Кружок
календарно-тематическое планирование по математике (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«За страницами учебника математики»
Пояснительная записка
Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии мыслительной деятельности человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте.
Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой форме с надлежащим остроумием и занимательностью.
Дополнительная образовательная программа «За страницами учебника математики» рассчитана на учащихся 5 класса (10-11 лет), склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном классе, рассматривается в рамках реализации ФГОС' и направлена на общее интеллектуальное развитие учащихся.
Программа «За страницами учебника математики» является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.
Цель программы - создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей, способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и развитию их творческих способностей, логического мышления, углубления знаний. Полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Образовательные задачи:
- углубление и расширение знаний учащихся по математике;
- привитие интереса учащимся к математике;
- активизировать познавательную деятельность;
- показать универсальность математики и её место среди других наук.
Воспитательные задачи:
- воспитание культуры личности;
- воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;
- воспитание понимания значимости математики для научно - технического прогресса;
- воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины;
- выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазам окружающих.
Развивающие задачи:
- развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.
Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, каким-то образом связанными с математикой (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач метод решения «с конца», составление графов и др.). Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.
Новизна данной программы заключается в ее четкой логической структуре, гармоничном сочетании строгих математических фактов и занимательности. Программа дополнительного образования «За страницами учебника математики» для пятиклассников является частью общего курса для 5-11 классов дополнительного математического образования. В тоже время данная программа является самостоятельным курсом, отличительной особенностью которого является универсальность знаний, умений и навыков, полученных в результате ее прохождения.
Программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения (34 часа).
Курс является открытым. В него можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие-либо разделы другими. Главное, чтобы они были небольшими по объёму, интересными для учащихся, соответствовали их возможностям
При отборе содержания и структурирования программы использованы общие дидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учета индивидуальных способностей , органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят рефераты, выступления, принимают участие в конкурсных программах.
Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т. д. Как показывает опыт, они интересны и доступны учащимся 5 классов, не требуют основательной подготовки и особого уровня развития.
Для поддержки у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия необходимо применять дидактические игры - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях необходимо создать «атмосферу» свободного обмена мнениями и активной дискуссии.
При закреплении материала, совершенствование знаний, умений и навыков целесообразно и практиковать самостоятельную работу школьников.
Использование современных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный парный, групповой, коллективный.
Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм занятий:
-эвристическая беседа;-практикум;-интеллектуальная игра;-дискуссия;-творческая работа.
Итогом реализации программы «За страницами учебника математики» могут служить: успешные выступления кружковцев в общешкольных олимпиадах, создание предпосылок для успешных выступлений кружковцев на олимпиадах всех уровней.
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончанию обучения; учащиеся должны знать:
- нестандартные методы решения различных математических задач;
- логические приемы, применяемые при решении задач;
- историю развития математической науки, биографии известных ученых- математиков.
По окончанию обучения учащиеся должны уметь:
- рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
- систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
- применять нестандартные методы при решении программных задач.
Содержание курса работы кружка.
1.Как люди научились считать. (3ч)
Арифметика каменного века. Числа начинают получать имена. Операции над числами. Первые цифры. Как в древности выполняли арифметические действия. Как решали задачи в древности.
2.Развитие арифметики и алгебры. (2ч).
Наука уходит на Восток. Открытие нуля. Что такое квадриллион? О бесконечности ряда натуральных чисел. Из истории дробей. Пропорции. Кто придумал отрицательные числа и кому они нужны? Зарождение алгебры. Задачи.
3.Из науки о числах (4ч)
Как математика стала настоящей наукой. Числа правят миром! Числа простые и составные. Решето Эратосфена. Признаки делимости. Как найти НОД. Любопытные свойства натуральных чисел. Некоторые приемы быстрого счета. Числовые фокусы. Юные математики. Задачи.
4.Математические игры. (1ч).
Игры. Задачи.
5.Математика и шифры. (2ч).
Каким должен быть шифр. Шифрование решеткой. Задачи.
6.Рассказы о геометрии. (4ч).
Как возникла геометрия. Натягиватели веревок. Сотни фигур из семи частей. Эратосфен измеряет Землю. Архимед применяет геометрию для обороны. О названиях геометрических фигур. Геометрия вокруг нас. Геометрические проблемы. Задачи.
7.Математика в России. (3ч).
Математика в России. Л.Ф. Магницкий и его «Арифметика». Как ценили математику наши предки. Геометрия в старых русских книгах.
8.Как измеряли в древности. (2ч).
Зачем человеку нужны измерения. Первые единицы длины. Измерение площадей. Взвешивание. Меры в Древнем мире. Задачи.
9.Старые русские меры. (2ч).
Меры длин. Меры площадей. Меры веса и объема. Денежная система русского народа. Надзор за мерами в России. Д. И. Менделеев-метролог. Задачи.
10.Метрическая система мер. (4ч).
Развал древних систем мер. Рождение метрической системы мер. Временная метрическая система. Архивный метр. Причины, мешавшие проведению в жизнь метрической системы мер. Метрическая система мер становится международной благодаря деятельности русских ученых Новые приставки и единицы. Задачи.
11.Комбинации и расположения (3ч)
Сколькими способами?. Комбинаторика на шахматной доске. Кенигсбергские мосты. Кругосветное путешествие. Блуждания по лабиринтам. Магические квадраты.
12.Конкурсы. Викторины. (4ч)
№ | Название темы | Кол-во часов | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения |
1 | Как люди научились считать | 3 | ||
2 | Развитие арифметики и алгебры. | 2 | ||
3 | Из науки о числах. | 4 | ||
4 | Математические игры. | 1 | ||
5 | Математика и шифры. | 2 | ||
6 | Рассказы о геометрии. | 4 | ||
7 | Математика в России. | 3 | ||
8 | Как измеряли в древности. | 2 | ||
9 | Старые русские меры. | 2 | ||
10 | Метрическая система мер. | 4 | ||
11 | Комбинации и расположения. | 3 | ||
12 | Конкурсы, викторины. | 4 |
Итого: 34часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10. Кружок "Введение в журналистику"
Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей...
Кружок "Историческая мозаика"
Пояснительная записка. План работы исторического кружка русскую историю с древнейших времён до 2-го века и включает в себя разные типы вопро...
Кружок "Юные инспекторы движения"
В целях привлечения внимания широкой общественности к проблемам, связанным с обеспечением безопасности дорожного движения, снижением детского дорожно-транспортного травматизма, противодействия п...
Программа по дополнительному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (кружок по информатике "Компьюша")
В современном обществе компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека (магазин, банк и т.д.). Современные условия труда часто требуют элементарных навыков пользователя ПК. И...
Кружок "Уроки здоровья".
Оздоровительная дыхательная гимнастика с применением метода БОС (Биологической обратной связи). Дыхание по Сметанкину....
кружок "Диалог"
календарно-тематическое планирование кружка "Диалог"...
Кружок "Школьный корреспондент"
Цель работы кружка:развитие письменной речи учащихся,составление текстов в общешкольную газету, сотрудничество с городскими изданиями....