1. Мотивация к учебной деятельности Цель: - актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности - создать условия для формирования у учеников внутренней потребности во включении в учебную деятельность - установить тематические рамки | Устанавливает тематические рамки. Проверяет уровень знаний | - Сегодня на уроке мы продолжим постигать на интереснейшую науку математику и узнает Работа в паре (двое у доски). Задание 1: найдите равенства. 46+554= (157+25)+5= 0+7= 319-(19+180)= (27+35)-15= 48-0= 48-48=
| 7+0 27+(35-15) 554+46 157+(25+5) 0 48 319-19-180 |
- Перед вами остров – Остров Удивительный, Закон там сочетательный, Закон переместительный. А еще на нем мы встретим Свойства вычитания. И, конечно, не оставим Их мы без внимания. Чудеса на острове на этом не кончаются. У берега семь правил на волнах качаются (Восемь раз заучены, сор раз повторены), От каждого от равенства Тропинки здесь проторены. Тропинки идут посуху, в море не спускаются, Нигде не пересекаются. - Как вы думаете, что мы сегодня будем постигать? А при чем здесь буквенные выражения (тема предыдущего урока)?
|
Выполняют задание в парах
Слушают учителя | Знать свойства сложения и вычитания | Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения Цель: - создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; -организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; -выявить место (шаг, операцию) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения | Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление причины и места затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний | - Вспомните, о чем говорилось в свойствах сложения и вычитания.
Задание 2: соединить стрелками полученные равенства (задание 1) с свойствами, которые используются.
- Как можно записать законы сложения и вычитания с помощью буквенной записи?
- Чем заменить числа в выражениях ,чтобы записать свойства на математическом языке?
| Проговаривают свойства сложения и вычитания. Высказывают свои предположения. Проговаривают затруднения | Знать свойства сложения и вычитания | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую) Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение |
3. Построение проекта выхода из затруднения Цель: организовать уточнение следующего шага учебной деятельности, составление плана действий | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий | Поиск решения проблемы: Чтобы успешно решить данный вопрос нам нужно вспомнить, а какие два вида математических выражений вы знаете? (числовые и буквенные) - А чем числовые выражения отличаются от буквенных? Так какое же решение проблемы вы можете предложить, чем же заменить числа? Гипотеза (предложенная детьми): одинаковые буквы соответствуют одинаковым числам в числовых выражениях, разные буквы — разным числам. - Сейчас мы этим и займемся.
| Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя | Уметь записывать свойства сложения и вычитания с помощью буквенных выражений | Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что известно, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
|
4. Реализация построенного проекта и первичное закрепление (с проговаривание во внешней речи) Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; -зафиксировать новое знание в речи и знаках; -организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом | Работа в группе по карточкам (можно использовать учебник). Записать свойства сложения и вычитания в буквенном виде. Свойства сложения. | Свойства вычитания. | 1.Переместительное свойство: | 1. Вычитание суммы из числа: | 2.Сочетательное свойство: | 2. Вычитание числа из суммы: | 3.Свойство нуля: | 3. Свойствонуля: |
Защита проекта. В результате чего в тетрадях должно быть записано: Свойства сложения: a + b = b + a – переместительное. (a + b) + c = a + (b + c) – сочетательное. 0 + а = а + 0 – свойство нуля. Свойства вычитания: a – (b + c) = a – b – c – вычитание суммы из числа. (a + b) – c = a + (b – c), (a + b) – c = ( a – c) + b – вычитание числа из суммы. 3. a – 0 = a, a – a = 0 – свойствонуля.
Историческая справка А знаете ли вы, когда впервые были применены буквы вместо цифр? Впервые использовать буквы вместо чисел стал француз Франсуа Виет, живший в 1540-1603 годах. С достижениями этого математика вы познакомитесь в 8 классе.
Работа с учебником: № 337. Запишите сочетательное свойство сложения с помощью букв a, b, c. Замените буквы их значениями: a = 9873, b = 6914, c = 10 209 – и проверьте получившееся числовое равенство. (a + b ) + c = a + (b + c ) (9873 + 6914) + 10 209 = 16 787 + +10 209 = 26 996 9873 + (6914 + 10 209) = 9873 + +17 123 = 26 996 № 338. Запишите свойство вычитания суммы из числа с помощью букв a, b, c . Замените буквы их значениями: a = 243, b = 152, c = 88 – и проверьте получившееся числовое равенство. a – (b + c) = a – b – c 243 – (152 + 88) = 243 – 240 = 3 243 – 152 – 88 = 91 – 88 = 3 № 339(а). Запишите свойство вычитания числа из суммы двумя способами. Проверьте получившиеся числовые равенства, заменив буквы их значениями: а) а = 98, b = 47 и c = 58. 2. Выполнить задания № 341 – 342. Под буквами а, б задания учитель выполняет у доски, под буквами в, г – самостоятельно с последующей проверкой. | Слушают представителей от группы, фиксируют новое знание в речи и знаках | Уметь применять свойства сложения и вычитания, упрощать выражения | Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы с помощью учебника, своего жизненного опыта и информации, полученной на уроке) Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли, слушать и понимать речь других, работать в группе. Регулятивные: уметь работать по плану, проговаривать последовательность действий на уроке. |
5. Рефлексия учебной деятельности Цели: - зафиксировать новое содержание урока -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Организует фиксирование нового материала, рефлексию, самооценку учебной деятельности | Выполняется тест с взаимопроверкой Тест 1. Упростите выражение: 11 + а + 2 а)2 + а; б)11 + а; в) 13+ а; г) 13. 2. В одном мешке было х кг картофеля, а в другом на 8 кг больше. Сколько кг картофеля было во втором мешке? а) х – 8; б) 8х; в) х + 8. 3. Найдите значение выражения 43 + (х + 18), если х = 19. а) 75; б) 80; в) 69.
Подведем итог урока. - Что мы сегодня изучали? - Расскажите, чему вы сегодня научились? - Оцените свою деятельность с помощью смайлика
Домашнее задание: № 364, № 366 | Отвечают на вопросы. Рассказывают что узнали. Осуществляют самооценку |
| Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |