ПРОГРАММА внеурочного предметного курса «Решение олимпиадных задач по химии» 9 класс (15-16 лет)
рабочая программа по химии (9 класс) по теме

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; учебно-методическое оснащение; перечень литературы.

Программа курса содержит темы:

 «Расчёты, связанные с понятием «доля»» (33 часа), Газовые законы (18 часов), «Решение задач на «материальный баланс»» (30  часов), «Решение экспериментальных задач» (21 час).

Ожидаемый результат:

знание химических формул и химических свойств классов неорганических веществ, умение решать типовые расчётные задачи и задачи повышенного уровня сложности.

Контроль за уровнем обученности производится через проведение турниров – ротери для команд школ района по изученным темам. Данный турнир выполняет функцию контролирующую, соревновательную, обучающую, развивающую, так как включены разноплановые задания: расчётные задачи, задания на эрудицию, экспериментальные задачи и опыты. После подведения итогов проходит разбор решения предложенных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dlya_atoma_9_klass.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ ДОД «Центр детского творчества»

Краснокамского муниципального района, Пермского края

     РАССМОТРЕНА        

Председатель методического совета

             

        __________________/Г.В. Русских

                                 Протокол №_____

               От «____» ___________2013 г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор МАОУ ДОД ЦДТ

__________/О.В. Фадеева

 

                     Протокол №_____ От «____» ___________2013 г.

ПРОГРАММА

внеурочного предметного курса

«Решение олимпиадных задач по химии»

9 класс (15-16 лет)

Количество часов всего - 105, в неделю  -  3.

Составитель: Давыдова Ирина Викторовна,

учитель высшей квалификационной категории.

         

2014 год

Пояснительная записка

        Учебно-воспитательные задачи курса химии решаются в процессе усвоения учащимися основных понятий химии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формированию научного мировоззрения.

        В связи с тем, что целевая ориентация химического образования меняется, всё большее значение приобретает функция развивающего обучения.

Таким образом, цели данной дополнительной программы по химии:

-  научить учащихся приёмам решения занимательных расчётных и экспериментальных задач и упражнений;

-  дать возможность учащимся проявить себя и добиться успеха.

Учебно-воспитательные задачи программы:

- освоение важнейших знаний об основных понятиях, химических теориях, доступных обобщений мировоззренческого характера на основе выполнения занимательных опытов, решение нестандартных задач и упражнений и задач повышенной сложности;

- формирование умений наблюдать и объяснять химические явления, сравнивать, вычленять в изученном существенное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить, делать обобщения и т.д.;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе изучения теоретических вопросов, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

         -  применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа курса по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В примерной программе определен перечень лекционных  занятий и практикумов по решению задач.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса химии в средней школе.

Программа курса для одарённых детей рассчитана на работу с учащимися 9 класса по 3 часа в неделю. Данная программа предполагает развитие умений и навыков у учащихся с целью углубления и расширения знаний в дальнейшем курсе неорганической химии.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; учебно-методическое оснащение; перечень литературы.

Программа курса содержит темы:

 «Расчёты, связанные с понятием «доля»» (33 часа), Газовые законы (18 часов), «Решение задач на «материальный баланс»» (30  часов), «Решение экспериментальных задач» (21 час).

Ожидаемый результат:

знание химических формул и химических свойств классов неорганических веществ, умение решать типовые расчётные задачи и задачи повышенного уровня сложности.

Контроль за уровнем обученности производится через проведение турниров – ротери для команд школ района по изученным темам. Данный турнир выполняет функцию контролирующую, соревновательную, обучающую, развивающую, так как включены разноплановые задания: расчётные задачи, задания на эрудицию, экспериментальные задачи и опыты. После подведения итогов проходит разбор решения предложенных задач.

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Дата

  1. Расчёты, связанные с понятием «доля».  (33 часа)

1,2,3

Растворы. Массовая доля вещества в растворе.

Вычисление массовой доли вещества в растворе. Различные способы решения задач.

1

 неделя октября

4,5,6

Нахождение массы (объёма) продукта реакции, если для реакции взят раствор с определённой массовой долей исходного вещества.

Решение задач.

2

 неделя октября

7,8,9

Реакции гидратации.

Понятие «олеум» - решение задач. Вычисление массовой доли вещества в растворе, образовавшемся при реакции гидратации.

3

неделя октября

10,11,12

Молярная концентрация. Нормальная концентрация.

Понятие молярной и нормальной концентрации. Решение задач.

4  неделя октября

13,14,15

Переход от одного способа выражения концентрации к другому.

Решение задач на вычисление молярной концентрации, если известна массовая доля вещества в растворе, плотность раствора и др.

1

 неделя ноября

16,17,18

Кристаллогидраты.

Понятие кристаллогидратов. Решение задач на нахождение формулы кристаллогидрата.

2

 неделя ноября

19,20,21

Решение задач на нахождение формулы кристаллогидрата.

Решение задач, если известна формула кристаллогидрата. Вычисления по химическим уравнениям.

3

неделя ноября

22,23,24

Вычисления, связанные с понятием «объёмная доля», «мольная доля».

Решение задач на материальный баланс.

4

неделя ноября

25.26,27

Вычисления по химическим уравнениям с использованием массовой доли вещества в растворе.

Вычисления по химическим уравнениям с использованием массовой доли вещества в растворе.

1

неделя декабря

28,29,30

Вычисления по химическим уравнениям с использованием массовой доли примесей.

Решение задач. Вычисление массы (объёма) продукта реакции, если известна масса исходного вещества с определённой массовой долей примесей.

2

неделя декабря

31,32,33

Турнир по теме (Ротери – командный зачёт).

Решение задач.

3

неделя декабря

  1. Газовые законы. (18 часов)

34, 35,36

Закон Авогадро. Закон объёмных отношений.

Закон Авогадро. Закон объёмных отношений. Решение задач.

4

неделя декабря

37,38,39

Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по данным элементного анализа.

 Решение задач. Относительная плотность одного газа по другому. Газовые законы.

5

неделя декабря

40,41,42

Вычисление объёмной доли газообразного вещества в смеси.

Решение задач.

2

неделя января

43,44,45

Вычисление объёма газообразного вещества по химическому уравнению.

Решение задач на материальный баланс.

3

неделя января

46,47,48

Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по данным продуктов сгорания.

Решение задач.

4

неделя января

49,50,51

Турнир по теме (Ротери – командный зачёт)

Решение задач.

5

неделя января

  1. Решение задач на «материальный баланс».  (30 часов)

52,53,54

Вычисления по химическим уравнениям, если одно из веществ дано в избытке.

Решение задач.

1

неделя февраля

55,56,57

Этот «коварный избыток».

Решение задач, если избыток вещества вступает в реакцию.

2

неделя февраля

58,59,60

Решение задач на выход вещества в % от теоретически возможного.

Решение задач на выход вещества в % от теоретически возможного.

3

неделя февраля

61,62,63

Смеси веществ.

Решение задач.

4

неделя февраля

64,65,66

Вычисление массы компонентов в смеси, если в реакцию вступает каждое из веществ.

Решение задач.

1

неделя марта

67,68,69

Вычисление массы компонентов в смеси, если в реакцию вступает одно из веществ.

Решение задач.

2

неделя марта

70,71,72

Вычисление массовой доли продуктов реакции в растворе по известному мольному соотношению реагирующих веществ.

Решение задач.

3

неделя марта

73,74,75

Газовые смеси.

Решение задач.

4

неделя марта

76,77,78

Определение химической формулы вещества по химическому уравнению.

Решение задач.

1

неделя апреля

79,80,81

Турнир по теме (Ротери – командный зачёт).

Решение задач.

2

неделя апреля

  1. Решение экспериментальных задач.  (21 час)

82,83,84

Качественные реакции на анионы, идущие с образованием осадка.

Упражнения в составлении уравнений реакций.

3

неделя апреля

85,86,87

Качественные реакции на анионы, идущие с выделением газа.

Упражнения в составлении уравнений реакций.

4

неделя апреля

88,89,90

Качественные реакции на катионы щелочноземельных металлов.

Упражнения в составлении уравнений реакций.

5

 неделя апреля

91,92,93

Качественные реакции на катионы амфотерных металлов и ион аммония.

Упражнения в составлении уравнений реакций.

1

неделя мая

94,95,96

Решение экспериментальных задач.

Решение экспериментальных задач.

2

неделя мая

97,98,99

Решение экспериментальных задач.

Решение экспериментальных задач.

3

неделя мая

100 - 102

Подведение итогов. Зачёт (ротери)

Итоговое занятие – мини-олимпиада (индивидуальный зачёт). Рефлексия.

4

неделя мая

Критерии определения успешности учащихся в освоении программы – обученность учащихся, их успеваемость по предмету, заинтересованность в изучении предмета, осознанная потребность применять знания в дальнейшей учёбе, профессиональной деятельности.

Учебно-методическое оснащение.

  1. Научно-популярные издания, справочная литература, периодические издания журнала «Химия в школе».
  2. Задачники.
  3.  Тестовые задания.
  4. ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов.
  5. Учебные презентации.
  6. Уголок по технике безопасности.

Перечень литературы для учителя.

  1. Л.Ю. Аликберова          «Задачи с экологическим содержанием»: М., «Центрхимпресс», 2001.
  2. В.В. Ерёмин                   «Начала химии»: М., ОНИКС 21 в.», 2003.
  3. О.С. Габриелян              «Настольная книга учителя химии»: М., «Дрофа», 2002.
  4.   И.И. Новошинский      «Типы химических задач и способы их решения»: М., «ОНИКС 21 в.»,  

                                          2004.

       

Перечень литературы для обучающихся.

       1.        В.Н. Алексинский    «Занимательные опыты по химии»: М., «Просвещение», 1980.

       2.         Г.И. Штремплер       «Химия на досуге»: Фрунзе – 1990, главная редакция киргизской    

       3.   З.Д. Белых                «Проводим химическую олимпиаду»: Пермь, «Книжный мир», 2001.                                 советской энциклопедии.    

       4.  Химические Интернет-ресурсы (Химия для школьников, химоза, занимательная химия ЕГЭ)                                                                                                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дистанционного курса "Решение нестандартных задач по химии-11 класс"

Программа рассчитана на 34 часа: один час в неделю, в форме дистанционного обучения. Ее реализация рассчитана на четыре четверти. Данная программа включает в себя все основные требования, кото...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

Данный курс рассчитан на 68 часов (9-11 классы) и направлен на формирование навыков решения задач различного уровня сложности. Задачи в данном курсе сгруппированы по типам. Предполагаемые задания охва...

ПРОГРАММА учебного курса по выбору «Решение олимпиадных задач» для 8 класса

Аннотация к программе курса по выбору математика 7-8 «Решение олимпиадных задач» Данная программа курса по выбору разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стан...

Рабочая программа элективного курса: «Решение расчетных задач по химии» для учащихся 10 класса

ПРОГРАММА  элективного курса: «Решение расчетных задач по химии» ориентирована  для учащихся 10 А  класса хим-биопрофиля...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Методы решения олимпиадных задач" (8-10 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Методы решения олимпиадных задач2 ориентирована на обучающихся 8-10 классов, расчитана на 34 часа в год ( 1 час в неделю). Может быть реализована ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ " РЕШЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ " для 10 класса

Программа элективного курса "Решение химических задач" разработана на основе авторской программы Костиной Н.В. в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА «РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ» 9 КЛАСС

Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию;  ...