Урок математики в 5 классе "Деление с остатком"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Урок изучения нового материала и первичное закрепление изученного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_matematiki_v_5b_klasse.docx | 32.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока математики в 5б классе учителя математики Даниловой Оксаны Михайловны по теме: «Деление с остатком»
Дата: 11.12.2018г
Цели:
- в личностном направлении (воспитательные): воспитывать чувство коллективизма и научить договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения;
- в метапредметном направлении (развивающие): развивать внимание, логическое мышление, математическую речь;
- в предметном направлении (обучающие): повторить деление с остатком, названия его компонентов, вспомнить формулу для нахождения делимого, формировать навыки деления с остатком.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление изученного.
Форма урока: комбинированный урок.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, карточки, куски ленты длиной 21,22,23 см, линейка и ножницы.
Учебник: «Математика 5 класс», А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
I этап. Организационный момент.(2 мин) | ||
Приветствие учителя. – Дети, вам тепло? -Да! – В классе светло? – Да! – Прозвенел уже звонок? – ДА! – Уже закончился урок? – Нет! - Только начался урок? – Да! – Хотите учиться? – Да! – Значит можно всем садиться! – Настроенье каково? – Во! – Все такого мнения? – Все без исключения! – Математика - наука! – Ей хотим мы научиться. И сегодня на уроке обещаем -не лениться! - Запишите в тетрадях «Классная работа», число сегодняшнего урока – 11.12.2018 г Составь из предложенных слов девиз урока: С МАЛЕНЬКОЙ УДАЧИ НАЧИНАЮТСЯ БОЛЬШИЕ УСПЕХИ | Ученики стоя приветствуют учителя. Настраиваются на работу, вступая в диалог с учителем. Записывают. Составляют. | |
II этап. Актуализация знаний. (2 мин) | ||
- Итак, ребята, давайте выполним устный счет. Найти значение выражения:45* 100, 7200:200, 150:30, 3232: 16, 560: 70, 0: 56, 457:1, 3876: 38, 125*8, 2025: 5, 720: 720, 128:0 445745• 100 457 : 1Найдит - Скажите, пожалуйста, примеры с какими арифметическими действиями вам чаще всего встречаются? - Молодцы, ребята! |
-Примеры с делением. | |
III этап. Сообщения новой темы (создание проблемной ситуации). (3 мин) | ||
- А, теперь решим такую задачу: «Сошлись на полянке 17 зайчат, Парами прыгать они захотят. Сколько мы в паре увидим зайчат? Сколько уныло в сторонке сидят?» - Сколько было зайчат? - «Парами» - это значит по сколько? - Сколько зайчат будут в танце? - Сколько пар? - А в сторонке сколько? - Как записать решение? Один ученик записывает на доске, остальные в тетради. - Возникли ли у вас затруднения при вычислении? - Значит, какова тема нашего урока? - В начальных классах вы знакомились с этой темой? - Какие цели мы перед собой поставим на этот урок? Запишите тему урока «Деление с остатком» | - 17 - по 2 - 16 - 8 - 1 Запись на доске учащимся 17 : 2 = 8 (ост.1)Вычисляют. Проблема: -Да. Здесь получается остаток. - Тема сегодняшнего урока – деление с остатком (записывают в тетрадях) - Да, мы изучали в 4 классе. - Вспомним как выполнять деление с остатком, повторить названия его компонентов, формировать навыки деления с остатком. | |
IV этап. Изучение нового материала.(10 мин) | ||
- Итак, ребята, с помощью предыдущей задачи, мы с вами вспомнили, что не всегда одно натуральное число делится на другое число. Но всегда можно выполнить деление с остатком. -А ещё где применяется деление с остатком и зачем мы это изучаем. - Правильно. Давайте наглядно убедимся как деление с остатком может использоваться в жизни, сделав следующую практическую работу. Вы будете работать в парах. Для работы вам нужны: кусок ленты длиной 21 см,22 и 23 см, линейка и ножницы. Все готовы? - Разделите ленту на кусочки по 4 см. - Что у вас получилось? - Запишем это решение. - Назовите делимое - Назовите делитель - 5 – это какой компонент действия? - Ребята, так как мы решили пример на деление с остатком, то это число будем называть не частным, а неполным частным. - Назовите остаток. - Делаем запись в тетради: 21:4 = 5 (ост.1) 22:4 = 5 (ост.2 ) 23:4 = 5 (ост.3 ) 21,22,23 – делимое
5– неполное частное 1,2,3 – остаток А если 24:4? - Какой вывод можно сделать из этого? Остаток всегда меньше делителя
- Молодцы! Давайте сформулируем правило как найти делимое, если известен делитель, неполное частное и остаток. - Давайте напишем формулу для нахождения делимого, если обозначим: а – делимое b – делитель n – неполное частное r - остаток Сравнительный анализ формул деления нацело и деления с остатком а:в=с а:в=с(ост d) а=в*с а=в*с+d Где можно проверить правильность записи нашей версии? П 19 стр 131-132 | При покупке чего либо, при расчёте стройматериалов, при расчёте лекарств, в задачах ЕГЭ профильного уровня и т. д. Дети выполняют практическую работу под руководством учителя. - Получилось 5 кусочков ленты по 4 см и остался 1 кусочек длиной 1 см. Из нескольких пар к доске выходит один ученик и записывает решение. После этого сравниваем полученные выражения. 21:4=5 (ост.1) 22:4 = 5 (ост.2 ) 23:4 = 5 (ост.3 ) 24:4 = 6 (ост.0) - Остаток не может быть больше делителя. - 21=5*4+1 - Чтобы найти делимое, надо делитель умножить на неполное частное и прибавить остаток. Записывают в тетради а= b*n +r В учебнике. | |
V этап. Физкультминутка. (3 мин) | ||
VI этап. Закрепление. (15 мин) | ||
1,2 уровень № 521(1,4,7), № 527 решить примеры у доски и задачу. 3 уровень (для сильных) Решите задачу: № 1.Сырок стоит 7 рублей 20 копеек. Какое наибольшее число сырков можно купить на 60 рублей? № 2. Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?
Проверьте своё решение, оцените работу (сильные, сверяя с учителем и объясняя задачи профильного уровня на деление с избытком и недостатком.) Всегда ли можно выполнить деление? Найди ошибку в примерах
Взаимопроверка. | 3 ученика решают на доске, остальные самостоятельно в тетради. Потом проверяем, обсуждая решение. Затем задачу. Проверяющие комментируют ошибки проверяемых. Да, нацело или с остатком. Проверяют друг у друга. | |
VII этап. Итог урока.(3 мин) Какую цель мы ставили в начале урока?
Как вы думаете, добились мы цели? Какой знак поставить? ОСТАТОК (<, >, =) ДЕЛИТЕЛЬ Как найти делимое, если деление выполнено нацело? Как найти делимое, зная делитель, неполное частное и остаток? Для чего нужно деление с остатком? (решение различных задач) - Молодцы! Объявляются отметки, полеченные на уроке. | - Вспомнить как выполнять деление с остатком. - Да. <, - Нет. Остаток всегда меньше делителя. Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель. - Чтобы найти делимое, надо неполное частное умножить на делитель и прибавить остаток. -Для решения задач. | |
VII этап. Домашнее задание.(4 минуты) | ||
Посмотрите ролик. Дети как вы думаете правильно Витя Перестукин решил задачу? А почему он решил Какие последние действия применил Витя Перестукин для решения задачи? (деление). А в чем состоит его ошибка? Дома, ребята, п 19, решить задачу Вити Перестукина и придумать ещё задачу на деление с остатком и решить её. | Записывают домашнее задание, задают вопросы. | |
VIII этап. Рефлексия.(3 минуты) | ||
- Прошу вас дать самооценку своей работы на уроке и прикрепить смайлики на лестницу успеха. Закончить урок хочу таким четверостишьем: Учитесь думать, объяснять, Учитесь мыслить, рассуждать. Ведь в математике, друзья, Без логики никак нельзя. Спасибо за урок! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока математики в 5 классе «Умножение и деление натуральных чисел с остатком»
Цель урока: Обобщить знания на умножение и деление натуральных чисел с остатком. Задачи: Выделить наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности для формирования знаний, уме...
Презентация к уроку математики в 5 классе "Деление с остатком"
Презентация данного урока составлена к уроку № 51 по теме "Деление с остатком" к методическому пособию "Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н. Я. Виленкина". Автор пособия Л. П. По...
к уроку математики в 5 классе по теме: "Деление с остатком"
Презентация к уроку математики в 5классе по теме: "Деление с отсатком" по учебнику Н.Я. Виленкина, урок изучения нового материала...
Конспект урока математики на тему: «Задачи на нахождение суммы и остатка».
Урок математики для 9 класса коррекционной школы VIII вида...
Урок математики в 5 классе "Деление с остатком"
Разработан в соответствии с ФГОС ООШ...
План-конспект урока математики в 5 класса "Деление с остатком"
Урок сопровождается презентацией, индивидуальными карточками, интересным изложение нового материала....
Технологическая карта урока математики в 5 классе "Деление с остатком"
Технологическая карта урока математии в 5 классе по теме "Деление с остатком" . Из расчета на 2 часа и презентация к этому уроку....