урок по теме "Деление дробей" 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Урок и презентация по теме "Деление дробей" для учащихся 5 классов, занимающихся по учебникам "Математика-5" автор Л.Г.Петерсон. урок открытия новых знаний. Во время урока выводится алгоритм деления дробей, формируются способности к его выполнению, повторяются определение действия деления, взаимосвязь между умножением и делением, тренируются способность к сокращению дробей, анализу и решению текстовых задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delenie_drobey.pptx | 386.96 КБ |
otkrytyy_urok.docx | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сравните числа. Что интересного вы заметили?
Числа взаимно обратные, если их произведение равно 1 . a и b взаимно обратные числа a b = 1 .
Назовите числа, обратные данным 2 n или 3
Найдите значение переменной в уравнении : а) ; б ) ; , т.к. = 1. т.к. = 1.
Найди неизвестное 1) S = ? кв.м м м 2) S = 21 кв.см ? см 3 см 3) S = кв.дм ? дм дм S = = ( кв. м) b = 21 : 3 = 7 ( кв.см ) а = : = ?
Решите задачу : Площадка для кроликов имеет форму прямоугольника, площадью м 2 . Сколько метров сетки понадобится, чтобы огородить эту площадку, если её длина ?
S = кв.м . ?м м Р = ? м
Домашнее задание п.3.2.4., алгоритм №№ 419; 380(2); 430(б , в, г ).
Спасибо за урок !
Интернет-ресурсы: Школьный клипарт http://s3.pic4you.ru/allimage/y2013/10-24/12216/3925122.png Линейки http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/08-20/12216/2356205.png Лист в клеточку http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/08-20/12216/2356208.png Скрепка http://img-fotki.yandex.ru/get/6610/134091466.1c/0_8f975_cc74afe5_S Циркуль http://img-fotki.yandex.ru/get/6521/108950446.113/0_cd1e6_7c1b8dea_S
Предварительный просмотр:
Урок
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Деление дробей»
Основные цели:
1) вывести алгоритм деления дробей и сформировать способность к его выполнению;
2) повторить и закрепить определение действия деления, взаимосвязь между умножением и делением, тренировать способность к сокращению дробей, анализу и решению текстовых задач.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности
Цель этапа: 1) включить учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока: продолжаем работать над действиями с обыкновенными дробями.
Организация учебного процесса на этапе 1
– Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть.
– Какие действия с обыкновенными дробями мы научились выполнять? (Сравнивать, складывать, вычитать, умножать обыкновенные дроби и смешанные числа.)
– Как вы считаете, какой следующий наш шаг в изучении темы: «Арифметика дробей»? (Мы должны научиться делить обыкновенные дроби и смешанные числа.)
– Вспомните, по какому плану мы изучали тему умножение дробей и попробуйте составить план изучения темы деление дробей. (Алгоритм деления дробей, деление дроби на натуральное число, деление смешанных чисел, свойства деления дробей.)
– Молодцы! Для успешной работы выполним следующие задания.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Цель этапа: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение дробей, умножение дробей;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: найти частное дробей.
Организация учебного процесса на этапе 2:
- – Сравните дроби левого и правого столбика. (Слева записаны сократимые дроби, справа - несократимые). Найдите в правом столбике дроби равные дробям левого столбика.
– Какое действие для этого вам необходимо выполнить?
2. – Вспомните, пожалуйста, алгоритм умножения дробей. (алгоритм вывешивается на доску)
3. – Сравните числа. Что интересного вы заметили?
( • ;……. дроби обратные друг другу.)
– Найдите произведение чисел каждой пары. Что вы замечаете? (Произведение равно 1.)
– Как бы вы назвали такие числа? (Варианты детей.)
– В математике их называют обратными друг другу, или взаимно обратными. Попробуйте сформулировать определение взаимно обратных чисел. (Числа взаимно обратные, если их произведение равно 1.)
– Запишем в тетради на математическом языке определение взаимно обратных чисел.
(a и b взаимно обратные числа ⇔ a ⋅ b = 1.) (определение вывешивается на доску)
– Назовите числа, обратные данным , , , 2, , n. (.)
– В каких еще случаях вы используете термин взаимно обратные? (Взаимно обратные операции, арифметические действия, текстовые задачи.)
– Назовите взаимно обратные арифметические действия. (Сложение и вычитание, умножение и деление.)
4. – Найдите значение переменной в уравнении: а) ; б)
4. Индивидуальное задание.
Найдите неизвестное, необходимые вычисления, выполнив в тетрадях, время 1 минута.
S = ? м S = 21 см2 ?см S = дм2 ?дм
м
3см
3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности
Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности: возможность найти площадь и сторону прямоугольника в первых двух случаях и не возможность при нахождении частного в третьем случае.
2) согласовать цель и тему урока: вывести правило деления дробей, научиться делить дроби, тема урока: «деление дробей».
Организация учебного процесса на этапе 3:
– Что вам необходимо было сделать? (Найти неизвестное).
– Кто справился с заданием полностью?
– Кто решил две задачи?
– Что у вас получилось? (Учащиеся называют свои результаты)?
– В чём возникло затруднение? (В двух первых случаях, мы нашли неизвестное, в третьем нет, т. к. для решения этой задачи надо было выполнить деление дробей, а мы этого делать не умеем)
– Какую цель мы поставим перед собой? (Научиться выполнять деление дробей.) научиться
– А что для этого необходимо? (Вывести алгоритм.) узнать
– Сформулируйте тему урока. (Деление дробей.)
– Запишите тему в тетрадь.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
Организация учебного процесса на этапе 4:
– Вспомните, что значит разделить число a на число b. (Разделить число a на число b, это значит найти такое число с, которое при умножении на число b, дает число а.
(a : b = c ⇔ c · b = a) (определение вывешивается на доску).
– Что мы должны были выполнить
,
т.е. по определению делимости мы можем записать:
x х
– На, что надо умножить обе части уравнения, чтобы слева остался только x? (Можно использовать определение взаимно обратных чисел, т.е. умножить на )
– Запишите, что получится. ((x ⋅) ⋅ = ⋅.)
– Каким свойством можно воспользоваться в левой части уравнения? (Сочетательным свойством умножения.)
– Что получиться? (x = ⋅.)
– Что записано в правой части равенства? (Результат частного ).
Значит = ⋅
– Что интересного вы замечаете? (В правой части частное дробей, а слева произведения делимого и дроби обратной делителю.)
– Как одну дробь разделить на другую? (Разделить дроби – это значит умножить делимое на число обратное делителю.)
– Запишем, вывод на математическом языке. ( : = ⋅ .)
– Сформулируйте правило деления дробей.
– Откройте учебник, стр. 73 и прочтите определение.
– Закончим деление ( = ⋅ =)
– Что необходимо уметь делать, чтобы найти частное дробей? (Уметь находить числа, обратные данному числу, уметь умножать дроби.)
– Постройте алгоритм деления дробей, для этого воспользуйтесь тем что лежит у вас на столах.
Алгоритм деления дробей.
- Деление заменить умножением.
- Делитель заменить числом, обратным.
- Выполнить умножение по известному алгоритму. (алгоритм вывесить на доску и в знаковой форме)
( .)
5. Первичное закрепление во внешней речи
Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5:
№ 362 (д, е) – у доски с проговариванием правила или алгоритма деления дробей.
д) =
1. Деление заменить умножением;
2. Заменить делитель числом обратным: =
3. Выполняем умножение по известному алгоритму:
= .
Аналогично проговариваем остальные примеры.
е) .
№ 362 (в, г) – в парах с проверкой по образцу.
в) ;
г)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель этапа: проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 6:
№ 362 (а, б) – самостоятельно с проверкой по эталону
а) ;
б) .
После проверки по эталону анализируются и исправляются ошибки.
7. Включение в систему знаний и повторение
Цель этапа: 1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: деление при решении задач;
2) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках: сокращение дробей, решение текстовых задач.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Решите задачу:
Площадка для кроликов имеет форму прямоугольника, площадью м2. Сколько метров сетки понадобится, чтобы огородить эту площадку, если её длина ?
8. Рефлексия деятельности на уроке
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм деления дробей;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 8:
– Какое новое правило, мы вывели сегодня? (Правило деления дробей).
– С каким правилом тесно связано правило деление дробей? (С правилом умножения дробей.)
– Что необходимо ещё знать, чтобы правильно выполнить деление? (Определение взаимно обратных чисел.)
– Проанализируйте свою деятельность на уроке и дайте своей работе оценку.
Домашнее задание
п.3.2.4.; №№ 419; 380(2); 430(б,в,г).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».
Материал данного урока предназначен для повторения решения линейных неравенств; формирования понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»; форм...
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....