ПРОГРАММА внеурочного предметного курса «Решение олимпиадных задач по химии» 9 класс (15-16 лет)
рабочая программа по химии (9 класс) по теме
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; учебно-методическое оснащение; перечень литературы.
Программа курса содержит темы:
«Расчёты, связанные с понятием «доля»» (33 часа), Газовые законы (18 часов), «Решение задач на «материальный баланс»» (30 часов), «Решение экспериментальных задач» (21 час).
Ожидаемый результат:
знание химических формул и химических свойств классов неорганических веществ, умение решать типовые расчётные задачи и задачи повышенного уровня сложности.
Контроль за уровнем обученности производится через проведение турниров – ротери для команд школ района по изученным темам. Данный турнир выполняет функцию контролирующую, соревновательную, обучающую, развивающую, так как включены разноплановые задания: расчётные задачи, задания на эрудицию, экспериментальные задачи и опыты. После подведения итогов проходит разбор решения предложенных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ ДОД «Центр детского творчества»
Краснокамского муниципального района, Пермского края
РАССМОТРЕНА Председатель методического совета
__________________/Г.В. Русских Протокол №_____ От «____» ___________2013 г. | УТВЕРЖДЕНА Директор МАОУ ДОД ЦДТ __________/О.В. Фадеева
Протокол №_____ От «____» ___________2013 г. |
ПРОГРАММА
внеурочного предметного курса
«Решение олимпиадных задач по химии»
9 класс (15-16 лет)
Количество часов всего - 105, в неделю - 3.
Составитель: Давыдова Ирина Викторовна,
учитель высшей квалификационной категории.
2014 год
Пояснительная записка
Учебно-воспитательные задачи курса химии решаются в процессе усвоения учащимися основных понятий химии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формированию научного мировоззрения.
В связи с тем, что целевая ориентация химического образования меняется, всё большее значение приобретает функция развивающего обучения.
Таким образом, цели данной дополнительной программы по химии:
- научить учащихся приёмам решения занимательных расчётных и экспериментальных задач и упражнений;
- дать возможность учащимся проявить себя и добиться успеха.
Учебно-воспитательные задачи программы:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях, химических теориях, доступных обобщений мировоззренческого характера на основе выполнения занимательных опытов, решение нестандартных задач и упражнений и задач повышенной сложности;
- формирование умений наблюдать и объяснять химические явления, сравнивать, вычленять в изученном существенное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить, делать обобщения и т.д.;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе изучения теоретических вопросов, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа курса по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В примерной программе определен перечень лекционных занятий и практикумов по решению задач.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса химии в средней школе.
Программа курса для одарённых детей рассчитана на работу с учащимися 9 класса по 3 часа в неделю. Данная программа предполагает развитие умений и навыков у учащихся с целью углубления и расширения знаний в дальнейшем курсе неорганической химии.
Структура документа
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; учебно-методическое оснащение; перечень литературы.
Программа курса содержит темы:
«Расчёты, связанные с понятием «доля»» (33 часа), Газовые законы (18 часов), «Решение задач на «материальный баланс»» (30 часов), «Решение экспериментальных задач» (21 час).
Ожидаемый результат:
знание химических формул и химических свойств классов неорганических веществ, умение решать типовые расчётные задачи и задачи повышенного уровня сложности.
Контроль за уровнем обученности производится через проведение турниров – ротери для команд школ района по изученным темам. Данный турнир выполняет функцию контролирующую, соревновательную, обучающую, развивающую, так как включены разноплановые задания: расчётные задачи, задания на эрудицию, экспериментальные задачи и опыты. После подведения итогов проходит разбор решения предложенных задач.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Дата |
| |||
1,2,3 | Растворы. Массовая доля вещества в растворе. | Вычисление массовой доли вещества в растворе. Различные способы решения задач. | 1 неделя октября |
4,5,6 | Нахождение массы (объёма) продукта реакции, если для реакции взят раствор с определённой массовой долей исходного вещества. | Решение задач. | 2 неделя октября |
7,8,9 | Реакции гидратации. | Понятие «олеум» - решение задач. Вычисление массовой доли вещества в растворе, образовавшемся при реакции гидратации. | 3 неделя октября |
10,11,12 | Молярная концентрация. Нормальная концентрация. | Понятие молярной и нормальной концентрации. Решение задач. | 4 неделя октября |
13,14,15 | Переход от одного способа выражения концентрации к другому. | Решение задач на вычисление молярной концентрации, если известна массовая доля вещества в растворе, плотность раствора и др. | 1 неделя ноября |
16,17,18 | Кристаллогидраты. | Понятие кристаллогидратов. Решение задач на нахождение формулы кристаллогидрата. | 2 неделя ноября |
19,20,21 | Решение задач на нахождение формулы кристаллогидрата. | Решение задач, если известна формула кристаллогидрата. Вычисления по химическим уравнениям. | 3 неделя ноября |
22,23,24 | Вычисления, связанные с понятием «объёмная доля», «мольная доля». | Решение задач на материальный баланс. | 4 неделя ноября |
25.26,27 | Вычисления по химическим уравнениям с использованием массовой доли вещества в растворе. | Вычисления по химическим уравнениям с использованием массовой доли вещества в растворе. | 1 неделя декабря |
28,29,30 | Вычисления по химическим уравнениям с использованием массовой доли примесей. | Решение задач. Вычисление массы (объёма) продукта реакции, если известна масса исходного вещества с определённой массовой долей примесей. | 2 неделя декабря |
31,32,33 | Турнир по теме (Ротери – командный зачёт). | Решение задач. | 3 неделя декабря |
| |||
34, 35,36 | Закон Авогадро. Закон объёмных отношений. | Закон Авогадро. Закон объёмных отношений. Решение задач. | 4 неделя декабря |
37,38,39 | Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по данным элементного анализа. | Решение задач. Относительная плотность одного газа по другому. Газовые законы. | 5 неделя декабря |
40,41,42 | Вычисление объёмной доли газообразного вещества в смеси. | Решение задач. | 2 неделя января |
43,44,45 | Вычисление объёма газообразного вещества по химическому уравнению. | Решение задач на материальный баланс. | 3 неделя января |
46,47,48 | Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по данным продуктов сгорания. | Решение задач. | 4 неделя января |
49,50,51 | Турнир по теме (Ротери – командный зачёт) | Решение задач. | 5 неделя января |
| |||
52,53,54 | Вычисления по химическим уравнениям, если одно из веществ дано в избытке. | Решение задач. | 1 неделя февраля |
55,56,57 | Этот «коварный избыток». | Решение задач, если избыток вещества вступает в реакцию. | 2 неделя февраля |
58,59,60 | Решение задач на выход вещества в % от теоретически возможного. | Решение задач на выход вещества в % от теоретически возможного. | 3 неделя февраля |
61,62,63 | Смеси веществ. | Решение задач. | 4 неделя февраля |
64,65,66 | Вычисление массы компонентов в смеси, если в реакцию вступает каждое из веществ. | Решение задач. | 1 неделя марта |
67,68,69 | Вычисление массы компонентов в смеси, если в реакцию вступает одно из веществ. | Решение задач. | 2 неделя марта |
70,71,72 | Вычисление массовой доли продуктов реакции в растворе по известному мольному соотношению реагирующих веществ. | Решение задач. | 3 неделя марта |
73,74,75 | Газовые смеси. | Решение задач. | 4 неделя марта |
76,77,78 | Определение химической формулы вещества по химическому уравнению. | Решение задач. | 1 неделя апреля |
79,80,81 | Турнир по теме (Ротери – командный зачёт). | Решение задач. | 2 неделя апреля |
| |||
82,83,84 | Качественные реакции на анионы, идущие с образованием осадка. | Упражнения в составлении уравнений реакций. | 3 неделя апреля |
85,86,87 | Качественные реакции на анионы, идущие с выделением газа. | Упражнения в составлении уравнений реакций. | 4 неделя апреля |
88,89,90 | Качественные реакции на катионы щелочноземельных металлов. | Упражнения в составлении уравнений реакций. | 5 неделя апреля |
91,92,93 | Качественные реакции на катионы амфотерных металлов и ион аммония. | Упражнения в составлении уравнений реакций. | 1 неделя мая |
94,95,96 | Решение экспериментальных задач. | Решение экспериментальных задач. | 2 неделя мая |
97,98,99 | Решение экспериментальных задач. | Решение экспериментальных задач. | 3 неделя мая |
100 - 102 | Подведение итогов. Зачёт (ротери) | Итоговое занятие – мини-олимпиада (индивидуальный зачёт). Рефлексия. | 4 неделя мая |
Критерии определения успешности учащихся в освоении программы – обученность учащихся, их успеваемость по предмету, заинтересованность в изучении предмета, осознанная потребность применять знания в дальнейшей учёбе, профессиональной деятельности.
Учебно-методическое оснащение.
- Научно-популярные издания, справочная литература, периодические издания журнала «Химия в школе».
- Задачники.
- Тестовые задания.
- ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов.
- Учебные презентации.
- Уголок по технике безопасности.
Перечень литературы для учителя.
- Л.Ю. Аликберова «Задачи с экологическим содержанием»: М., «Центрхимпресс», 2001.
- В.В. Ерёмин «Начала химии»: М., ОНИКС 21 в.», 2003.
- О.С. Габриелян «Настольная книга учителя химии»: М., «Дрофа», 2002.
- И.И. Новошинский «Типы химических задач и способы их решения»: М., «ОНИКС 21 в.»,
2004.
Перечень литературы для обучающихся.
1. В.Н. Алексинский «Занимательные опыты по химии»: М., «Просвещение», 1980.
2. Г.И. Штремплер «Химия на досуге»: Фрунзе – 1990, главная редакция киргизской
3. З.Д. Белых «Проводим химическую олимпиаду»: Пермь, «Книжный мир», 2001. советской энциклопедии.
4. Химические Интернет-ресурсы (Химия для школьников, химоза, занимательная химия ЕГЭ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дистанционного курса "Решение нестандартных задач по химии-11 класс"
Программа рассчитана на 34 часа: один час в неделю, в форме дистанционного обучения. Ее реализация рассчитана на четыре четверти. Данная программа включает в себя все основные требования, кото...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
Данный курс рассчитан на 68 часов (9-11 классы) и направлен на формирование навыков решения задач различного уровня сложности. Задачи в данном курсе сгруппированы по типам. Предполагаемые задания охва...

ПРОГРАММА учебного курса по выбору «Решение олимпиадных задач» для 8 класса
Аннотация к программе курса по выбору математика 7-8 «Решение олимпиадных задач» Данная программа курса по выбору разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стан...

Рабочая программа элективного курса: «Решение расчетных задач по химии» для учащихся 10 класса
ПРОГРАММА элективного курса: «Решение расчетных задач по химии» ориентирована для учащихся 10 А класса хим-биопрофиля...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Методы решения олимпиадных задач" (8-10 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Методы решения олимпиадных задач2 ориентирована на обучающихся 8-10 классов, расчитана на 34 часа в год ( 1 час в неделю). Может быть реализована ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ " РЕШЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ " для 10 класса
Программа элективного курса "Решение химических задач" разработана на основе авторской программы Костиной Н.В. в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА «РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ» 9 КЛАСС
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; ...