Решение олимпиадных задач. 8 класс
рабочая программа по математике (8 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса по математике в рамках внеурочной деятельности для 8 класса "Решение олимпиадных задач по математике"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8l_olimpiadnye_zadachi.docx | 51.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Дубны Московской области
Управление народного образования
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ,
ЛИЦЕЙ № 6 ИМЕНИ АКАДЕМИКА Г.Н. ФЛЁРОВА (ЛИЦЕЙ №6)
141986 г. Дубна, Московская область, ул. Понтекорво,16, тел/факс: 3-02-91, е-mail: school6@dubna.ru
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор лицея
_______________
Приказ от 30.08.2018 № 1.159
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по геометрии для 8Л класса
РЕШЕНИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ
Внеурочная деятельность
Учитель высшей категории
Т.В.Маркова
2018 – 2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности для 8 Л класса разработана на основе основной образовательной программы лицея №6 и авторской программы Решение олимпиадных задач по математике. Составлена на основе программы курса “Решение олимпиадных задач” Е.Г.Конновой. Математика. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад. 5-8 класс. Под. ред. Ф.Ф.Лысенко. - Росто-на-Дону: Легион; 2010.
Оной из важнейших задач образования является развитие способностей учеников. Ее решение имеет для общества огромное социальное и экономическое значение. Успешное развитие способностей возможно лишь на основе полноценных знаний, одним из основных качеств которых являются полнота и глубина, оперативность и гибкость. Способности формируются и развиваются в процессе выполнения определенной системы упражнений, особую роль в которых играют математические задачи на уроках и во внеурочной деятельности. Занятия могут посещать все учащиеся класса с любым уровнем подготовки.
Целью занятий данного курса «Решение олимпиадных задач» является повышение уровня математического развития учащихся. Достигается данная цель решением следующих задач:
• развивать у учащихся способность решать определенную задачу несколькими способами и находить среди них наиболее простые и оригинальные (гибкость мышления);
• развивать у учащихся способность вести грамотные рассуждения (логика рассуждений);
- развивать у учащихся способность вычленять необходимые, существенные признаки объекта или процесса через абстрагирование от остальных, несущественных (степень абстрагирования);
- развивать учащихся способность к динамичному отражению различных математических объектов в необходимых сочетаниях и связях (пространственное воображение);
- развивать у учащихся способность видеть окончательное решение задачи, при котором вывод основывается на догадке, чувстве, почти внезапном (математическая интуиция);
- развивать у учащихся исследовательские умения, познавательную и творческую активность;
- формировать устойчивый интерес учащихся к предмету «Математика» посредством решения нестандартных и занимательных задач.
В соответствии с учебным планом школы на 2018 - 2019 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часов в год (1 часа в неделю).
При отборе и построении содержания программы курса внеурочной деятельности в основу положены следующие дидактические принципы:
- научности, согласно которому представленный в программе факультативных занятий материал должен соответствовать современным научным представлениям, в процессе обучения учащиеся должны познакомиться с некоторыми методами и приемами научно-исследовательской работы (наблюдение, описание, эксперимент и т. д.), педагог, опираясь на личный опыт учащихся, переводит его на более высокий уровень;
- преемственности и перспективности, согласно которому обучение строится с использованием предыдущих знаний и умений учащихся с учетом перспективы (подготавливая их к восприятию более сложного материала), а также обеспечивается взаимосвязь каждого компонента педагогической системы в содержательном, организационном и деятельностном аспектах;
• практической направленности, который ориентирует на подготовку учащихся к применению полученных знаний и умений в реальной жизни;
• творческого обучения, который предполагает включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, формирование творческих качеств личности;
• психологической комфортности, в соответствии с которым необходимо учитывать интересы, потребности, задатки и способности, создавая комфортные условия для каждого учащегося.
Методологическую основу организации дополнительных образовательных услуг «Математика после уроков» обеспечивает личностно-деятельностный подход, который признает центром внимания личность учащегося с его интересами, способностями, потребностями. С точки зрения этого подхода ученик рассматривается как субъект деятельности, что предполагает сотрудничество и взаимодействие обучающего и обучаемого, создание и поддержание положительной мотивации к процессу получения новых знаний и саморазвития. В процессе обучения предполагается учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Формы и методы проведения занятий
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий
Рекомендуется проведение занятий в игровой форме. Изложение материала необходимо сочетать с выполнением практических заданий. Целесообразно привлекать учащихся не только к решению разнообразных задач, головоломок и т. п., но и к подготовке информационных сообщений, вопросов и заданий.
На дополнительных занятиях могут быть использованы разнообразные формы работы: конкурс (турнир) знатоков; КВН; олимпиада; игра; викторина и др.
Учащиеся должны работать как в группах, так и индивидуально. На занятиях создаются условия для выдвижения учащимися различных гипотез, их проверки, представления собственных достижений.
Ожидаемые результаты
К концу обучения учащиеся 8 класса могут:
- использовать различные способы записи чисел;
- решать определенную задачу несколькими .способами и находить среди них наиболее простые, эстетически привлекательные и оригинальные;
- решать нестандартные и занимательные задачи;
- использовать рациональные приемы вычислений;
- вести грамотные рассуждения;
- не оперируя реальными объектами, с помощью воображения проводить необходимые действия с геометрическими объектами;
- вычленять необходимые, существенные признаки объекта или процесса через абстрагирование от остальных, несущественных, составлять закономерности;
- видеть окончательное решение задачи, при котором вывод основывается на догадке;
- расшифровывать и выполнять знакомые математические фокусы;
- разрабатывать выигрышные стратегии при игре в шашки и в домино;
- планировать свои действия и прогнозировать их результат;
- применять полученные знания в реальной жизни.
В Примерной программе для основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта определены требования к результатам освоения образовательной программы по математике.
Личностными результатами обучения математике в основной школе являются:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
4) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
Метапредметными результатами обучения математике в основной школе являются:
1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
4) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
5) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
6) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Общими предметными результатами обучения математике в основной школе являются:
1) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
2) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
4) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера..
Для получения информации об уровне усвоения данного курса слушателям элективного курса предлагается создание портфолио по всем темам курса, а также участие в олимпиадах и других математических мероприятиях.
СОДЕРЖАНИЕ УЕБНОГО КУРСА
Четность: свойства четности м доказательством, решение задач на чередование, разбиение на пары, игры-шутки (где результат зависит от начальных условий).
Задачи на проценты и части: задачи на проценты, задачи на проценты на составление уравнений, банковские проценты.
Принцип Дирихле: понятие о принципе Дирихле, решение простейших задач на принцип Дирихле, принцип Дирихле в задачах с геометрической направленностью.
Раскраски: знакомство с идеей раскрашивания (нумерования) некоторых объектов для выявления их свойств и закономерностей, решение задач с помощью идеи раскрашивания.
Делимость: задачи на десятичную запись числа, задачи на использование свойств делимости, делимость и принцип Дирихле.
Конструктивные задачи: равновеликие и равносоставные фигуры, геометрические головоломки, задачи на составление примера, контрпримера, задачи на переливания.
№ п/п | Содержание раздела (темы) | Кол-во часов | Выполнение практической части программы | Формы контроля | |||||
лекция | практикум | тест | собеседование | ||||||
1 | четность | 7 | 1 | 5 | 1 | ||||
2 | задачи на проценты и части | 5 | 4 | 1 | |||||
3 | принцип дирихле | 6 | 1 | 5 | |||||
4 | раскраски | 5 | 1 | 4 | |||||
5 | делимость | 4 | 1 | 3 | 1 | ||||
6 | конструктивные задачи | 7 | 5 | 1 | 1 | ||||
ИТОГО | 34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Решение олимпиадных задач по физике" (8-9 класс)
В связи с современными направлениями в образовании, сама жизнь убедительно показала, что малоэффектно учить «всех всему». Программа "Решение олимпиадных задач по физике" предоставляет максимально широ...
ПРОГРАММА внеурочного предметного курса «Решение олимпиадных задач по химии» 9 класс (15-16 лет)
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; учебно-мет...
Решение олимпиадных задач 5-11 классы
Решение олимпиадных задач 5-11 классы...
Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 7 класс".Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 8 класс".
С 2013 года участвую в работе инновационной площадки «Центр дополнительного образования – интегрирующая образовательная среда по работе с одарёнными детьми».Решение задач способствует более глубокому ...
ПРОГРАММА учебного курса по выбору «Решение олимпиадных задач» для 8 класса
Аннотация к программе курса по выбору математика 7-8 «Решение олимпиадных задач» Данная программа курса по выбору разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стан...
Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие36-38. Решение олимпиадных задач
Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...
Решение олимпиадных задач 7 класс.
Решение олимпиадных задач в рамках подготовки учащихся к школьному и районному уровню Всероссийской олимпиады школьников по математике...