деятельности

• Моделирование ситуаций арифметическими и геометрическими средствами.

• Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера.

• Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.

• Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных наблюдений, поисков.

•  Создание презентаций.

Планируемые результаты.

В результате обучения    ученик научится:

  1. находить наиболее рациональные способы решения задач.
  2. создавать презентации;
  3. оценивать логическую правильность рассуждений;

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

  1. рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное, – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  2. ставить цель;
  3. планировать (составлять план своей деятельности);
  4. Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  5. проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  6. вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностными результатами является формирование следующих умений:

  1. Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
  2. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД:

  1. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
  2. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (книги, сайты интернет).
  3. Определять успешность выполнения своего задания, сверяя свой ответ с культурным образцом.

Межпредметные связи:

  1.  с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций; 
  2. с уроками  русского языка: грамотное оформление своего проекта.
  3. с уроками   изобразительного искусства: оформление творческих     работ, моделей при защите проектов;
  4. с уроками литературы, географии,  информатики.

Содержание

6 класс

Вводное занятие (2 ч).

Разработка правил работы на занятии.Знакомство с видами работы на занятиях, с правилами создания презентаций, нахождением информации в интернете, книжных источниках. Оформления исследовательской работы.

Аликвотные дроби (7 ч).

История возникновения аликвотных дробей. Действия с аликвотными дробями. Разложение аликвотной дроби в виде суммы аликвотных дробей. Задача Ахмеса. Олимпиадные задачи. Защита мини-проекта

Решето Эратосфена (4 ч).

Возникновение простых чисел. Как появилось решето Эратосфена. Составные и совершенные числа. Защита мини-проекта

Задача Дидоны в трактате древнегреческого учёного Зенодора  «Об изопериметрических фигурах» (7 ч).

Легенда о финикийской принцессе Дидоне. Трактат  древнегреческого учёного Зенодора «Об изопериметрических фигурах». Почему котёнок сворачивается клубком? Почему капля имеет форму шара? Защита мини-проекта

Координатная плоскость (6ч).

Гиппарх, Птомелей и Рене Декарт –основоположники координатной плоскости. Декартовая система координат. Практическая значимость координатной плоскости. Виды координатных плоскостей. Защита мини-проекта

Элементарная теория управления запасами (6 ч).

Элементарная теория управления запасами. Моделирование объекта. Оптимальный план. Модель Вильсона. Разведение рыбок, закупка продуктов, работа складов по плану Вильсона.Защита мини-проекта

Итоговое занятие (2ч).

Подготовка к конференции. Учебно-исследовательская конференция

7 класс

Вводное занятие (1 ч).

Знакомство с видами работы на занятиях. Реклама курса.

Финансовая грамотность (8 ч).

Основы финансовой грамотности, Первичные навыки ответственного и безопасного поведения в сфере личных и семейных финансов. Защита мини-проекта

Олимпиадные задачи (8 ч).

Логическая мозаика. Поиск закономерностей: числовые выражения, фигуры, слова и словосочетания. Задачи на маневрирование. Решение логических задач с помощью цепочки правильно построенных суждений. Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. Решение логических задач с помощью таблиц. Диаграммы. .Защита мини-проекта

Треугольник Рело (8 ч).

Моделирование треугольника Рело. Изучение свойств треугольника Рело. Применение треугольника Рело. Положительные и отрицательные стороны применения треугольника Рело.Защита мини-проекта

Занимательная криптография. (7 ч).

Ребусы. Магические квадраты.Защита мини-проекта

Итоговое занятие (2 ч).

Подготовка к конференции. Учебно-исследовательская конференция

Литература

  1. Глейзер Г.И. История математики в школе: IV-VI кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 239с.
  2. Глейзер Г.И. История математики в школе: VII-VIII кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 240с.
  3. Глейзер Г.И. История математики в школе: IX-X кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983. – 351с.
  4. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав.ред. М.Д.Аксенова; метод. и отв. ред. В.А.Володин. – М.: Авантаж, 2003. – 688с

Электронные ресурсы на компакт – дисках:

Детская энциклопедия «Хочу все знать»

Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Большая советская энциклопедия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок " Занимательная математика ".

Программа кружка "Занимательная математика". Срок реализации программы два года. Возраст детей 11-15 лет....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Удивительный мир математики» (6 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Удивительный мир математики" (общеинтеллектуальная направленность). Срок реализации программы 1 год. Возраст обучающихся 12-13 лет....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Избранные вопросы математики" 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Избранные вопросы математики" 7класс. Количество часов 35 часов в год , 1 час внеделю. Рабочую программу  составила : Маёнкова Ирина Ни...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Избранные вопросы математики»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Избранные вопросы математики» составлена на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой «Занимательная математика», которая разработана...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Удивительный мир математики»

Программа внеурочной деятельности по обще интеллектуальному направлению «Удивительный мир математики», составлена на основе:  примерной программы по математике и авторского темат...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы математики»

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы математики»  предназначен  для того, чтобы учащиеся 6-9 классов получили мотивацию к обучению математики, с...