ПРОГРАММА внеурочного предметного курса «Решение олимпиадных задач по химии» 9 класс (15-16 лет)
рабочая программа по химии (9 класс) по теме

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; учебно-методическое оснащение; перечень литературы.

Программа курса содержит темы:

 «Расчёты, связанные с понятием «доля»» (33 часа), Газовые законы (18 часов), «Решение задач на «материальный баланс»» (30  часов), «Решение экспериментальных задач» (21 час).

Ожидаемый результат:

знание химических формул и химических свойств классов неорганических веществ, умение решать типовые расчётные задачи и задачи повышенного уровня сложности.

Контроль за уровнем обученности производится через проведение турниров – ротери для команд школ района по изученным темам. Данный турнир выполняет функцию контролирующую, соревновательную, обучающую, развивающую, так как включены разноплановые задания: расчётные задачи, задания на эрудицию, экспериментальные задачи и опыты. После подведения итогов проходит разбор решения предложенных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dlya_atoma_9_klass.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ ДОД «Центр детского творчества»

Краснокамского муниципального района, Пермского края

     РАССМОТРЕНА        

Председатель методического совета

             

        __________________/Г.В. Русских

                                 Протокол №_____

               От «____» ___________2013 г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор МАОУ ДОД ЦДТ

__________/О.В. Фадеева

 

                     Протокол №_____ От «____» ___________2013 г.

ПРОГРАММА

внеурочного предметного курса

«Решение олимпиадных задач по химии»

9 класс (15-16 лет)

Количество часов всего - 105, в неделю  -  3.

Составитель: Давыдова Ирина Викторовна,

учитель высшей квалификационной категории.

         

2014 год

Пояснительная записка

        Учебно-воспитательные задачи курса химии решаются в процессе усвоения учащимися основных понятий химии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формированию научного мировоззрения.

        В связи с тем, что целевая ориентация химического образования меняется, всё большее значение приобретает функция развивающего обучения.

Таким образом, цели данной дополнительной программы по химии:

-  научить учащихся приёмам решения занимательных расчётных и экспериментальных задач и упражнений;

-  дать возможность учащимся проявить себя и добиться успеха.

Учебно-воспитательные задачи программы:

- освоение важнейших знаний об основных понятиях, химических теориях, доступных обобщений мировоззренческого характера на основе выполнения занимательных опытов, решение нестандартных задач и упражнений и задач повышенной сложности;

- формирование умений наблюдать и объяснять химические явления, сравнивать, вычленять в изученном существенное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить, делать обобщения и т.д.;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе изучения теоретических вопросов, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

         -  применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа курса по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В примерной программе определен перечень лекционных  занятий и практикумов по решению задач.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса химии в средней школе.

Программа курса для одарённых детей рассчитана на работу с учащимися 9 класса по 3 часа в неделю. Данная программа предполагает развитие умений и навыков у учащихся с целью углубления и расширения знаний в дальнейшем курсе неорганической химии.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; учебно-методическое оснащение; перечень литературы.

Программа курса содержит темы:

 «Расчёты, связанные с понятием «доля»» (33 часа), Газовые законы (18 часов), «Решение задач на «материальный баланс»» (30  часов), «Решение экспериментальных задач» (21 час).

Ожидаемый результат:

знание химических формул и химических свойств классов неорганических веществ, умение решать типовые расчётные задачи и задачи повышенного уровня сложности.

Контроль за уровнем обученности производится через проведение турниров – ротери для команд школ района по изученным темам. Данный турнир выполняет функцию контролирующую, соревновательную, обучающую, развивающую, так как включены разноплановые задания: расчётные задачи, задания на эрудицию, экспериментальные задачи и опыты. После подведения итогов проходит разбор решения предложенных задач.

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Дата

  1. Расчёты, связанные с понятием «доля».  (33 часа)

1,2,3

Растворы. Массовая доля вещества в растворе.

Вычисление массовой доли вещества в растворе. Различные способы решения задач.

1

 неделя октября

4,5,6

Нахождение массы (объёма) продукта реакции, если для реакции взят раствор с определённой массовой долей исходного вещества.

Решение задач.

2

 неделя октября

7,8,9

Реакции гидратации.

Понятие «олеум» - решение задач. Вычисление массовой доли вещества в растворе, образовавшемся при реакции гидратации.

3

неделя октября

10,11,12

Молярная концентрация. Нормальная концентрация.

Понятие молярной и нормальной концентрации. Решение задач.

4  неделя октября

13,14,15

Переход от одного способа выражения концентрации к другому.

Решение задач на вычисление молярной концентрации, если известна массовая доля вещества в растворе, плотность раствора и др.

1

 неделя ноября

16,17,18

Кристаллогидраты.

Понятие кристаллогидратов. Решение задач на нахождение формулы кристаллогидрата.

2

 неделя ноября

19,20,21

Решение задач на нахождение формулы кристаллогидрата.

Решение задач, если известна формула кристаллогидрата. Вычисления по химическим уравнениям.

3

неделя ноября

22,23,24

Вычисления, связанные с понятием «объёмная доля», «мольная доля».

Решение задач на материальный баланс.

4

неделя ноября

25.26,27

Вычисления по химическим уравнениям с использованием массовой доли вещества в растворе.

Вычисления по химическим уравнениям с использованием массовой доли вещества в растворе.

1

неделя декабря

28,29,30

Вычисления по химическим уравнениям с использованием массовой доли примесей.

Решение задач. Вычисление массы (объёма) продукта реакции, если известна масса исходного вещества с определённой массовой долей примесей.

2

неделя декабря

31,32,33

Турнир по теме (Ротери – командный зачёт).

Решение задач.

3

неделя декабря

  1. Газовые законы. (18 часов)

34, 35,36

Закон Авогадро. Закон объёмных отношений.

Закон Авогадро. Закон объёмных отношений. Решение задач.

4

неделя декабря

37,38,39

Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по данным элементного анализа.

 Решение задач. Относительная плотность одного газа по другому. Газовые законы.

5

неделя декабря

40,41,42

Вычисление объёмной доли газообразного вещества в смеси.

Решение задач.

2

неделя января

43,44,45

Вычисление объёма газообразного вещества по химическому уравнению.

Решение задач на материальный баланс.

3

неделя января

46,47,48

Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по данным продуктов сгорания.

Решение задач.

4

неделя января

49,50,51

Турнир по теме (Ротери – командный зачёт)

Решение задач.

5

неделя января

  1. Решение задач на «материальный баланс».  (30 часов)

52,53,54

Вычисления по химическим уравнениям, если одно из веществ дано в избытке.

Решение задач.

1

неделя февраля

55,56,57

Этот «коварный избыток».

Решение задач, если избыток вещества вступает в реакцию.

2

неделя февраля

58,59,60

Решение задач на выход вещества в % от теоретически возможного.

Решение задач на выход вещества в % от теоретически возможного.

3

неделя февраля

61,62,63

Смеси веществ.

Решение задач.

4

неделя февраля

64,65,66

Вычисление массы компонентов в смеси, если в реакцию вступает каждое из веществ.

Решение задач.

1

неделя марта

67,68,69

Вычисление массы компонентов в смеси, если в реакцию вступает одно из веществ.

Решение задач.

2

неделя марта

70,71,72

Вычисление массовой доли продуктов реакции в растворе по известному мольному соотношению реагирующих веществ.

Решение задач.

3

неделя марта

73,74,75

Газовые смеси.

Решение задач.

4

неделя марта

76,77,78

Определение химической формулы вещества по химическому уравнению.

Решение задач.

1

неделя апреля

79,80,81

Турнир по теме (Ротери – командный зачёт).

Решение задач.

2

неделя апреля

  1. Решение экспериментальных задач.  (21 час)

82,83,84

Качественные реакции на анионы, идущие с образованием осадка.

Упражнения в составлении уравнений реакций.

3

неделя апреля

85,86,87

Качественные реакции на анионы, идущие с выделением газа.

Упражнения в составлении уравнений реакций.

4

неделя апреля

88,89,90

Качественные реакции на катионы щелочноземельных металлов.

Упражнения в составлении уравнений реакций.

5

 неделя апреля

91,92,93

Качественные реакции на катионы амфотерных металлов и ион аммония.

Упражнения в составлении уравнений реакций.

1

неделя мая

94,95,96

Решение экспериментальных задач.

Решение экспериментальных задач.

2

неделя мая

97,98,99

Решение экспериментальных задач.

Решение экспериментальных задач.

3

неделя мая

100 - 102

Подведение итогов. Зачёт (ротери)

Итоговое занятие – мини-олимпиада (индивидуальный зачёт). Рефлексия.

4

неделя мая

Критерии определения успешности учащихся в освоении программы – обученность учащихся, их успеваемость по предмету, заинтересованность в изучении предмета, осознанная потребность применять знания в дальнейшей учёбе, профессиональной деятельности.

Учебно-методическое оснащение.

  1. Научно-популярные издания, справочная литература, периодические издания журнала «Химия в школе».
  2. Задачники.
  3.  Тестовые задания.
  4. ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов.
  5. Учебные презентации.
  6. Уголок по технике безопасности.

Перечень литературы для учителя.

  1. Л.Ю. Аликберова          «Задачи с экологическим содержанием»: М., «Центрхимпресс», 2001.
  2. В.В. Ерёмин                   «Начала химии»: М., ОНИКС 21 в.», 2003.
  3. О.С. Габриелян              «Настольная книга учителя химии»: М., «Дрофа», 2002.
  4.   И.И. Новошинский      «Типы химических задач и способы их решения»: М., «ОНИКС 21 в.»,  

                                          2004.

       

Перечень литературы для обучающихся.

       1.        В.Н. Алексинский    «Занимательные опыты по химии»: М., «Просвещение», 1980.

       2.         Г.И. Штремплер       «Химия на досуге»: Фрунзе – 1990, главная редакция киргизской    

       3.   З.Д. Белых                «Проводим химическую олимпиаду»: Пермь, «Книжный мир», 2001.                                 советской энциклопедии.    

       4.  Химические Интернет-ресурсы (Химия для школьников, химоза, занимательная химия ЕГЭ)                                                                                                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дистанционного курса "Решение нестандартных задач по химии-11 класс"

Программа рассчитана на 34 часа: один час в неделю, в форме дистанционного обучения. Ее реализация рассчитана на четыре четверти. Данная программа включает в себя все основные требования, кото...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

Данный курс рассчитан на 68 часов (9-11 классы) и направлен на формирование навыков решения задач различного уровня сложности. Задачи в данном курсе сгруппированы по типам. Предполагаемые задания охва...

Программа факультативного курса "Решение комбинированных задач по химии" для учащихся 11класса

Элективный курс «Решение комбинированных задач по химии» предназначен для учащихся 11 классов, увлекающихся химией. Программа курса рассчитана на 34 часа (1час в неделю). Актуальность данн...

ПРОГРАММА учебного курса по выбору «Решение олимпиадных задач» для 8 класса

Аннотация к программе курса по выбору математика 7-8 «Решение олимпиадных задач» Данная программа курса по выбору разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стан...

Рабочая программа элективного курса: «Решение расчетных задач по химии» для учащихся 10 класса

ПРОГРАММА  элективного курса: «Решение расчетных задач по химии» ориентирована  для учащихся 10 А  класса хим-биопрофиля...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Методы решения олимпиадных задач" (8-10 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Методы решения олимпиадных задач2 ориентирована на обучающихся 8-10 классов, расчитана на 34 часа в год ( 1 час в неделю). Может быть реализована ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ " РЕШЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ " для 10 класса

Программа элективного курса "Решение химических задач" разработана на основе авторской программы Костиной Н.В. в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (п...